Интеграция общего и дополнительного экологического образовании школьников
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
экология +1
Взрослым
25.04.2019
Статья об интеграции общего и дополнительного экологического образования школьников. Экологическое образование и воспитание -это задача не только школы, но и дополнительного образования: центров воспитательной работы, кружков, секций, клубов. Только совместными усилиями мы сможем воспитать современного человека с новым экологическим сознанием.
Интеграция общего и дополнительного образования .doc
Интеграция общего и дополнительного
экологического образовании школьников
Максимова Галина Дмитриевна,
МБОУ «СОШ №9» г.Вязники
Национальная инициатива «Наша новая школа» ставит главной задачей
современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. Немаловажную роль в этом
играет экологическое образование. Эту задачу в полной мере возможно
решить только совместными усилиями общего и дополнительного
образования, так как экологическое образование в школе уже не сводится
только к охране природы и рациональному природопользованию, а
рассматривается как общекультурное образование, построенное на
интеграции естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин.
Современное экологическое образование ставит определенные задачи перед
школой и внешкольными организациями, ключевыми из которых являются:
Формирование общекультурных знаний и способностей
(познание
окружающего мира, умение ориентироваться в нём, ценностное
осмысление природы, бережное отношение к культурноисторическому
и природному наследию России);
Учебнопознавательные (формирование функциональной грамотности
учащихся в области организации самостоятельной познавательной
деятельности, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
адекватной самооценки, способности переносить знания из одной
области знаний в другую, умело применять их на практике);
информационная (умение работать с различными источниками
информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать
выводы, обобщать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников (аудио, видео, электронная
почта, СМИ, Интернет);
личностного роста и развития (совершенствование личностных
качеств,
способов физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование
внутренней экологической культуры).
Интеграция основного и дополнительного образования должна быть взята за
основу при построении любого образовательного пространства, ибо по
Дополнительное
отдельности они односторонни и неполноценны.
экологическое образование встроенное в основную образовательную
деятельность, создает "мостики" для перехода личности из одного
образования в другое. Дополнительное образование может предшествовать
стандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними. По
своему «местоположению» в системе образования дополнительное образование
это вся та область образовательной и воспитательной деятельности, которая
находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта,
включая изучение тех областей экологического образования, которые не
представлены в школьных программах.
Дополнительное экологическое образование оказывает прямое воздействие на
образовательный процесс школы, так как дополнительные образовательные
программы углубляют и расширяют знания учащихся по всем предметам, а
не только по биологии, как принято считать. Они делают школьное обучение
личностнозначимым для многих учащихся; стимулируют учебно
исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к
обучению, позволяют формировать у детей практические навыки здорового
образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей
среды.
Дополнительные образовательные программы экологической направленности
должны быть прямым продолжением базовых образовательных программ, существенно углубляя их содержание и давая при этом детям актуальные
прикладные навыки.
Дополнительное экологическое образование может воплощаться не только в
кружковой работе, но и в виде элективных курсов, различных форм
«экологического движения», а также в организации краткосрочных форм
экологического образования (профильных экологических лагерей (смен),
практикумов, экспедиций, походов и др.); в организации массовых
мероприятий с детьми, педагогическими кадрами, образовательными
учреждениями.
Принципами интеграции общего и дополнительного образования являются:
принцип непрерывности и взаимодополняемости;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных
услуг, помощи, наставничества.
Очень важно при этом, что дополнительное образование осуществляется
круглогодично («образование без каникул»), поскольку в летний период в его
рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые
отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей с
последующими отчетами в начале нового учебного года.
Этим
обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков завершения основного
образования и последовательность перехода образовательного процесса из
одной стадии в другую.
Использованная литература:
1. Буйлова Л.Н. //Эффекты дополнительного образования в реализации
идей общего образования, Методические разработки педагогов
дополнительного образования.
П., Буйлова Л. Н. – Москва, 2007
Составители Буданова Г. 2. Захлебный А.Н. , Дзятковская Е.Н. // Экологическое образование: до
школы, в школе, вне школы. М.:[б. и.], 2008,N N 1.С.610. 11.
3. Яркова Н.М., Калугин Ю.Е. Процессы интеграции: достижения и
проблемы // Внешкольник, 2003, №2.
Интеграция общего и дополнительного экологического образовании школьников
Интеграция общего и дополнительного экологического образовании школьников
Интеграция общего и дополнительного экологического образовании школьников
Интеграция общего и дополнительного экологического образовании школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.