План урока
1. Беседа о связи литературы и музыки (песня)
2. Составить буквы (о чем песня? Читали по лит.чт произведения о дружбе – тема и цель урока)
3. В конце урока фраза: настоящий друг – это …..(корзина идей)
4. Беседа о музыкальном жанре – песня (о 2 составляющих текст и музыка)
5. Рассказ о поэте, выразительное чтение, анализ стиха на карточках
6. Рассказ о композиторе, анализ музыки
7. Распевка, поем песню
8. Подводим итог, корзина идей (рефлексия)
Ход урока
(1 слайд)- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках литературного чтения?
(2 слайд)- - Изучали, читали стихи, рассказы о дружбе.
- Стихи и рассказы каких писателей мы изучали?
- Осеева, Мошковская, Лунин и т.д.
- А с какой целью мы работали над стихотворениями, рассказами для чего?
- Чтобы научится выразительно читать, находить образные средства, уметь правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим.
(3 слайд)- - Верно. Сегодня у нас будет необычный урок литературного чтения, а совмещен он будет с уроком музыки. Как вы думаете, а что может быть общего у этих 2 предметов?
- Если связать музыку и стихи, то получится песня.
(Если затрудняются, то включаю песню)
- Все верно, ребята. Эти два предмета объединяются в таком музыкальном жанре, как песня.
Звучит песня о дружбе
- О чем эта песня ребята?(о дружбе)
- Какое замечательное слово! А какие однокоренные слова можно подобрать к слову «дружба»?
Дети предлагают свои варианты.
- Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь… А кого вы вспоминаете?
Дети называют имена своих друзей.
- Да! Для некоторых из вас «друг» – это одноклассник, для других – мама, которая всё понимает, для третьих – верный пёс… Другом могут стать умная книга, интересный человек, даже любимая игрушка! Умению дружить учатся с детства. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, бережно относиться к своим друзьям!
-Ребята, так что же такое дружба? (Ответы детей)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О песнях про дружбу)
(4 слайд)- - Давайте сформулируем тему и цель нашего урока. (Тема «Песня про дружбу», цель ….)
(5 слайд)- - В конце урока мы должны ответить на очень важный вопрос:
«Что значит быть настоящим другом?»
- Помогут нам в этом предложение, которое необходимо будет закончить.
«Настоящий друг – это тот …»
Основная часть
- О дружбе и друзьях написано много произведений, рассказов, сложено много стихов.
(6 слайд)- - И вот сегодня с одним из них мы познакомимся на уроке. Чтобы узнать как называется стих и его автор – расшифруйте шифр.
(Стихотворение называется «Настоящий друг». Написал стихотворение Михаил Пляцковский)
(7 слайд)- – Молодцы ребята! Михаил Пляцковский - это известный поэт-песенник.
- А как вы понимаете это выражение «поэт-песенник»?
Михаил Спартакович Пляцковский (1935 – 1991) – поэт песенник, драматург. Большое количество песен, стихов и сказок он посвятил детям.
Поэт написал много детских песен, которые стали очень популярными: «настоящий друг», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «детства последний звонок», «Конопатая девчонка», «Песня о волшебном цветке», «Дружат дети на планете». Все они пронизаны добротой, сердечностью, теплом, искренностью, поэтому очень любимы разными поколениями.
(8 слайд)- - А теперь посмотрите на текст на карточке. Как думаете, о чем будет идти речь в стихотворении?
- Прочитайте стихотворение на карточке в пол голоса.
- С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?
Прочитайте это стихотворение выразительно, обращайте внимание на паузы, интонацию.
- Как вы думаете, от какого лица написано стихотворение? Кто бы мог его написать?
- На сколько частей можно разделить этот стих? (на 3)
-Какая главная мысль в 1 части? Во 2 части? В 3 части? (подчеркните)
Ответы детей
(9мслайд)- - Исходя из этого, вы можете выбрать и сказать качества, которые должны быть присущи настоящему другу? (выбирают)
(10 слайд)- - Найдите строчки, обведённые в рамочку. Поработайте в паре, обсудите, что значит «не разлить водой?» и запишите свои суждения. (ответы пар).
- Перечитайте последние четыре строчки произведения. Обсудите с другом, что значит быть кому-то нужным. (Быть нужным-это прекрасное чувство! Это значит помогать кому-то, даже в решении школьного задания. И если ты услышишь "спасибо" за помощь, значит ты кому-то помог и ты нужен!)
(11 слайд)- - Вы уже знаете, что слова этого стихотворения положены на музыку? Послушаем эту песню. (видео из мультфильма с песней)
- А теперь поговорим о композиторе этой песни. Кто такой композитор? (это человек, который пишет музыку)
(12 слайд)- - Композитором музыки для это песни стал Борис Савельев – написал много детских мюзиклов, песни к мультфильму про кота Леопольда и мн. Др
(13 слайд)- - Давайте прослушаем музыку к песне.
- Какие чувства, настроение вызвало у вас это произведение?
- Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы прослушали эту песню?
- Какой характер у прослушанной музыки? Что хочется под нее делать?
- Раз у нас урок литературы совмещен с музыкой, давайте споем эту песню.
Распевка
- Предлагаю вместе спеть данную песню, не забывайте передавать эмоции, когда поете.
Заключение
- Давайте подведем итоги урока. У вас на столах лежат карточки – продолжите фразу: настоящий друг – это… И как вы считаете, можно ли вас назвать настоящим другом?
Настоящий
друг
Слова: М. Пляцковский
Музыка: Б. Савельев
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой", - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг
всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
1. Подчеркни главную мысль в каждой строфе стихотворения.
2. Объясни фразу «Не разлить водой» - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Настоящий
друг
Слова: М. Пляцковский
Музыка: Б. Савельев
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой", - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг
всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
1. Подчеркни главную мысль в каждой строфе стихотворения.
2. Объясни фразу «Не разлить водой» - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
Настоящий друг – это ______________________________________________________________________________________________________ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.