ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Основные вопросы, которые интересуют студента с первого дня в техникуме, сводятся к актуальности выбранной профессии или специальности, в то время как дисциплины общеобразовательного цикла уходят на второй план. В то же время общеобразовательная подготовка для будущих специалистов технического профиля имеет важное прикладное значение, т.к. формирует у них необходимые в профессиональной деятельности качества, развивает мыслительную деятельность. Это способствует формированию компетенций будущего специалиста как профессиональных, так и общих.
Математика очень сложная наука, поэтому для студентов однообразные занятия, особенно скучные лекции, «Сиди и пиши» не интересны, поэтому приходиться искать разнообразные формы и методы проведения занятий.
Сегодня студенты уже совсем перестали учить математику. Почти на всех занятиях можно услышать такие вопросы: «Зачем нам механикам математика?», «Где нам это может пригодиться в жизни?» и так далее.
Преподаватели находятся в постоянном поиске средств активизации и интенсификации процесса изложения учебного материала и обратной связи, что призвано активизировать всех обучающихся, повысить их интерес к учебной деятельности и, вместе с тем, обеспечить скорость запоминания, понимания, осознания и усвоения учебного материала.
При всех современных инновационных изменениях, появлении новых технологий, форм и методов обучения занятие продолжает оставаться основной организационной формой передачи знаний, умений и формирования различных компетенций.
Бинарный урок– является одной из современных форм проведения занятий. Это нетрадиционная форма обучения, которая отличается определенными особенностями и позволяет студентам не только усваивать теоретические знания, но широко применять их в практической деятельности.
Главной чертой проведения бинарных занятий в системе среднего профессионального образования является их практико-ориентированная направленность и содержательность, совокупное формирование различных компетенций общей и профессиональной значимости, подготовка профессионала с творческим подходом к решению поставленных задач.
Проведение бинарных занятий имеет положительный результат успешной интеграции теории и учебной практики по освоению программ профессиональной подготовки рабочих профессий и специалистов среднего звена.
Совместно с преподавателями дисциплин профессионального цикла мною разработано и апробировано учебное занятие по теме Принципиальное устройство и работа двигателей внутреннего сгорания.
В ходе учебного занятия студентам раздаются опорные конспекты по двум вариантам, в которых они работают без напоминания преподавателя в течение всего урока. Левая колонка с заданиями, а в правую они вписывают свои ответы, получая информацию на каждом этапе занятия.
Занятие было построено следующим образом:
· Вначале была проведена математическая разминка на тему «Степень числа». Студенты вспомнили понятие степени числа, основание степени, показатель степени и как возводить число в степень с натуральным и отрицательным показателем. С помощью таблицы степеней заполнили правый столбец в опорном конспекте самостоятельно.
· Затем перешли к изучению нового материала:
· Рассмотрели, что такое Двигатели внутреннего сгорания – это тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание топлива и преобразование части выделившейся теплоты в механическую работу.
· классификацию ДВС
· Назначение ДВС Двигатели внутреннего сгорания предназначены для преобразования тепловой энергии сгорающего топлива в механическую работу.
· Устройство ДВС
· На презентации был показан Принцип работы ДВС.
· На этапе закрепление изученного материала совместно с преподавателем записали формулы мощности двигателя внутреннего сгорания и Термического КПД двигателя, решили задачи на применение этих формул.
· На этапе Подведение итогов занятия была проведена Совместная оценка степени реализации поставленных на занятии целей. И Совместная рефлексия
· Домашнее задание было как по математике решение задач, так и по основам гидравлики и теплотехники изучение конспекта.
С данной разработкой я принимала участие в конкурсе «Методический потенциал СПО», где была отмечена дипломом 2 степени.
Совместно с преподавателем русского языка и литературы Тахтаровой Людцией Семеновной было разработано интегрированное учебное занятие «Без грамматики не выучишь и математики!» Студентам было предложено:
· Вставить в поговорки числа, при этом в сумме получить число 28.
· Вставить числительные, математические термины и понятия в известные фразеологизмы.
· Из двух слов вычислить среднеарифметическое.
· Найти речевую ошибку в записи числа.
· В итоге занятия студенты составляли синквейн на тему русского языка и математики.
У приведённых в пример бинарных занятий своя методическая цель, но их подготовка — это огромная, кропотливая, поисковая работа по отбору учебного материала, технического и дидактического оснащения, особые нестандартные условия проведения и высокая результативность.
Использование интегративной технологии позволяет более доступно объяснять материал, помогает научиться решать нестандартные задачи, что в дальнейшем позволит стать высококвалифицированными и востребованными на рынке труда специалистами и продвинуться по карьерной лестнице.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.