Интегрированный урок по музыке в 7 классе
"Можно ли увидеть музыку?"
Цель: сформировать представление о музыке как об эстетическом
и физическом явлении ознакомиться
с уникальными свойствами и возможностями музыки
Задачи: -ознакомиться с историями о
происхождением музыки;
-определить особенности восприятия звука человеком и неживой природой;
-изучить разные грани музыки как искусства;
-расширить знания при помощи видеоматериалов
-узнать о свойствах звука и музыки;
-изучить разнообразие музыкальных жанров;
-научиться слышать музыку в привычных звуках
Полученные результаты и выработанные компетенции:
- умение быстро найти необходимую информацию по теме и вокруг неё;
- умение креативно пользоваться добытой информацией в практических целях;
- усвоение конкретных знаний из области физики, истории, географии, а также расширенного курикулума;
- умение конструировать «новые знания» на основе полученных знаний и их сегментов; - апгрейд интеллектуальных и коммуникационных способностей.
Монтажный лист урока.
Слайд на экране |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
время |
||||||||
|
Вступление уч. физики Хлопните в ладошки. Что вы слышите? А если вы поставите к уху ракушку? Как говорил великий Фридрих Ницше: “Без музыки жизнь была бы ошибкой”. Музыка пришла в нашу жизнь с самого рождения и прибывает с нами каждый миг, ведь даже шелест листвы - музыка природы. Вступление уч. музыки Мы иногда называем музыку языком звуков. Иногда мелодия состоит из звуков, следующих один за другим. Иногда они звучат вместе, гармонично. Давайте поговорим сегодня о музыке. Что такое музыка? Можно ли представить свою жизнь без музыки, ведь Музыка – это важнейшая форма воспитания человеческой души. Как сегодня назовём урок? |
Звук
Шум
Дети формулируют цель урока: Можно ли увидеть музыку? |
3 минуты |
||||||||
Камертон? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей Востока, существует пять различных «опьянений»: опьянение красотой, молодостью и силой; затем – опьянение благосостоянием; третье – опьянение властью, приказами, силой управления; также существует четвёртое опьянение, это опьянение обучением, знанием. Но все эти четыре вида опьянения меркнут, подобно звёздам перед солнцем, в присутствии опьянения музыкой. Потому что оно затрагивает глубочайшие части человеческого существа. Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. И красота музыки заключается в том, что она является как источником творения, так и средством поглощения его. Другими словами, музыкой был создан мир, и с помощью музыки он возвращается снова к источнику, создавшему его.» Хазрат Инайят Хан
|
Учитель физики. Ребята сейчас мы попытаемся увидеть музыку в жизни. Вашему вниманию предлагается сообщение по теме "Физика и музыка" (сопровождается мультимедийной презентацией). Слушаем очень внимательно после этого вам придётся ответить на тест. Внимание тест Вопрос 1. Звуковая волна - это... Ответ 1. волна, распространяющаяся в пространстве с частотой от 16 Гц до 20 кГц Ответ2. волна, распространяющаяся в пространстве с частотой меньше 16 Гц Ответ 3. волна, распространяющася с частотой больше 20 Гц Вопрос 2. Чем определяется высота тона? Ответ 1. частотой колебаний Ответ 2. амплитудой колебаний Ответ 3. частотой и амплитудой Уч физики Включить проверку микрофона и увидеть какой звук имеет наибольшую высоту, тот громче. поднести камертон и обычный железный брусок. Камертон -издаёт чистый музыкальный звук, а молоток- шум. Где мы можем увидеть музыку?
Уч. музыки Ребята, а как вы думаете кто был первым изобретателем камертона? На этот вопрос провели теоретическое исследование__________ Вашему вниманию предлагается исследование по теме "Неповторимое многообразие звуков"
Уч. музыки. "Увидеть музыку в математике" довольно абстрактное понятие, т. е. мы её видим в своих представлениях. А можем ли мы её увидеть своими глазами? Уч. физики Да с помощью колокольчика. Влияние звука на песок. Фигуры Хладни (Эрнест Флоренс Фридрих Хладни 30 ноября 1756, — немецкий физик и исследователь метеоритов, основатель экспериментальной акустики, музыкант...)Под воздействием звука, давления звуковых волн и вибраций, беспорядочная россыпь песка на листе стекла или другой пластине начинает выстраиваться в точные геометрические орнаменты. В зависимости от размеров и характеристик материала, из которого изготовлен колокол, диапазон воспроизводимых частот располагается от 40 Гц до 50 кГц (возможно и более). Звуки таких же частот издаёт мула при молитве в мечети.Причем, форма рисунка напрямую зависит от частоты звука, чем выше частота, тем сложнее рисунок. Эти «звуковые орнаменты» впоследствии получили название «Рисунки Хладни» и сейчас мы их сможем в динамике наблюдать. УЧ. музыки. Представляете ребята а какие орнаменты в душе возникают у нас когда мы слышим колокольный звон? Вашему вниманию предлагается кинофильм по теме: "Тайны звучания колокола" и выступление хора "Вечерний звон" После просмотра дети фронтально отвечают на вопросы на сравнение механического звучания колокольного звона и звукового. 1) Колокольный звон можно изобразить голосом. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола. Есть одна очень известная русская песня «Вечерний звон», в которой хор без единого инструмента смог показать звучание колоколов. Прежде, чем мы послушаем этот хор, я хочу вам зачитать строки, которые сказал один человек об этой песне. « … Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда – то полные сил и энергии, веселые, молодые. Теперь не слышен им вечерний звон, но мы помним о них, вспоминаем только лучшее – так уж принято на Руси!. )В.Осипов) Ребята, поделитесь своими ощущениями, какие чувства вызвала у вас эта песня? 2) А где ещё человек передаёт голосом такой звон - во время намаза в мечетях. 3) Где ещё мы можем увидеть музыку?
|
1-й ученик Звук представляет собой быстрый движение частиц воздуха или другой среды, который воспринимается нашим слухом. Источником звука может быть - струна, голосовые связи и др., которые приведя в движение, распространяют вокруг себя звуковые волны. В природе мы слышим множество звуков, однако не все они применяются в музыке. Звуки подразделяются на две большие группы - музыкальные и немузыкальные (Шумы). Человек живет в мире звуков. Звук - это то, что слышит ухо. Он доходит до нас от источника, в котором всегда есть что-то колеблющееся. Например, если звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется мембрана - легкий диск, закрепленный по его окружности. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука - это колеблющаяся струна, колеблющийся столб воздуха. Звук доходит до нас через воздух, который разделяет ухо и источник звука. Распространяющиеся колебания - это волна. Следовательно, звук распространяется в виде волн. Звук может также распространяться и в жидкой, и в твердой среде 2-й ученик.Каковы свойства звука? В физическом аспекте каждом звуковые человеческой речи свойственны следующие пять признаков: высота, сила, долгота, чистота, тембр. Высота зависит от частоты колебаний упругого тела, то есть от количества сжатий-разрежений воздуха за одну секунду (один сжатие-разрежение в секунду - это герц). Человеческое ухо воспринимает звук частотой от 16 (самый низкий звук) до 20 000 Гц. Диапазон колебаний в человеческом языке значительно меньше: у мужчин - 85-200 Гц, у женщин - 160-340 Гц (у женщин голосовые связки короче, и поэтому звук выше), у певцов - от 80 (самый низкий бас) до 1 300 (высшее сопрано) Гц. Высота звука в языке используется для формирования интонации высказывания, а также частично ударения. Ощущение звука создается только при определенных частотах колебаний в волне. Самый низкий звук, который слышит человек, имеет частоту 16 колебаний в секунду. Он извлекается органом. Абсолютный "нижний" рекорд мужского баса, поставленный в XVIII в. певцом Каспаром Феспером - 44 колебания в секунду. 80 колебаний в секунду - обычная нижняя нота хорошего баса и многих инструментов. В XVIII в. Моцарт восхищался певицей Лукрецией Аджуяри, которая брала "до" четвертой октавы - 2018 колебаний в секунду. Француженка Мадо Робен пела полным голосом "ре" четвертой октавы - 2300 колебаний в секунду. Звуки выше 2500 - 3000 колебаний в секунду в качестве самостоятельных музыкальных тонов не используются, потому что они слишком резки. Вывод. Музыку можно увидеть в физике.
3-й ученик. Музыка считалась медициной духа. Имя ПИФАГОРА, великого древнегреческого ученого, знакомо всем. Однако не все знают, что научные интересы Пифагора затрагивали не только математику, физику, но и музыку. Однажды, размышляя над проблемами гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской медника, который склонился над наковальней с куском металла. Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл, и тщательно оценив гармонии и дисгармонии, получающиеся от комбинации этих звуков, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале. Он вошёл в мастерскую и после тщательного осмотра инструментов и прикладывания в уме их веса вернулся в собственный дом, сконструировал балку, которая была прикреплена к стене, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всём одинаковые. К первой из них прикрепил вес в двенадцать фунтов, ко второй- в девять, к третей- в восемь, и к четвёртой- в шесть фунтов. Эти различные веса соответствовали весу молотков медника. Ключ к гармоническому соотношению скрыт в знаменитом Пифагоровском тетрактисе, или пирамиде из точек. Тетрактис образован из первых четырёх чисел: 1, 2, 3, 4, которые в их пропорциях открывают интервалы октавы, диапенте и диатессарон. Хотя теория гармонических интервалов, изложенная выше, является правильной, молоточки, бьющие по металлу в описанной выше манере, не дают тех тонов, которые им приписываются. По всей вероятности, Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом (изобретение, состоящее из одной струны, натянутой между зажимами и снабженное подвижными ладами)... Пифагор рассматривал Вселенную как громаднейший монохорд с одной струной, прикрепленной верхним концом к абсолютному духу, а нижним – к абсолютной материи, то есть струна натянута между небом и землей. Греки также осознавали фундаментальное соотношение между отдельными сферами семи планет и семью священными гласными звуками. Первые небеса произносят священный гласный звук Α (Альфа), вторые небеса – священный звук Ε (Эпсилон), третьи – Η (Эта), четвертые Ι (Иота), пятые – Ο (Омикрон), шестые – Υ (Ипсилон) , седьмые небеса – священную гласную Ω (Омега). Когда семь небес поют вместе, они производят полную гармонию, которая восходит как вечная слава к трону Творца. 4-й ученик Многие древние инструменты имеют семь струн, и, по преданию, Пифагор был тем, кто добавил восьмую струну к лире Терпандра. Семь струн всегда соотносились с семью органами человеческого тела и с семью планетами. Он разделил множественные части творений на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. В своём исследование терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций. Рассказывают о таком эпизоде: Эмпидокл, ученик Пифагора, быстро изменив модус музыкальной композиции, спас жизнь своему хозяину Анхиту, когда тому угрожал мечом сын человека, приговорённого Анхитом к публичному наказанию. Известно также, что Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервов громкой игрой на трубе перед пациентом. Пифагор лечил многие болезни духа, души и тела, играя составленные им специальные композиции или же читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. В своём университете в Кротоне Пифагор начинал и кончал день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдух. В весеннее равноденствие Пифагор собирал своих учеников в круг, посреди которого стоял один из них, дирижируя хору и аккомпанируя на лире. Вероятно. пифагорейцы осознавали связь между семью греческими ладами и планетами Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны. Пифагорейцы верили, что все, что существует, имеет голос и что все создания вечно поют хвалу Создателю. Человек не смог удержать в себе эти мелодии, потому что его душа запуталась в иллюзии материального существования. Когда он освободит себя от низшего чувственного мира с его ограничениями чувственным восприятием, музыка сфер опять зазвучит, как в Золотой век. Даже сегодня военная музыка используется с впечатляющим эффектом во время войн и религиозная музыка, хотя она больше не развивается в соответствии с древней теорией, всё же очень сильно влияет на эмоции светских людей. (показать металофон). Вывод. музыку можно увидеть в математике.
Вывод: музыка живёт внутри нас. Музыку мы можем увидеть в душе. |
|
||||||||
Уч. музыки Чтобы разобраться какая музыка живёт внутри нас предлагаю выполнить следующее задание. Задание: Определите, какое влияние оказывает музыка именно на Вас. Для этого попробуйте во время прослушивания разных стилей музыки прислушаться к себе, понять какие ощущения и эмоции вызывает у Вас данное произведение. Сопоставьте свои ощущения со снежинками на парте и наклейте их в таблицу.(для гостей) |
Определить жанр и композитора на контроль знаний
Для учащихся. Учитель загадывает музыканта и образно описывает жанр. |
|
|||||||||
|
Одним из самых известных исследователей структуры воды является японский ученый Масару Эмото. Его эксперименты направлены на то, чтобы доказать влияния на структуру воды человеческих мыслей, эмоций, музыки и т.д.. Чтобы увидеть, как выглядит записанная водой информация, Масару Эмото фотографирует воду, которую подвергли перед определенном информационном влиянию. Результаты исследований - впечатляющие. Выяснилось, что вода реагирует на все, что происходит вокруг - на бытовую технику, эмоции, слова, музыку и тому подобное. Вода, которой сказали «спасибо», имеет вид красивой снежинки. Структура воды, которая побывала в микроволновой печи, почти полностью разрушена. Подобным образом на воду влияет и мобильный телефон. Интересна также реакция воды на музыку - после того, как она «послушала» Баха, Моцарта, Бетховена, ее кристаллы приобрели красивой симметрии. А вот тяжелый рок воде «не понравился» - симметрия полностью отсутствует. Это неудивительно, считают ученые - ведь, в отличие от роковых концертов, на концертах классической музыки никогда не бывает вспышек агрессии. А агрессия, согласно исследованиям, вызывает серьезные изменения в структуре воды. И если такую воду пить, то она может вызывать агрессивные состояния даже в спокойных людей. |
|
|
||||||||
Рефлексия. |
Рефлексия «Незаконченное предложение» На бумажных колокольчиках предлагается дописать незаконченные предложнния: 1. «Сегодня на уроке я понял(а), что…» 2. «На уроке я открыл(а) для себя…» 3. «Для меня этот урок…» 4. «На уроке я убедился(ась) в том, что…» 5. «Данный урок позволил мне…» 6. «Урок оказал мне…» 7. «Я увидел(а) на уроке…» 8. «Я рад(а), что на уроке…» 9. «Я ухожу с урока с чувством…» 10. «Такой урок интересен тем, что…» 11. «Я хотел(а) бы, чтобы такие уроки…» Преподаватель цитирует мудрые мысли учеников
|
|
|
Итог урока оценка учителя, комиссии, самооценка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.