МБОУ «Каспийская гимназия №11 г. Каспийск
"Визитная карточка"
интегрированного урока-семинара по химии и биологии в 9
классе
"Его величество Железо"
«Железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей
нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны
и мирного труда. И во всей таблице Д.И. Менделеева не найти другой
элемент, который был бы так связан с прошлым настоящим и будущими
судьбами человечества» А.Е. Ферсман
Автор-составитель Гасанова Сабина Кадиевна /учитель химии и
биологии/
Тема урока "Его величество Железо"
Предмет: Химия
Цели урока
1. Актуализация знаний учащихся о железе как о
химическом элементе и о его роли в
жизнедеятельности живых организмов.
2. Развитие межпредметных связей.
3. Формирование метапредметной компетенции.
4. Расширение кругозора учащихся.
5. Экологическое воспитание учащихся.
6. Формирование целостного научного
мировоззрения учащихся.
Формируемые компетентности:
1) В сфере самостоятельной деятельности.
2) Основанные на усвоении способов приобретения
знаний из различных источников информации.
3) Коммуникативная компетентность.
4) В бытовой сфере.
Формируемые УУД РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
Целеполагание /Планирование /Контроль
/Коррекция /Оценка
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Общеучебные универсальные действия /Логические /Постановка и решение проблемы
ЛИЧНОСТНЫЕ: Смыслообразование
КОММУНИКАТИВНЫЕ: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; контролировать действия партнера; умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Методические задачи урока
1) Применять знания, полученные в разных образовательных областях.
2) Формирование навыков продуктивного общения.
3) Социализировать обучающихся.
4) Работать с различными источниками информации: анализировать, систематизировать, сравнивать, делать выводы.
Проблемные вопросы учебной темы, поставленные перед учащимися? Почему железо важно для жизни человека?
Эксперимент: Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3
Предварительна подготовка учащихся: Деление на группы: "Химики", "Физиологи", "Диетологи".
Распределение заданий для изучения и обсуждения внутри группы
Задания для группы Химиков
ТЕМА: «Железо глазами химика»
1) Характеристика железа по положению в периодической таблице Д. И. Менделеева – _________________________________________________________
2) Природные соединения железа (руды)– ________________________________
3) «Железный век» в истории развития человечества – ______________________
4) Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+
Тест
Задания для группы Физиологов
ТЕМА: «Роль железа в организме человека»
1) Функции железа в организме человека _____________
2) Дыхательная функция железа – _______________________________________
3) Эритроциты. Гемоглобин – ____________________________________________________
4) Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток железа – __________________________________________________________________
Задания для группы Диетологов
ТЕМА: «Источники железа для организма человека»
1. Продукты питания, богатые железом (Fe) –
_____________________________
2. «Враги» железа /Продукты (вещества), препятствующие усвоению железа в организме человека/ – ___________________________________________________________
3. Сколько и где содержится железо в организме человека?/ анализ крови на гемоглобин -------------
4. Железо и здоровый образ жизни – ___________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________
Этапы контроля:
А) Сбор информации по изучаемой теме
Б) Редактирование добытой информации
В) Подготовка выступления
Г) Письменный отчет о проделанной работе
Д) Представление изученной темы
Ученик: Обойдите всю планету – без железа жизни нет!
Есть в крови у нас железо – потому и красный цвет.
Окисляется железо, забирает кислород.
И затем, с потоком крови к каждой клеточке несет.
Кислород отдав, железо углекислый газ берет
И, в движении по кругу, снова в легкие идет.
Учитель И действительно, ребята, по словам ученого А. Е. Ферсмана, железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И во всей таблице Д.И. Менделеева не найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым настоящим и будущими судьбами человечества.
Но не только железо …
Мини-беседа об элементарном составе живых организмов.
Жизнь,развитие, функционирование клетки обусловлено протекающими в
ней химическими процессами. Клетки животных,растений и
микроорганизмов сходны по химическому составу,это указывает на единство
происхождения живой и неживой природы. Слайд
Актуализация темы занятия
Цели урока
Учитель химии
План урока (работы): напомню, что подготовка к семинару была
организована следующим образом: весь класс был поделен на группы, каждая
группа работала по своей теме и изучала определенный набор вопросов.
Сегодня мы подводим итог нашей работы над проектом.
Каждая группа будет выступать с сообщением о проделанной работе.
Мы внимательно слушаем, задаем вопросы, т.к. после ряда выступлений вам
будут предложены кроссворд и тест
План урока есть у вас на столах.
План урока – отчета
Группа Химиков
1) Характеристика железа по положению в периодической таблице Д. И.
Менделеева
2) Природные соединения железа
3) «Железный век» в истории развития человечества
4) Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+
ТЕСТ 2
Группа Физиологов
1) Функции железа в организме человека.
2) Суточная потребность организма человека в железе; избыток и недостаток
железа.
3) Эритроциты. Гемоглобин.
4) Анализ крови на гемоглобин.
Тест1 на столе у каждого
ТЕСТ «Порядок ли у вас с железом?»
Отвечайте на вопросы «да» или «нет»:
1.Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?
2.Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос или ногтей?
3.Теряли ли вы в последнее время много крови?
4.Занимаетесь ли вы спортом?
5.Вы редко или совсем не едите мясо?
6.Выпиваете ли вы более трех чашек крепкого чая или кофе в день?
7.Вы едите мало овощей?
Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм
достаточно обеспечен железом.
Группа Диетологов
1) Продукты питания, богатые железом.
2) Где и сколько содержится железа в организме человека
3) «Враги» железа: продукты /вещества/, препятствующие усвоению железа
в организме человека
4) Железо и здоровый образ жизни.
КРОССВОРД
Итоги урока
ТЕСТ 1
Группа _______________________________________
Проверь себя…
1. Элемент железо
находится в:
а) главной подгруппе VIII
группы
б) побочной подгруппе VIII
группы
3. Типичные степени
окисления для Fe (нужное
обвести):
- 3, -2, 0, +2, +3, +4, +6
5. Возможные степени
окисления для Fe:
- 3, -2, 0, +2, +3, +4, +6
7. По содержанию в земной
коре среди элементовметаллов железо занимает
1-е / 2-е / 3-е / 4-е место.
(нужное обвести)
2. Число электронов у
атома железа на внешнем
слое (нужное обвести):
1 2 3 4
4. Число неспаренных
электронов в атоме железа
в основном состоянии:
1 2 3 4
6. Характер соединений
железа +2:
а) основной
б) кислотный
в) амфотерный
8) В природе железо в
основном встречается в
виде руд:
а) сульфидных; б)
сульфатных;
в) карбонатных; г)оксидных
ТЕСТ 2
Группа _______________________________________
Проверь себя…
1.Назовите красные клетки крови:
а) тромбоциты
б) лейкоциты
в) эритроциты
г) фагоциты
3.Гемоглобин – это…
а) красный железосодержащий
углевод
б) белок, переносящий кислород
в) клетка крови
г) вещество, входящее в состав
плазмы крови
5.Причиной малокровия в
организме может быть недостаток
в крови:
а) антител
б) эритроцитов и гемоглобина
в) белков плазмы
г) фагоцитов
7. Цвет осадка гидроксида железа
(II):
а) белый
б) грязно-серый
в) красный
г) грязно-зеленый
2.Какие функции
выполняют эритроциты?
а) уничтожают бактерии
б) участвуют в свертывании
крови
в) вырабатывают антитела
г) транспортируют кислород
4.В состав молекулы
гемоглобина входит:
а) железо
б) магний
в) цинк
г) медь
6.Какой продукт содержит
наибольшее количество
железа?
а) мясо
б) яблоко
в) печень
г) рыба
8) Цвет радонида железа
(III):
а) белый
б) грязно-серый
в) красный
г) грязно-зеленый
КРОССВОРД
По горизонтали:
1. Белок, придающий крови красный цвет
2. Продукт – чемпион по содержанию железа
3. Заболевание, возникающее при недостатке железа в организме
4. Форма эритроцита
8. Один из основных сплавов железа
По вертикали:
3. Природное соединение железа
5. Металл, ионы которого входят в состав гемоглобина
6. Красные клетки крови
7. Простое вещество - неметалл, переносимый гемоглобином
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.