Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему:
«Знакомство с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко», рисовать петушка новым приемом – печатание ладошкой,
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- Формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;
- познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко;
-учить детей рисовать петушка новым приемом – печатание ладошкой, развивать тактильную чувствительность;
-закреплять знания о строении (голова, туловище, хвост, клюв, крылья, лапки); развивать образное восприятие;
-добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах;
-развивать
внимание, связную речь, мелкую моторику кистей рук.
Оборудование: мольберт, магнитофон, тарелочки с зернами гороха и бобов,
гуашь, кисточки, влажные салфетки.
Демонстрационный материал: петушок с курочкой, картинки к сказке.
Предварительная работа: разгадывание загадок, чтение потешки «Кузнец», объяснение значения слова «кузнец».
Ход занятия
1.Организациооный момент
-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим свои улыбки.
(Раздаётся звон колокольчика)
Колокольчик
позвони
Детей в кружочек позови.
Собрались все дети в круг
Ты-мой друг, и я-твой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2.Сюрпризный момент
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня в гости пришли герои из сказки. Для них я приготовила угощение. Что это? Кто питается зернышками?
- Хотите узнать, что это за птицы? Для этого нам нужно разгадать загадки. Вы готовы?
Птица ходит по двору,
Будет деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это?
Дети: - Петушок (появляется петушок).
- Вроде птица - не летает,
Ходит, зерна собирает.
И цыплят подзывает
-Кто же это?
Дети: - Курочка
3. Основная часть
Воспитатель: - Какие зерна я приготовила для наших гостей?
Дети: - Горох.
Воспитатель: - Вы верно назвали горох. Он хорошо вам знаком.
- А вот эти зернышки называются «бобы». Много бобов. (ПОВТОР СЛОВА ХОРОМ, И ПО ОДНОМУ) А один – боб. Или можно сказать – бобовое зернышко - проговаривание.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Бобовые зернышки очень любят клевать курочки и петушки. Люди тоже едят бобы, но специально приготовленные, сваренные.
Про бобовое зернышко даже есть русская народная сказка. Она называется «Петушок и бобовое зернышко».
Ребята, садитесь удобнее.
За ступенькою ступенька — Станет лесенка,
Слово к слову ставь складненько — Будет песенка.
А колечко на колечко — Станет вазочка.
Сядь со мною на крылечко, Слушай сказочку «Петушок и бобовое зернышко»
Вы внимательно слушайте и рассматривайте картинки к сказке.
«Петушок и бобовое зернышко».
Жили-были петушок и курочка.
Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелится. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяйка говорит:
- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.
Бросилась курочка к корове:
- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.
Бежит курочка к хозяину:
-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Беги скорей к кузнецу за косой, - говорит хозяин.
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило.
Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:
- Ку-ка-реку!
Вопросы:
1. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?
(Петя, не торопись. Петя, не торопись.)
2. К кому курочка обращалась за помощью?
(К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу.)
3. О чем курочка просила хозяйку, коровушку, хозяина, кузнеца?
Нам поможет это вспомнить игра «Я начну, а ты закончи».
Закончите предложение, используя слово «чтобы».
1) Курочка пошла к хозяйке, чтобы…
2) Курочка пошла к коровке, чтобы…
3) Курочка пошла к хозяину, чтобы...
4) Курочка пошла к кузнецу, чтобы…
4. Смогла ли курочка вылечить петушка? (Да.) Как просила курочка? Ласково.
(Коровушка, голубушка, дай скорее молока.)
Поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы повторите их
ласково:
зерно – (зернышко), петух – (петушок), курица – (курочка),
хозяйка – (хозяюшка), масло – (маслице), корова – (коровушка), дом – (домик), забор – (заборчик), дерево – (деревце), елка – (елочка), свежая трава – (свежая травушка)
Игра «4 лишний по сказке»
Воспитатель: - Вы внимательно слушали и смотрели сказку. А теперь внимательно посмотрите на доску, здесь картинки из сказки, но одна картинка из другой сказки, лишняя. Определите, какая и из какой сказки.
Физкультминутка
Вы ребята устали , а теперь все дружно встали.
Физминутка с музыкальным сопровождением. Песня «Вышла курочка гулять».
Вышла курочка гулять
свежей травки пощипать,
(шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — махи вверх-вниз)
а за ней ребятки —
- желтые цыплятки.
(прыжки на месте, руки сложены ввиде крылышек)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко
не ходите далеко!
(грозим пальчиком)
Лапками гребите,
зернышки ищите!
(в приседе имитируем разребание лапами земли)
Съели толстого жука
(руками показать толстого круглого жука)
дождевого червяка
(руки разводим в стороны, показываем длинного жука)
Выпили водицы
целое корытце.
(наклоны головы вперед-назад)
Ходят цыпки целый день,
наклоняться им не лень.
(наклоны вперед, руками касаемся пола)
Червяков не видно
(закрыть глаза ладошками)
цыплятам обидно
(развести руки в стороны).
Воспитатель: Посмотрите дети, какой на голове у петушка красный гребешок, под клювом красная бородка, хвост большой, пышный. Ходит он по птичьему двору, скучно ему одному, нет друзей.
Давайте нарисуем ему друзей – Петушков? Будем рисовать при помощи ладошки.
Показ выполнения работы:
1. Сначала раскрасим каждый пальчик кистью. Возьмём краску (белую, жёлтую, красную, синюю, зелёную, затем саму ладошку.
2. Растопырим все пальчики и прикладываем к центру листа ладонь. Прижимаем, убираем. Получился отпечаток ладошки.
3. Вытрем или помоем руки, а теперь кистью дорисуем недостающие части: крылья, лапки, бородку, гребешок.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Какие красивые, храбрые, петушки-друзья получились, молодцы! Анализ работы.
Воспитатель: Нравится вам петушок? Что особенно нравится?
Ребята, петушок очень рад, что у него появились новые друзья и говорит вам спасибо!
3.Итоговая часть
Воспитатель: - С какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто вам понравился в этой сказке? Чем? Что можно пожелать петушку? Что вам понравилось на занятии?
Эта сказка учит всех не торопиться во время еды и помогать другу, если он попал в беду
- Молодцы, ребята. За ваше правильное поведение, внимательность, активность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.