Окружающий мир
Тема: «У Чёрного моря».
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа;
- познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Развивающие:
- развивать память, внимание;
-развивать устную связную речь;
-развивать логическое мышление;
-развивать познавательную активность детей;
-развивать у учащихся умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование урока:
Для учителя: иллюстрации, презентация;
Для учеников: учебник
Русский язык
Тема урока: 2-е склонение имён существительных
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения.
Задачи урока:
Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.
Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.
Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.
Планируемые УУД:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;
регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных; развиваем мыслительную деятельность;
коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;
личностные: выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Межпредметные связи: окружающий мир
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
1.Организационный этап.
- Мы будем на уроке думать? (да)
- Мы будем рассуждать? (да)
- А может, будем спать? (нет)
- И в облаках летать? (нет)
- Друг другу будем помогать?
- И трудности преодолевать? (да)
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите. А почему я выбрала эти предметы вы мне должны объяснить в конце урока.
2.Актуализация знаний
- Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.
А) Р. ЯЗЫК
Проведём минутку чистописания, на следующей строчке очень красиво в первый столбик напишем слово тучка, а во второй солнышко.
Б) Повторение по окружающему миру.
А дальше пишем также красиво слова, которые вы назовёте сами, это будут отгадки на мои загадки.
Игра «Узнай меня»-окружающий мир (уч. стр. 120-123)( 2 ученика пишут на доске, один 1 столбик, другой 2-ой).
1. Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху – блюдо, снизу – блюдо.
Ходит чудо по дороге –
Голова торчит да ноги. (Черепаха)- 1столбик
2. Вьётся верёвка,
На конце – головка. (Змея)- 1 столбик
3. Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие. ( корсак)-2 столбик
4. Я –крупное животное пустыни, очень быстро бегаю, до 80 км в час(сайгак)
5. Я – глинистый участок пустыни, называюсь…(Такыр)
6. Я – травянистое растение, моя задача удерживать пески. (Колосняк)
7. Я – песчаный холм, и зовут меня…(Бархан)
К какой природной зоне можно отнести эти предметы?
- Пустыни находятся: в центральной части России или южнее зоны степей?
-А что вы узнали про климат пустыни?( чаще всего осадков не бывает, жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима.)
-Растения пустыни- невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корням.
-Животные пустыни в основном не крупные, низкорослые, имеют защитный жёлтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни
-Закончи предложение:
К животным пустыни относятся:
- Какое животное называют «корабль пустыни»?(верблюд)
- Заповедник пустыни:
- Баргузинский
- «Чёрные земли»
- Приокско- террасный
Для чего он создан (СТР. 125 )читаем
3) Р. ЯЗЫК- Открытие нового знания и постановка задачи урока
Молодцы! Повторили домашнее задание. Но как вы думаете, к какой части речи относятся слова, которые мы записали в 2 столбика?
Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)
Назовите слова из первого столбика(черепаха, змея).
К какому склонению они относятся? (К 1-му.)
Как вы определили? (Это существительные женского рода с окончаниями -а, -я.)
-А ещё какие существительные относятся к первому склонению? ( м.р.)
Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные мужского рода в единственном числе.)
Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое.)
Будут ли эти существительные относится к первому склонению?(нет)
А к какому?)
Можете ли вы назвать тему урока по русскому языку?
А какова цель нашего урока? Чему должны научиться?
Тема урока: Второе склонение имён существительных
Цель урока: Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.
Откроем учебник на стр.93
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Какие существительные относятся ко 2 склонению?
4) Первичное закрепление материала.
- У вас есть памятка на столе, пользуясь ей, устно выполним упражнение 162.
ЦЕПОЧКОЙ- называть слово, определять род, находить окончание, определять склонение, а затем записать в тетрадь 1в.-1 столбик
2в.-2 столбик
Дома упражнение 163-(разбор задания)
5)ФИЗМИНУТКА
Я по природным зонам иду
Замечаю на ходу:
Как из моря буйных трав
Шею вытянул жираф.
Справа львица пробежала,
Слева зебра проскакала,
А большой огромный слон
Нам ребятам шлет поклон.
Не один, а целых десять.
Мы немножечко размялись
А теперь за парты сели и взяли в руки рисунок с солнышком.
Посмотрели на него, солнышко нам поможет открыть тайну урока по окружающему миру.
6) ОКРУЖ. МИР-Самоопределение к деятельности
- Откройте учебник на стр.72 и пользуясь картой,
перечислите по порядку природные зоны, о которых мы уже разговаривали на уроках. (Арктические пустыни, тундра, зона лесов, степь, пустыня)
- Какая природная зона следует за зоной пустыни? –СУБТРОПИКИ- это тема нашего урока.
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме?
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и тёплая морская вода,-
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
4. Открытие нового знания
а) Работа с картой
- Обратимся к помощнице-карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики. стр. 72 –учебник, а теперь стр.58-карта
Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны- Кавказские горы, а с другой- Чёрное море
- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днём или вечером? (Вечером)
- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух.
Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю Большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.
- Выясним, что же обозначает слово «субтропики». ( Тропики- это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора)-ГЛОБУС
- А что означает приставка «суб»? в переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому. тропическому поясу.)
- Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь ее маленькая часть.
ПОКАЗ ФИЛЬМА О Черноморском побережье
5.Р.ЯЗЫК-ЗАКРЕПЛЕНИЕ
-Учебник стр. 130
1.Найти среди названий растений, которые растут на побережье Чёрного моря существительные 2 склонения и выписать их в тетрадь.
ФИЗМИНУТКА (закрепление материала с проговариванием во внешней речи)
Игра «Доскажи словечко»:
Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)
1.Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка) хлопок
2. Вот так ноги! Вот так шея! Не видали мы длиннее!
Словно вышка между трав, Возвышается ...(жираф)
3. Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? … (ёж) два притопа
4. Восемь ног, как восемь рук,
Вышивает шелком круг. (Паук.)
5. Что за коняшки -
На всех тельняшки? (Зебра)
-Фильм(продолжение) –животный мир.
2.Чтение статьи «Внимание!»-стр. 131 и обсуждение.
3.Списывание
Стр. 132-первое и второе предложения-1в.
2-ой абзац 1 и 2-ое предложения.
Задание: подчеркнуть сущ.2 скл.-взаимопроверка, оценивание
Самопроверка.
1в.- города, Сочи. Дендрарий, слова, дерево, парк, растения, мира
2в.-города, Ялта, сад, растения, уголков.
6. Подведение итогов урока
- Каковы были цели урока? Достигли их?
Как вы думаете, почему на этот урок я взяла рисунки солнышка и тучки. Что они
Означают в нашем уроке?
7. Рефлексия
- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите солнышко или тучку.
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
( Самооценка. Комментарий учителя.)
Окруж .мир
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 126-134 учебника, выполнить задания.
1в.- города, Сочи, Дендрарий, слова, дерево, парк, растения, мира.
2в.-города, Ялта, сад, растения, уголков.
1в.- города, Сочи, Дендрарий, слова, дерево, парк, растения, мира.
2в.-города, Ялта, сад, растения, уголков.
1в.- города, Сочи, Дендрарий, слова, дерево, парк, растения, мира.
2в.-города, Ялта, сад, растения, уголков.
1в.- города, Сочи, Дендрарий, слова, дерево, парк, растения, мира.
2в.-города, Ялта, сад, растения, уголков.
1в.- города, Сочи, Дендрарий, слова, дерево, парк, растения, мира.
2в.-города, Ялта, сад, растения, уголков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.