Шахтёрское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа № 8 «Малыш»
Интегрированная форма работы
для детей старшего дошкольного возраста
на тему:
«Чёрное золото Донбасса»
Подготовила воспитатель:
Антоненко Н.Л.
Шахтёрск
Цель:
Систематизировать знания детей о полезном ископаемом - угле. Включать детей в поисково-познавательную деятельность через опытно – экспериментальный процесс.
Задачи:
-расширить представления детей о профессиях родителей;
- совершенствовать умение у детей составлять небольшие описательные рассказы о профессиях, используя мнемотаблицу;
-содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру: способности наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
- обогащать активный словарь детей то теме; формировать связную речь, память, внимание;
-воспитывать интерес и любовь к родному краю, бережному и ответственному отношению к миру неживой природы.
Предварительная работа:
Беседа о профессии шахтера, о его труде,
рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые»,
чтение художественной литературы о неживой природе. Просмотр
познавательно фильма «Виртуальная экскурсия в шахту». Знакомство с мнемотаблицей;
Оборудование:
Коллекция камней, таблица «Польза каменного угля
для человека», мнемотаблица « Опиши – ка», подносы с каменным углем, баночки с
водой, палочки, салфетки, лупы, картинки по теме, фартуки, перчатки, бейджики
на каждого ребенка.
Ход:
В.: -Посмотри, который час,
Гости к нам пришли сейчас!
9 – время заниматься,
Познавать и удивляться.
Все готовы – детвора?
Отвечайте - Да! Да! Да!!
-Ребята, мы с вами часто разговариваем о том, что вы скоро станете большими и покинете наш детский сад… и пойдете куда? А потом? Вам предстоит выбрать профессию, самую нужную, сажную.
-А вы знаете, что означает это слово «профессия»?
-А вы знаете, где работают ваши родители?
Предлагаю рассказать об этом, используя таблицу – подсказку.(Составление мини –рассказов).
- У многих из вас родители и родственники работают на угольной шахте.
А что они там делают? Не зря уголь Донбасса называют «чёрным золотом», он блестит, как золото и дорог нам как золото.
- А зачем человеку уголь? (рассмотрение таблицы «Применение каменного угля в хозяйственной деятельности человека»).
А вы видели когда-нибудь наше «черное золото»? Сможете ли вы увидеть его среди других камней? (Рассмотрение емкости с камнями, где есть и каменный уголь)
_Он чёрный, блестящий!
Людям помощник настоящий!
Он несет в дома тепло,
От него всегда светло!
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали!
- А вы знаете, как образовался уголь?
-А что бы лучше узнать о свойствах каменного угля, предлагаю поэкспериментировать. Отправляемся в «Детскую научную лабораторию». (Дети одевают перчатки, фартуки, бейджики)
- Если вы не против, ребята, я буду сегодня научным руководителем. Прежде чем мы приступим к исследованиям, напоминаю, что мы можем делать опасные вещи, поэтому всё делаем аккуратно, не спеша, не толкаясь, слушая, меня и друг друга, согласны? Итак, начнем.
1.Давайте определим внешние качества угля, то есть, то что нам могут рассказать наши глаза.
-Уголь какой? Возьмите лупу, рассмотрите его. Что вы увидели?
Уголь бугристый, как дерево. Он слоистый.
2. А теперь, что нам наш нос расскажет об угле? Нюхаем! У угля нет запаха.
3.Почему уголь называют каменным? Что общего у него с камнем? Давайте его сожмём. Изменил он форму? Уголь твёрдый, как камень.
4.Уголь твердый как камень, но прочный ли он? Этот опыт проведу я: Ударю по углю, он раскололся? Уголь раскололся на маленькие кусочки, а это значит, что уголь не прочный, не крепкий, можно сказать он хрупкий.
5.Что произойдет, если опустить уголь в воду? Опустите кусочек в воду, появились пузырьки воздуха. При опускании угля в воду, воздух вытесняется – появляются пузырьки воздуха на поверхности.
6.Помешайте, каменный уголь в воде - растворился ли он? Уголь не растворяется в жидкости.
7. Уголь хорошо горит. (Просмотр опыта по видео).
8.Наши руки грязные: значит, уголь пачкает. Вот так выглядит шахтер после работы. (Фото шахтёра)
Мы много узнали сегодня, проведя опыты с углем; А что именно?
- Да, ребята, любое дело надо делать хорошо, на совесть. Недаром народ говорит: «Труд человека кормит, а лень портит».
- А вы можете, объяснить смысл этой пословицы? Правильно. Каждый человек должен трудиться, чтобы жить. И каждый должен выполнять свою работу хорошо. Ведь любая работа приносит пользу, и мы все знаем, что «Все профессии нужны – все профессии важны». А в нашем крае, городе, ведущая профессия, самая главная - это шахтер. Это мужественные, ответственные люди, и вы будете такими!
-На этом мы заканчиваем нашу работу, но сначала скажите:
-Что было интересного?
- Что понравилось, а что нет?
-Что вам запомнилось?
-Что бы вы хотели еще узнать или обсудить?
(Предлагаю детям посмотреть познавательный мультфильм «Подземные ископаемые»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.