Интегрированное экологическое мероприятие "Берегите родную планету"
Оценка 4.8

Интегрированное экологическое мероприятие "Берегите родную планету"

Оценка 4.8
Игры
docx
естествознание
9 кл
10.03.2022
Интегрированное экологическое мероприятие "Берегите родную планету"
Вызвать интерес и желание решать экологические проблемы родного города на локальном уровне.
Береги родную планету!.docx

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

 г. Ивантеевка МО

 

 

 

 

 

 

Интегрированное

экологическое мероприятие

на тему:

 

«Береги родную планету

 

 

 

 

 

 

                Пушкарская Н.А. – учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022г.

 

 

 

 

 

Цель: установить межпредметную связь между биологией, географией и основами безопасности жизнедеятельности, познакомить учащихся с влиянием вредных веществ на жизнь растений, животных и человека, проблемой охраны окружающей среды. Вызвать интерес и желание решать экологические проблемы родного города на локальном уровне.

Задачи: Учебно-образовательные. Обобщить знания об основных загрязнителях окружающей среды;

предложить способы сохранения здоровья человека и природы.

               Учебно-развивающие: развитие умений публичного выступления, искать пути решения проблем.

              Учебно-воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, экологической культуры, гражданственности и патриотизма.

Учебно-игровые:  с помощью  творческого подхода и заданной проблемной ситуации, научить находить и объяснять пути ее решения.

Методы проведения мероприятия:  видео ролик с демонстрацией проблемы,  рассказ-беседа, сообщения учащихся, игра-проект.

Оборудование:   компьютер, дока, проектор, физическая карта мира, глобус, презентация, видеофильм, раздаточный материал(карточки, плакат, таблицы).

 

 

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

II. Ход внеклассного мероприятия.

III. Подведение итогов.

 

Видео - ролик «Плач китов»

 

Учитель ОБЖ:

Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Вы сейчас просмотрели видео – ролик. Кадры, увиденные в нем, не могут оставить равнодушными никого. К сожалению, это не постановочные съемки в павильонах «МосФильма» или «Голливуда» - это жизнь! Это то что сейчас происходит на нашей Земле. Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить?

 

Ответ учеников: Сегодня мы будем говорить о загрязнении и разрушении нашей Планеты. О проблеме экологической катастрофы и путях ее решения.

 

Учитель географии: Верно! Наше мероприятие называется «Береги родную планету!» Вы видите, что сегодня мероприятие ведут учителя биологии, географии и ОБЖ. Мы разбили вас на команды: команда  «Юные биологи!», команда «Вокруг света» и команда  «Спасатели, вперед!». Каждая команда вместе с учителем будет отвечать за свой «сектор» экологических проблем. И объединившись, мы попробуем решать их вместе.

 

 

 

                                                        Учитель биологии: «Берегите эти земли, эти воды,

                                                        Даже малую былиночку любя,

                                                        Берегите всех зверей внутри природы,

                                                        Убивайте лишь зверей внутри себя».

                                                                                              Е. Евтушенко(слайд 2)

 

Учитель ОБЖ: Экологическая катастрофа, угрожающая всему живому на Земле, – дело рук человеческих, но вместе с тем только мы, люди, можем и должны спасти нашу планету от гибели. К счастью, человечество, приблизившись к роковой черте, осознало и эту нехитрую истину. Звучит экологический колокол, объединяя тысячи людей разных стран, наций, рас в стремлении сохранить природные богатства: воздух, воду, флору и фауну – для будущих поколений; сохранить мир и человека в нем.

 

Учитель географии: Дорогие друзья, давайте совершим небольшое путешествие по планете Земля и её маленькой частице – нашему родному городу. Как прекрасна во Вселенной наша Земля! Как планета она существует уже несколько миллиардов лет. И всего около двух миллионов лет назад на ней появился человек. Как же живется сегодня этой планете вместе с человеком, благодаря человеку? К сожалению, нелегко

Ученик  1: Если бы на Землю высадились бы завоеватели из космоса, страны мира, конечно же, нашли бы способ объединиться перед лицом общей опасности. К счастью пришельцы не выходят за пределы телеэкранов.

 

 

 

 

Ученик 2: Но необходимость объединиться диктуется не менее серьезной угрозой – угрозой глобальной экологической катастрофы.(слайд 3)

 Глобальная экологическая катастрофа – это такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на планете станет невозможна. (слайд 4) Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть.

 

Ученик 3: Те, кому небезразлична судьба Земли, пытаются помочь ей. 22 апреля 1994 года Москва объявила Всемирным Днем Земли.(слайд 5) Во время сбора подписей россиян в защиту природы множество отрезков материи было пронесено по всей стране. (слайд «флаг Земли»)Из этих кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе ответственно. Это самый большой флаг, его площадь составила 660 квадратных метров. Ученые нашей страны разработали «Экологический кодекс России».(слайд 6)А 2017г объявлен Годом экологии в России.

 

Учитель географии: (слайд 7)Друзья, вот эта планета (показывает на глобус) – колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц, растений!

 

Учитель ОБЖ:  (слайд8)  «Я утверждаю: Мир прекрасен!

                                      В накрапах Солнца, в буйстве трав.

                                      И я во всем с тобой согласен,

                                      Моя Земля, я так не прав!»

 

Учитель биологии:   Наша Земля тяжело и неизлечимо больна. Многие исследователи и ученые считают, что ещё можно остановить течение болезни. И всего 30 лет отведено нам, чтобы изменить свое отношение к природе. Все знают, что за здоровье Земли в ответе каждый город, каждый поселок, каждая семья и каждый человек.

 

Учитель ОБЖ: Ребята, знаете ли вы как вредные газы и кислоты, которые находятся в смоге, действуют на здоровье человека? И что вообще такое «смог»?

(слайд 9)

 

Ученик 4: ((команда спасателей)         Смог – от английских слов «смоук» – дым и «фог» – туман, что в переводе на русский язык означает пелена дыма, тумана и пыли. Он образуется в результате загрязнения воздуха дымом, газообразными отходами производства. Смог – частый гость крупных промышленных городов. (слайд 10)Смог сравнивают с действующими вулканами. И днем и ночью выбрасывается в атмосферу тысячи тонн ядовитых газов, пыли, сажи, копоти и золы.

Ученик 5:(слайд 11) Один из самых опасных эффектов влияния смога на человека, на его здоровье – это провоцирование онкозаболеваний. Вдыхаемые частицы пыли, и газы попадают в различные внутренние органы, разрушая изнутри наш организм. Попавшие внутрь канцерогены способствует развитию рака легких, почек, мочевого пузыря, полости рта, придаточных пазух, глотки и гортани.

 Загрязненный воздух, смог вредит также тем, что оказывает существенное негативное влияние на развитие стойкого повышения артериального давления, нарушений ритма сердца, ишемической болезни сердца. Он способствует усугублению сердечной недостаточности, коронарных болей, нарушений сердечного ритма.

 Смог вредит и тем, что способствует развитию воспаления слизистой оболочки бронхиального дерева, а также ухудшает газообмен в легких. Повышенный риск аллергии — это тоже эффект от действия вредной пыли и газов.

 

Ученик 6: (команда биологов) (слайд 12) Усиление смога влияет на продолжительность жизни деревьев в городах, в связи с этим, она сокращена по сравнению с теми, которые растут в естественных условиях. Так, например, липа в парках живет 125-150 лет, на улице 50-80 лет, а в естественных условиях 300-400 лет.

 

Учитель географии: Город растут, растет и количество транспорта на нашей планете. Расскажите, что вы знаете о его влиянии на ОС?

 

Ученик 7: (команда географов) (слайд 13)Автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей окружающей среды. Один бензиновый двигатель на 1000 литров сожженного топлива выбрасывает в атмосферу 200 кг оксида углерода (II) и оксида углерода (IV), 25 кг углеводородов, 20 кг оксидов азота, 1 кг сажи, 1 кг сернистых соединений.

 (слайд 14)    Авиационный транспорт сильно воздействует на атмосферу. За 1 час современный самолет сжигает около 15 тонн топлива, потребляя при этом 625 тонн воздуха и выбрасывая 66 тонн продуктов горения. Последние сохраняются в атмосфере 2 года.

 

Учитель ОБЖ: Вопрос классу: Скажите, что образуется при неполном сгорании бензина в двигателях внутреннего сгорания?

 

Ученик 8:(Ка (команда спасателей)  (ответ)       Образуются выхлопные газы, другими словами оксид углерода.

 (слайд 15) Оксид углерода (СО) или «угарный газ»  является бесцветным газом без запаха, который снижает способность гемоглобина переносить и поставлять кислород. В результате ослабляются процессы мыслительной деятельности, замедляются рефлексы, возникает сонливость, возможны потери сознания и смерть от удушья

 Оксид углерода не накапливается в организме. Он полностью выводится после каждого периода воздействия, если человек пребывает достаточное количество времени на свежем воздухе. Однако возможно, что повторяющиеся небольшие или умеренные отравления, которые не вызывают потерю сознания, приведут к омертвлению клеток мозга и в конечном счете к повреждению центральной нервной системы с большим количеством возможных симптомов типа головной боли, головокружения, раздражительности, ухудшения памяти и т.п. 

 

Ученик 9: (биологи) (слайд 16)  Травы, растущие вблизи оживленной автострады, непригодны в корм скоту, так как накапливают ядовитые соединения свинца, которые отравляют молоко и мясо животных. Сбор лекарственных трав и грибов вблизи дорог запрещается. Можно сделать простой вывод: сажа, оксид углерода (II) – вредные вещества.

 

Учитель географии: Давайте дополним, какие вещества ещё загрязняют почву?

 

Ученик 10:(географы)    Особенно много свинца в почвах крупных автострад. Вблизи крупнейших центров черной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. Во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.

                              Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов или при удалении жидких и твердых отходов промышленных предприятий, АЭС или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организм животных и человека, накапливаются в них.

                            Значительное влияние на химический состав почв оказывает современное сельское хозяйство, широко используя удобрения и различные химические вещества для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. В настоящее время количество веществ, вовлекаемых в круговорот в процессе сельскохозяйственной деятельности, примерно такое же, что и в процессе промышленного производства.

 

Учитель ОБЖ: Давайте вместе разберем, какое действие на окружающую среду оказывает сернистый газ SO2 . Как вы считаете, при работе каких предприятий и объектов в ОС выделяется сернистый газ?

 

 

Ученик 11 (спасатели) SO2 относится к разряду токсичных газов. При вдыхании сравнительно небольших его концентраций воспаляются верхние дыхательные пути, появляются кашель, насморк, першение в горле, голос становится хриплым. Симптомы дальнейшего отравления – глотание с болью, удушье, рвота, нарушения речи, иногда начинается острый отёк лёгких. При этом поражение лёгких происходит не сразу, а через 1-2 дня после попадания SO2 в дыхательные пути.

 

Учитель ОБЖ: Вспомним уроки химии, и подумаем: что происходит с сернистым газом во влажном воздухе?

 

Ученик 12:    Сернистый газ во влажном воздухе образует сернистую кислоту.

 

Учитель ОБЖ: А что происходит в природе? Как вы думаете?

 

Ученик 13:( (географы) (слайд 18)Так как сернистый газ во влажном воздухе образует сернистую кислоту, то она, выпадая с дождем, действует на сооружения, сделанные из металла, на краски и даже камни, скульптуры, которые делаются из мрамора и известняка

 (слайд 19) Впервые  кислотные дожди были отмечены в Западной Европе и Северной Америке 50  г.г. 20 века. В последние годы кислотные дожди стали наблюдаться в промышленных районах Азии, Латинской Америке и Африки. В России наиболее высокие уровни выпадений кислотных осадков наблюдаются в густонаселенных и промышленных регионах: центральном,центрально-черноземном,  Уральском. Около металлургических предприятий,  крупных ГРЕС, больших городов (Москва, Омск и др.)

 

Ученик 14:(биологи)Это ведет к закислению пресноводных водоемов (рек, озер), сокращению запасов ценных видов рыб. На Территории Германии повреждено около 35% площадей лесных массивов страны, в Канаде уже погибли старейшие леса (возраст до 300 лет) из бальзамической ели. Кислотные дожди ускоряют коррозию мостов, плотин, зданий, металлических конструкций. Наносят ущерб памятникам мировой архитектуры. Совсем недавно в Италии скульптурное изображение коней, украшавшее площадь Святого Марка, пришлось заменить копией, потому что сернистая кислота разъела камень скульптур, простоявших века. (слайд 20 и 21)

 

 

Учитель географии: (слайд 22) Обратите внимание, что ТЭЦ средней мощности за сутки выбрасывает в атмосферу 120 тонн сернистого газа и 400 тонн золы.

 

Учитель биологии: Вследствие этого, запыленный воздух плохо пропускает ультрафиолетовые лучи, что является причиной заболевания детей рахитом, в результате которого ненормально формируется скелет. Сернистый газ вызывает заболевания дыхательных путей. Вдыхание влажного воздуха, содержащего сернистый газ, особенно опасно для пожилых людей, страдающих сердечнососудистыми и легочными заболеваниями, в тяжёлых случаях может возникнуть отек легких.

 

                      

 

Учитель ОБЖ: Современная промышленность, особенно ТЭЦ, выбрасывает в воздух миллионы тонн оксидов азота. Оксиды азота так же образуются в атмосфере под действием электрических разрядов во время грозы. Оксиды азота соединяются с парами воды и вместе с дождем выпадают на Землю в виде разбавленной азотной кислоты (HNO3). Вы уже изучали такое явление как «кислотные дожди». Давайте вспомним, что это?

 

Ученик 15:( географы) (слайд 23)Кислотные дожди – одна из наиболее опасных болезней биосферы. Она превращает озера, реки и пруды в «мёртвые водоёмы», уничтожая все живое от рыб до микроорганизмов и растительности. Наносится ущерб садам, лесам, огородам.

 

Учитель ОБЖ: (слайд 24)Еще один опасный для здоровья компонент, выделяемый в окружающую среду производственными выбросами - это углекислый газ. Чем он опасен для здоровья?

 

Ученик 16 (спасатели): Человек является основным источником углекислого газа в помещении, поскольку мы выдыхаем от 18 до 25 литров этого газа в час. Повышенное содержание уровня углекислого газа может наблюдаться во всех помещениях, где находятся люди: в школьных классах и институтских аудиториях, в комнатах для совещаний и офисных помещениях, в спальнях и детских комнатах. То, что нам не хватает кислорода в душном помещении, – это миф. Расчеты показывают, что вопреки существующему стереотипу, головная боль, слабость, и другие симптомы возникают у человека в помещении не от недостатка кислорода, а именно от избытка углекислого газа. Жители крупного мегаполиса подвергаются негативному влиянию повышенного уровня углекислого газа с утра до вечера. Сначала в переполненном общественном транспорте и в собственных автомобилях, которые подолгу стоят в пробках. Затем на работе, где часто бывает душно и нечем дышать. Ученые сделали вывод, что углекислый газ по своей токсичности близок к двуокиси азота, принимая во внимание его воздействие на клеточную мембрану и биохимические изменения, происходящие в крови человека, такие, как ацидоз(увеличение кислотности в организме). Длительный ацидоз в свою очередь приводит к заболеванию сердечно-сосудистой системы, гипертонии, усталости и другим неблагоприятным для человеческого организма последствиям.

 

Ученик 17: (географы)    Накопление углекислого газа ведёт ещё к повышению температуры воздуха на 2-5 градусов. Тогда может произойти необратимый процесс – таяние ледников Северного и Южного полюсов, повышение уровня воды в Мировом океане.

 И это называется - тепловым эффектом или парниковым.(слайд 25 и 26)

Ученик 18: (слайд 27) Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, ещё полвека назад академик В.И. Вернадский писал «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Это предупреждение пророчески оправдалось. Планета гибнет, потому что мы нарушаем экологические законы Барри Комоннера, который говорил, что всё связанно со всем и всё надо куда-то девать, что за всё надо платить и что, самое главное, природа лучше знает. Но если погибнет наша планета, погибнет и всё человечество, погибнем все мы.

 

Учитель биологии: А для того чтобы спасти нашу Планету от загрязнений и разрушений, которые несет человечество, надо начинать с малого. Сейчас мы предлагаем вам выполнить проект по спасению и улучшению экологической обстановки в Ивантеевском парке культуры и отдыха. Перед вами плакат: схема Ивантеевского парка и прилегающих территорий.

Предлагаем вам выбрать капитана команды. На столах у каждой команды лежат карточки и таблицы с вспомогательным материалом. Мы предлагаем вам, внести свои предложения по улучшению экологической обстановки в парке. Каждая команда вносит предложения по своему направлению. Для этого вы можете воспользоваться карточками, с картинками и пустыми карточками, куда вы можете написать свои предложения. И таблицы, в которые вы запишите выбранные объекты и способы по спасению парка и почему вы их выбрали. Карточки, вы сможете прикрепить на схему и показать где бы вы хотели расположить ваши «предложения». Вы можете писать на карточках названия маркерами.

У вас есть время на подготовку 7-8 мин. После чего каждая команда в лице капитана представит свой проект.

 

(Видео о природе 7мин.30 сек.)

 

Представление проекта командами и общий вывод о проекте.

 

Учитель ОБЖ: И  стоит задуматься о будущем и объявить XXI век веком защиты нашей планеты, веком защиты природы. Для этого нам потребуется немало средств и усилий. Но главное, необходимо, чтобы каждый человек задумался над тем, что мы стоим на пороге экологической катастрофы, и внёс посильный вклад в защиту природы. И сейчас хочется вспомнить слова А. Экзюпери: «Если же у человечества не найдётся средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скромной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».

 

Итог  мероприятия:   Что нового вы узнали на уроке? Сделайте вывод: как же охранять природу?

 1. Строить газоочистительные установки и установки по утилизации газообразных отходов.

2.Создавать герметичную аппаратуру.

3.Создавать безотходные производства с замкнутым циклом, исключающим сброс воды в реки.

4. Строить эффективные очистные сооружения.

5. Разработка каталитических конвертеров, преобразующих оксиды азота в молекулярный азот.

6. Использование электрических фильтров,  для борьбы с выбросами сернистого газа.

7. Для защиты памятников культуры использовать покрытия из полимеров (силиконы)

8. Использовать экологические чистые виды энергии (солнечная энергия, ветер, морские приливы и т. д.)

9.Добиваться уменьшения токсичности автомобильных выхлопных газов путем совершенствования конструкции двигателей

10 .Охрана внутренних вод.

11.Посадка зеленых насаждений.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» г

Цель : установить межпредметную связь между биологией, географией и основами безопасности жизнедеятельности, познакомить учащихся с влиянием вредных веществ на жизнь растений, животных и человека, проблемой…

Цель : установить межпредметную связь между биологией, географией и основами безопасности жизнедеятельности, познакомить учащихся с влиянием вредных веществ на жизнь растений, животных и человека, проблемой…

К счастью, человечество, приблизившись к роковой черте, осознало и эту нехитрую истину

К счастью, человечество, приблизившись к роковой черте, осознало и эту нехитрую истину

Ученик 4: (( команда спасателей)

Ученик 4: (( команда спасателей)

Ученик 9 : (биологи) (слайд 16)

Ученик 9 : (биологи) (слайд 16)

Ученик 14 : (биологи) Это ведет к закислению пресноводных водоемов (рек, озер), сокращению запасов ценных видов рыб

Ученик 14 : (биологи) Это ведет к закислению пресноводных водоемов (рек, озер), сокращению запасов ценных видов рыб

Длительный ацидоз в свою очередь приводит к заболеванию сердечно-сосудистой системы, гипертонии, усталости и другим неблагоприятным для человеческого организма последствиям

Длительный ацидоз в свою очередь приводит к заболеванию сердечно-сосудистой системы, гипертонии, усталости и другим неблагоприятным для человеческого организма последствиям

Создавать безотходные производства с замкнутым циклом, исключающим сброс воды в реки

Создавать безотходные производства с замкнутым циклом, исключающим сброс воды в реки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2022