Интегрированная программа занятий с дошкольниками «Здравствуй, школа!»
Оценка 4.7

Интегрированная программа занятий с дошкольниками «Здравствуй, школа!»

Оценка 4.7
Документация
doc
администрации +2
10.04.2020
Интегрированная программа занятий с дошкольниками  «Здравствуй, школа!»
Программа рекомендована учителям начальных классов. воспитателям. Цель данной программы помочь детям успешно адаптироваться в школе. В ней есть и интересный материал и для родителей будущих первоклассников.
Интегрированная программа занятий с дошкольниками.doc

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  №25 »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированная программа занятий с дошкольниками

«Здравствуй, школа!»

 

 

 

Заместитель директора по УР,

учитель начальных классов

Вонсович В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование программы

     В педагогической практике дошкольный возраст тра­диционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «до­зревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению. До не­давнего времени считалось (а некоторые убеждены в этом и до сих пор), что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к раз­витию ребенка-дошкольника, если оно находится в преде­лах возрастной нормы, что достиже­ние ребенком 6—7-летнего возраста или поступление в шко­лу автоматически приведет его к достижению требуемого уровня школьной зрелости. Опыт мировой и отечественной науки убеждает, что успешная учебная деятельность детей зависит от подготовленности их к школе. Образно готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Синонимом готовности детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.

     Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители за­рубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел) рас­сматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович) делали акцент на теоретиче­ской разработке вопроса.

Л. С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.

Л. И. Божович  представляла готовность к школе как комплексную характе­ристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятель­ности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции по­знавательной деятельности и социальной позиции школьника.

А. И. Запорожец также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.

Я. Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей разви­тия старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравствен­ных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематическо­го обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педаго­га являются существенным фактором, стимулирующим психическое  развитие ребенка.

Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько представляют психологическую готов­ность к школе как «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успеш­ное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.

Л. И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения:

а)  мотивы, связанные с потребностью в общении;

б)  мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.

 Синтез мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, «внутрен­нюю позицию школьника».

В комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется раз­витию произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько па­раметров учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произ­вольности:

1)  умение осознанно подчиняться правилу;

2)  умение ориентироваться на заданную систему требований;

3)  умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, пред­лагаемые в устной форме;

4)  умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного вос­приятия образца.

Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психоло­гической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны, низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе. С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.

И. В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологи­ческой готовности к школе, так как «речь тесно связана с интеллектом и отра­жает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления». Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.

     На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психо­логической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:

1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

2.  Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.

4.  Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.

5.  Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

6.  Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

     В контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков:

• быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми;

• уметь вступать в контакт;

•  соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;

• быть дисциплинированным.

     Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образовани­ем, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность:

 

                   Психологическая готовность к школе

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоя­тельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха.

Личностная готовность

Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельно­сти, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности.

Социально-психологическая готовность

Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость. Сформированность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания.

 

     До сих пор в отечественной педагогике и психологии имеются разнообраз­ные точки зрения на взаимосвязь компонентов психологической готовности к школе. Спорным остается и вопрос о «ядре» такой готовности. Тем не менее, каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.

      Проблема готовности к школе в последнее время стала очень актуальной из-за того, что к моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещают до школы детские сады, группы по подготовке к школе, где педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма. Родители стремятся начать обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т.д. Современные родители одержимы манией раннего обучения. Им невдомек, что слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Дети все меньше и меньше играют в традиционные игры, традиционные игры (сюжетно-ролевые и развивающие) все больше вытесняются компьютерными играми – это новая эпоха в развитии игр. Здесь и дидактические игры, и игры, похожие на сюжетно-ролевые, но в виртуальной реальности. Воздействие этих игр на психику ребенка и вообще человека можно будет оценить только через некоторое время, когда на них вырастет несколько поколений. В дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития. Исчерпав свои возможности по созданию зон ближайшего развития, игра, как ведущая деятельность, уступает место учению (имеется в виду систематическое школьное обучение). Но до тех пор, пока зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает такую иллюзию за счет выработки у последнего новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психическим развитием. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость.

     Осознание обществом того факта, что поступивший в школу ребенок далеко не всегда обладает тем уровнем разви­тия познавательных психических процессов и личностных качеств, который необходим для успешного обучения, вызва­ло к жизни проблему готовности к школьному обучению, сна­чала в плане диагностики, а затем коррекции и специально организованной работы по подготовке ребенка к школе.

      Актуальность проблемы определила необходимость создания данной программы.

     Программа представляет собой систему подготовки «неорганизованных» дошкольников, основой ко­торой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные на­правления образовательного процесса, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.

 

 

          Для успешной реализации программы необходимо хорошо знать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.

          У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отноше­ний. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверен­ность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоя­тельность в решении социальных и бытовых задач. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать ин­тересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следо­вать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и пе­ределать, если что-то не получилось. Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям сви­детельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изобра­жениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоя­тельно. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание обществен­но значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью лич­ности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абст­рактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставле­нии сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее суще­ственного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (счи­талки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

     При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, появляется нарочитость, ребенок начинает манер­ничать, капризничать и т. д. Этот период получил назва­ние кризиса семи лет, который также называют кризисом непосредственности. Л. С. Выготский указывал, что «са­мой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внеш­ней стороны личности ребенка», т. е. ре­бенок начинает ориентироваться в своих чувствах и пере­живаниях, понимать сам себя. Перестраивается сам харак­тер переживаний, они начинают приобретать смысл для ребенка. Благодаря этому у него возникают новые отношения к самому себе, строящиеся как раз на основе обобще­ния переживаний. Подчеркивая позитивную сторону кри­зиса семи лет, Л. С. Выготский отмечает такие новообразо­вания этого периода, как самолюбие и самооценка, возни­кающие уже в обобщенном виде именно в период перехода от дошкольного возраста к школьному. Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физичес­ки самостоятельного индивида к осознанию своей внут­ренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от кото­рой происходит уже за пределами дошкольного возраста. На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредствен­ности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни — чрезвычайно  важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться  внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует  нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отно­шения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную  деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в  стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей еще нет. Д. Б. Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов, вспоминал, как ребенка в первом классе на первом уроке просили нарисовать 4 кружочка, а затем раскрасить три — желтым, один — синим. Дети красили разными цветами и говорили: "Так красиво". Это наблюдение показывает, что правила еще не стали правилами поведения ребенка; с такими детьми надо еще работать, приводить к соответствующему школьному  виду. Другое наблюдение: после первых уроков учитель не задает задание на дом. Дети говорят: "А уроки?" Это показывает, что уроки важны для них, так как ставят в определенное отношение к окружающим. Еще одно наблюдение: перемена в школе. Учитель — «гроздь винограда», ученику обязательно нужно дотронуться до учителя. Это остатки прежних отношений, прежних форм общения. Однако школа — это особое учреждение, это общественное  учреждение, где, по словам Гегеля, дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Это преобра­зование души и есть в собственном смысле слова воспитание. Симптомом, рассекающим дошкольный и младший школь­ный возрасты, становится "симптом потери непосредственности" (Л. С. Выготский): между желанием что-то сделать и самой дея­тельностью возникает новый момент — ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Это — внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для  ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или не­удовлетворение от того места, которое ребенок займет в отноше­ниях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Со­гласно  взглядам Д.   Б.  Эльконина, там  и тогда,  где  и  когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст. Диагностика этого перехода — одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии.


     Изучив вопросы теории по данной теме, выделили  наиболее при­емлемые для МБОУ СОШ №25 основополагающие направления реализации программы:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обуче­нию;
  • создание системы занятий, обеспечивающей преемственность в содер­жании образования, методах и формах организации;
  • формирование психологической готовности у детей к школе.


Цель программы: сформировать психологическую готовность детей к школе, ориентируясь на модель выпускника ДОУ («портрет выпускника»), а также на сформированность интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс усвоения образовательной программы.

Задачи:

  • проведение занятий с дошкольниками, направленных на формирова­ние психологической готовности детей к школе;
  • организация сотрудничества с психологом по выявлению степени готовности детей к школьному обучению;
  • организация сотрудничества с семьёй по преодолению адаптационных трудностей у детей.


Система работы по подготовке детей к обучению в школе включает в себя 2 этапа: 
подготовительный и основной.

Подготовительный этап (октябрь-декабрь):

1.     Проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу. Необходимо провести 3 экскурсии: первая – ознакомление детей с условиями (в класс), в которых протекает учебная деятельность в начальной школе; вторая – в школьную библиотеку, где детям представляются в игро­вой форме различные способы работы с печатными источниками; третья – посещение детьми детского сада итоговой торжественной линейки школьни­ков. Возможно проведение совместно с учащимися 4 класса познавательно-развлекательного мероприятия «Я – ученик!», способствующего повышению у детей детского сада мотивации к учению в школе, знакомству с правилами школьной жизни.

2.     Посещение учителями начальной школы занятий в детском саду. Этап, необходимый для формирования «портрета выпускника ДОУ» в естественных для детей условиях осуществления преемственности при переходе дошкольни­ков в школу.

3.     Посещение родителями и воспитателями уроков в 1 и 4 классах. Выстраивание преемственности в формах организации, методах и приёмах должно осуществляться не только теоретически, но и через наблюдения на практике. Выстраивание системы взаимопосещений уроков даёт возмож­ность оценить педагогам свою деятельность, совершенствовать её. 

4.     Проведение семинара по преемственности программ обучения учи­телями и воспитателями детского сада. Пример из опыта работы (Если в дошкольных группах реализуется программа Л. Венгера «Разви­тие», а начальное звено работает по программе Эльконина – Давыдова, считалось, что программы преемственны друг с другом, но, приобретя доста­точный опыт работы, практики  пришли к выводу, что воспитателям детского сада необходимо в ходе подго­товки детей к школе больше внимания уделять обучению детей грамоте (не обязательно выводить детей на чтение, что явля­ется обязательным требованием программы «Развитие», а больше внимания уделять звуковому анализу слов), пришли к единому обозначению звуков при составлении звуковых моделей слов, выстроили систему развития у де­тей дошкольного и школьного возраста логического мышления в содержании обучения, в использовании развивающих методов и методических приёмов.

5.     Проведение стартового родительского собрания (знакомство роди­телей с учителем и друг с другом; сообщение учителя о принципах, целях и методах работы личностно-ориентированного подготовитель­ного к школе класса; анализ интересов и возможностей участия семей в работе; обсуждение организационных вопросов; список необходимых ре­бёнку для занятий материалов). Часто, учителя, начинающие работу с детьми дошкольного возраста, сталкиваются с повышенной тревожностью у родителей по поводу перехода их детей на новую ступень обучения. Роди­тельская тревожность влечёт повышение тревожности у детей. Она проявля­ется во фразах родителей по отношению к ребёнку, в настроении, в сомне­ниях, относительно способностей детей. Целью проведения данного собра­ния является необходимость снижения родительской тревожности через ин­формирование родителей о предстоящем обучении детей, создание атмо­сферы комфортного общения родителей друг с другом и с учителем, вовле­чение родителей в совместную работу с педагогом.

6.     Организация группы кратковременного пребывания детей, не по­сещающих ДОУ.  Организация группы кратковременного пре­бывания неорганизованных детей способствует не только их развитию, но и вовлечению в работу по программе «Здравствуй, школа!».

7.     Организация и проведение индивидуальных консультаций с роди­телями. Консультации проводятся по субботам с 10 до 12 часов. Во­просы в дальнейшем могут служить основой для выстраивания тематических лекториев для родителей.



Основной этап (январь-май):

  1. Проведение подготовительных занятий с детьми. Занятия прово­дятся в классе 1 раз в неделю, всего 20 занятий (приложение 1). Длитель­ность занятия 35 минут, которые включают в себя использование 2-х дина­мических пауз. Несмотря на то, что у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности – игра, занятия включали в себя не только игровые упраж­нения, но и задания на выработку у ребёнка произвольности, сосредоточен­ности, самостоятельности. Для активизации детей на занятиях используется система поощрений учащихся с помощью фишек. Фишки выдаются за пра­вильно выполненные задания или за оригинальные, необычные способы ре­шения проблемных ситуаций. Ребёнок, получивший 3 фишки, награждается медалью «Умник». Такая система поощрения помогает не только активизи­ровать детей, но и оценить родителям учебные умения собственного ребёнка.
  2. Проведение индивидуальных занятий психолога с детьми. В ходе работы  по программе «Здравствуй, школа!» у некоторых детей выяв­ляются проблемы, связанные с повышенной тревожностью перед предстоя­щим обучением, нежеланием идти в школу, гиперактивностью отдельных де­тей, слабым развитием моторики. Для выявления причин данных проблем необходима организация работы с психологом.
  3. Заполнение «Карты школьной зрелости». На каждого ребёнка составляется диагностическая карта, которая помо­жет отследить интеллектуальную готовность и психологическое развитие каждого ребёнка (приложение 2). Первая графа заполняется на начало обуче­ния в подготовительном классе (январь) совместно с воспитателями детского сада. Вторая графа заполняется учителем по окончанию работы по программе «Здравствуй, школа!». Бланки результатов наблюдения по обоим разделам представлены для удобства работы в виде таблицы, параметры наблюдения в таблице выра­жены утверждениями. Мы не рассматриваем данные утверждения как абсо­лютно исчерпывающие все возможные описания деятельности ребёнка. Это лишь определённые углы зрения, позволяющие отслеживать нам наиболее важные моменты его индивидуального развития.
  4. Проведение родительского собрания «Развивающие возможно­сти системы обучения Эльконина-Давыдова, знакомство с УМК».
  5. Организация посещений родителями подготовительных заня­тий.
  6. Организация и проведение индивидуальных консультаций с роди­телями.
  7. Проведение итогового родительского собрания (сообщение учи­теля о работе по программе «Здравствуй, школа!», рекомендации роди­телям на летний период и т.д.). На собрании необходимо подвести итоги работы по программе «Здравствуй, школа!», рассказать родителям, какой путь к школе был проделан их детьми, каких успехов они добились, какие трудности возникли (в индивидуальной беседе с родителями). 


     Перед тем, как перейти к 
содержанию подготовительных занятий, хотелось бы отметить, что данная программа выстроена преемственно про­грамме «Развитие» Венгера не только в содержании, но и в методах и приёмах организации процесса обучения. Совместно с психологом и логопедом был осуществлён подбор упражнений на развитие у детей мышления, воображения, памяти, речи, восприятия, эмоциональной и мотивационной сферы, произвольности, самооценки, т.к. именно эти параметры свидетельствуют о школьной зрелости ребёнка, и развитие именно этих процессов является до­минантным условием при отборе содержания учебного материала для подго­товительных занятий. 

В программе 
содержание занятий распределено по блокам и направлено на выявление стартовых возможностей детей, осуществление развиваю (портрет выпускника ДОУ).

Учебная программа подготовительных занятий включает:

  • Развитие речи;
  • Математика;
  • Рисование;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развивающие игры.


Каждое занятие включает в себя задания из всех блоков. За счёт интеграции в обучении решаются вопросы активизации детей на занятии, снижения утомляемости, оптимизации продуктивности развития детей.
Кроме того, такое построение занятий  дает возможность учителю творчески конструировать их с учётом индивидуальных осо­бенностей и возможностей детей.


1. Основу всех занятий составляет развитие речи

Цели и задачи
: выявить умения детей осмысленно говорить, доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обога­тить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к книге.

  • Речь (устная, письменная) – общее представление.
  • Предложение и слово. Членение речи на предложения, слова, слоги.
  • Слог и ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах, определе­ние количества слогов в слове.
  • Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произ­ношении гласных и согласных.


2. Математика

Цели и задачи
: выявить первоначальные знания о числе и счете, про­странственных и временных представлениях, геометрических фигурах, уме­ния решать задачи.

  • Сравнение предметов по размеру.
  • Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Направление движения.
  • Временные представления.
  • Сравнение групп предметов.
  • Прямой и обратный порядковый счёт.
  • Решение задач.
  • Работа с геометрическим материалом (конструирование).


3. Рисование

Цели и задачи
: выявить умения детей отображать окружающие явления и предметы, фантазировать, передавать своё отношение к окружающему миру.

  • Отображение окружающей действительности.
  • Отображение природных явлений.
  • Отображение геометрических фигур (конструирование).
  • Рисунки – фантазии.
  • Рисунки – тесты.


4. Развитие мелкой моторики

Цели и задачи: способствовать подготовке руки к письму, развивать умение ориентироваться в клетчатом поле листа.

5. Развивающие игры


Цели и задачи: способствовать формированию приемов игровой дея­тельности, развитию высокого уровня нравственного становления (воспитан­ности, культуры поведения, общения…), развивать воображение, наглядно-образное мышление, память, речь, самооценку.

Особое место в содержании программы отводится 
развивающим иг­рам, т.к. готовность к школе мы рассматриваем как определённое развитие психических процессов детей. Использование игр из составленной нами «методической копилки» (приложение 3) способствует развитию психических процессов у детей:  коммуникативных способностей, внимания, воображения, логического мышления, речи, памяти. Игры необходимо включать в каждое занятие в зависимости от темы и видов деятельности детей.

Интегрированная программа занятий отображает поурочное планирова­ние, где задания по разным предметам объединены одной темой, взаимно до­полняя друг друга.


План работы с родителями (лектории)

Цель: - организация всеобуча родителей первых классов по подготовке учащихся к школе;
           - оказание помощи родителям в адаптации учащихся к новым ус­ловиям получения образования.

Ноябрь:

  • Советы психолога «Ваш ребенок пошел в первый класс» (психолог школы).
  • «Готов ли ваш ребенок к первому классу?» (учитель первого класса).


Январь:

    • Дидактические игры в семье как средство развития познавательной дея­тельности (учитель).
    • Развитие психических процессов детей 6-7 летнего возраста (психо­лог).


Март: 

  • О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в на­чальной школе (ст. медсестра).
  • Как подобрать школьные принадлежности (учитель).


Апрель:

    • Психолого-физиологичекая готовность детей к школе. «Портрет выпускника ДОУ» (психолог, логопед, учитель).
    • Развитие у детей основ самоорганизации как залога успешной учебной деятельности (учитель).
    • Тест для родителей «Выявление возможности ребёнка принимать и удер­живать учебную задачу» как одного из важных критериев готовности к школе.


Данные темы необходимо включить в родительские собрания, которые целесообразно организовать в форме конструктивного диалога, направлен­ного на разрешение возникающих у родителей вопросов. Темы лекториев мо­гут быть дополнены исходя из потребностей родителей.

Рекомендуется оформление печатных 
консультаций для родителей (приложение 4), проведение тестов для изучения образовательных по­требностей родителей и отношения родителей к ребёнку как ученику.

 

 Методический инструментарий


Формы


Методы


Приёмы


Средства

  • Учебная деятель­ность.
  • Внекласснаяра­бота.
  • Работа с родите­лями.



  • беседа,
  • диспут, 
  • упражне­ния, 
  • создание вос­питываю­щих си­туаций, 
  • инст­руктаж, 
  • про­блемно-по­иско­вые, 
  • эмоцио­наль­ное воздействие, 
  • диаг­ностика,
  • опрос, 
  • само­проверка.



  • анализ и уста­новление при­чинно-следст­вен­ных свя­зей,
  • проблем­ные вопросы и си­туа­ции, 
  • перенос уме­ний в новую ситуацию,
  • простейшее пла­нирование
  • иллюстрации,
  • прописи для де­тей,
  • счётные карточки,
  • пеналы со звуко­выми характери­стиками,
  • справочная лите­ратура.





Для исследования степени адаптации рекомендуется провести
диагностики:

1.     Рисуночный тест «Что мне нравится в школе». 
Цель: определение мотивации обучения.

2.     Социометри­ческий ста­тус. Таблица межличностных отношений Н. А. Берёзовина.
Цель: изучение межличностных отношений в детском коллективе.

3.     Тест тревожности. Разработан американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки
Цель: исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций, общения с другими людьми.

4.     Тест Тулуз – Пьерона. 
Цель: дать оценку уровня произволь­ности вни­мания и темпа деятельности детей.

5.     Тест по Н. Г. Лус­кановой.
Цель: дать оценку уровня школьной мотивации. Вопросник. 


Ожидаемые результаты

  • Сформированность психологической готовности детей к школьному обу­чению.
  • Формирование «порт­рета выпускника».
  • Разработка учебных программ с учётом возможностей детей.
  • Успешная адаптация учащихся к школь­ному обучению.



Приложение 1


Интегрированная программа занятий с дошкольниками

1 занятие.

Тема: Знакомство.

Цель: Познакомиться с детьми, создать в группе положительный эмоциональный настрой, наметить линию сотрудничества. Выявить знания и умения детей по темам.

Математика. Понятия «одинаковое», «разное», «больше», «меньше», «столько же».

Развитие речи. Устная речь. Предложение. Слово.

Рисование. Школьная доска (тест).

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 1.

Развивающие игры. «Знакомство».

2 занятие.

Тема
: Беседа о школе.

Цель: Диагностировать эмоциональное отношение детей к предстоящему процессу обучения. Выявить знания и умения детей по темам.

Математика. Ориентация в пространстве: «направо», «налево», «вверх», «вниз», «между», «за», «перед».

Развитие речи. Различие гласных и согласных звуков.

Рисование. Рисунок школы.

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 2.

Развивающие игры. «Понятно ли мы говорим?»

3 занятие.

Тема
: Правила поведения в школе. Встреча, приветствие. 

Цель: Способствовать формулированию правил поведения в школе, выбору приветствий учителя и друг друга. Выявить знания и умения детей по темам.

Математика. Геометрические фигуры плоскостные и объёмные.

Развитие речи. Пересказ текста (правил).

Рисование. Рисунок «Мой учитель».

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 3.

Развивающие игры. «Договор по правилам», «Хорошо – плохо».

4 занятие.

Тема: Оценка.

Цель: Познакомить детей с оценкой, её разными вариантами: за красоту, за правильность и т.д. Развивать самооценку, используя критерии: лёгкость-трудность, интересно - неинтересно и т.д. Выявить знания и умения детей по темам.

Математика. Геометрические фигуры. Прямая. Луч. Отрезок.

Развитие речи. Ударение. Ударные слоги.

Рисование. Рисунок «Моя семья».

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 4.

Развивающие игры. «Что изменилось?».

5 занятие.

Тема: Звери и птицы.

Цель: Выявить умения детей сравнивать предметы и объединять их в группы по определённому признаку.

Математика. Счёт в прямом и обратном порядке в пределах 10, решение задач.

Развитие речи. «Воробей сидит на ветке». Составление схемы предложения, деление слов на слоги.

Рисование. Рисунок «Перевоплощение» (изображение себя животным).

Развитие мелкой моторики. Игра «Полёт орла», ориентировка на клетчатом листе бумаги.

Развивающие игры. «Найди отличия», «Ухо – нос».

6 занятие.

Тема: Путешествие по зоопарку.

Цель: Выявить умения детей составлять рассказ по картинке, задавать уточняющие вопросы и отвечать на них.

Математика. Игра «Посели животное в свой вольер», (называть и различать геометрические фигуры).

Развитие речи. Составление рассказа по нарисованному плану зоопарка, его презентация. Упражнения на нахождение слов с гласными звуками.

Рисование. Группе детей предлагается придумать и нарисовать план-схему зоопарка.

Развитие мелкой моторики. Графический диктант «Путешествие по зоопарку».

Развивающие игры. «Какая бывает собака?», «Карлики и великаны».

7 занятие.

Тема: Время года – весна.

Цель: Выявить знания детей о весне, умения давать точный и развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

Математика. Счёт в прямом порядке в пределах 20 (признаки весны).

Развитие речи. Составление слоговой схемы слов.

Рисование. Рисунок «Пришла весна».

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 5.

Развивающие игры. «Замри», «Нарисуй по описанию».

8 занятие.

Тема: Международный женский день 8 Марта. Изготовление открытки.

Цель: Выявить умения детей составлять монолог из опыта. Отследить умения детей, связанные с ручным трудом.

Математика. Решение задач (о розах для мамы).

Развитие речи. Рассказ о маме.

Рисование. Раскрашивание открытки.

Развитие мелкой моторики. Списывание печатного текста-поздравления с доски. Нанесение окантовки в виде орнамента на обратной по отношению к тексту стороне заготовки поздравительной открытки.

Развивающие игры. «Повторяй за мной», «Представь себя…».

9 занятие.

Тема: Стихи, сказки, рассказы о весне.

Цель: Выявить умения детей сравнивать явления природы и выстраивать их в определённой хронологической последовательности, составлять рассказ по серии картинок.

Математика. Состав чисел 2 и 3.

Развитие речи. Понятие «мягкость звука», как весенней капели. Систематизация иллюстраций о весне для составления последовательного рассказа.

Рисование. Рисунок «Весенняя мозаика». Отражение рассмотренных признаков весны.

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 6.

Развивающие игры. «Флажки», «Концовки».

10 занятие.

Тема: Растения весной.

Цель: Выявить умения детей наблюдать и анализировать за предметами, выделять их признаки, причины роста и развития растений.

Математика. Измерение длины предметов с помощью условной меры, сравнение длин (измерение пророщенных бобов фасоли).

Развитие речи. Упражнения на определение места звука в слове, сливание слогов в слова.

Рисование. Составление модели весенних признаков (весной становится теплее, светлее, много влаги и т. д.).

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 7.

Развивающие игры. «Съедобное – несъедобное», «Хитрые вопросы».

11 занятие.

Тема: Птицы и звери весной.

Цель: Выявить умения детей классифицировать животных на группы, аргументировано доказывать свои предположения.

Математика. Состав числа 4. Цифра 4. Использование арифметических знаков + и -.

Развитие речи. Составление и последовательная передача содержания небольших текстов по рисунку. Поиск слов с заданным звуком.

Рисование. Рисунок «Птицы и звери весной».

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 8.

Развивающие игры. «Что – сначала, что – потом?», «Магазин».

12 занятие.

Тема: Весенние полевые работы.

Цель: Выявить умения детей сотрудничать в микрогруппах, работать последовательно, доводить начатое дело до конца.

Математика. Деление квадрата 20/20 на 4 равные части с помощью линейки (грядки), посадка на них лука, моркови, огурцов и редиса, подсчёт и сравнение посаженных овощей

Развитие речи. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

Рисование. Конструирование «огорода» в группах. Рисование овощей.

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 9.

Развивающие игры. «Цепочка», «Добавь букву».

13 занятие.

Тема: Весенние цветы.

Цель: Выявить умения детей пересказывать небольшие по объёму тексты, задавать уточняющие и дополняющие вопросы.

Математика. Счёт цветов, нарисованных на рисунке, обозначение количества цветов числом, называние «соседей» числа.

Развитие речи. Рассказ - описательная характеристика цветка. Выделение признаков предмета.

Рисование. Рисунок «Мои любимые цветы».

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 10.

Развивающие игры. «Путешествие», «Отгадай кто мой друг».

14 занятие.

Тема: Урок-фантазия «Я весной…» 

Цель: Определить уровень эстетического восприятия окружающего мира.

Математика. Деление круга на 4 равные части (год, сезоны), представление о циклической последовательности месяцев и времён года.

Рисование. Рисунок на тему «Я весной…». Диагностика состояния внутреннего мира ребёнка.

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 11.

Развивающие игры. «Скрытая подсказка», «Как тебя зовут?».

15 занятие.

Тема: Моя любимая книжка.

Цель: Выявить умения детей выделять общие и отличительные признаки предметов и описывать их с помощью синонимов, антонимов и слов с обобщающим значением.

Математика. Группам детей предлагается рассмотреть несколько книг разного размера, формы, содержания и оформления и выяснить, чем все эти книги похожи, а чем отличаются? (геометрическая форма, величина и т. д.).

Развитие речи. Показать и рассказать о своей любимой книжке.

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 12.

Развивающие игры. «Кто кем (чем) будет?», «В чём причина?».

16 занятие.

Тема: Мой родной город.

Цель: Выявить знания детей о родном городе, познакомить с достопримечательностями города.

Математика. Состав чисел 5 и 6. Число и цифра.

Развитие речи. Восстановление деформированных предложений.

Рисование. Рисунок «Любимое местечко родного города».

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 13.

Развивающие игры. «Шаги (кто быстрее доберётся до…)».


17 занятие.

Тема: «Голубая страна». Интегрированное занятие по стихотворению И. Токмаковой.

Цель: Выявить умения отражать эмоциональный отклик на восприятие художественного произведения, способность «входить» в представляемую ситуацию и эмоционально выражать свои чувства.

Математика. Состав чисел 7 и 8. Число и цифра.

Развитие речи. Беседа по мотивам стихотворения. Поэтические вариации (придумывание концовок). Составление устных рассказов о своих чувствах.

Рисование. На тему: «Как-то решил я залезть на сосну и вдалеке увидал я страну».

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 14.

Развивающие игры. «Игра с картинками».

18 занятие.

Тема: Строители.

Цель: Выявить умения детей составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большого размера, изображать задуманное на листе бумаги.

Математика. Повторение разных видов геометрических фигур, «строительство» по образцу учителя и собственные фантазии.

Развитие речи. В каждое окно домика поселить предмет с заданным звуком.

Рисование. Оформление работы.

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 15.

Развивающие игры. «Третий лишний».

19 занятие.

Тема: Решение логических задач.

Цель: Выявить уровень интеллектуальных умений учащихся.

Математика. Решение задач с фиксированием модели – результата.

Рисование. Зарисовка моделей.

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 16.

Развивающие игры. Логические задачи, «Что ты делаешь?».

20 занятие.

Тема: Скоро в школу (заключительное занятие). Игра – конкурс для смекалистых ребят «Торопись, да не ошибись!».

Цель: Способствовать устойчивому формированию у детей положительной учебной мотивации.

Математика. Состав чисел 9 и 10. Число и цифра.

Развитие речи. Формулирование системных, чётких, правильных ответов.

Рисование. Рисунок «До свиданья, детский сад».

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 17.

Развивающие игры. «Внимание! Розыск!».

 

 

 

 

 

 

Приложение 3


Методическая копилка «
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

    Игры, которые помогут подготовить ребенка к школе. Предложенные игры можно изменять и дополнять по своему усмотрению.

 

РАЗВИВАЕМ ВОСПРИЯТИЕ

«Какого цвета не стало?» Вы кладете перед ребенком цветные карандаши или фломастеры (шесть основных цветов и их оттенки), просите его внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребенок закрывает глаза, убираете один из предметов и просите его открыть глаза и сказать, карандаша какого цвета не стало.

«Найди такую же форму». Предлагается образец определенной формы-(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Надо найти в комнате, квартире предметы такой же формы.

«Разноцветные очки». Ребенку предлагается надеть «волшебные» (невидимые) очки, например, красные, и найти в комнате предметы данного цвета. После того как ребенок найдет их, попросите его «сменить» очки на другие (цвет может выбрать и сам ребенок). В конце игры можно определить, предметов какого цвета найдено больше. (Закрепляется знание шести основных цветов и их оттенков).

«Великий Гудвин». Ребенка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зеленый мир», «красный мир» и т.п. Затем с этими рисунками можно играть, например, сочинять по ним сказку, изменять их, добавлять героев, дорисовывать детали. (Закрепляется знание цвета, развивается моторика руки, речь, воображение).

«Цветные косички». Из ниток нужно сделать цветные косички для тряпочной куклы или для «оживления» рисунка человека. Лучше, если такое кропотливое задание предлагается для изготовления подарка члену семьи, другу и

т.д., в этом случае у ребенка есть больший стимул завершить работу. (Закрепляется знание цветов, развивается воля).

«Заколдованные деревья». Взрослый предлагает детям «создать» деревья из определенных геометрических фигур: треугольников и квадрата (ель); овала, прямоугольника (береза и др.); круга и треугольника (яблоня), используя для этого конструктор или мозаику. Можно такие деревья и нарисовать. (Закрепляется знание геометрических форм, развивается воображение и мышление).

«Домашний календарь». Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ребенок использует яркий настенный календарь. Там он ежедневно любым знаком (например, кружочком или крестиком) отмечает прошедшие дни. Месяцы рекомендуется рас­крашивать в соответствующие цвета (зима — синий, весна — зеленый, лето — красный, осень — желтый). Свой день рождения, дни рождения друзей и родственников ребенок отмечает специальным знаком (например, цветок или торт). Такая наглядная работа поможет дошкольнику преодолеть сложность с ориентацией во времени.

«Холодно—горячо; праволево». Взрослый прячет условленный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, то можно использовать план-схему.

 

РАЗВИВАЕМ МЫШЛЕНИЕ

«Разрезные картинки» (складывание рисунка из его частей). Берется любая открытка (лучше использовать изображение неживого мира) и разрезается на две равные части. Вы просите ребенка составить ее. Другая открытка разрезается на четыре части и так далее. Ребенок ориентируется на рисунок, изображенный на открытке. Купленные мозаики и пазлы помогают детям соотносить форму и цвет.

«Придумаем загадку». Логика придумывания загадок сложна для дошколь­ника, поэтому начинать надо с внешних признаков окружающих предметов. На­пример: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Потом до­бавляются функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очи­щает» (пылесос). Затем предлагаются сравнения и литературные загадки. На­пример: «Крашеное коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.

«Что лишнее?» Называется три (позже четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: ОГУРЕЦ, ЯБЛОКО, ПОМИДОР (овощи—фрукт); СТУЛ, СТОЛ, ШКАФ, ПЛАТЬЕ (мебель—одежда). Хорошо ис­пользовать в этой игре картинки и предметы.

 

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, СЛУХОВУЮ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ  СЛУХ

«Телефон» (участвуют не менее трех игроков). Словесное сообщение передается друг другу, пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение. Развиваются слуховая память и слуховое внимание.

«Рассказы по картинкам». Используются смешные картинки, можно из комиксов. Развивается контекстная речь, понятийное мышление.

«Рассказы по памяти». Ребенок рассказывает просмотренный недавно мультфильм. Развивается память, связная речь.

«Слова». Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз — зонт — троллейбус...» Развивается фонематический слух.

 

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУКИ

«Игры с разукрашками» (книги-тетради для раскрашивания). При развитии руки используются карандаши. Фломастеры руку не развивают! Нужно нанести крупную штриховку так, чтобы линии не выходили за контур рисунка. Детали могут быть разного цвета, с различными направлениями штриховки. Это весело, быстро, полезно. Можно в это время сочинять истории о героях разукрашки, которые попадают в «полосатую» страну. В этом случае развивается не только рука, но и речь.

«Бабушкин помощник». Предложите ребенку перебирать крупу (маленькие кучки риса, пшена, гречки). Вязанье, плетенье, помощь при резке салата из овощей или фруктов также развивают руку, помогают малышу подготовиться к письму.

 

 

Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника.

Модель выпускника ДОУ - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива ДОУ, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник.

 

 



Исходя из новых федеральных государственных требований, при реализации программы преемственности необходимо опираться на сформированность интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс усвоения образовательной программы.

Таблица 2.

       Содержание интегративных качеств личности детей

 

п/п

Критерии оценки результативности освоения программы детьми

Показатели

развития

1.      

Физическое развитие, сформированность культурно-гигиенических навыков

 

У ребёнка развиты основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

 

2.      

Стремление к познанию, активность, любознательность

 

Ребёнок интересуется всем новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

 

3.      

Эмоциональная отзывчивость

 

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

 

4.      

Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

 

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

 

5.      

Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, на основе соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения

 

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

 

6.      

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту

 

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

 

7.      

Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о культурных ценностях и традициях народов, проживающих в Ханты-Мансийском округе

 

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о традициях народов, проживающих в Ханты-Мансийском округе; о мире.

 

8.      

Владение универсальными предпосылками учебной деятельности

 

Ребёнок  умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. У него сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 


Средняя общеобразовательная школа №25 »

Средняя общеобразовательная школа №25 »

Обоснование программы В педагогической практике дошкольный возраст тра­диционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «до­зревает» до того уровня,…

Обоснование программы В педагогической практике дошкольный возраст тра­диционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «до­зревает» до того уровня,…

Л. И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характе­ристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятель­ности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции по­знавательной деятельности и…

Л. И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характе­ристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятель­ности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции по­знавательной деятельности и…

Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психоло­гической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия

Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психоло­гической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия

Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образовани­ем, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность:

Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образовани­ем, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность:

Социально-психологическая готовность

Социально-психологическая готовность

Здесь и дидактические игры, и игры, похожие на сюжетно-ролевые, но в виртуальной реальности

Здесь и дидактические игры, и игры, похожие на сюжетно-ролевые, но в виртуальной реальности

Для успешной реализации программы необходимо хорошо знать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

Для успешной реализации программы необходимо хорошо знать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставле­нии сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее суще­ственного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков…

Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставле­нии сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее суще­ственного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков…

Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредствен­ности

Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредствен­ности

Еще одно наблюдение: перемена в школе

Еще одно наблюдение: перемена в школе

ДОУ ( «портрет выпускника»), а также на сформированность интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс усвоения образовательной программы

ДОУ ( «портрет выпускника»), а также на сформированность интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс усвоения образовательной программы

Если в дошкольных группах реализуется программа

Если в дошкольных группах реализуется программа

Основной этап (январь-май):

Основной этап (январь-май):

Организация и проведение индивидуальных консультаций с роди­телями

Организация и проведение индивидуальных консультаций с роди­телями

Основу всех занятий составляет развитие речи

Основу всех занятий составляет развитие речи

Развитие мелкой моторики Цели и задачи : способствовать подготовке руки к письму, развивать умение ориентироваться в клетчатом поле листа

Развитие мелкой моторики Цели и задачи : способствовать подготовке руки к письму, развивать умение ориентироваться в клетчатом поле листа

Дидактические игры в семье как средство развития познавательной дея­тельности (учитель)

Дидактические игры в семье как средство развития познавательной дея­тельности (учитель)

Учебная деятель­ность. Внекласснаяра­бота

Учебная деятель­ность. Внекласснаяра­бота

Тест по Н. Г. Лус­кановой. Цель: дать оценку уровня школьной мотивации

Тест по Н. Г. Лус­кановой. Цель: дать оценку уровня школьной мотивации

Математика. Ориентация в пространстве: «направо», «налево», «вверх», «вниз», «между», «за», «перед»

Математика. Ориентация в пространстве: «направо», «налево», «вверх», «вниз», «между», «за», «перед»

Развивающие игры. «Что изменилось?»

Развивающие игры. «Что изменилось?»

Тема : Время года – весна.

Тема : Время года – весна.

Развитие речи. Понятие «мягкость звука», как весенней капели

Развитие речи. Понятие «мягкость звука», как весенней капели

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 8

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 8

Цель: Определить уровень эстетического восприятия окружающего мира

Цель: Определить уровень эстетического восприятия окружающего мира

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 13

Развитие мелкой моторики. Пропись, занятие 13

Развивающие игры. «Третий лишний»

Развивающие игры. «Третий лишний»

Приложение 3 Методическая копилка «

Приложение 3 Методическая копилка «

Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, то можно использовать план-схему

Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, то можно использовать план-схему

Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника

Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника

Интегрированная программа занятий с дошкольниками «Здравствуй, школа!»

Интегрированная программа занятий с дошкольниками  «Здравствуй, школа!»

Исходя из новых федеральных государственных требований, при реализации программы преемственности необходимо опираться на сформированность интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс усвоения образовательной программы

Исходя из новых федеральных государственных требований, при реализации программы преемственности необходимо опираться на сформированность интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс усвоения образовательной программы

Откликается на эмоции близких людей и друзей

Откликается на эмоции близких людей и друзей

Интегрированная программа занятий с дошкольниками «Здравствуй, школа!»

Интегрированная программа занятий с дошкольниками  «Здравствуй, школа!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020