Интегрированное занятие логопеда и воспитателей "Первоцветы Кавказа"

  • docx
  • 04.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект первоцвет.docx

Конспект  НОД по познавательному развитию в 9 логопедической подготовительной к школе группе

 «В гостях у Королевы цветов».

 Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателей группы.

 

Цель: Расширение и уточнение  знаний  воспитанников о первоцветах Кавказа;

Задачи:

образовательные

Активизировать словарь по теме;

Продолжать развивать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений).

Познакомить детей с особенностями развития и роста первоцветов.

Формировать первоначальные основы экологической культуры, а также познавательный интерес и желание заботиться о растениях,

Закрепить навыки поведения дошкольников в  живой природе.

Расширять  представления о роли цветов в жизни людей.

развивающие

Развивать у воспитанников творческие способности, память,  восприятие, глазомер, мелкую моторику.

воспитательные

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, коммуникативные качества.

Предварительная работа:

Беседы: «Весенние цветы», «Первоцветы - какие они?», «Цветы из Красной книги Кавказа», «Ядовитые цветы».

Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг»,  И.Ревю «Весенняя мать - и - мачеха»,  С. Дрозжин  «Зимние дни миновали», Е.Кожевников «Фиалка»,  Б.Александров  «Если б в поле расцвели, только белые цветы»,  Е.Серова «Фиалка».

Прослушивание музыкального произведения «Подснежник» П.Чайковского.

Викторина «Узнай цветок по описанию».

Вечер загадок о цветах.

Игра «Сделай цветок из геометрических фигур».

Домино «Цветы».

Дидактические игры: «Узнай цветок по силуэту», «Найди два одинаковых цветка».

Оборудование:

Ноутбук, музыкальная запись произведения Гречанинова «Первоцвет», демонстрационные предметные карточки с первоцветами, луковица  гиацинта, лепестки зеленого цвета, схема роста цветка тюльпана.

Для лепки: на каждого ребенка заготовки из картона 10 на 12 см., пластилин четырех цветов (коричневый, зеленый, желтый и фиолетовый).

Для аппликации: лист картона голубого цвета 50 на 40 см., на каждого ребенка ножницы, клей, клеенка, заготовки для подснежников белого цвета и заготовки для листьев зеленого цвета. 

 

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас будет очень интересное занятие  (стук в дверь).

 – Кто это может быть? Давайте посмотрим! (в двери заходит Лесовичок)

- Здравствуйте, ребята!

 Я веселый старичок,

Старичок - Лесовичок!

Я люблю гулять по лесу,

По нему хожу весь день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной полянке

Раздается звонкий смех.

Воспитатель:

- Ну что, ребята, примем приглашение веселого старичка - Лесовичка? 

 -Да!

Лесовичок:

- Ну, тогда, детки, сегодня мы с вами побываем в Королевстве весенних цветов.

Воспитатель.

-Ой,  это, наверное, далеко?

Лесовичок:

К Королеве цветов попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг.

Закрой глаза и хлопни так!

(дети выполняют задание Лесовичка. Пока у них закрыты глаза, заходит Королева цветов)

Королева цветов:

- Здравствуйте, дети!

 До чего ж хорош денек

 Веет легкий ветерок,

Солнца теплого лучи

Так приятно горячи!

Светит солнышко в окошко,

И капелям не до сна,

Снег растаял на дорожках.

Значит, к нам идет… Весна

– Да, правильно, весна - замечательное время года, когда природа просыпается от зимнего сна, что же еще происходит весной в природе?

Ответы детей: солнышко светит ярче, тает снег, текут ручьи, из теплых стран возвращаются птицы, распускаются листья на деревьях и расцветают цветы.

- Присядьте на лужайке, послушайте, пожалуйста, мелодию. (Дети слушают музыку А. Гречанинова «Первоцвет»)

- Вы узнали эту музыку? Как называется мелодия? (Первоцвет!) Как вы думаете о каком времени года эта музыка? Чего еще не хватает на нашей поляне? (Первых цветов)

- Очень хорошо! А какие еще первоцветы вы знаете? Что можете о них рассказать? Где растут? Когда цветут?

- Поляна выглядит унылой и скучной без первых весенних цветов – первоцветов. Весной в лесах, лугах, садах распускаются первые весенние цветы. Их называют первоцветами (показ картин с первоцветами - Приложение). Одни первоцветы зацветают в начале весны, когда появляются первые проталины, другие позже — в середине, или в конце весны. Давайте посмотрим, какое многообразие первоцветов растет у нас на Кавказе. Прочитайте названия цветов.

(Дети читаю названия цветов и о каждом Королева цветов говорит интересные факты).

- Первоцветы – это необыкновенные многолетние растения, т.е. такие, которые много лет растут и цветут. Корешки, корневища и луковицы помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой. Давайте с вами посмотрим как происходит появление цветка.(показ таблицы роста растений - Приложение)

Ребята рассказывают о каждом этапе роста растения:

1.     Луковица находится в земле много лет, зимой ее покрывает снежным одеялом.

2.     Когда сходит снег, в период оттепели, когда на деревьях еще нет листьев, а на земле образуются проталины, в луковице есть хороший запас воды и питательных веществ, на поверхности появляются первые листочки.

3.     Дальше показывается стебель.

4.     Стебель растет, тянется к солнышку и на нем появляется бутон.

5.     Бутон распускается красивым цветком.

6.     Цветок отцветает, бутон и листья вянут, а луковица начинает делиться.

7.     Когда листья увянут, луковица закончит свое деление и на следующий год на этом месте вырастет же не один, а три цветка, так как луковица разделилась на три части.

 

Королева цветов:

- Ребята, посмотрите, у меня в руках луковица первоцвета, который называется «гиацинт» (дети берут луковицу в руки, рассматривают ее).

- Расскажите теперь вы о луковице.  Какая она?

Ответы детей: она покрыта шелухой, имеет корешки, имеет стебелек, толстая и круглая.

- А давайте представим, что вы – маленькие луковички и покажем Лесовичку, как растут цветы:

(дети берут в руки листики выполняют упражнение)

Наши первые цветки

 

Распускают лепестки.

 

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.     

Наши первые цветки

Закрывают лепестки,

 

Головкою качают

Тихо засыпают                       

Сидят на корточках, держат по 2 листика сложенных перед грудью.

Постепенно встают, поднимая лепестки над головой

Покачивают листиками

 

Складывают листики перед собой

Закрывают глаза и складывают лепестки перед грудью.

Покачивают головой.

Королева цветов:

- Молодцы! Вы обратили внимание на то, что на ночь все цветки складывают свои листики? А днем они вновь распускают их на солнышке.

Теперь я предлагаю вам выполнить маленькое творческое задание. Давайте вместе нарисуем первоцвет - крокус, но не карандашами и не красками, а пластилином.

Дети выполняют задание, проговаривая все свои действия, повторяя части цветка: луковица, листики, стебель, бутон и цветок. Простым карандашом подрисовывают землю и корешки).

Лесовичок:

—Да, у нас, на Кавказе, в Адыгее много первоцветов, которые занесены в Красную Книгу. Кто знает, что это за Книга, для чего она нужна? (ответы детей) Скажите, можно ли рвать первые весенние цветы? (Нельзя) Часто люди срывают эти цветы, не задумываясь о том, что сорванные цветы быстро погибнут.

— Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я, и ты

Если мы сорвем цветы

 Опустеют все поляны

И не будет красоты.

 — А что можно сделать, чтобы сохранить жизнь цветка?

 - Можно его нарисовать, сделать из бумаги …

Воспитатель:

Правильно, дети! Сегодня мы с вами сделаем лесную полянку из первых весенних цветов – подснежников. Проходите к столам, занимайте свои места.

(воспитатель с детьми делают коллективную аппликацию)

Лесовичок:

- Молодцы, ребята! Прекрасная полянка, не хуже твоей, Королева цветов!

Королева цветов:

- Да, мне тоже очень понравились подснежники, а самое главное, что мои цветочки никто не сорвет, они останутся целыми и будут всех радовать!

-Дети, а как вы думаете, что сказали бы цветы, если б умели говорить? (ответы детей)

- А что мы можем им пообещать? (ответы детей)

 «Пирамида добрых дел»

Воспитатель.

- Ребята, расскажем Лесовичку и  Королеве цветов, как мы бережём природу,  о правилах поведения на природе. Давайте построим «пирамиду добрых дел»

Воспитатель вытягивает вперед руку ладонью вверх и говорит:

- Цветы я берегу, в лесу и в поле ногами их не топчу.

- Кто придумает, что сказать, подходит ко мне, произносит свое доброе правило, и положит свою руку сверху на мою ладонь.

Пожелания детей:  цветы никогда не рву! Не трогаю муравейник, не разоряю гнёзд и т. п.

После того, как все дети выскажутся- возведут пирамиду добрых дел, воспитатель тихонько раскачивает ее со словами:

 «Пусть наши правила услышат и запомнят все и пусть они всегда сбываются» - подталкивает лежащие на его ладонях ладошки детей вверх, рассыпая пирамиду.

Воспитатель:

- Спасибо вам,  Лесовичок и Королева цветов, за прекрасное путешествие, мы очень много узнали, многому научились, правда, ребята? Что вам понравилось?

(ответы детей).

- Лесовичок, ты отправишь нас домой, в детский сад?

Лесовичок:

- Конечно!

В детский сад попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Закрой глаза и хлопни так!  (дети выполняют задание. Пока у них закрыты глаза, Королева цветов уходит)

 Воспитатель:

- ну, вот мы и дома! До свидания, Лесовичок! Приходи еще к нам в гости!

 


 

Приложение.

 

 

 

 


 

 

Морозник

Многолетнее растение рода лютиковых. Ядовит.

Пролеска Сцилла

Невысокие многолетние луковичные растения. Цветки обычно синего цвета, но встречаются розовые, белые и фиолетовые. Растения, как правило, цветут весной (из-за чего их иногда ошибочно называют «подснежниками».

Мускари

Гадю́чий лук, или Мыши́ный гиаци́нт. Включает в себя 44 разных вида этого растения

 

Лесной цикламен (кавказский)

Редкое растение, внесено в Красную Книгу России. Растет по склонам гор.

 

 

Примула

Красиво цветущая, невысокая трава.

В переводе с латинского означает «первый».

Подснежник

 Наибольшее видовое разнообразие подснежников на Кавказе (16 видов). Обладает лекарственными свойствами. 

Касатик карликовый (ирис)

Включен в Красную книгу России. Впервые описан больше 200 лет назад.

Прострел

Сон-трава

Стебли и листья сильно волосистые. Когда созреют семена, похож на одуванчик.

Крокус

 

Он же шафран. С давних времен используется как пряность и оранжевый краситель.


 

Скачано с www.znanio.ru