муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25 »
Интегрированная
программа занятий с дошкольниками
«Здравствуй, школа!»
Заместитель директора по УР,
учитель начальных классов
Вонсович В.Г.
Обоснование программы
В педагогической практике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению. До недавнего времени считалось (а некоторые убеждены в этом и до сих пор), что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка-дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы, что достижение ребенком 6—7-летнего возраста или поступление в школу автоматически приведет его к достижению требуемого уровня школьной зрелости. Опыт мировой и отечественной науки убеждает, что успешная учебная деятельность детей зависит от подготовленности их к школе. Образно готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Синонимом готовности детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.
Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович) делали акцент на теоретической разработке вопроса.
Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
Л. И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
А. И. Запорожец также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.
Я. Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько представляют психологическую готовность к школе как «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.
Л. И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения:
а) мотивы, связанные с потребностью в общении;
б) мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «внутреннюю позицию школьника».
В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:
1) умение осознанно подчиняться правилу;
2) умение ориентироваться на заданную систему требований;
3) умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;
4) умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.
Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психологической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны, низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе. С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.
И. В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической готовности к школе, так как «речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления». Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.
На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:
1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.
4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
В контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков:
• быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми;
• уметь вступать в контакт;
• соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;
• быть дисциплинированным.
Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность:
Психологическая готовность к школе
Компоненты психологической готовности |
Содержательная характеристика |
Интеллектуальная готовность |
Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха. |
Личностная готовность |
Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности. |
Социально-психологическая готовность |
Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. |
Эмоционально-волевая готовность |
Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость. Сформированность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания. |
До сих пор в отечественной педагогике и психологии имеются разнообразные точки зрения на взаимосвязь компонентов психологической готовности к школе. Спорным остается и вопрос о «ядре» такой готовности. Тем не менее, каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.
Проблема готовности к школе в последнее время стала очень актуальной из-за того, что к моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещают до школы детские сады, группы по подготовке к школе, где педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма. Родители стремятся начать обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т.д. Современные родители одержимы манией раннего обучения. Им невдомек, что слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Дети все меньше и меньше играют в традиционные игры, традиционные игры (сюжетно-ролевые и развивающие) все больше вытесняются компьютерными играми – это новая эпоха в развитии игр. Здесь и дидактические игры, и игры, похожие на сюжетно-ролевые, но в виртуальной реальности. Воздействие этих игр на психику ребенка и вообще человека можно будет оценить только через некоторое время, когда на них вырастет несколько поколений. В дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития. Исчерпав свои возможности по созданию зон ближайшего развития, игра, как ведущая деятельность, уступает место учению (имеется в виду систематическое школьное обучение). Но до тех пор, пока зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает такую иллюзию за счет выработки у последнего новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психическим развитием. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость.
Осознание обществом того факта, что поступивший в школу ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем развития познавательных психических процессов и личностных качеств, который необходим для успешного обучения, вызвало к жизни проблему готовности к школьному обучению, сначала в плане диагностики, а затем коррекции и специально организованной работы по подготовке ребенка к школе.
Актуальность проблемы определила необходимость создания данной программы.
Программа представляет собой систему подготовки «неорганизованных» дошкольников, основой которой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные направления образовательного процесса, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Для успешной реализации программы необходимо хорошо знать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать и т. д. Этот период получил название кризиса семи лет, который также называют кризисом непосредственности. Л. С. Выготский указывал, что «самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка», т. е. ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать сам себя. Перестраивается сам характер переживаний, они начинают приобретать смысл для ребенка. Благодаря этому у него возникают новые отношения к самому себе, строящиеся как раз на основе обобщения переживаний. Подчеркивая позитивную сторону кризиса семи лет, Л. С. Выготский отмечает такие новообразования этого периода, как самолюбие и самооценка, возникающие уже в обобщенном виде именно в период перехода от дошкольного возраста к школьному. Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста. На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни — чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет. Д. Б. Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов, вспоминал, как ребенка в первом классе на первом уроке просили нарисовать 4 кружочка, а затем раскрасить три — желтым, один — синим. Дети красили разными цветами и говорили: "Так красиво". Это наблюдение показывает, что правила еще не стали правилами поведения ребенка; с такими детьми надо еще работать, приводить к соответствующему школьному виду. Другое наблюдение: после первых уроков учитель не задает задание на дом. Дети говорят: "А уроки?" Это показывает, что уроки важны для них, так как ставят в определенное отношение к окружающим. Еще одно наблюдение: перемена в школе. Учитель — «гроздь винограда», ученику обязательно нужно дотронуться до учителя. Это остатки прежних отношений, прежних форм общения. Однако школа — это особое учреждение, это общественное учреждение, где, по словам Гегеля, дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Это преобразование души и есть в собственном смысле слова воспитание. Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школьный возрасты, становится "симптом потери непосредственности" (Л. С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент — ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это — внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст. Диагностика этого перехода — одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии.
Изучив вопросы теории по данной теме, выделили наиболее приемлемые
для МБОУ СОШ №25 основополагающие направления реализации
программы:
Цель программы: сформировать психологическую
готовность детей к школе, ориентируясь на модель выпускника ДОУ («портрет выпускника»), а
также на
сформированность интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс
усвоения образовательной программы.
Задачи:
Система работы по подготовке детей к обучению в
школе включает в себя 2 этапа: подготовительный и
основной.
Подготовительный
этап (октябрь-декабрь):
1. Проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу. Необходимо провести 3 экскурсии: первая – ознакомление детей с условиями (в класс), в которых протекает учебная деятельность в начальной школе; вторая – в школьную библиотеку, где детям представляются в игровой форме различные способы работы с печатными источниками; третья – посещение детьми детского сада итоговой торжественной линейки школьников. Возможно проведение совместно с учащимися 4 класса познавательно-развлекательного мероприятия «Я – ученик!», способствующего повышению у детей детского сада мотивации к учению в школе, знакомству с правилами школьной жизни.
2. Посещение учителями начальной школы занятий в детском саду. Этап, необходимый для формирования «портрета выпускника ДОУ» в естественных для детей условиях осуществления преемственности при переходе дошкольников в школу.
3. Посещение родителями и воспитателями уроков в 1 и 4 классах. Выстраивание преемственности в формах организации, методах и приёмах должно осуществляться не только теоретически, но и через наблюдения на практике. Выстраивание системы взаимопосещений уроков даёт возможность оценить педагогам свою деятельность, совершенствовать её.
4. Проведение семинара по преемственности программ обучения учителями и воспитателями детского сада. Пример из опыта работы (Если в дошкольных группах реализуется программа Л. Венгера «Развитие», а начальное звено работает по программе Эльконина – Давыдова, считалось, что программы преемственны друг с другом, но, приобретя достаточный опыт работы, практики пришли к выводу, что воспитателям детского сада необходимо в ходе подготовки детей к школе больше внимания уделять обучению детей грамоте (не обязательно выводить детей на чтение, что является обязательным требованием программы «Развитие», а больше внимания уделять звуковому анализу слов), пришли к единому обозначению звуков при составлении звуковых моделей слов, выстроили систему развития у детей дошкольного и школьного возраста логического мышления в содержании обучения, в использовании развивающих методов и методических приёмов.
5. Проведение стартового родительского собрания (знакомство родителей с учителем и друг с другом; сообщение учителя о принципах, целях и методах работы личностно-ориентированного подготовительного к школе класса; анализ интересов и возможностей участия семей в работе; обсуждение организационных вопросов; список необходимых ребёнку для занятий материалов). Часто, учителя, начинающие работу с детьми дошкольного возраста, сталкиваются с повышенной тревожностью у родителей по поводу перехода их детей на новую ступень обучения. Родительская тревожность влечёт повышение тревожности у детей. Она проявляется во фразах родителей по отношению к ребёнку, в настроении, в сомнениях, относительно способностей детей. Целью проведения данного собрания является необходимость снижения родительской тревожности через информирование родителей о предстоящем обучении детей, создание атмосферы комфортного общения родителей друг с другом и с учителем, вовлечение родителей в совместную работу с педагогом.
6. Организация группы кратковременного пребывания детей, не посещающих ДОУ. Организация группы кратковременного пребывания неорганизованных детей способствует не только их развитию, но и вовлечению в работу по программе «Здравствуй, школа!».
7. Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями. Консультации проводятся по субботам с 10 до 12 часов. Вопросы в дальнейшем могут служить основой для выстраивания тематических лекториев для родителей.
Основной этап (январь-май):
Перед тем, как перейти к содержанию
подготовительных занятий, хотелось бы отметить, что
данная программа выстроена преемственно программе «Развитие»
Венгера не
только в содержании, но и в методах и приёмах организации процесса обучения. Совместно
с психологом и логопедом был осуществлён подбор упражнений на развитие у детей
мышления, воображения, памяти, речи, восприятия, эмоциональной и мотивационной
сферы, произвольности, самооценки, т.к. именно эти параметры свидетельствуют о
школьной зрелости ребёнка, и развитие именно этих процессов является доминантным
условием при отборе содержания учебного материала для подготовительных
занятий.
В программе содержание
занятий распределено по блокам и направлено на выявление стартовых
возможностей детей, осуществление развиваю (портрет выпускника ДОУ).
Учебная программа подготовительных занятий включает:
Каждое занятие включает в себя задания из всех
блоков. За счёт интеграции в обучении
решаются вопросы активизации детей на занятии, снижения утомляемости, оптимизации
продуктивности развития детей. Кроме того, такое построение занятий дает возможность
учителю творчески конструировать их с учётом
индивидуальных особенностей и возможностей детей.
1. Основу всех занятий составляет развитие
речи
Цели и задачи:
выявить умения детей осмысленно говорить, доступные их возрасту и пониманию
первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их
внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к книге.
2.
Математика
Цели и задачи: выявить первоначальные
знания о числе и счете, пространственных и временных представлениях,
геометрических фигурах, умения решать задачи.
3. Рисование
Цели и задачи: выявить умения детей
отображать окружающие явления и предметы, фантазировать, передавать своё
отношение к окружающему миру.
4. Развитие мелкой моторики
Цели
и задачи: способствовать подготовке руки к письму, развивать умение
ориентироваться в клетчатом поле листа.
5. Развивающие игры
Цели и задачи: способствовать формированию приемов игровой деятельности,
развитию высокого уровня нравственного становления (воспитанности, культуры
поведения, общения…), развивать воображение, наглядно-образное мышление,
память, речь, самооценку.
Особое место в содержании программы отводится развивающим
играм, т.к.
готовность к школе мы рассматриваем как определённое развитие психических
процессов детей. Использование игр из составленной нами «методической копилки» (приложение
3) способствует
развитию психических процессов у детей: коммуникативных способностей,
внимания, воображения, логического мышления, речи, памяти. Игры необходимо
включать в каждое занятие в зависимости от темы и видов деятельности детей.
Интегрированная программа занятий отображает
поурочное планирование, где задания по разным предметам объединены одной темой,
взаимно дополняя друг друга.
План работы с родителями (лектории)
Цель: - организация всеобуча родителей первых классов
по подготовке учащихся к школе;
- оказание помощи родителям в
адаптации учащихся к новым условиям получения образования.
Ноябрь:
Январь:
Март:
Апрель:
Данные темы необходимо включить в родительские
собрания, которые целесообразно организовать в форме конструктивного диалога,
направленного на разрешение возникающих у родителей вопросов. Темы лекториев
могут быть дополнены исходя из потребностей родителей.
Рекомендуется оформление печатных консультаций
для родителей (приложение
4), проведение тестов
для изучения образовательных потребностей родителей и отношения родителей к
ребёнку как ученику.
Методический
инструментарий
|
|
|
|
|
|
|
|
Для исследования степени адаптации рекомендуется
провести диагностики:
1.
Рисуночный тест «Что
мне нравится в школе».
Цель: определение мотивации обучения.
2.
Социометрический статус.
Таблица межличностных отношений Н. А. Берёзовина.
Цель: изучение межличностных отношений в детском коллективе.
3.
Тест тревожности.
Разработан американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки
Цель: исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных
для него жизненных ситуаций, общения с другими людьми.
4.
Тест Тулуз – Пьерона.
Цель: дать оценку уровня произвольности внимания и темпа
деятельности детей.
5.
Тест по Н. Г. Лускановой.
Цель: дать оценку уровня школьной мотивации. Вопросник.
Ожидаемые
результаты
Приложение
1
Интегрированная программа занятий с
дошкольниками
1 занятие.
Тема: Знакомство.
Цель: Познакомиться с детьми, создать в группе положительный
эмоциональный настрой, наметить линию сотрудничества. Выявить знания и умения
детей по темам.
Математика. Понятия «одинаковое», «разное», «больше»,
«меньше», «столько же».
Развитие речи. Устная речь. Предложение. Слово.
Рисование. Школьная доска (тест).
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 1.
Развивающие
игры. «Знакомство».
2
занятие.
Тема: Беседа о школе.
Цель: Диагностировать эмоциональное отношение детей к
предстоящему процессу обучения. Выявить знания и умения детей по темам.
Математика. Ориентация в пространстве: «направо», «налево», «вверх»,
«вниз», «между», «за», «перед».
Развитие речи. Различие гласных и согласных звуков.
Рисование. Рисунок школы.
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 2.
Развивающие
игры. «Понятно ли мы говорим?»
3
занятие.
Тема: Правила поведения в школе. Встреча, приветствие.
Цель: Способствовать формулированию правил поведения в школе,
выбору приветствий учителя и друг друга. Выявить знания и умения детей по
темам.
Математика. Геометрические фигуры плоскостные и объёмные.
Развитие
речи. Пересказ текста (правил).
Рисование. Рисунок «Мой учитель».
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 3.
Развивающие игры. «Договор по правилам», «Хорошо – плохо».
4
занятие.
Тема: Оценка.
Цель: Познакомить детей с оценкой, её разными вариантами: за
красоту, за правильность и т.д. Развивать самооценку, используя критерии:
лёгкость-трудность, интересно - неинтересно и т.д. Выявить знания и умения
детей по темам.
Математика. Геометрические фигуры. Прямая. Луч. Отрезок.
Развитие
речи. Ударение. Ударные слоги.
Рисование. Рисунок «Моя семья».
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 4.
Развивающие игры. «Что изменилось?».
5
занятие.
Тема: Звери и птицы.
Цель: Выявить умения детей сравнивать предметы и объединять
их в группы по определённому признаку.
Математика. Счёт в прямом и обратном порядке в пределах 10,
решение задач.
Развитие речи. «Воробей сидит на ветке». Составление схемы предложения,
деление слов на слоги.
Рисование. Рисунок «Перевоплощение» (изображение себя животным).
Развитие мелкой моторики. Игра «Полёт орла», ориентировка на клетчатом листе бумаги.
Развивающие
игры. «Найди отличия», «Ухо – нос».
6
занятие.
Тема: Путешествие по зоопарку.
Цель: Выявить умения детей составлять рассказ по картинке, задавать
уточняющие вопросы и отвечать на них.
Математика. Игра «Посели животное в свой вольер», (называть и различать
геометрические фигуры).
Развитие речи. Составление рассказа по нарисованному плану зоопарка, его
презентация. Упражнения на нахождение слов с гласными звуками.
Рисование. Группе детей предлагается придумать и нарисовать план-схему
зоопарка.
Развитие мелкой моторики. Графический диктант «Путешествие по зоопарку».
Развивающие
игры. «Какая бывает собака?», «Карлики и великаны».
7
занятие.
Тема: Время года – весна.
Цель: Выявить знания детей о весне, умения давать точный и
развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
Математика. Счёт в прямом порядке в пределах 20 (признаки весны).
Развитие речи. Составление слоговой схемы слов.
Рисование. Рисунок «Пришла весна».
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 5.
Развивающие
игры. «Замри», «Нарисуй по описанию».
8
занятие.
Тема: Международный женский день 8 Марта. Изготовление открытки.
Цель: Выявить умения детей составлять монолог из опыта. Отследить
умения детей, связанные с ручным трудом.
Математика. Решение задач (о розах для мамы).
Развитие речи. Рассказ о маме.
Рисование. Раскрашивание открытки.
Развитие
мелкой моторики. Списывание печатного
текста-поздравления с доски. Нанесение окантовки в виде орнамента на обратной
по отношению к тексту стороне заготовки поздравительной открытки.
Развивающие игры. «Повторяй за мной», «Представь себя…».
9
занятие.
Тема: Стихи, сказки, рассказы о весне.
Цель: Выявить умения детей сравнивать явления природы и выстраивать
их в определённой хронологической последовательности, составлять рассказ по
серии картинок.
Математика. Состав чисел 2 и 3.
Развитие
речи. Понятие «мягкость звука», как весенней капели.
Систематизация иллюстраций о весне для составления последовательного рассказа.
Рисование. Рисунок «Весенняя мозаика». Отражение рассмотренных признаков
весны.
Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 6.
Развивающие
игры. «Флажки», «Концовки».
10
занятие.
Тема: Растения весной.
Цель: Выявить умения детей наблюдать и анализировать за предметами,
выделять их признаки, причины роста и развития растений.
Математика. Измерение длины предметов с помощью условной меры, сравнение
длин (измерение пророщенных бобов фасоли).
Развитие речи. Упражнения на определение места звука в слове, сливание
слогов в слова.
Рисование. Составление модели весенних признаков (весной становится
теплее, светлее, много влаги и т. д.).
Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 7.
Развивающие
игры. «Съедобное – несъедобное», «Хитрые вопросы».
11
занятие.
Тема: Птицы и звери весной.
Цель: Выявить умения детей классифицировать животных на группы,
аргументировано доказывать свои предположения.
Математика. Состав числа 4. Цифра 4. Использование арифметических знаков
+ и -.
Развитие речи. Составление и последовательная передача содержания небольших
текстов по рисунку. Поиск слов с заданным звуком.
Рисование. Рисунок «Птицы и звери весной».
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 8.
Развивающие игры. «Что – сначала, что – потом?», «Магазин».
12
занятие.
Тема: Весенние полевые работы.
Цель: Выявить умения детей сотрудничать в микрогруппах, работать
последовательно, доводить начатое дело до конца.
Математика. Деление квадрата 20/20 на 4 равные части с помощью линейки
(грядки), посадка на них лука, моркови, огурцов и редиса, подсчёт и сравнение
посаженных овощей
Развитие речи. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Рисование. Конструирование «огорода» в группах. Рисование овощей.
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 9.
Развивающие
игры. «Цепочка», «Добавь букву».
13
занятие.
Тема: Весенние цветы.
Цель: Выявить умения детей пересказывать небольшие по объёму
тексты, задавать уточняющие и дополняющие вопросы.
Математика. Счёт цветов, нарисованных на рисунке, обозначение количества
цветов числом, называние «соседей» числа.
Развитие речи. Рассказ - описательная характеристика цветка. Выделение
признаков предмета.
Рисование. Рисунок «Мои любимые цветы».
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 10.
Развивающие игры. «Путешествие», «Отгадай кто мой друг».
14
занятие.
Тема: Урок-фантазия «Я весной…»
Цель: Определить уровень эстетического восприятия окружающего мира.
Математика. Деление круга на 4 равные части (год, сезоны), представление
о циклической последовательности месяцев и времён года.
Рисование. Рисунок на тему «Я весной…». Диагностика состояния
внутреннего мира ребёнка.
Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 11.
Развивающие
игры. «Скрытая подсказка», «Как тебя зовут?».
15
занятие.
Тема: Моя любимая книжка.
Цель: Выявить умения детей выделять общие и отличительные признаки
предметов и описывать их с помощью синонимов, антонимов и слов с обобщающим
значением.
Математика. Группам детей предлагается рассмотреть несколько книг разного
размера, формы, содержания и оформления и выяснить, чем все эти книги похожи, а
чем отличаются? (геометрическая форма, величина и т. д.).
Развитие речи. Показать и рассказать о своей любимой книжке.
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 12.
Развивающие
игры. «Кто кем (чем) будет?», «В чём причина?».
16
занятие.
Тема: Мой родной город.
Цель: Выявить знания детей о родном городе, познакомить с
достопримечательностями города.
Математика. Состав чисел 5 и 6. Число и цифра.
Развитие речи. Восстановление деформированных предложений.
Рисование. Рисунок «Любимое местечко родного города».
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 13.
Развивающие игры. «Шаги (кто быстрее доберётся до…)».
17
занятие.
Тема: «Голубая страна». Интегрированное занятие по стихотворению И.
Токмаковой.
Цель: Выявить умения отражать эмоциональный отклик на восприятие
художественного произведения, способность «входить» в представляемую ситуацию и
эмоционально выражать свои чувства.
Математика. Состав чисел 7 и 8. Число и цифра.
Развитие речи. Беседа по мотивам стихотворения. Поэтические вариации
(придумывание концовок). Составление устных рассказов о своих чувствах.
Рисование. На тему: «Как-то решил я залезть на сосну и вдалеке увидал я
страну».
Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 14.
Развивающие
игры. «Игра с картинками».
18
занятие.
Тема: Строители.
Цель: Выявить умения детей составлять из нескольких треугольников,
четырёхугольников фигуры большого размера, изображать задуманное на листе
бумаги.
Математика. Повторение разных видов геометрических фигур, «строительство»
по образцу учителя и собственные фантазии.
Развитие речи. В каждое окно домика поселить предмет с заданным звуком.
Рисование. Оформление работы.
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 15.
Развивающие игры. «Третий лишний».
19
занятие.
Тема: Решение логических задач.
Цель: Выявить уровень интеллектуальных умений учащихся.
Математика. Решение задач с фиксированием модели – результата.
Рисование. Зарисовка моделей.
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 16.
Развивающие игры. Логические задачи, «Что ты делаешь?».
20
занятие.
Тема: Скоро в школу (заключительное занятие). Игра – конкурс для
смекалистых ребят «Торопись, да не ошибись!».
Цель: Способствовать устойчивому формированию у детей положительной
учебной мотивации.
Математика. Состав чисел 9 и 10. Число и цифра.
Развитие
речи. Формулирование системных, чётких, правильных
ответов.
Рисование. Рисунок «До свиданья, детский сад».
Развитие
мелкой моторики. Пропись, занятие 17.
Развивающие
игры. «Внимание! Розыск!».
Приложение 3
Методическая копилка «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»
Игры, которые помогут подготовить ребенка к школе. Предложенные игры можно изменять и дополнять по своему усмотрению.
РАЗВИВАЕМ ВОСПРИЯТИЕ
«Какого цвета не стало?» Вы кладете перед ребенком цветные карандаши или фломастеры (шесть основных цветов и их оттенки), просите его внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребенок закрывает глаза, убираете один из предметов и просите его открыть глаза и сказать, карандаша какого цвета не стало.
«Найди такую же форму». Предлагается образец определенной формы-(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Надо найти в комнате, квартире предметы такой же формы.
«Разноцветные очки». Ребенку предлагается надеть «волшебные» (невидимые) очки, например, красные, и найти в комнате предметы данного цвета. После того как ребенок найдет их, попросите его «сменить» очки на другие (цвет может выбрать и сам ребенок). В конце игры можно определить, предметов какого цвета найдено больше. (Закрепляется знание шести основных цветов и их оттенков).
«Великий Гудвин». Ребенка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зеленый мир», «красный мир» и т.п. Затем с этими рисунками можно играть, например, сочинять по ним сказку, изменять их, добавлять героев, дорисовывать детали. (Закрепляется знание цвета, развивается моторика руки, речь, воображение).
«Цветные косички». Из ниток нужно сделать цветные косички для тряпочной куклы или для «оживления» рисунка человека. Лучше, если такое кропотливое задание предлагается для изготовления подарка члену семьи, другу и
т.д., в этом случае у ребенка есть больший стимул завершить работу. (Закрепляется знание цветов, развивается воля).
«Заколдованные деревья». Взрослый предлагает детям «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня), используя для этого конструктор или мозаику. Можно такие деревья и нарисовать. (Закрепляется знание геометрических форм, развивается воображение и мышление).
«Домашний календарь». Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ребенок использует яркий настенный календарь. Там он ежедневно любым знаком (например, кружочком или крестиком) отмечает прошедшие дни. Месяцы рекомендуется раскрашивать в соответствующие цвета (зима — синий, весна — зеленый, лето — красный, осень — желтый). Свой день рождения, дни рождения друзей и родственников ребенок отмечает специальным знаком (например, цветок или торт). Такая наглядная работа поможет дошкольнику преодолеть сложность с ориентацией во времени.
«Холодно—горячо; право—лево». Взрослый прячет условленный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, то можно использовать план-схему.
РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ
«Разрезные картинки» (складывание рисунка из его частей). Берется любая открытка (лучше использовать изображение неживого мира) и разрезается на две равные части. Вы просите ребенка составить ее. Другая открытка разрезается на четыре части и так далее. Ребенок ориентируется на рисунок, изображенный на открытке. Купленные мозаики и пазлы помогают детям соотносить форму и цвет.
«Придумаем загадку». Логика придумывания загадок сложна для дошкольника, поэтому начинать надо с внешних признаков окружающих предметов. Например: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Потом добавляются функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает» (пылесос). Затем предлагаются сравнения и литературные загадки. Например: «Крашеное коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.
«Что лишнее?» Называется три (позже четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: ОГУРЕЦ, ЯБЛОКО, ПОМИДОР (овощи—фрукт); СТУЛ, СТОЛ, ШКАФ, ПЛАТЬЕ (мебель—одежда). Хорошо использовать в этой игре картинки и предметы.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, СЛУХОВУЮ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
«Телефон» (участвуют не менее трех игроков). Словесное сообщение передается друг другу, пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение. Развиваются слуховая память и слуховое внимание.
«Рассказы по картинкам». Используются смешные картинки, можно из комиксов. Развивается контекстная речь, понятийное мышление.
«Рассказы по памяти». Ребенок рассказывает просмотренный недавно мультфильм. Развивается память, связная речь.
«Слова». Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз — зонт — троллейбус...» Развивается фонематический слух.
РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУКИ
«Игры с разукрашками» (книги-тетради для раскрашивания). При развитии руки используются карандаши. Фломастеры руку не развивают! Нужно нанести крупную штриховку так, чтобы линии не выходили за контур рисунка. Детали могут быть разного цвета, с различными направлениями штриховки. Это весело, быстро, полезно. Можно в это время сочинять истории о героях разукрашки, которые попадают в «полосатую» страну. В этом случае развивается не только рука, но и речь.
«Бабушкин помощник». Предложите ребенку перебирать крупу (маленькие кучки риса, пшена, гречки). Вязанье, плетенье, помощь при резке салата из овощей или фруктов также развивают руку, помогают малышу подготовиться к письму.
Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника.
Модель выпускника ДОУ - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива ДОУ, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник.
Исходя из новых федеральных государственных требований, при реализации программы преемственности необходимо опираться на сформированность интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс усвоения образовательной программы.
Таблица 2.
Содержание интегративных качеств личности детей
№ п/п |
Критерии оценки результативности освоения программы детьми |
Показатели развития |
1. |
Физическое развитие, сформированность культурно-гигиенических навыков
|
У ребёнка развиты основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
|
2. |
Стремление к познанию, активность, любознательность
|
Ребёнок интересуется всем новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
|
3. |
Эмоциональная отзывчивость
|
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
|
4. |
Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
|
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
|
5. |
Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, на основе соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения
|
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
|
6. |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
|
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
|
7. |
Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о культурных ценностях и традициях народов, проживающих в Ханты-Мансийском округе
|
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о традициях народов, проживающих в Ханты-Мансийском округе; о мире.
|
8. |
Владение универсальными предпосылками учебной деятельности
|
Ребёнок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. У него сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.