Интегрированный урок математики и литературы, 5 класс. Учитель: Исматулаева Барият Исматулаевна, учитель математики
МБОУ «Н-Дженгутаевская СОШ».
Слайд 3
Тема: «В математике есть своя красота, как в поэзии» (А.С.Пушкин) Математика в сказках А.Пушкина.
Цель : совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки через повторение известных сказок А.Пушкина.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.обобщение и дополнение знаний учащихся по творчеству А.С. Пушкина;
2.систематизировать знания по данной теме; закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей; формировать умение осуществлять контроль и самоконтроль.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1.формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;
2.развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3.развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения, выполненный творческий продукт;
4.формирование эстетических потребностей;
5.развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.развитие умения работать с информацией;
2.формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
3.формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;
4.развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
5.развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
Оборудование: рисунки к сказкам А.С.Пушкина; книга А.С. Пушкина “Сказки”, музыкальный центр, портрет А.С. Пушкина, проектор, карточки, компьютер учителя. Слайд 5
Девиз урока:
Что за прелесть эти сказки, Если в них решать задачки.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 2 Учитель – Дорогие ребята, посмотрите на слайд.
Расположите десятичные дроби в порядке возрастания, и догадайтесь с каким предметом совместно проведем урок математики.
Учитель: Литература и математика … Что может объединять эти далекие друг от друга области знаний?
Литературу с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни,
И математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции.
Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой.
Но математика так же, как и поэзия, живопись, театр и искусство стремится к познанию и красоте. И было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.
Сказки в математике. Звучит необычно и как-то странно. Со сказками мы привыкли сталкиваться на уроках литературы. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», -говорил сам Александр Сергеевич.
Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн и необычайной красоты.
А математика – царица всех наук. С начальной школы нас приучают быть внимательными, трудолюбивыми и серьезными с этой особой. Мы привыкли, что математика – наука сухая и не всегда интересная, говорящая на своем языке формул, уравнений, рассуждений, доказательств, графиков…Но ведь это совсем не значит, что слова «сказка» и «математика» не могут стоять рядом. Конечно, могут! И сегодня мы в этом убедимся.
II. Постановка цели и задач урока.
Слайд 6
-Да, сегодня мы повторим тему «Сложение и вычитание десятичных дробей». И в этом нам помогут герои сказок нашего любимого писателя А.С. Пушкина.
Учитель: Давайте попробуем определить цель нашего урока :
– Повторить сложение вычитание десятичных дробей через сказки А.С.Пушкина.
3. Актуализация знаний и умений.
Учитель: А чтобы вспомнить сказки, предлагаем блиц-турнир “Из какой сказки отрывок ” (Ученики вспоминают сказки А.С. Пушкина, главных персонаже, предметы из сказок). Слайд 7-14
1. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком.» («Сказка о царе Салтане…»
2.«Свет мой, зеркальце!» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
3. « Год другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно.» («Сказка о золотом петушке» )
4. « Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил – был поп, толоконный лоб.» («Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, тридевятом государстве жил-был славный царь
Дадон…» («Сказка о золотом петушке»)
7. «Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет…»
(«Сказка о царе Салтане»)
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не видал ли где царевны?»
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Учитель– Сказки Пушкина - уникальны: необычный сюжет, яркость красок, простота слога, напевность стиха и большой нравоучительный смысл.
Они учат нас не только дружбе, согласию, но и через героев проверяют нашу смекалку, развивают логическое мышление, воспитывают умение доводить до конца начатую работу.
4. Основная часть урока
Слайд 15
Учитель: выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.
1-ряд
1) 0,04+0,3= 2) 3,2 – 1,8= 3) 10 – 9,5=
4) х – 4,23=4,7 5) 2,8м + 524см =……м
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
2ряд
1) 4,1+2,59= 2) 3 – 0,2= 3) 1+ 0,1=
4)1,3 + 0,52=
5) х + 0,16= 0,5 6) 4,6м - 257см =……м
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
3ряд
1) 8 + 0,7= 2) 0,4 – 0,03=
4) 8 – х = 2,6 5) 8,3м + 784см =……м
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Получили слова: рыбка, старик, море.
Из какой сказки эти слова? Это «Сказка о рыбаке и рыбке»
Слайд 18
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали…
Учитель: Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно…(тридцать лет) и …(три года)
Старик ловил неводом рыбу Старуха пряла свою пряжу.
Основой для «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина послужила сказка братьев Гримм «Рыбак и его жена». Пушкинская старуха оказывается у разбитого корыта после того, как захотела стать владычицей морскою, а её немецкая «коллега» на этом этапе стала папой римским. И только после желания стать Господом Богом осталась ни с чем.
Слайд 19
Решение задач:
В первый день старик поймал 5,25 кг рыбы, что больше массы рыбы, пойманной во второй день, на 1,25 кг. Сколько рыбы поймал старик за два дня?
Давайте поможем старику сколько рыбы он поймал за два дня.
Решение:
1 день – 5,25кг ?
2 день – на 1,25кг <
1) 5,25 – 1,25 = 4(кг) – поймал во второй день.
2) 5,25 + 4 = 9,25(кг) – поймал за оба дня.
Ответ: 9,25 кг.
Задача – эксперимент
Измерьте длину парты в пядях и сравните свой результат с результатом соседа.
Почему старинные меры длины не используют в настоящее время? Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. Они были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.
Учитель:
Теперь моя череда,
Условия сам назначу, Задам тебе, вражёнок задачу.
Осмотрим, какова у тебя сила.
Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси её полверсты
- А это что за сказка? («Сказка о попе и работнике его Балде»)
Из всех пушкинских сказок на устную традицию целиком опирается только “Сказка о попе и о работнике его Балде”. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском от Арины Родионовны. При жизни поэта не печаталась.
Учитель. Верста равна 1067 м. Сколько будет половина версты ?
( 533м 50 см)
- А ещё в народе говорят так: «Пять вёрст до небес и всё лесом».
-Сколько же метров до небес? (5335 м)
5. Устно:
Алгоритм
1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
2. Уравнять количество знаков после запятой.
3. Поставить в ответе запятую под запятой
4. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
Ответ: 2 4 1 3.
5. Рефлексия.
Оцените свою активность на уроке.
На уроке я:
А) активно работал(а); б) работал(а), но не активно; с) был(а) пассивен(на).
Учитель. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика и литература – это вечные науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю.
Не менее важна и литература, позволяющая человеку выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок.
Вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Посчитайте количество баллов и подведем уроки. А закончить урок я хочу стихам:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет,
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски.
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
6. Информация о домашнем задании:
1. Вычислите рост вашей семьи в метрах.
2. №888.
Приложение 1.
1-ряд. Ф.И.О.
№ зад. |
Задание |
балл |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Расположить десятичные дроби в порядке возрастания:
Решение:
(2б)
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Викторина (1-8б) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Зашифрованы слова из сказки А.С.Пушкина. (1-5б) Выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова. 1) 0,04+0,3= 2) 3,2 – 1,8= 3) 10 – 9,5=
4) х – 4,23=4,7 5) 2,8м + 524см =……м
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1 |
2 |
|
4 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4. |
Задача (2б) В первый день старик поймал 5,25кг рыбы, что больше массы рыбы, пойманной во второй день, на 1,25кг. Сколько рыбы поймал старик за два дня?
Решение:
|
|
5. |
Алгоритм (3б) |
|
6. |
Оцените свою активность на уроке. На уроке я: А) активно работал(а); б) работал(а), но не активно; с) был(а) пассивен(на). |
Итог |
2-ряд. Ф.И.О.
№ зад. |
Задание |
балл |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Расположить десятичные дроби в порядке возрастания:
Решение:
(2б)
|
|
|
|
|
||||||||||||
2. |
Викторина (1-8б) |
|
||||||||||||
3. |
Зашифрованы слова из сказки А.С.Пушкина. (1-5б) Выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова. 1) 4,1+2,59= 2) 3 – 0,2= 3) 1+ 0,1=
4)1,3 + 0,52=
5) х + 0,16= 0,5 6) 4,6м - 257см =……м
|
|
||||||||||||
4. |
Задача (2б) В первый день старик поймал 5,25кг рыбы, что больше массы рыбы, пойманной во второй день, на 1,25кг. Сколько рыбы поймал старик за два дня?
Решение:
|
|
||||||||||||
5. |
Алгоритм (3б) |
|
||||||||||||
6. |
Оцените свою активность на уроке. На уроке я: А) активно работал(а); б) работал(а), но не активно; с) был(а) пассивен(на). |
Итог |
3-ряд. Ф.И.О.
№ зад. |
Задание |
балл |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Расположить десятичные дроби в порядке возрастания:
Решение:
(2б)
|
|
|
|
|
||||||||
2. |
Викторина (1-8б) |
|
||||||||
3. |
Зашифрованы слова из сказки А.С.Пушкина. (1-5б) Выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова. 1) 8 + 0,7= 2) 0,4 – 0,03=
4) 8 – х = 2,6 5) 8,3м + 784см =……м
|
|
||||||||
4. |
Задача (2б) В первый день старик поймал 5,25кг рыбы, что больше массы рыбы, пойманной во второй день, на 1,25кг. Сколько рыбы поймал старик за два дня?
Решение:
|
|
||||||||
|
|
|
||||||||
5. |
Алгоритм (3б) |
|
||||||||
6. |
Оцените свою активность на уроке. На уроке я: А) активно работал(а); б) работал(а), но не активно; с) был(а) пассивен(на). |
Итог |
Приложение 2.
|
|
|
|
|
|
№ зад. |
Ы |
Б |
А |
К |
Р |
1 |
0,43 |
1,7 |
0,07 |
7,8 |
0,34 |
2 |
1,4 |
1,5 |
6,7 |
0,36 |
0,43 |
3 |
0,14 |
0,5 |
0,63 |
1,17 |
8,6 |
4 |
0,38 |
7,9 |
1,51 |
8,93 |
3,4 |
5 |
66,9 |
0,87 |
8,04 |
3,7 |
34 |
№ зад |
И |
С |
А |
Р |
К |
Т |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
0,09 |
6.69 |
1,12 |
2,18 |
3,04 |
1,6 |
2 |
3,34 |
0,92 |
1,81 |
0,82 |
6,09 |
2.8 |
3 |
7,69 |
11,9 |
1.1 |
1,11 |
0,43 |
1,8 |
4 |
0,15 |
3,44 |
1,34 |
1,82 |
1,009 |
4,34 |
5 |
0,34 |
0,7 |
2,01 |
8,1 |
0,56 |
2,69 |
6 |
5,1 |
8,9 |
0,11 |
2,32 |
2,08 |
1,5 |
№ зад. |
О |
Р |
Е |
М |
1 |
3,7 |
0.87 |
6.14 |
8,7 |
2 |
0,37 |
1,164 |
1,54 |
1,614 |
3 |
0,54 |
5,4 |
17,1 |
37,3 |
4 |
1,87 |
0,58 |
16,14 |
7,8 |
Дополнительные задания.
Приложение 3.
ВОПРОСЫ ПО БИОГРАФИИ А.С.ПУШКИНА
1. Где и когда родился А. С. Пушкин?
ОТВЕТ: Москва 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года.
2. Как звали няню А. С. Пушкина, о которой он писал в своих стихах?
ОТВЕТ: Арина Родионовна Яковлева.
3. Кем она была по происхождению? (Дополнительно - Почему А. С. Пушкин очень любил свою няню?)
ОТВЕТ: Крепостной крестьянкой.
4. Сколько детей было у родителей Пушкина и как их звали?
ОТВЕТ: четверо. Ольга, Александр, Лев, Николай (умер в детстве). Принимается ответ – трое.
5. Кто был предком Пушкина по материнской линии?
ОТВЕТ: Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал – арап, сын эфиопского (абиссинского) князя, военный инженер при Петре Первом. (Достаточно ответа – арап Ганнибал.)
6. Какое образование получил А. С. Пушкин?
ОТВЕТ: окончил Лицей.
7. В каком месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья день открытия Лицея?
ОТ BET: 19 октября. (19 октября 1811 года был открыт Царскосельский Лицей.)
8. Назовите близкого лицейского друга А.С. Пушкина?
ОТВЕТ: Иван Иванович Пущин.
9. Как звали жену А. С. Пушкина?
ОТ BET: Наталия Николаевна Гончарова.
10. Сколько у них было детей? Как их звали?
ОТВЕТ: четверо. «Сашка, Машка, Гришка, Наташка».
11. В каком году умер А. С. Пушкин?
ОТВЕТ: В 1837.
12. Где находится могила А. С. Пушкина?
ОТВЕТ: В Святогорском монастыре.
13. Какому музею города Москвы присвоено имя А. С. Пушкина?
ОТВЕТ: Государственному музею изобразительного искусства.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Ребята, на этом этапе вы должны ответить на довольно сложные вопросы по биографии Пушкина.
Старайтесь всё вспомнить и ответить на все вопросы полно, правильно.
За ПОЛНЫЙ ОТВЕТ вы получаете 2 БАЛЛА.
Если ваш ответ НЕПОЛНЫЙ - 1 БАЛЛ.
Если вы рассказываете какую-то дополнительную интересную информацию по вопросу, то за ДОПОЛНЕНИЯ К ОТВЕТУ получаете 3 БАЛЛА.
Если вы не знаете ответ или не можете сразу вспомнить, говорите «ДАЛЬШЕ» - и мы задаём следующий вопрос. Если останется время, мы вернёмся к этим вопросам.
Удачи вам!
Приложение 4.
ЛИСТ ДЛЯ ОЦЕНОК
№
|
ВОПРОС |
ОТВЕТЫ КОМАНД |
||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
||
1 |
Где и когда родился А. С. Пушкин? |
|
|
|
2 |
Как звали няню А. С. Пушкина? |
|
|
|
3 |
Кем она была по происхождению? (Доп. Почему Пушкин очень любил свою няню?) |
|
|
|
4 |
Сколько детей было у родителей Пушкина и как их звали? |
|
|
|
5 |
Кто был предком Пушкина по материнской линии? |
|
|
|
6 |
Какое образование получил А. С. Пушкин? |
|
|
|
7 |
В каком месяце и какого числа отмечали Пушкин и его друзья день открытия Лицея? |
|
|
|
8 |
Назовите близкого лицейского друга Пушкина? |
|
|
|
9 |
Как звали жену А. С. Пушкина? |
|
|
|
10 |
Сколько у них было детей? Как их звали? |
|
|
|
11 |
В каком году умер А. С. Пушкин? |
|
|
|
12 |
Где находится могила А. С. Пушкина? |
|
|
|
13 |
Какому музею города Москвы присвоено имя А. С. Пушкина? |
|
|
|
Сказка – ложь, да в ней намёк…
1. Где встретились поп и Балда? (на базаре)
2. Что хотел посмотреть поп на базаре? (Кой-какого товару)
3. Какую смежную профессию имел Балда? (повар)
4. Кто обещал за своё спасение дорогой откуп? (рыбка)
5. Кем был муж сварливой старухи? (рыбак)
6. Кто чахнет над златом? (Кащей)
7. Кого Балда назвал своим младшим братом? (Зайку)
8. Куда попала золотая рыбка? (невод)
9. Кто указал дорогу королевичу Елисею? (ветер)
10.Кого убил из лука князь Гвидон? (коршуна)
11.Советник царя Дадона. (Полкан)
12.Что помогло Салтану с корабля увидеть Гвидона? (Труба)
13.Каков был рост Гвидона при рождении? (Аршин)
14.Что захотел устроить себе под старость царь Дадон? (Покой)
15.Что должен был есть Балда согласно договору? (Полбу)
16.Что принёс Балда от чертей попу? (Оброк)
17.Что увидел Дадон промеж высоких гор? (Шатёр)
18.Кто ел за четверых, а работал за семерых? (Балда)
19.Что является уроком для добрых молодцев? (Сказка, намёк)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.