Воспитание всесторонне развитой личности, высокообразованной, духовно богатой, нравственно чистой, физически совершенной – вот главная задача педагога
Н.Л. Чебыкина ( МБОУ «СШ №19», г.Нижневартовск Тюменской области,
учитель географии, тренер по туризму и спортивному ориентированию ).
ИНТЕГРАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К
ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ
ЛИЧНОСТИ
Туризм – это универсальный вид спорта, включающий в себя туристское
многоборье, спортивное ориентирование и краеведение, которым можно заниматься
без возрастных
ограничений при правильной физической нагрузке. Туризм
многогранен и многообразен: активные по форме туристические походы и пассивный
отдых на пляже, туристические фестивали и летние спортивные лагеря, конкурс
туристской песни, фотографий и стенгазет и сбор краеведческого материала.
Этот вид спорта направлен на совершенствование физического и умственного
развития, способствует изучению своей Родины, воспитанию любви и патриотизма,
приобретению полезных навыков, необходимых в повседневной жизни. А кроме того
связан почти со всеми школьными дисциплинами. Например, общая физическая
подготовка, которая включает упражнения для мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса,
туловища, упражнения со скакалкой, подвижные игры, эстафеты, игры в волейбол,
футбол, баскетбол, занятия на снарядах – способствуют формированию таких
качеств, как выносливость, ловкость, гибкость, сила, быстрота. Эти навыки
необходимы детям также на уроках физической культуры.
Технические тренировки имеют практическую направленность – умение работать с
веревками и специальными приспособлениями ( жумары, карабины, восьмерки ),
дают возможность преодолевать водные преграды, глубокие овраги, спуски с крутого
склона, а так же перебраться по бревну через овраг, через горную реку, поставитьразжечь костер – связь с предметом основы безопасности
палатку,
жизнедеятельности, а так же подготовки мальчиков к воинской службе.
Дети, занимающиеся туризмом могут правильно действовать в экстремальных
ситуациях: они могут прыгнуть с отвесной стены ( спуск дюльфером ), не упасть, не
разбиться, не испугаться, потому что с первого года обучения в туризме умеют
Могут оказать первую
пользоваться страховочными приспособлениями.
медицинскую помощь при различных видах травм, имеют навыки ориентирования в
лесу по компасу, карте, солнцу, звездам и другим предметам. В перспективе, дети
занимающие туризмом четыре пять лет, в дальнейшем идут работать в спасательную
службу ГО и ЧС или промышленным альпинизмом.
Все эти навыки им необходимы для совершения походов. В походе ребенок
своими глазами может рассмотреть тайгу, степь, пустыню, тундру, субтропики. На
уроках географии он воспринимает не сухой текст, а прокручивает в голове
увиденные ландшафты. Пещеры, правильно представляет, что такое ледник,
«снеговая линия» в горах, а также представляет смятие горных пород в складки, так
как наглядно видел это в природе. Турист образно воспринимает разнообразные
формы рельефа, неисчислимые виды растений и животных, огромное количество
географических объектов. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Эти знания ему в дальнейшем пригодятся на уроках географии и биологии.
В походах ребенок сталкивается с организацией туристского быта. Что это такое?
Это прежде всего правильный выбор места для привала и ночлега. Место для костра,
для забора воды, умывания и мусорной ямы для бытовых отходов. Это уход за
одеждой и обувью в походе ( их сушка и ремонт ). Правила разведения костров и
заготовка дров. Составление меню на весь поход и приготовление пищи ( список
продуктов, фасовка, упаковка продуктов и переноска их в рюкзаках. Эти навыки им
пригодятся на уроках технологии.
В туристических походах воспитываются такие человеческие качества как:
трудолюбие, выносливость, взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтятоварища, так как успех всей команды зависит от слаженности действий каждого
участника.
Воспитание всесторонне развитой личности, высокообразованной, духовно
богатой, нравственно чистой, физически совершенной – вот главная задача педагога.
Это процесс беспрерывный, и заниматься этим надо не только на уроках, в школе, а
также дома, на улице, на внеклассных и внешкольных мероприятиях. Это задача не
только учителей, родителей, воспитателей, но и всех, кто окружает подростка.
Только общими усилиями можно воспитать высоконравственную личность!