Интеграция на уроках искусства
Ангарск 2010
Якущенко Вера Викторовна
Учитель музыки высшей категории МОУ «СОШ № 36»
г. Ангарск, Иркутская область
Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов (Толковый словарь иностранных слов и «Логический словарь - справочник» Н.И. Кондакова).
Интеграция - это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разносторонних частей и элементов (Философский словарь).
Интеграция - это результат процесса объединения, т. е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого.
Интеграция (лат. Integratio - восстановление, восполнение) - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интеграция - это процесс и результат становления целостности.
Ступени интеграции
Функции интеграции:
изменение информационной емкости содержания;
выход на более высокий уровень осмысления;
совершенствование индивидуально-личностного аппарата познания;
развитие свободы мышления;
формирование креативности.
Уровни интеграции | Степень интеграции |
1. Внутрипредметная интеграция | Высокая |
2. Межпредметная интеграция: |
|
3. Межсистемная интеграция | Высокая |
Примерные виды деятельности на интегрированном уроке рисования
подбор эпиграфа;
работа на фоне музыки;
исследование творчества художника;
придумать интерьер комнаты;
оживить картину;
снять клип;
организовать тематическую выставку и т.д.
Задачи интеграции искусств
Развитие у учащихся чувства прекрасного,
формирование хорошего вкуса,
развитие умения понимать и ценить произведения искусства.
Принципы интегративного образования:
интегративные способности мышления являются существенным рабочим инструментом для всех учащихся и на их развитие должны быть ориентированы все учебные программы;
все учащиеся должны иметь возможности применения междисциплинарного подхода в обсуждении различных тем;
эти возможности должны быть заложены в программы общего образования (в его стандарты).
Методы интегрированного обучения
- активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);
- рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов;
- исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения).
Значение интеграции
Знания приобретают качества системности;;
развитие логики, мышления, коммуникативных способностей;
возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя и учеников.
Условия проведения интегрированных уроков
определить главную цель урока;
определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;
тщательная координация действий;
наличие психологической совместимости, педагогического такта.
Методика подготовки и проведения интегрированного урока
Подготовительный этап.
-Определение смежного предмета (предметов).
-Выбор темы, цели, задач урока.
-Определение содержания урока.
-Подбор заданий и тем сообщений для учащихся.
-Определение форм, методов и средств обучения, позволяющих
наиболее эффективно решать задачи урока.
Основной этап.
Проведение интегрированного урока.
Заключительный этап.
Анализ интегрированного урока
Форма урока:Интегрированный урок
-на базе одной дисциплины, другая же дисциплина (может быть как из той же, так и из другой образовательных областей) выступает в роли вспомогательной;
-уроки, в которых вклад дисциплин из одной образовательной области одинаков;
-уроки, на которых учебные дисциплины группируются вокруг определенной учебной проблемы, законов развития природы, понятий и т.д.;
-интегрированные уроки, на которых последующая учебная тема вытекает из предыдущей. Для этого типа интеграции характерна высокая степень взаимообусловленности и соподчиненности ее элементов.
Форма урока:Бинарный урок
Урок, в котором участвуют несколько, обычно двое, учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать их взаимосвязь; материал предметов складывается чисто автоматически.
На интегрированном уроке происходит концептуальное объединение сходных нескольких предметов для углубленного изучения научной проблемы. В этом его отличие от урока бинарного, где материал двух предметов складывается чисто автоматически.
Форма урока:Урок с использованием межпредметных связей
-конструирование и проведение урока двумя или более учителями разных дисциплин;
-одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
-создание на этой основе интегрированных тем, разделов и уроков.
В урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.