Интегрированный урок русского и ингушского языков на тему: «Учимся писать слова с двумя корнями. Лардаш в1ашаг1ъетташ керда дешаш хьадар»

  • Работа в классе
  • docx
  • 28.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: 1. учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е. 2. лардаш в1ашаг1ъетташ керда хьахинача дешаех бола кхетам балар; уж нийса язде 1омабар дешархой; Даьхенцара безам кхебар. 3. Напомнить, язык как средство общения и форма существования национальной культуры, направленный на сохранение культуры народов России. Задачи: личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского, ингушского языков, готовности преодолевать школьные затруднения; ший мотт хар мел лоарх1аме да дешархошта гучадаккхар; мета хозал, цун к1оаргал дешархошта гучаяккхар. регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли; коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. Цель урока: 1. учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е. 2. лардаш в1ашаг1ъетташ керда хьахинача дешаех бола кхетам балар; уж нийса язде 1омабар дешархой; Даьхенцара безам кхебар. 3. Напомнить, язык как средство общения и форма существования национальной культуры, направленный на сохранение культуры народов России. Задачи: личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского, ингушского языков, готовности преодолевать школьные затруднения; ший мотт хар мел лоарх1аме да дешархошта гучадаккхар; мета хозал, цун к1оаргал дешархошта гучаяккхар. регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли; коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Иконка файла материала Слова с двумя корнями.docx

 

 

 

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей- детский сад г.Магас»

 

 

                          https://russiaedu.ru/media/cache/image_md_resize/uploads/upload-images/2018/12/19/SQ-PxsG5mDs.jpg                           https://gimn-11.odinedu.ru/about/universities/%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BE.jpg                                                                                                                    

 

 

 

 

Интегрированный урок русского и ингушского языков

на тему:

«Учимся писать слова с двумя корнями. Лардаш в1ашаг1ъетташ керда дешаш хьадар»

 

 

 

Автор разработки: учитель начальных классов,

ингушского языка и литературы

                                  Джандигова Зарема Саварбековна

e-mail: zarema-dzhandigova@mail.ru

кант.телефон 8 (938)- 008-54-84

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивают умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

Демонстрируют умение применять полученные знания в предложенных ситуациях

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.

 

 

 

 

   

 

 

      

 

 

 

 

 Тема урока: «Учимся писать слова с двумя корнями. Лардаш в1ашаг1ъетташ керда дешаш хьадар»

Форма проведения: интегрированный урок русского и ингушского языков.

Учитель начальных классов и родного языка: Джандигова Зарема Саварбековна, ГБОУ «Лицей детский сад г.Магас»

Цель  урока:

1.     учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е.

2.     лардаш в1ашаг1ъетташ керда хьахинача дешаех бола кхетам балар; уж нийса язде 1омабар дешархой; Даьхенцара безам кхебар.

3.     Напомнить, язык как средство общения и форма существования национальной культуры, направленный на сохранение культуры народов России.

Задачи: личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского, ингушского языков, готовности преодолевать школьные затруднения; ший мотт хар мел лоарх1аме да дешархошта гучадаккхар; мета хозал, цун к1оаргал дешархошта гучаяккхар.

                 регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать  умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

                 познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

                 коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

 

 

 

Планируемые результаты:

личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; бокъонца бола шоай къаман патриоташ кхебар.

Воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, родного края, любовь к родному слову; воспитание коллективизма на основе групповой самоорганизации; содействовать формированию у обучающихся умения осознавать собственную творческую, ответственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: совершенствование умений выделять корни в словах; умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями; формирование навыка устной и письменной речи, осознание важности орфографически грамотного письма.

9. Тип урока: урок – открытие нового знания

10.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

11.Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники русского, ингушского языков.

 

 

 

 

 

 

Этап

урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1.Орг.

Момент

Слайд 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

На фоне ингушской и русской музыки, учащиеся читают стихотворения Г. Тукая «Родной язык» П.Оздоева «Наьна мотт» на русском и ингушском языках.

Родной язык.

Родной язык — святой язык, отца и матери язык,

Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Качая - колыбель, тебя мне в песне открывала мать,

А сказки бабушки потом я научился понимать.

Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,

Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.

Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца:

«О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца».

Наьна мотт

Хьо ма барра бувца ховчоа

Б1аьхий ба хьо, наьна мотт,

Хьо ма барра бувца ловчоа

Т1ехьле я хьо, наьна мотт.

 

Ший халкъ Даьхе езаш волчун

Дозал да хьо, наьна мотт,

Ма барра  хьо бувца хайча

Ма ираз дар са, наьна мотт.

                                             

 

Ребята, цветок тянется к солнцу, а человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите много знать?

Доска: Мир освещается солнцем, а человек знанием.

   Дуне сийрда доакх малхо, хьаьта саго хьаькъалца!

- Как вы понимаете это выражение?

-Думаю, что и на сегодняшнем уроке вы сможете приобрести новые знания, которые вам потребуются в будущем. И отправимся мы за ними в путешествие.

- Открывайте тетрадочки и запишите сегодняшнее число. Классная работа.

Настраиваются на работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни.

КУУД: готовность к деятельности; слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.

2.Словарная

работа

 

Слайд 4.

-Посмотрите на доску, запишите предложения с доски себе в тетради, правильно вставляя пропущенные буквы.

Под   тонкой   осиной   вырос большой   мухомор.

На дереве висело спелое яблоко?

-Проверьте себя.

-Поднимите правую руку все, кто доволен собой?

-Почему?

-А подскажите мне, первое предложение какое по цели высказывания?

-А второе? Есть у нас те, кто считает иначе?

-Почему вы так решили?

Самостоятельно проверяют слова по образцу на слайде,

исправляют ошибки.

РУУД:контроль, коррекция и самооценка выполненных действий.

 

3.Актуали-

зация знаний.

-Посмотрите, в первом предложении у нас есть слово, которое собрано из двух слов. Найдите его. Какое это слово?

-Из каких слов его сложили? А какие части слов для этого взяли?

-Что такое корень слова?

-Как найти корень в словах?

Дети находят слово и отвечают на вопросы учителя.

-Мухомор        

-Муха и мор.

-Корень.

-Сначала надо определить  значение  слова. Затем подобрать родственные слова. Найти общую часть слова – корень.

ПУУД: построение  логической цепи рассуждения.

 ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД: оценивать результаты деятельности.

4.Самоопределение

к деятельности.

 

Слайд 5.

- Мы с вами собирались отправиться в путешествие. Замените выражение одним словом, чтобы узнать на чем мы можем с вами путешествовать.

1.Как называется судно, которое само в небе летает?  
2.Как называется транспортное средство, которое возит нас при помощи пара?
  
3.Как называют корабль, который раскалывает лед?
 
- Что интересного заметили в словах?

-Почему в этих словах по два корня?

-Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова?

-Как называются слова с двумя корнями?

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Сегодня мы будем учиться находить, записывать и образовывать сложные слова.

- А с какой целью человек использует сложные слова? 

 

 

 

 

-самолет

 

-паровоз

 

-ледокол

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

-Учимся писать слова с двумя корнями.

 

-Чтобы сократить словосочетание, высказывание.

ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам,  анализ слова с целью выделения признаков,  сравнение, построение  логической цепи рассуждения.

РУУД: умение определять цель деятельности на урок

5.Постанов

ка учебной

задачи

 

-Как соединяются два корня в сложных словах?

-Как называются такие гласные?

-Вставьте в сложные слова пропущенные соединительные гласные.

Доска:

снег…пад

земл…пашец

мыш…ловка

домохозяйка

- Слова одинаковые, а буквы вставлены разные.

-Почему были допущены ошибки?

-Возникла проблема?

-Какая?

-Чему мы должны научиться на уроке?

 

- В ингушском языке некоторые основы соединяются без помощи соединительных гласных. Первая основа состоит из одного корня, а вторая часть – из корня и суффикса.

( Ц1ердоши – рг- яха суффикс йода причасти в1ашаг1кхетарца хьахинна чоалхане дешаш):

К1олдйоахарг - дуршлаг

Босбуарг- прыщ

Тухлоаттарг - солонка

- Существительные образованные путем слияния двух корней:

Къахьегам - труд

Готахьазилг - трясогузка

Дошохьазилг – канарейка

- Хандешаш, образованные сущ+инфинитив:

Сала1а - отдохнуть

Катоха - хватать

Язде – писать

 

-Ер дешаш д1аязде, лардаш белгал а еш: хийкхухьарг – водовоз,

хьунсаг – леший,

хьунб1ар – лесной орех,

 ж1аленускал – гриб,

дахчанпхьар – столяр

 

 

 

 

-При помощи гласных.

 

Соединительные гласные.

 

Два ученика выходят к доске, вставляют пропущенные гласные.

 

Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок.

 

 

 

 

 

-Мы должны научиться правильно вставлять соединительные гласные в сложные слова.

КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи.

ПУУД:  умение на основе анализа объектов делать выводы.

6. Физми-

нутка

Слайд 6

Физминутка.

-А сейчас поиграем. Все встаём. Я сейчас буду называть слова, если я называю сложное слово – вы 3 раза хлопаете, а если слово с одним корнем – вы топаете:      

Носорог, овцебык, хийкхухьарг, морской, водопад, дахчанпхьар, парта, мышеловка, самосвал, къамаьл, домовой, болх, ледокол

 

ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.

 

7.Развитие умений.

Слайд 7, 8

 

 

 

Слайд 9

1)    Работа по учебнику  стр .101 упр.2

 -Вы молодцы, нашли все сложные слова. Мухомор, листопад, водопад; хийкхухьарг, дахчанпандар, къамаьл.

      2) Работа по учебнику стр.139 упр.329

-Сформулируйте вывод.

 

Дети читают задание.

Выписывают слова в которых два корня. Обозначают их и подчеркивают.

Вывод: Если корень первого слова заканчивается на твёрдый согласный, то пишется буква О.

Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква Е.

Твёрдый согл. - О

Мягкий согл. - Е

Познавательные: развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.

 

Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

 

8.Реализация

построенного

проекта

Работа в парах.

Слайд 10

- Работа по учебнику стр. 101 упр.3 (устно)

 -Работать будем в парах

 

Тихо обсуждают выполнение задания, вставляют соединительную гласную. По парам выходят к доске и делают выводы по заданию.

ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

КУУД: вступают в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляют совместную деятельность

9. Первичное

закрепление

Слайд 11

- Тетрадь «Пишем грамотно» стр. 28 упр. 1

Поменяйтесь тетрадочками и выполните взаимопроверку

Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его.

Взаимопроверка.

ЛУУД:  умение определять и высказывать своё мнение.

ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

10. Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь снова откройте учебник Рубрика «Интересный материал из истории языка» учебник стр 101.

Слово благодарить

-Можно слово благодарить назвать сложным?

-Докажите.

-Почему написали соединительную гласную –о-?

- Ребята, у меня есть очень интересные наблюдения, собственные исследования, о которых я пока не тороплюсь делиться. Всему свое время.

Возьму только одно слово «Разговор» - беседа. На ингушском языке звучит «Къамаьл». Произнесите это слово в полную грудь по слогам – Къа - маьл.

А теперь посмотрим, как образовано ингушское слово  Къамаьл, и что оно обозначает. Оно образовано путем сложения двух основ, где каждая часть имеет глубокий философский смысл. Къа – грех, Маьл – награда, вознаграждение. Придавая большое значение каждому слову,   наши предки  как бы предостерегали нас, прежде, чем, что – то сказать, подумай! Ты  можешь совершить большой грех - Къа, или можешь  получить награду, вознаграждение – Маьл. Выбор они оставляют за нами.   Поэтому мы, ингуши,  взвешиваем каждое свое слово. Таких примеров, которые подтверждают, что ингушский язык – это целая философия, которая донесла до нас через тысячи лет глубину цивилизации наших предков, очень много.

 Тоже самое мы можем сказать и о слове благодарить- дарить, значит делать благое.

1) Читают материал рубрики.

1 ученик у доски, остальные в тетради

записывают и находят корни, соединительную гласную в слове «благодарить»

 

РУУД:  умение определять успешность выполнения своего задания.

ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

11.Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13.

1-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

– Чему научились?

- Какое правило мы вывели с вами?

– Кто или что вам помогало справиться?

- Что вы теперь можете?

– Кто доволен сегодня своей работой?

-Кому было интересно?

2) - А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.

3) Домашнее задание. Ц1аг1ара болх.

Учебник стр. 101 упр. 4

Оаг1. 1441, упр. 331

 

Всем спасибо за урок

 

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.

 

РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru