Н.Л. Чебыкина ( МБОУ «СШ №19», г.Нижневартовск Тюменской области,
учитель географии, тренер по туризму и спортивному ориентированию ).
ИНТЕГРАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К
ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ
ЛИЧНОСТИ
Туризм – это универсальный вид спорта, включающий в себя туристское
многоборье, спортивное ориентирование и краеведение, которым можно заниматься
без возрастных
ограничений при правильной физической нагрузке. Туризм
многогранен и многообразен: активные по форме туристические походы и пассивный
отдых на пляже, туристические фестивали и летние спортивные лагеря, конкурс
туристской песни, фотографий и стенгазет и сбор краеведческого материала.
Этот вид спорта направлен на совершенствование физического и умственного
развития, способствует изучению своей Родины, воспитанию любви и патриотизма,
приобретению полезных навыков, необходимых в повседневной жизни. А кроме того
связан почти со всеми школьными дисциплинами. Например, общая физическая
подготовка, которая включает упражнения для мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса,
туловища, упражнения со скакалкой, подвижные игры, эстафеты, игры в волейбол,
футбол, баскетбол, занятия на снарядах – способствуют формированию таких
качеств, как выносливость, ловкость, гибкость, сила, быстрота. Эти навыки
необходимы детям также на уроках физической культуры.
Технические тренировки имеют практическую направленность – умение работать с
веревками и специальными приспособлениями ( жумары, карабины, восьмерки ),
дают возможность преодолевать водные преграды, глубокие овраги, спуски с крутого
склона, а так же перебраться по бревну через овраг, через горную реку, поставить разжечь костер – связь с предметом основы безопасности
палатку,
жизнедеятельности, а так же подготовки мальчиков к воинской службе.
Дети, занимающиеся туризмом могут правильно действовать в экстремальных
ситуациях: они могут прыгнуть с отвесной стены ( спуск дюльфером ), не упасть, не
разбиться, не испугаться, потому что с первого года обучения в туризме умеют
Могут оказать первую
пользоваться страховочными приспособлениями.
медицинскую помощь при различных видах травм, имеют навыки ориентирования в
лесу по компасу, карте, солнцу, звездам и другим предметам. В перспективе, дети
занимающие туризмом четыре пять лет, в дальнейшем идут работать в спасательную
службу ГО и ЧС или промышленным альпинизмом.
Все эти навыки им необходимы для совершения походов. В походе ребенок
своими глазами может рассмотреть тайгу, степь, пустыню, тундру, субтропики. На
уроках географии он воспринимает не сухой текст, а прокручивает в голове
увиденные ландшафты. Пещеры, правильно представляет, что такое ледник,
«снеговая линия» в горах, а также представляет смятие горных пород в складки, так
как наглядно видел это в природе. Турист образно воспринимает разнообразные
формы рельефа, неисчислимые виды растений и животных, огромное количество
географических объектов. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Эти знания ему в дальнейшем пригодятся на уроках географии и биологии.
В походах ребенок сталкивается с организацией туристского быта. Что это такое?
Это прежде всего правильный выбор места для привала и ночлега. Место для костра,
для забора воды, умывания и мусорной ямы для бытовых отходов. Это уход за
одеждой и обувью в походе ( их сушка и ремонт ). Правила разведения костров и
заготовка дров. Составление меню на весь поход и приготовление пищи ( список
продуктов, фасовка, упаковка продуктов и переноска их в рюкзаках. Эти навыки им
пригодятся на уроках технологии.
В туристических походах воспитываются такие человеческие качества как:
трудолюбие, выносливость, взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя товарища, так как успех всей команды зависит от слаженности действий каждого
участника.
Воспитание всесторонне развитой личности, высокообразованной, духовно
богатой, нравственно чистой, физически совершенной – вот главная задача педагога.
Это процесс беспрерывный, и заниматься этим надо не только на уроках, в школе, а
также дома, на улице, на внеклассных и внешкольных мероприятиях. Это задача не
только учителей, родителей, воспитателей, но и всех, кто окружает подростка.
Только общими усилиями можно воспитать высоконравственную личность!
ИНТЕГРАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕГРАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕГРАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.