Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей- детский сад г.Магас»
Интегрированный урок русского и ингушского языков
на тему:
«Учимся писать слова с двумя корнями. Лардаш в1ашаг1ъетташ керда дешаш хьадар»
Автор разработки: учитель начальных классов,
ингушского языка и литературы
Джандигова Зарема Саварбековна
e-mail: zarema-dzhandigova@mail.ru
кант.телефон 8 (938)- 008-54-84
Развивают умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
Развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.
Демонстрируют умение применять полученные знания в предложенных ситуациях
Извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.
Тема урока: «Учимся писать слова с двумя корнями. Лардаш в1ашаг1ъетташ керда дешаш хьадар»
Форма проведения: интегрированный урок русского и ингушского языков.
Учитель начальных классов и родного языка: Джандигова Зарема Саварбековна, ГБОУ «Лицей детский сад г.Магас»
Цель урока:
1. учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е.
2. лардаш в1ашаг1ъетташ керда хьахинача дешаех бола кхетам балар; уж нийса язде 1омабар дешархой; Даьхенцара безам кхебар.
3. Напомнить, язык как средство общения и форма существования национальной культуры, направленный на сохранение культуры народов России.
Задачи: личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского, ингушского языков, готовности преодолевать школьные затруднения; ший мотт хар мел лоарх1аме да дешархошта гучадаккхар; мета хозал, цун к1оаргал дешархошта гучаяккхар.
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты:
личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; бокъонца бола шоай къаман патриоташ кхебар.
Воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, родного края, любовь к родному слову; воспитание коллективизма на основе групповой самоорганизации; содействовать формированию у обучающихся умения осознавать собственную творческую, ответственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль.
метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;
предметные: совершенствование умений выделять корни в словах; умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями; формирование навыка устной и письменной речи, осознание важности орфографически грамотного письма.
9. Тип урока: урок – открытие нового знания
10.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
11.Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники русского, ингушского языков.
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД |
|
1.Орг. Момент Слайд 2.
Слайд 3. |
На фоне ингушской и русской музыки, учащиеся читают стихотворения Г. Тукая «Родной язык» П.Оздоева «Наьна мотт» на русском и ингушском языках. Родной язык. Родной язык — святой язык, отца и матери язык, Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг! Качая - колыбель, тебя мне в песне открывала мать, А сказки бабушки потом я научился понимать. Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца: «О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца». Наьна мотт Хьо ма барра бувца ховчоа Б1аьхий ба хьо, наьна мотт, Хьо ма барра бувца ловчоа Т1ехьле я хьо, наьна мотт.
Ший халкъ Даьхе езаш волчун Дозал да хьо, наьна мотт, Ма барра хьо бувца хайча Ма ираз дар са, наьна мотт.
Ребята, цветок тянется к солнцу, а человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите много знать? Доска: Мир освещается солнцем, а человек знанием. Дуне сийрда доакх малхо, хьаьта саго хьаькъалца! - Как вы понимаете это выражение? -Думаю, что и на сегодняшнем уроке вы сможете приобрести новые знания, которые вам потребуются в будущем. И отправимся мы за ними в путешествие. - Открывайте тетрадочки и запишите сегодняшнее число. Классная работа. |
Настраиваются на работу на уроке.
-Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни. |
КУУД: готовность к деятельности; слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность. |
|
2.Словарная работа
Слайд 4. |
-Посмотрите на доску, запишите предложения с доски себе в тетради, правильно вставляя пропущенные буквы. Под тонкой осиной вырос большой мухомор. На дереве висело спелое яблоко? -Проверьте себя. -Поднимите правую руку все, кто доволен собой? -Почему? -А подскажите мне, первое предложение какое по цели высказывания? -А второе? Есть у нас те, кто считает иначе? -Почему вы так решили? |
Самостоятельно проверяют слова по образцу на слайде, исправляют ошибки. |
РУУД:контроль, коррекция и самооценка выполненных действий.
|
|
3.Актуали- зация знаний. |
-Посмотрите, в первом предложении у нас есть слово, которое собрано из двух слов. Найдите его. Какое это слово? -Из каких слов его сложили? А какие части слов для этого взяли? -Что такое корень слова? -Как найти корень в словах? |
Дети находят слово и отвечают на вопросы учителя. -Мухомор -Муха и мор. -Корень. -Сначала надо определить значение слова. Затем подобрать родственные слова. Найти общую часть слова – корень. |
ПУУД: построение логической цепи рассуждения. ЛУУД: применять правила делового сотрудничества. РУУД: оценивать результаты деятельности. |
|
4.Самоопределение к деятельности.
Слайд 5. |
- Мы с вами собирались отправиться в путешествие. Замените выражение одним словом, чтобы узнать на чем мы можем с вами путешествовать. 1.Как называется судно, которое само в небе летает? -Почему в этих словах по два корня? -Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова? -Как называются слова с двумя корнями? - Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? -Сегодня мы будем учиться находить, записывать и образовывать сложные слова. - А с какой целью человек использует сложные слова? |
-самолет
-паровоз
-ледокол
Учащиеся отвечают на вопросы.
-Учимся писать слова с двумя корнями.
-Чтобы сократить словосочетание, высказывание. |
ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения. РУУД: умение определять цель деятельности на урок |
|
5.Постанов ка учебной задачи
|
-Как соединяются два корня в сложных словах? -Как называются такие гласные? -Вставьте в сложные слова пропущенные соединительные гласные. Доска: снег…пад земл…пашец мыш…ловка домохозяйка - Слова одинаковые, а буквы вставлены разные. -Почему были допущены ошибки? -Возникла проблема? -Какая? -Чему мы должны научиться на уроке?
- В ингушском языке некоторые основы соединяются без помощи соединительных гласных. Первая основа состоит из одного корня, а вторая часть – из корня и суффикса. ( Ц1ердоши – рг- яха суффикс йода причасти в1ашаг1кхетарца хьахинна чоалхане дешаш): К1олдйоахарг - дуршлаг Босбуарг- прыщ Тухлоаттарг - солонка - Существительные образованные путем слияния двух корней: Къахьегам - труд Готахьазилг - трясогузка Дошохьазилг – канарейка - Хандешаш, образованные сущ+инфинитив: Сала1а - отдохнуть Катоха - хватать Язде – писать
-Ер дешаш д1аязде, лардаш белгал а еш: хийкхухьарг – водовоз, хьунсаг – леший, хьунб1ар – лесной орех, ж1аленускал – гриб, дахчанпхьар – столяр
|
-При помощи гласных.
Соединительные гласные.
Два ученика выходят к доске, вставляют пропущенные гласные.
Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок.
-Мы должны научиться правильно вставлять соединительные гласные в сложные слова. |
КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи. ПУУД: умение на основе анализа объектов делать выводы. |
|
6. Физми- нутка Слайд 6 |
Физминутка. -А сейчас поиграем. Все встаём. Я сейчас буду называть слова, если я называю сложное слово – вы 3 раза хлопаете, а если слово с одним корнем – вы топаете: Носорог, овцебык, хийкхухьарг, морской, водопад, дахчанпхьар, парта, мышеловка, самосвал, къамаьл, домовой, болх, ледокол |
|
ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.
|
|
7.Развитие умений. Слайд 7, 8
Слайд 9 |
1) Работа по учебнику стр .101 упр.2 -Вы молодцы, нашли все сложные слова. Мухомор, листопад, водопад; хийкхухьарг, дахчанпандар, къамаьл. 2) Работа по учебнику стр.139 упр.329 -Сформулируйте вывод.
|
Дети читают задание. Выписывают слова в которых два корня. Обозначают их и подчеркивают. Вывод: Если корень первого слова заканчивается на твёрдый согласный, то пишется буква О. Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква Е. Твёрдый согл. - О Мягкий согл. - Е |
Познавательные: развивают умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов.
Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
|
|
8.Реализация построенного проекта Работа в парах. Слайд 10 |
- Работа по учебнику стр. 101 упр.3 (устно) -Работать будем в парах
|
Тихо обсуждают выполнение задания, вставляют соединительную гласную. По парам выходят к доске и делают выводы по заданию. |
ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях. КУУД: вступают в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществляют совместную деятельность |
|
9. Первичное закрепление Слайд 11 |
- Тетрадь «Пишем грамотно» стр. 28 упр. 1 Поменяйтесь тетрадочками и выполните взаимопроверку |
Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его. Взаимопроверка. |
ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение. ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях. |
|
10. Включение в систему знаний и повторение.
|
Теперь снова откройте учебник Рубрика «Интересный материал из истории языка» учебник стр 101. Слово благодарить -Можно слово благодарить назвать сложным? -Докажите. -Почему написали соединительную гласную –о-? - Ребята, у меня есть очень интересные наблюдения, собственные исследования, о которых я пока не тороплюсь делиться. Всему свое время. Возьму только одно слово «Разговор» - беседа. На ингушском языке звучит «Къамаьл». Произнесите это слово в полную грудь по слогам – Къа - маьл. А теперь посмотрим, как образовано ингушское слово Къамаьл, и что оно обозначает. Оно образовано путем сложения двух основ, где каждая часть имеет глубокий философский смысл. Къа – грех, Маьл – награда, вознаграждение. Придавая большое значение каждому слову, наши предки как бы предостерегали нас, прежде, чем, что – то сказать, подумай! Ты можешь совершить большой грех - Къа, или можешь получить награду, вознаграждение – Маьл. Выбор они оставляют за нами. Поэтому мы, ингуши, взвешиваем каждое свое слово. Таких примеров, которые подтверждают, что ингушский язык – это целая философия, которая донесла до нас через тысячи лет глубину цивилизации наших предков, очень много. Тоже самое мы можем сказать и о слове благодарить- дарить, значит делать благое. |
1) Читают материал рубрики. 1 ученик у доски, остальные в тетради записывают и находят корни, соединительную гласную в слове «благодарить»
|
РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания. ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь. КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность |
|
11.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд 12
Слайд 13. |
1-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. – Чему научились? - Какое правило мы вывели с вами? – Кто или что вам помогало справиться? - Что вы теперь можете? – Кто доволен сегодня своей работой? -Кому было интересно? 2) - А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было. 3) Домашнее задание. Ц1аг1ара болх. Учебник стр. 101 упр. 4 Оаг1. 1441, упр. 331
Всем спасибо за урок |
Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. |
РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.