Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Дзержинский педагогический колледж»
ПРОЕКТ
на тему: «Интегрированный урок»
(учебная дисциплина: «МДК 01.07 Методика преподавания физической культуры»)
студентки группы ПНК-4А Миронова Елизавета
Дзержинск - 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………...………….…….3
ПРОЕКТ
Глава 1. Межпредметные связи как основа интегрированного обучения…...5
Глава 2. Требования к проведению интегрированных уроков…….....……….12
Заключение…………………………………………………………....................14
Список использованных источников…….……………………………….……17
Приложение 1……………………………………………………………………1
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. Особо актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. В учебном процессе понятие интеграции различными исследователями трактуется по-разному: С. И. Архангельский обращает внимание на взаимосвязанность содержания, методов и видов обучения; Г. И. Батурина понимает под интеграцией создание целостного учебно-воспитательного процесса и научно-обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности; О. И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира. И. Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает целостность системы обучения; В. Р. Ильченко утверждает, что интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческо-научного миропонимания учащихся и осуществляется на основе общих для всех предметов данного цикла фундаментальных закономерностей природы. Л. М. Момот и В. Г. Гломозда считают, что в содержании обучения интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном предмете, курсе, теме, элементов различных учебных предметов на основе широкого междисциплинарного научного подхода Г. Ф. Федорец видит интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы
Цель моей работы – выявить особенности интегрированных уроков как инновационной формы преподавания физической культуры в начальной школе, показать эффективность интеграции общеобразовательных предметов на примере интегрированного урока физкультуры и русского языка в 3 классе.
Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи:
1. Исследовать особенности учебной деятельности младших
школьников;
2. Проанализировать интегрированный подход к построению учебного процесса в
начальной школе;
3. Исследовать требования к проведению интегрированного урока в начальной
школе;
4.Разработать план- конспект интегрированного урока по физкультуре и русскому языку в 4 классе;
5.Сделать заключение о положительных результатах интеграции общеобразовательных предметов в начальной школе.
Глава 1. Межпредметные связи как основа интегрированного обучения.
Для детей младшего школьного возраста высокая двигательная активность является естественной потребностью. Постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» эффективного обучения. Не случайно большинство школьников предмет физическая культура называют интересным, комфортным, любимым. Действительно, здесь они чувствуют себя как рыба в воде. Они могут шуметь, играть, общаться, много двигаться, но при этом ещё и учиться. Интегрированные занятия с физической культурой не только вызывают детский интерес к другим предметам, делают учение увлекательным и эффективным, но и повышают интерес к занятиям самой физической культуры у детей не любящих спорт, давая возможность за счёт знаний. Интегрированное занятие — это целое, а части — теоретическое содержание по предметам приемы, средства и формы работы с обучающимися свойственные физической культуре. Интеграция создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей школьников и их интеллектуальных способностей, а также объединяет и использует разные формы воздействия на обучающихся. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности интегрированных занятий. Такие занятия снимают утомляемость и перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как педагога, так и обучающегося. Возможность единства с физической культурой других предметов позволяет показать школьникам необходимость теоретического материала для практической деятельности. Интерес к учёбе и успеваемость становятся выше, если они осознают нужность обучения. Преимущества интегрированных занятий именно с физической культурой очевидны. Они следующие:
- пробуждение интереса к учению — наилучшее средство для предупреждения трудностей;
- учёт особенностей и потребностей младших школьников;
- воздействие на развитие школьников разными формами и видами деятельности;
- единство умственного и физического развития;
- создание благоприятных условий (эмоциональный и двигательный комфорт) для обучения школьников;
- развитие познавательных процессов;
- применение теоретических знаний в нестандартной обстановке;
- воспитание коммуникативных и социально-значимых качеств у школьников
- сохранение здоровья обучающихся (повышение двигательной активности);
- предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек [4, c. 26].
Таким образом, интегрированные занятия мы рассматриваем как образовательное пространство, способствующее обеспечению современного качества образования и сохранению здоровья обучающихся начальной школы. Интегрированные занятия в учебно-воспитательном процессе представлены как нестандартными уроками, так и внеклассными мероприятиями. Учитель начальных классов и учитель физической культуры планируют совместно интегрированные занятия на год так, чтобы теоретические знания ученики получали в классе, а практические навыки в спортивном зале. Интегрированные занятия включаются в календарно-тематическое планирование, как нестандартные уроки повторения, закрепления изученного материала по определённой теме, или нескольким темам. Поэтому такие занятия лучше проводить в конце четверти, т. е. 3–4 раза в год. Если же интегрированные занятия запланированы как внеклассные мероприятия, то они включаются в план воспитательной работы педагога.
Межпредметные связи позволяют объяснить материал или закрепить его с опорой на знания по другому учебному предмету без участия педагога-специалиста. При проведении интегрированного урока обязательно присутствие стольких учителей - предметников, сколько заявлено в теме урока. Работа их идет параллельно на протяжениии всего урока. Все должно быть в унисон, тогда урок получается, как сказка. Довольны дети - рады учителя. Интегрированный урок - это гармония нескольких учителей, межпредметные связи - это эрудиция учителя, его всесторонние знания.
Преподавание наук естественного цикла невозможно по сути без межпредметных связей. Объяснение процессов базируется на применении определенных законов. Главное, определить где и сколько времени уделить этому. Всё зависит от специфики предмета. Интегрированные уроки позволяют рассматривать обучающиеся процесс не как отдельное явление, а понимать механизм, опираясь на факты и закономерности смежных наук.
Цель урока с межпредметными связями - это прежде всего поиск ключевых компетенций, смежных для нескольких дисциплин и их развитие. В процессе проведения интегрированного урока мы преследуем не только вышеуказанные цели, но и объединяем результаты нашего поиска.
Интегрированное обучение подразумевает собой форму реализации межпредметных связей (например, проведение бинарных уроков).
Чем же отличаются уроки интегрированного содержания от использования межпредметных связей? На мой взгляд, это – разные дидактические понятия. Межпредметные связи предусматривают эпизодическое включение в урок вопросов и заданий по материалу других предметов, что имеют дополнительное значение для изучения его типы. Это – отдельные кратковременные моменты уроков, которые содействуют глубокому восприятию и осмыслению любого конкретного понятия. Допустим, на уроках чтения в 3-м классе по теме «Приди весна с радостью!» учитель в беседе активизирует признаки картины природы в середине или в конце весны, приобщает детские рисунки на весенние темы. В этом случае имеем дело с межпредметными связями уроков природоведения и рисования. Если же учитель проводит урок по теме «Художественный образ весны», на котором интегрировано содержание с различных предметов, и учащиеся включаются в различные виды деятельности, чтоб в их сознании и представлении возник литературно-художественный образ весны. То такой урок считаем интегрированным. Особенность его в том, что тут объединяются блоки знаний с разных предметов подчинённые одной теме. Поэтому очень важно чётко определить главную цель данного интегрированного урока и, как эпизодическое, он будет способствовать целостности обучения, формированию знаний на качественно новом уровне. Считается, что целью интегрированных уроков является создание условий для разностороннего рассмотрения учащимися определённого объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.
Межпредметные связи в рамках традиционного обучения являются первой ступенькой к интегрированному обучению.
Но в отличие от межпредметных связей интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими воспитателями, работающими с одной группой.
Зачастую под интеграцией понимается механическое соединение в учебно-воспитательном процессе отдельных явлений, не имеющих "общего знаменателя". Как следствие этого перед процессом интеграции стоит множество нерешённых проблем, главными из которых на сегодняшний день можно назвать такие: как интегрировать? Проблема отбора конкретного материала, конкретного содержания. Большую трудность представляет встраивание интегрированных курсов, уроков в школьную программу.
На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.
Но главной при определении жизнеспособности идеи интеграции в школе остаётся проблема подготовки кадров. Нынешняя система подготовки специалистов не может подготовить универсально образованного педагога, который сможет в своей практической деятельности применять данные подходы к учебно-воспитательному процессу.
Таким образом, для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:
- правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;
- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;
- включение самообразования учащихся в учебный процесс;
- использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;
- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
- обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.
На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо знать требования к планированию и организации их проведения:
- познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;
- выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;
- определить связи между сходными элементами знаний;
- изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;
- получить консультации учителя-предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета, который учитель обычно не ведёт;
- тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;
- моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания урока, наполнение его только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
- выявление оптимальной нагрузки детей впечатлениями.
Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.
Особое значение для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках имеют проблемные вопросы, которые содержат видимое или подразумеваемое противоречие. Оно может отражать связь знаний из разных предметов и стать интегрированных вопросом. Однако применительно к урокам лучше создавать проблемную ситуацию.
Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём же он заключается?
-в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.
-в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
-в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы и т.д.
-в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
-во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могли быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Интеграция способствует формированию научной картины мира. Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования.
Анализ интегрированного урока.
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?
3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла ( блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегративных уроков?
4.Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
5.Тема интегративного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгяда на предмет?
6.Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегративному уроку. Спонтанно ли осуществляется это урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем, характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь?
7.Формы проведения интегративного урока, виды деятельности учителей и учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
8. Сотрудничество учителей на интегративном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то "одеяло" на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое ( интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала.
Закономерности интегрированного урока: весь урок подчинен авторскому замыслу; урок объединяется основной мыслью (стержень урока); урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; цепочка сведений организована как "данное" и "новое" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность; связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором - выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).
Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в одно общее; предупреждение недочетов.
Глава 2. Требования к проведению интегрированных уроков
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения. В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:
1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.
За время работы в школе я заметил, что предметные программы в начальной школе, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, расчлененными по предметному признаку и пришел к выводу: в своей работе надо использовать систему интегрированных уроков.
На этих уроках стараюсь найти взаимосвязь с другими предметами, ведь интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.
Заключение
Интегрированные занятия могут объединять дисциплины в полном их объёме, а могут включать лишь отдельные составляющие — содержание, методы, приёмы, средства обучения. Взаимодействие двух и более педагогов может строиться по-разному. Оно может быть с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой ассистентом; всё занятие может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя. Планируя интеграцию, педагоги сами определяют место своего участия. Определив цель интеграции, педагоги отбирают материал для объединения его в одном занятии для деления на основной и вспомогательный. Физическая культура в интеграции может быть системообразующей дисциплиной, а может — вспомогательной. В первом случае занятие проводит учитель физической культуры, используя свои формы, методы, приёмы и средства. Учитель начальных классов вводит в занятие задания с предметным содержанием, он — гость (ассистент, помощник). Занятие проходит в спортивном зале, на улице. Если педагоги решили, что физическая культура — вспомогательная дисциплина, тогда занятие ведёт учитель начальных классов. Учитель физической культуры включает в занятие свои приёмы, добавляет спортивные задания, тогда он — гость (ассистент, помощник). Занятие проходит в кабинете. Если педагоги решили, что интеграция предметов будет в равных долях, то занятие ведут два педагога, поочерёдно. Соответственно чередуется умственная и физическая деятельность обучающихся. Место проведения — актовый, или спортивный зал. Таким образом, структура интегрированного занятия может быть разной. Можно составить одно большое из мини-занятий, можно его сделать целостным с единой методической структурой, можно построить интегрированные занятие как серию модулей, а можно интегрировать не всё занятие, а лишь его часть. Интегрированное занятие в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта [3, c. 5].
Форма проведения интегрированных занятий зависит от цели занятия и выбора системообразующего компонента.
- Игра-путешествие;
- весёлые эстафеты;
- интеллектуальный муравейник;
- урок-практикум;
- интеллектуально- спортивный праздник;
- лабиринт;
- урок-соревнование;
- предметные эстафеты.
Основная идея применения межпредметных заданий связана с использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебного элемента (понятия). Использование межпредметных связей на уроках физической культуры дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель физической культуры не может действовать в одиночку в предметной системе обучения, а должен работать в содружестве со своими коллегами. Плодотворной и эффективной деятельности учащихся способствуют нетрадиционные формы проведения занятий. Нетрадиционные формы проведения занятий поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию к учению. Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует детей. А подвижные игры с дидактическими элементами и сюжетным содержанием особенно желанны для школьников, особенно в начальной школе. Специально подобранные подвижные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, способность к творчеству, обостряют наблюдательность. Дети подчас даже незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, у них формируются необходимые черты личности. Подвижные игры с дидактическим и сюжетным содержанием должны быть простыми и доступными, интересными и занимательными, и обязательно требующими от детей проявления физических усилий и сообразительности. Только в этом случае они вызовут у ребят желание бегать, играть, думать. Таким образом, организация уроков на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности младших школьников с использованием специального оборудования, инвентаря и создания игровой мотивации позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в начальной школе, положительно повлиять на двигательную подготовленность и развитие познавательной сферы младшего школьникаИтак, интеграция предметов приобретает особое значение. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус.
Таким образом интеграция учебных предметов в начальной школе дает положительные результаты :
· создается у школьника целостное представление об окружающем мире;
· проявляется общее сближение предметных знаний.
· появляется у обучающихся желание активной и самостоятельной работы на уроках,
· развивается познавательный интерес младших школьников.
· обогащается кругозор, развивается наблюдательность, мышление детей.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
.
Список использованных источников
1. Асаулюк Е. П. Интегрированный подход в обучении младших школьников // Е. П. Асаулюк // Перспективы науки. — 2011. — № 10. — С. 222–224.
2. Веселая физкультура: Учеб. для учащихся 1кл. четырехлет. нач. шк./ Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 64с.
3. Виленская, Т. Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе / Т. Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 1. — С. 2–6.
4. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система / Д. Я. Данилюк // Педагогика. — 2010. — № 4. — С. 24–28.
5. Кудрявцев, М. Д. Педагогическая технология организации личностно-ориентированной физкультурно-образовательной деятельности учащихся начальной школы: учеб.-метод, пособие / М. Д. Кудрявцев. -М.: Изд-во АПК и ПРО АКАДЕМИЯ, 2005. — 208 с.
6. Лямина, 3.Н. Интегрированные уроки — одно из средств привития интереса к учебным предметам / З. Н. Лямина // Начальная школа. — 2005. — № 2. — С. 21.
7.
Мельник, Э. Л. Интегрированное обучение в начальной школе:
Теория и практика / Э. Л. Мельник. — СПб.: КАРО, 2003. —
192 с.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Это урок
окружающего мира и физкультуры.
II.Работа над новой темой.
-Посмотрите на экран, послушайте небольшой отрывок. (Запись пения птиц)
-Куда мы сегодня отправимся в путешествие? Кто сформулирует тему нашего урока?
-Сегодня мы отправимся в лес. Но перед тем, как отправиться в поход сначала вспомним правила безопасного поведенияпри походе в лес. (Учащиеся называют правила)
III. Разминка
Упражнения в ходьбе(Выпады,рывкируками,вращения)
Упражнения в беге(Бег с высоким подниманием бедра,бег с захлестом голени.)
ОРУ.
IV. –Ну вот мы пришли
на полянку. Давай те внимательно посмотрим вокруг, исследуем то, что вокруг
нас.
Учитель. У каждого человека есть семья и дом.
Семья живет дружно, сообща.
А можно ли лес назвать домом?
Ученик. Можно, так как лес является домом для
растений, животных, грибов, микроорганизмов.
Учитель. Как живут лесные обитатели?
Ученик. Обитатели леса живут вместе, хотя
некоторые животные не могут жить дружно.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Ученик. Лес – природное сообщество и все его
обитатели живут вместе .
Ожегов «Сообщество-группа растительных или животных организмов, живущих вместе»
Учитель. – А какой этот дом?
(Большой, многоэтажный.)
Ученик. Лес можно сравнить с многоэтажным домом.
Учитель. Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж
имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
1) Многолетние растения, у которых от общего
корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями.
(Травы.)
3) Многолетние растения с крупным твердым
стеблем. (Деревья.)
4)Растения своеобразные: не
имеют корня, размножаются спорами. (Мхи,
лишайники)
Учитель. Ученые называют этажи леса ярусами и
располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья,
кустарники, травы.)
- Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются этажами, ярусами? Учащиеся высказывают свои мнения
(Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений, полному использованию солнечного света. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место.
Работа в группах.
Задание. Каждая рабочая группа будет работать с одним ярусом. В процессе работы каждая группа заполнит таблицу и представит свой отчет в виде небольшой информации по своему ярусу. (Задания для каждой группы на листочках)
Задание: заполните таблицу, распределите картинки растений и животных по ярусам, с помощью картинок и опорных слов составьте небольшой рассказ о своем ярусе.
Сосна, шиповник, рябина, кукушкин лён, берёза, лиственница, мухомор, вороний глаз, ягель, медуница, подосиновик, малина, калина, волчье лыко, ландыш.
Белка, короед, иволга, дятел, кедровка, дрозд, синица, мышь, улитка, кабан, жук, муравей.
Название яруса |
Растения яруса |
Животные яруса |
1 группа. Деревья |
Сосна, лиственница, рябина, берёза, осина |
Белка, короед, иволга, дятел, кедровка |
2 группа. Кустарники |
Шиповник, малина, калина, волчье лыко |
Дрозд, синица |
3 группа. Травы, грибы |
Мухомор, вороний глаз, медуница, подосиновик, ландыш |
Мышь, улитка, кабан, жук |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выступления представителя своей группы.
V. Полоса препятствий
Балки(необходимо перепрыгнуть на двух ногах через низкие стоечки.
Овраг(пробежать по скамейке)
Болото(перекладывая коврики наступать на них поочередно,не касаясь пола)
-Преодолеем полосу препятствий, которая может нас встретиться при походе в лес.
-Вы удачно преодолели препятствия. Прошли
овраги, болота. А мы вам приготовили еще одно препятствие. Сейчас мы
посмотрим, сможете ли вы эту проблему разрешить.
Решение
проблемных ситуаций. Каждой команде дана одна проблемная ситуация, связанная
с лесом, с жизнью леса. Вам нужно найти пути ее решения.
1. Проблемная ситуация № 1
Кто бывал в путешествии? Где вы были? На чем путешествовали? Вдоль дорог часто сажают деревья? Как вы думаете, почему?
Ответ учащегося: Я думаю, что путешествовать можно по-разному: на самолете, поезде, машине, теплоходе. Заботясь о защите окружающей среды и сохраняя природное равновесие человек вдоль дорого сажает деревья, чтобы на листьях деревьев оседали пыль и копоть.
2. Проблемная ситуация № 2
Рассмотрите картинку. Что изображено на ней? Как называется место, где живут эти растения и животные? Однажды растения и животные поссорились и решили жить отдельно. Как вы думаете, что из этого получится? Могут ли растения и животные жить отдельно друг от друга?
Ответ учащегося: Место, где живут эти растения и животные, называется лесом. Растения и животные леса не смогут жить отдельно друг от друга, потому что мышь ест семена, а лиса охотится за мышью. Таким же образом связаны другие растения и животные. Они не смогут жить отдельно друг от друга. Исчезнет один элемент природы, другие, связанные с ним тоже исчезнут.
3. Проблемная ситуация №3
В одном из районов сажали полезащитные лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего то им не хватало. И учёные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба. Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо, деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Как вы это объясните?
Ответ учащегося: Грибница срастается с корнями растений и снабжает деревья влагой и минералами, полезными веществами, а грибы получают от деревьев питательные вещества, которые сами выработать не могут.Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
Учитель:
Но в лесу можно столкнуться не только с проблемами ,но и получить удовольствие ,а для этого я вас приглашаю на охоту.
Игра Охотники и утки.
VI.
Учитель: Мы выяснили, что лес для животных
является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)
Учитель. Рассмотрим такой пример:
взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не
страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево
стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает,
освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для
молодых деревьев это польза, а для старых – нет.) Тем не менее, короеды
ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить
эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. .
Учитель. На какие группы по способу питания
можно разделить животных?
Ученик. Хищники и растительноядные.
Учитель. В какой группе оказался медведь?
Ученик. Медведь относится к растительноядной
группе. Он питается ягодами, грибами, медом.
Ученик. Но он еще питается мясом других
животных, рыбой.
Учитель. Правильно ли был распределен медведь в
растительноядную группу?(Нет)
Учитель. Как называется группа по способу
питания, если это животное питается растительноядной и животной пищей?
Ученик. Это всеядная группа.
Учитель. Какого еще животного можно отнести к
всеядным?( Кабана)Чем питается кабан?
Ученик. Он питается растительной пищей,
птенцами, мелкими животными.
Учитель. Назовите животных, которые живут под
землей?
Ученик. Под землей живут мелкие животные почвы и
дождевые черви.
Лес – это богатство и разнообразие растений,
которое может быть использовано в качестве пищи. Среди млекопитающих цепь
питания составляют растительноядные грызуны и зайцы, а также копытные, за счет
которых существуют хищники
Учитель. Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся
в наших краях. (Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)
Игра:ученики стоят в колонну по одному ,перед ними на расстоянии 3 метров командир .Командир бросает первому мяч и произносит первое слово из цепи питания ,а дальше называют остальные члены команды ,каждый раз бросая мяч капитану.
VII. Продолжение изучения новой темы (резерв)
– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно
летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под
ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава.Остатки старой травы,
сухие веточки.)
– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть
старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в
перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в
лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным
лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она
служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)
Учитель. А именно? (Ежам, медведям, разным
жукам.)
Учитель. Что вы можете сказать о жизни леса?
(Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни
живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей.
Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)
Учитель. Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы
назовем лес природным сообществом)
– Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением С. Павловой:
Прошу, природу берегите!
Не рвите ландыши, прошу!
Их мало на земле осталось,
Храните леса красоту.
Она не даром нам досталась,
Сегодня все должны понять:
Природу надо охранять.
Она, как малое дитя,
К тебе протягивает руки.
И дарит всем нам красоту,
Чтоб мы не знали в жизни скуки!
VIII.
Подведение итогов урока
Выставление оценок.
Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.