Интегрированный урок истории и литературы "Преступление и наказание в жизни и в литературе"
Оценка 4.7

Интегрированный урок истории и литературы "Преступление и наказание в жизни и в литературе"

Оценка 4.7
docx
19.12.2023
Интегрированный урок истории и литературы "Преступление и наказание в жизни и в литературе"
открытый урок.docx

Тема: Преступление и наказание в жизни и в литературе.

Цели урока:

Образовательные:

·         Сформулировать мотивы совершения преступления.

·         Определить тип наказания Раскольникова по современным законам.

Развивающие:

·         Формировать умение анализировать эпизод текста.

·         Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.

·         Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, опираясь на текст романа; приводить аргументы для подтверждения своих рассуждений из литературного и жизненного материала.

·         Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Воспитательные:

·         Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;

Планируемый результат: формирование УУД:

·         познавательные УУД: умение ориентироваться в сюжете и системе образов произведения, умение задавать вопросы; умение составлять ответы на вопросы;

·         личностные УУД: способность к самооценке собственного коммуникативного поведения, способность к рефлексии и интуиции.

·         регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

·         коммуникативные УУД: умение оформлять собственные мысли в устной и в письменной форме.

Ход урока

Учитель литературы: здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы рады вас видеть и очень хотим начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов.

Учитель истории: как видите ребята урок сегодня не совсем обычный, его проведем мы вдвоем,

Учитель литературы: Мы - источник веселья и скорби рудник.
Мы - вместилище скверны и чистый родник.
Учитель истории: Человек, словно в зеркале мир, - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик. (Слайд 1)

Учитель литературы - Ребята, о чем это стихотворение?

(Ответы учеников)

- Конечно, это стихотворение о сложности человеческих характеров, о двойственности человеческой души. Каких героев из русской литературы можно отнести к героям с противоречивым характером?

(Ответы учеников)

— Это Григорий Александрович Печорин из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Евгений Онегин из романа в стихах А.С.Пушкина, Александр Андреевич Чацкий из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Евгений Базаров из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и, конечно, Родион Раскольников из недавно изученного романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. 

Слайд 2

Учитель литературы. Ребята, посмотрите на слайд, как связаны эти два изображения? Ответы

Давайте сформулируем тему урока.

Слайд 3

А речь пойдет на уроке о преступлении и наказании в жизни и в литературе.

Давайте определим цели нашего урока

Рассмотреть личность Раскольникова, его теорию, причины совершенного им преступления.

Определить наказание по-современному УК РФ

Дать нравственную оценку личности Раскольникова

А в конце урока мы попробуем сами сформулировать, какие же уроки мы извлекли из романа Достоевского и из сегодняшнего урока. 

 

Учитель истории: Тема урока Преступление и наказание. Давайте вспомним и повторим, что такое преступление и наказание с правовой точки зрения.

- Что такое преступление? (Ответы учащихся)

- Какими признаками оно обладает? (Ответы учащихся)

- Какие типы преступников выделяют юристы? Слово юристам (слайд 9)

Юрист: Классифицируя преступников по степени их антиобщественной направленности поведения, можно выделить 3 основных типа преступников:

·         Злостный преступник. Он готов в любое время совершить тяжкое преступление. Их в среднем 15-20%. Многие из них рецидивисты, т.е. лица, уже побывавшие в заключении и вновь вернувшиеся к преступному ремеслу. Он сам не замышляет преступление, если его не подтолкнет к этому соучастник. Или украдет только то, что «плохо лежит». Таких насчитывается больше 60%.

·         Случайный преступник. Преступление он совершает либо по неосторожности, либо в состоянии аффекта. Как правило, больше оно не повторяется. Таких преступников насчитывается около 20%.

Позже мы вернемся к этому, когда рассмотрим личность Раскольникова.

Учитель обществознания: определите тип преступника в отношении Р. Раскольникова (ответы учащихся).

За совершение преступления наступает наказание,

Что такое наказание? (т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.)

От чего зависит наказание?

Может ли быть одинаковое наказание за разные преступления?

За любое преступление следует справедливое наказание.

Учитель литературы: итак, самый сложный характер имеет Раскольников. Из всех названных героев только он совершает самый страшный поступок - убийство. Такой же и наш герой. Давайте вспомним, что хорошего, доброго делает Родион, а что злого?

Добрые поступки: помогает семье Мармеладова, отдает последние деньги (читает стихотворение в прозе И. Тургенева «Два богача» подготовленный ученик), приводит пьяного домой; отдает деньги, присланные матерью на учебу, Катерине Ивановне на похороны; просит полицейского проводить пьяную и обесчещенную девушку до дома; ссорится с Лужиным и выгоняет его, избавляя тем самым Дуню от неравного брака; любит мать, сестру, выступает защитником «униженных и оскорбленных»…

Злые, безнравственные поступки: убивает двух женщин, возможно, Лизавету беременную; ворует деньги, драгоценности; считает себя избранным; ведет себя высокомерно с сокурсниками…

Существуют причины преступления Р Р

Вставить про виды причин

Кто помогает Р признать вину?

Какой совет дает Соня Мармеладова Раскольникову? Работа с книгой.

Ключевые слова.

Чем заканчивается роман?

Учитель истории: Раскольников был осужден по первому уголовному кодексу в истории России - «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года», который был утвержден императором Николаем 1 в 1845 году, а введен в действие с 1846 года.

 

Задание № 1. Работа с «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных». Учащимся необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Как Уложение трактует понятие «преступление»?

2) Какие виды наказаний были предусмотрены Уложением?

3) Какие уголовные наказания были предусмотрены Уложением?

4) Раскольников был приговорен судом к 8 годам каторжных работ. Какие виды каторжных работ были предусмотрены Уложением?

 

Задание № 1 (ответы).

1) Преступление - всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей, или же на права или безопасность общества или частных лиц (статья 1).

2) Наказания уголовные или исправительные (статья 3).

3) Виды уголовных наказаний: лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ (статья 19).

4) Виды каторжных работ (статья 21):

Степень 1: работы в рудниках без срока; наказание плетьми 100 ударов.

Степень 2: работы в рудниках на время от 15 до 20 лет; наказание плетьми от 80 до 90 ударов.

Степень 3: работы в рудниках на время от 12 до 15 лет; наказание плетьми от 70 до 80 ударов.

Степень 4: работы в крепостях на время от 10 до 12 лет; наказание плетьми от 60 до 70 ударов.

Степень 5: работы в крепостях на время от 8 до 10 лет; наказание плетьми от 50 до 60 ударов.

Степень 6: работы на заводах на время от 6 до 8 лет; наказание плетьми от 40 до 50 ударов.

Степень 7: работы на заводах на время от 4 до 6 лет; наказание плетьми от 30 до 40 ударов.

 

Учитель истории: А теперь давайте обратимся к современному законодательству. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.

1) Как трактует понятие преступления УК РФ?

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (статья 14 УК РФ).

2) Из трактовки понятия «ПРЕСТУПЛЕНИЯ» мы можем выделить признаки преступления:

1) виновность (формы вины – умысел и неосторожность);

2) общественная опасность (причинение вреда всему обществу или отдельным его гражданам);

3) противоправность (запрещенность уголовным законом);

4) наказуемость.

3) Любое преступление имеет свой состав, который включает в себя:

1) ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (общественные отношения, охраняемые уголовным законом).

2) СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (тот, кто совершил деяние, запрещенное уголовным законом).

3) ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ (характеристика самого деяния – действия или бездействия, последствия деяния (ущерб)).

4) СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ (психическая деятельность лица в процессе совершения преступления, характеризуемая мотивом, целью и виной).

 

Задание № 2. По вышеуказанной схеме проанализировать состав преступления Раскольникова.

 

Задание № 2 (ответ).

Родион Раскольников совершил убийство (статья 105 УК РФ).

1) ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: жизнь человека.

2) СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: вменяемое лицо, достигшее 14 лет. Невменяемость (статья 21 УК РФ): состояние невменяемости – лицо не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

3) ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ: убийство - причинение смерти (противоправное лишение жизни) другому человеку.

4) СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ: вина в форме умысла (прямого или косвенного) (статья 25 УК РФ). Раскольников совершил преступление с прямым или косвенным умыслом?

 

Задание № 3. Квалифицируйте преступление Раскольникова Родиона по ст.105 УК РФ.

 

Задание № 3 (ответ).

Квалификация преступления Раскольникова:

- п. «а» части 2 ст.105 УК РФ: убийство двух или более лиц;

- п. «з» части 2 ст.105 УК РФ: из корыстных побуждений;

- п. «л» части 2 ст.105 УК РФ: по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

 

Задание № 4. Рассмотрите обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину.ст. 61 и 63 УК РФ

 

Задание № 5. Попытайтесь определить, какое наказание получил бы Раскольников в соответствие с УК РФ, если бы подобное преступление было совершено в наши дни. Необходимо использовать главу 10 УК РФ.

 

Задание № 5 (ответ).

По части 2 статьи 105 УК РФ предусмотрено наказание: лишение свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь.

Обстоятельством, смягчающим наказание, является явка с повинной (п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ).

Обстоятельствами, отягчающими наказание, являются совершение преступления по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «е» ч.1 ст.63 УК РФ) и совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «з» ч.1 ст.63 УК РФ).

 

Представьте, что вы судьи какой приговор вы вынесете Р. На основании современного УК РФ,

(приговор)

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что по решению Ф.М. Достоевского судебная система Российской Империи более мягко отнеслась к преступлениям, совершенным Раскольниковым, чем могла бы это сделать современная судебная система Российской Федерации

 

Учитель литературы: Родион Раскольников — это человек, в котором уживались и добро, и зло.

Что же победило? Конечно, добро. А помогла победить зло Сонечка своей любовью, верой. Что бы было с ним, если бы её не оказалось рядом?

Учитель истории: В каждом человеке борются добро и зло. А что побеждает на этот вопрос нам ответит притча. (Звучит притча о черном и белом волке) (Слайд)

Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком.

·         «Почему бывают плохие люди?» —спросил его внук.

·         Плохих людей не бывает, ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и темная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – темный. Понимаешь?

·         «Понятно», —сказал малыш. - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

·         Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

От чего зависит что побеждает в человеке?

И я вам всем желаю, чтобы вы кормили светлого волка. Не забывайте, что Любовь и Доброта спасут мир.

 

VIII. Рефлексия

Какие же уроки мы извлекли из романа и сегодняшнего урока?

(Ответы детей)

ДЗ слайд 7

Оценки

Закончить наш урок хотелось бы словами:

У человека нет возможности всем делать добро, но у него есть возможность никому не причинять зла.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Преступление и наказание в жизни и в литературе

Тема: Преступление и наказание в жизни и в литературе

Учитель истории: Тема урока Преступление и наказание

Учитель истории: Тема урока Преступление и наказание

Преступление - всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей, или же на права или безопасность общества или…

Преступление - всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей, или же на права или безопасность общества или…

УК РФ: убийство двух или более лиц; - п

УК РФ: убийство двух или более лиц; - п

Интегрированный урок истории и литературы "Преступление и наказание в жизни и в литературе"

Интегрированный урок истории и литературы "Преступление и наказание в жизни и в литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2023