Учитель |
Сотникова Ольга Степановна |
Класс |
3 «В» |
Тема урока |
Урок-проект. «В мире профессий». |
Цель урока Задачи |
Познакомить учащихся с разнообразием профессий. Создать проект-книгу «В мире профессий» Образовательные: дать учащимся представления о разнообразии профессий, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Развивающие : развивать внимание, память, мышление, воображение учащихся. Воспитательные: воспитывать уважение к людям разных профессий и любовь к труду. |
Тип занятия, вид занятия, методы, формы, приемы обучения |
Тип занятия: систематизация знаний. Метод: проектная деятельность. Форма урока: урок-проект |
Планируемые результаты: |
|
Личностные |
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к профессиям людей, умение работать в группе |
Метапредметные |
- умение анализировать, классифицировать, обобщать изучаемый материал; составлять текст по заданному плану; добывать информацию из различных источников: умение оформлять проекты |
Предметные |
- расширение и систематизация знаний о профессиях, их роли в экономике и жизни людей |
Формируемые УУД: |
|
Оборудование: |
раздаточный материал, проектор, экран, рисунки детей, презентация. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности, создаёт благоприятный психологический климат. - Добрый день, ребята! - Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше «рабочее место»: как расположены учебник, тетрадь, дневник и школьные принадлежности. К уроку все готовы? Всё готово? Можете присаживаться на свои места. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Говорю вам пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра. Пожелание терпенья и, конечно же, уменья. - Ведь сегодня мы составлять проект –настоящую книгу, станем авторами. (Слайд 1) -Легко ли это будет сделать? Почему? - О чём будем писать в первой части? Второй? Третьей? - Попробуем свои силы? - Я пожелаю вам, чтоб ответы на уроке были только обдуманные, ведь вы сегодня великие исследователи. Вперёд к новым открытиям! |
Приветствуют учителя. Учащиеся проверяют правильность расположения учебника, тетрадей и школьных принадлежностей.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопрос.
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: формирование навыка подготовки к систематической деятельности на уроке. Коммуникативные: осознанное использование речевых средств для выражения своих мыслей. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
||
1. Минутка чистописания - Чтобы узнать о чём сегодня пойдёт разговор на уроке, вы должны прочитать слова на карточках. Для этого в ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся составить слово и записать его в тетрадь. ЦЛЁУБТЦГЧУГБК ( ЛЕТЧИК) ЖСЕАДЛОВЖНЛИЕК (САДОВНИК) ПЛЕОТКЛОАТРНЬ (ПЕКАРЬ) БПГРОИДБИАВГЕЩБЦЩ ( ПРОДАВЕЦ) ВУПЧМИПТВЕЛМЬ (УЧИТЕЛЬ) Что объединяет се эти слова? -Определимте род существительных? Какие слова можно ещё добавить? -Какое существительное можно добавить в этот ряд слов, чтобы оно объединило их общим понятием? - Какие прилагательные притягивает? Глаголы? 2.1 Работа над проектом. - Кто догадался, на какую тему мы сегодня будем делать проект урока? -Сегодня на уроке мы будем составлять не просто книгу, а путеводитель «В мире профессий» . (Слайд 2) - А какая профессия самая важная? (Все профессии важны) - Найдите в словаре С. И. Ожегова как дано толкование слова профессии. -Как возникли профессии? 1. Рассказ учителя - Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими? . (Слайд 3-5) - Мужчины изготавливали орудия для охоты-копья, луки, стрелы. С хорошим оружием охота и рыбалка была успешной, и охотники приносили крупную дичь козлов, оленей, кабанов, значит, профессии охотника и рыбака уже были. - А чем занимались женщины? (Слайд 6-8) - Мы видим, что уже в далёкие времена люди распределяли между собой разные дела. А потом проявились и новые профессии. –приступаем к созданию книги. -Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? 2. Составь пословицы. Создание проблемной ситуации. - На ваших столах находятся конверты с пословицами. Они разделены на части. Составьте из частей пословицы. - Проверьте написанное по образцу. (Слайд 9) -Проверка. Каждая группа читает по одной пословице. Как пронимаете смысл пословицы? -Запишите одну пословицу в тетрадь. - Оцените свою работу. Кто записал все слова без ошибок поставьте «+», кто допустил ошибки - «?» - Ребята, эти пословицы и станут началом – эпиграфом к нашему путеводителю. (заготовленные пословицы вставляются в путеводитель). (Слайд 10) -Приступаем к созданию Основной части путеводителя. Предлагаю поиграть в игру и вы проверите как хорошо знаете названия профессий. 3. Игра называется «Собери название профессий» (в группах) -Возьмите конверт, аккуратно выложите содержимое на середину стола. Соберите название профессий из букв. У каждого получится своё название профессий, запишите в тетрадь. Проверка: водитель, воспитатель, моряк, плотник, пожарный, врач, артист, рыбак, строитель, космонавт, пограничник, показывает на экране иллюстрации с изображениями. (Слайд 11-24). Обратите внимание на иллюстрации – они может быть вам помогут. А какая профессия самая важная?
|
(Существительные, профессии)
Работа в группах. Дети выдвигают гипотезы. Дети вспоминают правила: 1. В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. 5. Если не понял – переспроси.
Повторяют за учителем: глазки влево, вправо, вверх, вниз, закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д.
Объединяются в группы (каждая группа садится вокруг своего стола) Работают в группах по карточкам для исследовательской работы: наблюдают, сравнивают и делают выводы.
Дети слушают текст. Профессии Ответы детей
Учащиеся оценивают свою работу.
Ответы детей
Профессия - основное занятие человека, его трудовая деятельность
Ответы детей
Групповая работа
Берумо Ответы детей
Без труда не вытащить рыбку из пруда. Бери в работе умом, а не горбом. Для кого труд-радость, а для кого-то жизнь, счастье. Терпенье и труд всё перетрут.
Дети объясняют значение каждой пословицы
Работа в группах Вспомним правила работы в группе: 1.Работать должны все на общий результат. 2. Один говорит-другие слушают. 3. Свое несогласие высказываем вежливо. 4. Если не понял- переспроси. 5. Для ответа назначьте выступающего. Ответы детей. |
Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
|
III. Закрепление изученного. Создание проекта. Цель: устранение возникшего затруднения. |
||
Знакомство с профессиями прошлого. - Ребята, выполняя сегодня разные задания, мы убедились, что названий профессий – великое множество. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека. Какие вы знаете? - А вот ребята какие профессии существовали в прошлом расскажут нам ребята, подготовившие сообщения. -Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду. (Запишем это предложение). (Слайд 25-30). -Запишем предложение: Старьёвщики собирали подержанные вещи. -Точильщик точил ножи.
- Ребята, а сейчас дополните пословицу «Делу время- потехе… (час). (Слайд 31). - Образуйте слова «час» название профессии с суффиксом –чик(щик) -Это профессия из прошлого или настоящего? -Она из прошлого и существует сейчас. |
Ответы детей
Отвечают на вопросы.
Дети читают стихи
Работа в тетради
Ответы детей
|
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: составлять план решения учебной задачи.
|
IV. Реализация построенного проекта Цель: реализация построенного проекта. |
||
- Над проектом мы начали работать с подготовки материала – вы находили пословицы о труде и написали сочинения о своих будущих профессиях. Эти рассказы станут основной частью нашего путеводителя, там вы написали почему вам нравится это профессия и почему вы её выбрали, какую она приносит пользу людям и радость. - Предлагаю послушать сочинения детей. Дети читают 3-4 сочинения. Все Вы молодцы! Подчеркните, пожалуйста выделите главное в сочинение, что Вам больше понравилось маркером, мы почитаем Ваши сочинение в ГПД и оценим. -А сейчас собираем свои книжки в путеводитель «В мире профессий» по алфавиту. Работа в группах. Физминутка для глаз. - Наша работа состоит из двух частей. Какой части не хватает? - О чём будем писать в заключительной части? -Я предлагаю в завершении нашего путеводителя вставить ваши творческие задания – записать синквейн о профессии. (Слайд 38-39). -Что такое сиквейн?
-В начале урока каждый из Вас записал несколько профессии, обсудите и выберите одну. Все записывают в тетрадях, а выступающий на листочке.
- Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.
- Завершаем работу. Прошу выйти ведущего исследователя и представить результат работы. - К какой части речи они относятся эти слова? - Что у них общего? - На какие две группы их можно разделить? (Слайд 6) - К каким выводам вы пришли? |
Ответы детей
Сочинение детей
О своём отношение к теме
Физминутка Ответы детей.
Синквейн-это творческая раборта, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Ответы детей |
Личностные: высказывать своё отношение, объяснять точку зрения. Регулятивные: проверять гипотезы. Познавательные: использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения. Коммуникативные: уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассника, соблюдать правила общения в группе, осуществлять взаимный контроль. |
V Закрепление с проговариванием во внешней речи. Как выбрать профессию и не ошибиться в своём выборе? Цель: проговаривание нового знания. |
||
- Существует формула выбора профессии и состоит она из трёх частей. (Слайд 37). «ХОЧУ» - это ваши интересы, склонности, желания и мечты. «МОГУ- это ваши способности и здоровье. «НАДО» - это потребность в кадрах, т.е. какие профессии пользуются или будут пользоваться в ближайшее время спросом. - А вот если вы сумеете совместить свои «хочу», «могу», и «надо», то ваш профессиональный выбор будет успешным. Позиции «хочу» и «могу» вы можете развивать уже сейчас. -Как их развивать? Что для этого Вам нужно делать? |
Дети слушают и отвечают на вопросы
Посещать кружки, секции, факультативы и дополнительные уроки, занятия по интересам |
Личностные: согласовать свои наблюдения с наблюдением одноклассников. Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: определять успешность выполнения задания.
|
ΙΧ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
||
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. - Какую цель мы поставили вначале урока? - Удалось ли нам её достичь? - О какой новой роли мы узнали на уроке? Много есть профессий разных, Выбрать что - не знаешь сразу. В жизни много - пригодится- Стоит только научиться. -Каждая необходима и важна. Я желаю выбрать Вам себе профессию по душе. Только тот счастлив, кто своим трудом радует других. О человеке любящем свою профессию и приносящем пользу людям говорят, что он мастер золотые руки, мастер своего дела. Я желаю Вам правильно выбрать свой путь в жизни. - Главное признание человека – дарить людям радость. -Над чем мы сегодня работали? -Что у нас получилось? Оцените свою работу на «лесенке успеха». -Получился ли у нас путеводитель? Что можно добавить, чтобы он был красочнее, чтобы её приятнее было изучать7
- Домашние задание: нарисовать иллюстрацию к любой части нашего проекта, к синквейну.
|
Ответы детей Дети высказывают свои мнения.
Над проектом Дети оценивают свою работу на уроке, рисуют человечков на выбранную ступеньку «лесенки успеха».
Иллюстрации, наши рисунки
Дети высказывают свои мнения. |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.