Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с Терновка Балашовского района Саратовской области»
ПРОЕКТ
«Азбука финансовой грамотности. Своя игра»
ПО ПРЕДМЕТУ: «Финансовая грамотность»
Участники проекта:
Щетинин Семён
Учитель начальных классов:
Столярова Людмила Анатольевна
2024 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Азбука финансовой грамотности. Своя игра».
2. Вид проекта: практико-ориентированный, творческий
3. Статус проекта: школьный
4. Сроки выполнения проекта: сентябрь 2023 г–февраль 2024 г.
5. Дата защиты проекта: 01.03.24 г
6. Руководитель проекта: Столярова Людмила Анатольевна
7. Над проектом работали: Щетинин Семён 3 класс
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1. Актуальность и значимость проекта………………………………. .4
1.2. Цель проекта…………………………………………………………. 4
1.3. Задачи проекта……………………………………………………….. 4
1.4. Этапы реализации проекта………………………………………….. 5
1.5. Ожидаемые результаты…………………………………....................5
1.6. Основополагающий вопрос…………………………………………..5
1.7. Гипотеза проекта………………………………………………………5
1.8.Сроки реализации проекта…………………………………………….5
2. Основная часть
2.1.Выяснить, как финансовая грамотность влияет на правильность
составления бюджета семьи и умение производить денежные
траты и накопления…………………………………………………….6
2.2. Первые представления о финансовой грамотности………………...6
(анкетирование одноклассников)
2.3.«Откуда в семе появляются деньги и на что они их тратят»?
(опрос родителей)……………………………………………………..6
2.4. Выявления уровня финансовой грамотности в 3 г классе………...7
3. Практическая часть
3.1. Изготовить «Свою игру. Азбука финансовой грамотности»……..8
3.2. Работа над презентацией « Азбука финансовой грамотности.
Своя игра»………………………………………………………………..8
4. Заключение. Подведение итогов работы над проектом……………...9
5. Литература…………………………………………………………..10-11
3
1.Введение
В этом учебном году в нашей стране впервые обучающиеся третьих классов стали изучать «Финансовую грамотность». Это изучение способствует: - развитию экономического образа мышления, воспитанию ответственного нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формированию финансовой грамотности, расширению кругозора, развитию интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время;
- знакомит с финансовыми понятиями и ситуациями из окружающей нас действительности и помогает в них разобраться.
Отличительной особенностью этого проекта является новизна. Она заключается в объединении различных видов деятельности (познавательной, трудовой, игровой, поисковой, творческой), направленных на усвоение финансовых понятий и финансовых ситуаций из повседневной жизни. Проект носит образовательный, общекультурный и творческий характер.
1.1.Актуальность и значимость проекта
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а их речь насыщается словами из финансовой среды. Дети рано включаются в финансовую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины. Они практически ежедневно слышат в семье, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них сформируются такие полезные финансовые привычки как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также знания об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей. Финансовая грамотность на сегодняшний день является одной из ведущих и новых проблем в России. Важно помнить, что сегодняшние дети –это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Повышение финансовой грамотности – это сфера ответственности государства, школы и семьи. Поэтому в решении этой проблемы обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте.
1.2. Цель моего проекта: знакомство с основными финансовыми понятиями, через активную, познавательную деятельность и изготовление «Своей игры – Азбука финансовой грамотности».
1.3. Задачи проекта:
1.Способствовать формированию финансовой грамотности.
2. Воспитывать финансово грамотное поведение, финансовую культуру, ценить и уважать труд взрослых.
3. Формировать опыт применения полученных знаний и умений в жизни.
4
4. Изготовить «Свою игру. Азбука финансовой грамотности».
1.4.Этапы реализации проекта:
1. Изучение литературы по финансовой грамотности, Интернет- источников.
2. Проведение анкетирования среди учащихся 3 г класса и родителей.
3. Просмотр и обсуждение мультфильмов по финансовой грамотности.
4. Составление и решение ребусов, кроссвордов.
Подбор вопросов для викторины, пословиц, составление, поиск и решение
финансовых задач.
5. Изготовление «Своей игры «Азбука финансовой грамотности».
6. Защита проекта. Презентация.
1.5. Ожидаемые результаты:
- ориентирование в финансовых терминах и применение полученных знаний в
повседневной жизни;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет.
1.6. Основополагающий вопрос: Нужно ли изучать финансовую грамотность в начальной школе?
1.7. Гипотеза: Каждый уважающий себя человек в современном мире должен грамотно овладеть финансовыми понятиями и умело рационально управлять своими финансами.
1.8. Сроки проведения: сентябрь - февраль
5
2. Основная часть
2.1. Аналитическое обоснование
Современный темп жизни диктует всем, а особенно младшим школьникам, необходимость получать не только знания по учебным предметам, но и
возможность изучения доступной информации, которая поможет им быть финансово грамотными, избегать рисков связанных с личными финансами, знать современные технологии в сфере финансов и уверенно использовать возможности для повышения своего благосостояния и уровня жизни..
Ребенок, готовясь к взрослой жизни в современном обществе, должен
уже с детства ознакомиться с основными понятиями финансовой стороны
существования.
Финансово грамотный человек XXI века – это ответственный,
экономный, рациональный человек, способный понимать ключевые финансовые понятия и использовать информацию о них для принятия решений, способствующих собственной экономической безопасности и благосостояния.
2.2. Первые представления о финансовой грамотности.
В настоящее время дети уже являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений , активно покупают товары, пользуются
пластиковыми картами и мобильными приложениями. Поэтому знания финансовой грамотности им необходимы, чтобы научиться разбираться в личных финансах и правильно распоряжаться своими карманными деньгами, а также планировать свои финансовые цели.
Первые представления о финансовых отношениях в обществе я получил из сказок и мультфильмов. Например, сцена, в которой Буратино пытается вырастить золотые монеты на Поле Чудес в Стране Дураков, великолепна. А мультфильм «Смешарики. Азбука финансовой грамотности»? Каждая серия длится несколько минут и раскрывает определённую тему: инвестиции, кредиты, планирование бюджета и покупок, сбережения, страхование, финансовые цели и защита прав потребителя. Преумножать финансы и правильно их распределять учат мультфильмы «Богатый бобрёнок», «Азбука денег. Уроки тётушки совы», «Фиксики», «Три кота», «Трое из Простоквашино», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и другие.
Отсутствие навыков управления деньгами приводит порой к печальным
последствиям. Именно поэтому так важно с детства формировать правильные
финансовые привычки.
2.3.«Откуда в семе появляются деньги и на что они их тратят»?
Я предложил одноклассникам узнать у родителей «Откуда в их семье появляются деньги и на что их тратят?» и выяснил, что основной доход в семьях – это заработная плата и детские пособия. А тратят их на покупку товаров и услуг – 75,5%, на оплату обязательных платежей и взносов – 13,5 %, сбережения – 7 %,
6
2.4. Для выявления уровня финансовой грамотности в нашем 3 г классе, я провел анкетирование
«Финансовая грамотность: что и зачем?»
1. Нужны ли тебе карманные деньги?
Да нет
2. Дают ли тебе карманные деньги родители?
Да нет
3. Сколько бы ты хотел иметь карманных денег на неделю?
4. На что бы ты потратил свои карманные деньги?
На вопрос «Нужны ли тебе карманные деньги?» - 100% опрошенных
учащихся ответили «да». На вопрос «Дают ли тебе карманные деньги
родители?» 30 % ответили «да». На третий вопрос - «Сколько бы ты хотел
получать карманных денег на неделю?» ,большинство из опрошенных не дали точный ответ. На вопрос «На что бы ты потратил карманные
деньги?» - ребята отвечали по-разному. Одним важно купить сладости, кто-то
хочет купить себе телефон (однако денег не хватит), кто-то хочет потратить их на электросамокат (опять всех денег не хватает).
Я понял, что большинство опрошенных ребят имеют пробелы по многим
финансовым вопросам, но хотели бы овладеть финансовыми понятиями и
умением применять их в современной жизни.
Чтобы помочь разобраться в этом важном деле, я рекомендую прочитать книги :
- Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «Как рассказать детям о деньгах»;
- Энид Блайтон «Приключения Ноддив игрушечном городе»;
- Елена Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для детей;
- Татьяна Попова и Анастасия Булавкина «Волшебный банкомат».
На занятиях в школе мы изучали материал по следующим темам:
Что такое деньги и для чего они нужны и откуда они взялись?
Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.
Какие деньги были раньше в России?
Современные деньги России и других стран.
Что такое семейный бюджет?
На что тратятся деньги?
Как делать сбережения?
Финансовая грамотность — умение распоряжаться деньгами. И этому проще научиться через учебные ситуации и игры.
Чтобы лучше усвоить темы, мы принимали участие в викторинах, знакомились с терминами, много узнали о деньгах, учились их копить, рисовали монету будущего, разгадывали ребусы.
7
3. Практическая часть.
3.1. «Своя игра. Азбука финансовой грамотности». У меня появилась идея изготовить «Свою игру. Азбука финансовой грамотности».
Слово азбука в названии не случайно. Во-первых, азбука- это первая учебная книга, а в моём проекте – учебная игра по финансовой грамотности. Во-вторых, для названия секторов в первой игре я взял несколько букв алфавита, а в следующих играх можно будет заменить их на другие буквы. В-третьих, в секторе «Термины» понятия я тоже расположил по алфавиту.
Игра состоит из игрового поля, разделённого на 7 разноцветных секторов – «Загадки», «Мульти-пульти», «Народная мудрость», «Ребусы»,«Сказки», «Термины», «Финансовые задачи» и 5 секторов белого цвета - «Банкрот», «Кот в мешке», «Переход хода» , «Плюс 5 монет», «Минус 5 монет» и конвертов с заданиями. Бросая кубик, участник игры определяет сектор и номер вопроса. Правила игры просты. Играть можно командой, командами, каждый за себя. Участники по очереди бросают кубик, получают задание, выполняют его и получают жетон-монету. Победитель определяется количеством набранных жетонов-монет.
По мере изучения программного материала, вопросы и задания по секторам будут изменяться и добавляться.
Эту игру можно использовать и на уроках финансовой грамотности, и во внеурочной деятельности.
3.2. Работа над презентацией
Для наглядности к изложению своего материала, я подготовил
Презентацию «Азбука финансовой грамотности. Своя игра».
8
4. Заключение. Подведение итогов работы над проектом
Работать над проектом мне понравилось. Я считаю, что повышение финансовой грамотности младших школьников должно сформировать у них понимание собственной ответственности за личное и семейное финансовое благосостояние, повысить осведомленность о финансовых терминах, уровень их знаний и навыков в области личных финансов.
Проект нацелен на то, чтобы доступно и на конкретных примерах
рассказать ребятам начальных классов о разных финансовых понятиях, о
том, как зарабатываются, тратятся и сберегаются деньги.
Данная работа важна тем, что финансовая грамотность – это не просто
необходимый жизненный навык, но и значимый компонент финансово-
экономической стабильности и благополучного развития общества.
9
5.Литература
1. Корлюгова Ю., Гоппе Е. Финансовая грамотность: учебная
программа. 2-3 классы. [Электронный ресурс].
2. Корлюгова Ю., Гоппе Е. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 2-3 классы. [Электронный ресурс].
3. Корлюгова Ю., Гоппе Е. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 2-3 классы. [Электронный ресурс].
4. Корлюгова Ю., Гоппе Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-
3 классы. [Электронный ресурс].
5. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность. Современный мир. Учебное
пособие./ Е.Б. Лавренова, О.Н. Лавреньева // Москва, Просвещение, 2019. –
208 с.
6. Лазебникова А.Ю. Практическая реализация задачи повышения
финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная
и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.22–30.
7. Новожилова Н.В. Ресурсы и инструменты формирования финансовой
грамотности обучающихся общеобразовательных организаций /
Н.В.Новожилова, М.М. Шалашова // Инновационные проекты и программы в
образовании. 2017. № 4. - С. 35-41.
8. Федин С. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
2, 3 классы. В 2-х частях. Часть 1. [Электронный ресурс].
9. Федин С. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
2, 3 классы. В 2-х частях. Часть 2. [Электронный ресурс].
Цифровые образовательные ресурсы
1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой
грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России //
https://vashifinancy.ru/books/.
2. Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в
формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф.
3. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК
// https://edu.pacc.ru/kinopacc/.
4. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для
УМК по финансовой грамотности //
https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/.
5. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики»,
подготовленные для УМК по финансовой грамотности //
https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/.
6. Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по
финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/.
7. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+)
«Финзнайка» // https://финзнайка.рф.
8. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+)
«Монеткины» // https://монеткины.рф.
Интернет-ресурсы
1.Хочу. Могу. Знаю. URL:http://хочумогузнаю.рф
2.Сайт «История денег» — http://istoriyadeneg.ru/
3.Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru
4.Сайт «Семейный бюджет» — http://7budget.ru/
5.Дол –игра. Игры по финансовой грамотности - https://doligra.ru/
6.Дружи с финансами - https://vashifinancy.ru.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.