ИНТЕГРАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ТУРИЗМА КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА
РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Одно из важных направлений обновления системы дошкольного образования – проведение занятий на основе интеграции разных образовательных областей вокруг одной темы или понятия. Именно в процессе межпредметной интеграции у ребенка формируется целостная картина мира.
С помощью многосторонней интеграции не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания детей, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому интеграция образовательных областей является важным условием и результатом системного подхода в обучении и воспитании дошкольников. Осуществление интегрированного подхода соответствует одному из основных требований дошкольной педагогики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
В течение двух лет в МОУ «Бендерский Детский сад №15» разрабатываются и проводятся интегрированные мероприятия с детьми на различные темы. На этапе осуществления интеграции разных образовательных областей нами были сформулированы основные цели использования интегрированных занятий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ:
Ø создание у детей целостной картины мира;
Ø учет здоровьесберегающих технологий;
Ø повышение качества воспитательно – образовательного процесса;
Ø формирование личности педагога и ребенка;
Ø повышение профессиональной компетентности педагогов
Ø освоение педагогическим коллективом технологии интегрированного подхода.
Наряду с другими образовательными областями, эффективность художественно – эстетического направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, и их интеграции с такими образовательными областями, как: ознакомление с окружающим, речевое развитие, формирование элементарных математических представлений, социально – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание, физическое развитие.
Практика показала, что интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов детской деятельности. Интегрированные занятия, проводимые в системе, дают высокие результаты, повышают как художественно – продуктивную, так и познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.
Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно – творческих способностей, устраняет перегрузки.
Интеграция изобразительной деятельности с другими областями основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности.
В нашем дошкольном учреждении изначально интегрировались области одного или близких друг другу образовательных направлений, в моей работе – это разные виды изобразительной деятельности и различные виды художественного творчества (чаще всего изобразительное искусство, художественная литература и музыка), но теперь этот процесс охватывает все более широкий спектр разных видов детской деятельности и линий развития детей – художественное творчество интегрируются с познанием окружающего мира и художественной литературой, с математикой и речевым развитием... На данном этапе в тесном взаимодействии с методистом по ФИЗО и воспитателями групп нами осуществляется интеграция изобразительной деятельности и физической культуры, в частности – туризма.
В процессе интеграции развития речи и художественной литературы с изобразительным творчеством, которая используется уже в работе с детьми II младшей группы, наряду с речевым материалом в занятия включаются задания по рисованию. Рисунок помогает детям в запоминании и воспроизведении усвоенного материала. При этом даже в старшей группе мы с воспитателем не заостряем внимание на технике выполнения работ, позволяем дошкольникам самим подбирать приемы рисования, иллюстрирующие их представление и отношение к услышанному.
Например, на разработанном мною совместно с воспитателями подготовительной группы занятии по теме «Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», дошкольники самостоятельно создавали пиктограммы и затем использовали их при пересказе. На занятии по речевому развитию по теме «Автопортрет» дети составляли описательный рассказ своего лица, при этом использовался меловой рисунок, который создавался на доске и оживал в процессе рассказа.
Тематическая интеграция таких образовательных областей, как экологическое воспитание и художественное творчество, осуществляется мною совместно с воспитателями и методистом по приоритетному направлению познавательное развитие также с младшего возраста через различные формы, методы и средства работы с детьми с учетом их возрастных особенностей.
Например, при проведении акции на тему « Сдай макулатуру – спаси дерево», разработанной мной во взаимодействии с методистом по ПНД, сначала дошкольники подготовительной группы в рамках экологического направления узнали, из чего делают бумагу, с помощью видео побывали на бумаго – перерабатывающем заводе, вместе с родителями принесли и сдали старые газеты, журналы, а затем на занятиях по рисованию и аппликации создали плакаты, призывающие сдавать макулатуру. Тем самым мы вывели проблему сохранения деревьев за пределы детского сада. Данный вид интегративной деятельности обеспечил получение детьми целостных представлений по данной теме. По моему мнению, при таком подходе каждый из видов детской деятельности не потерял своей специфики и полноценно освоен детьми в процессе деятельности.
В старшем дошкольном возрасте в изобразительную деятельность я стараюсь интегрировать большее количество образовательных областей. Так, при реализации лексической темы «Весна», подготовленой совместно с методистом по ПНД и методистом по ФИЗО, для создания у старших дошкольников целостной картины мира в его материальном и духовном единстве, были максимально синтезированы познавательное направление и многие виды искусства: литература, поэзия, живопись, музыка, а также включены народные подвижные игры «Ручеек», «Гори, гори, ясно», игры средней подвижности, такие как "Карусель", "Грушка".
Хочу привести в качестве одного из наиболее интересных примеров интеграции художественного творчества с большим количеством образовательных областей, а именно: здоровье, физическая культура, музыка, чтение художественной литературы, познавательное развитие, коммуникация, занятие на тему «Изображение самого интересного за прошедший месяц», целью которого было расширение представлений о разнообразии изобразительного искусства, художественных замыслов, поощрение активного участия детей в изобразительной деятельности. Данное занятие предусматривало также обучение детей умению отбирать из полученных впечатлений наиболее интересные, развитию у них стремления запечатлевать это в рисунке, формирование умения наиболее полно выражать свой замысел изобразительными средствами, развитие воображения.
Проведенные мной совместно с воспитателями старшей группы итоговые занятия по составлению рассказов как художественной, так и познавательной направленности, показали, что у детей рассказы стали больше по объему, интереснее по содержанию, грамматически правильнее по построению, а также эмоционально насыщеннее. В свою очередь, рисунки в этой группе более оригинальны по способу выполнения, насыщены реально наблюдаемыми природными объектами и образами из литературных и музыкальных произведений.
Интегрируя изобразительную деятельность с физкультурно – оздоровительной работой, мы формируем у детей умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы и явления. Так, научившись определять, что изображено на переднем и на заднем планах на занятиях по изодеятельности, дети легко справляются с перестроением во время физкультурного занятия, где нужно стать на передний план или оставаться на заднем. Дети в большей мере овладели связной речью, обогатили свой словарный запас, и наилучшим образом произошло сенсорное развитие. Дети научились сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Дошкольники быстрее развиваются физически, поскольку изобразительная деятельность требует активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
Занятие «Ау, Аленушка», проведенное мной в подготовительной группе с целью гармоничного развития дошкольников на основе выражения себя в разных видах деятельности, включало интеграцию тестопластики и народных подвижных игр. Занятие «На улице зима» для старших дошкольников объединяло такую нетрадиционную технику рисования, как батик, с элементами физкультурно – ритмических движений. В средней группе проведено занятие «Приключения в деревне» на основе интеграции нетрадиционных изобразительных техник, народного фольклора и подвижных игр.
Изобразительной деятельности отводится особая роль в развитии мелкой моторики в процессе работы с карандашом, кистью, изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. На занятиях физического развития также используются упражнения на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика. Интеграция данных направлений позволила мне совместно с методистом по ФИЗО систематизировать игры, используемые как в изобразительной деятельности, так и в физической культуре (например, игра «Разноцветные прищепки», «Волшебные мешочки», «Краски», «Встань на свое место» и т.д.); которые были предложены воспитателям для дальнейшего использования в разных режимных моментах.
Кроме того, при проведении физкультурных занятий внимание дошкольников привлекается к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателей, оформления помещения; на занятиях физической культурой используются изготовленные детьми элементарные физкультурные пособия (флажки, картинки, мишени для метания), рисуются мелом разметки для подвижных игр.
На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется интеграции различных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования) с элементарным туризмом. При этом комплексно в такие занятия включаются и другие образовательные области: прежде всего – патриотическое воспитание посредством ознакомления с родным городом, краем; а также – познание, экология, речевое развитие, художественная литература, музыка, социально – нравственное развитие и другое.
В процессе проведения туристических прогулок и походов стараюсь использовать различные художественные средства выразительности: краски и карандаши, пластилин и тестопластика. Однако обращаю внимание на то, чтобы на при интеграции изодеятельности с основами туризма материал для творчества был приближен к природному. Поэтому, чаще всего, для лепки выбираю глину; конструирование осуществляется из природных материалов, бумаги, реже – из наиболее часто встречающегося бросового материала (коробок, банок, пластика); в качестве средств для рисования предлагаю детям мел, уголь. Рисование красками также выполняется на камнях, щепках или досточках.
Особый интерес как для художественной деятельности дошкольников, так и для педагогической деятельности воспитателей, представляет в качестве материала песок. Техники рисования с помощью песка, с которыми я стараюсь знакомить детей, разнообразны – начиная от простого прорисовывания палочкой на утрамбованной поверхности, рисования пальцами на сухом песке, насыпанном на контрастную основу, и заканчивая рисованием песчанного контура, в том числе – по клеевой основе, позволяющей сохранить рисунок.
В процессе интеграции изобразительного творчества с основами элементарного туризма, мною в тесном взаимодействии с методистом по приоритетному направлению физическое развитие и воспитателями групп были проведены такие занятия, как:
Ø в средней группе: «Красавица – березка» (пешая прогулка + рисование мелом), «Радуга» (прогулка + рисование цветными карандашами), «Божья коровка на зеленом листке» (наблюдение в природе + лепка из глины) и др.;
Ø в старшей группе: «Волшебная палочка» (экскурсия + нетрадиционные техники рисования), «Зимняя сказка» (туристическая прогулка + псевдовитраж), «Кошка» (наблюдение во время прогулки + рисование углем), «Настроение» (туристический поход к роднику + рисование песком); «Насекомые весной» (прогулка + рисование гуашью на камнях) и др.;
Ø в подготовительной к школе группе: «Красота без цвета» (туристический поход в природу + рисование песком), «Осенний парк» (экскурсия + рисование восковыми мелками), «Птицы нашего края» (туристическая прогулка + лепка из глины), «Цветочный коллаж» (экологическая прогулка + коллективное пано из конфетных оберток», «Заселим планету» (экскурсия + оригами), «Послание» (туристический поход к роднику + рисование на деревянных щепках) и др.
Также в подготовительной группе был проведен своеобразный цикл занятий по ознакомлению с водным транспортом: сначала – интегрированное занятие познавательного цикла с изготовлением в конце бумажных корабликов, затем – туристический поход к роднику со спуском корабликов на воду и зарисовкой эскизов, а после – изготовление коллективной работы «Уплывают корабли...».
Несмотря на закономерные различия задач физического развития дошкольников, в том числе – элементарного туризма, и задач художественной деятельности детей, в частности – изобразительного творчества, основная цель нашей совместной работы состоит в том, чтобы подготовить модель выпускника, открыть в ребенке его неповторимость, подготовить к школьному обучению. Разработанная нами система тематической интеграции помогает как развивать у детей физические качества, так и воспитывать у них основы художественно – эстетического вкуса, формировать навыки изобразительной деятельности. У дошкольников создается целостная картина мира в его физическом, духовном, художественно – эстетическом единстве.
Таким образом, педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника. Каждый специалист, решая свои сугубо специфические задачи, взаимодействует, интегрируется с деятельностью других специалистов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.