Интегрированное обучение основ безопасности жизнедеятельности.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе представлен опыт работы по интегрированному обучению основ безопасности жизнедеятельности. На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет процесс научного познания. Интеграция тесно связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. Я основываюсь на предположении о том, что если использовать межпредметные интегрированные уроки для изучения предмета Основы безопасности жизнедеятельности то у учащихся сформируется активная познавательная деятельность как в целом, так и в рамках тематики и предмета ОБЖ. Это способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, а так же, способности учащихся применять знания, полученные в школе в различных сферах своей повседневной деятельности.
Иконка файла материала Интегрированное обучение основ безопасности жизнедеятельности.docx
Интегрированное жизнедеятельности.   обучение   основ   безопасности Болясов     Андрей   Борисович   –   преподователь­организатор   основ безопасности жизнедеятельности (Andrei bolasob  @   mail      .  ru) .                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (МОУ СОШ № 4)                               г. Красный Сулин Ростовской Области.                                                                        Аннотация В работе представлен опыт работы по интегрированному обучению основ безопасности жизнедеятельности. На   развитие   педагогической   идеи   процесса   интеграции   существенно влияет   процесс   научного   познания.   Интеграция   тесно   связана   с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. Я основываюсь на предположении   о   том,   что   если   использовать   межпредметные интегрированные   уроки   для   изучения   предмета   Основы   безопасности жизнедеятельности   то   у   учащихся   сформируется   активная   познавательная деятельность как в целом, так и в рамках тематики и предмета ОБЖ. Это способствует   формированию   целостной   картины   мира   у   детей,  пониманию связей   между   явлениями   в   природе,   обществе   и   мире   в   целом,   а   так   же, способности учащихся применять знания, полученные в школе в различных сферах своей повседневной деятельности.  Для достижения максимального эффекта от интегрированного курса при его   составлении   я   учитывал:   направленность   нашего   образовательного учреждения,   взаимосвясь   с   темами   других   дисциплин,   возрастные особенности   учащихся.   Главным   же   документом,   который   регламентирует содержание   интегрированной   программы,   является   образовательная программа по основам безопасности жизнедеятельности. Переход к интегрированным методам преподования ОБЖ способствует сокращению   нагрузки   учащихся   и   обновлению   содержания   образования, приближении   его   к   реалиям   жизни.   При   этом   ,   интегрированный   принцип обучения   способстует   интеграции   знаний   различных   предметов   и  курсов  в системное представление об окружающем мире. Программа   предусматривает   формирование   у   учащихся   общеучебных умений   и   навыков,   универсальных   способов   деятельности   и   ключевых компетенций. Приоритетными направлениями являются: 1.Умение   учащихся   сознательно   организовывать   познавательную деятельность. 2.Понимание   учащимися   основных   положений   концепции   безопасности страны, места Вооруженных сил РФ.3.Развитие   умения   выпускников   оценивать   учебные   достижения, поведение, для корректировки собственного поведения в окружающей среде. Для меня важно осознание подростком целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор. Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с другими предметами. Например, при изучении темы "Символы   воинской   чести   и   славы"   акцентирую   внимание   учащихся   на происхождении некоторых слов. Так, слово "прапор" пришло к нам с Древней Греции. На Украине это слово употребляется и в нынешние дни, в русском же языке  оно звучит как "знамя". А вот слово  "прапорщик" в русском языке сохранилось   и   употребляется   в   значении   воинского   звания.   В   прошлом военнослужащие   в   звании   прапорщика   отвечали   за   сохранность   боевого знамени воинской части. Почитание боевого знамени ввел Николай I,  а клятву перед боевым знаменем ввел Петр I (с тех пор до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней). При правлении Петра I знаменный взвод, не   уберегший   знамя,   подлежал   расстрелу,   полк   (воинская   часть)   ­ расформированию. Нововведения Петра сохранились до наших дней. Правда, в нынешнем уставе Вооруженных Сил РФ это звучит немного по­другому: "При   утрате   боевого   знамени   воинская   часть   расформировывается,   а военнослужащие, причастные к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу".   При   такой   подаче   материала   прослеживается   прямая   связь   с историей   и   русским   языком.   Богатый   фактический   материал   для осуществления   межпредметных   связей   дают   такие   учебные   предметы,   как химия, физика, биология, география, математика и другие. Важным   составляющим   всесторонней   подготовки   школьников   по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной   службе   являются   воспитание   у   них   творческого,   системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.       Раздел    «Сохранение   здоровья   и   обеспечение   личной   безопасности» интегрирован   с   предметом   биология   и   физическая   культура.   Программой предусмотрено изучение теоретических прикладных основ оказания первой медицинской помощи. Раздел «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных   ситуациях»     интегрирован   в   предметы   «Физика»,   «Химия». «Биология» и   «Обществознание». Раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность» связан с предметом  «Обществознание» и направлен на подготовку   подрастающего   поколения   к   службе   в   армии,   выполнению конституционного   долга   по   защите   отечества.   В   ходе   изучения   предмета «Обществознание»     учащиеся   получают   сведения   по   обороне   государства, истории создания Вооруженных смл, их функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, основных воинских обязанностях.Материал для проведения занятий каждый учитель может получить из учебника   по   Основам   безопасности   жизнедеятельности   и   на   следующих сайтах:Сайт выживание в экстремальных ситуациях http:www.survive.ru;Сайт МЧС России ситуациях http: //www.mchs.gov,ru/; Сайт  Библиотечка ГО и ЧС   http  :   //www.gr­obor,  narod,ru/,biblioteka,htm.и   других.   В   результате,   мои ученеки участвуя в различных конкурсах и олимпиадах  достигли следующих результатов: Участие учеников в конкурсах, олимп иадах, конференциях Класс  Ф.И. участника Предмет Наименование  №  п / п 1 Муниципальная олимпиада  Результат  призер призер призер призер призер победитель 1 место 2 место 3 место 3 место 3диплома (1,2,3место)  и 20  сертифика­ тов 1.Колебанов Вадим 2.Курганов Никита 3.Долгошеев Александр 4.Ларин Михаил 5.Жигалкин Александр 6.Вертий Егор ОБЖ ОБЖ технология технология технология технология технология технология ОБЖ 10 10 9 11 10 9 7 8 10 10 11 2 Муниципальный этап  политехнической  олимпиады 1.Титов Филипп 2. Потаков Михаил 3 Рационализаторы и  изобретатели 1.Колебанов Вадим 2.Курганов Никита 4 Всероссийская спартакиада  «Призывники России» 20 человек 5 Всероссийская игра­конкурс  по ОБЖ «Спасатели» 6 Всероссийский конкурс­игра  по ОБЖ «Муравей» 7 Всероссийский конкурс­игра  8 по физической культуре  «Орленок» Всероссийский конкурс  «Летний лагерь СНЕЙЛ»  «Натура творческая» «Занимательная школа»  «Мне не все равно» ОБЖ 1­11 8 1.Вертий Егор 14 человек 1.Жиляков Артем 2.Рыбалко Альберт ОБЖ 10 человек 10 человек 10 человек победителей 21 призер дипломы 3 место лауреаты лауреаты лауреаты 9 10 10 5­10 5­10 5­10