Интегрированный урок в 7 классе "Можно ли увидеть музыку?"
Оценка 5

Интегрированный урок в 7 классе "Можно ли увидеть музыку?"

Оценка 5
docx
24.06.2024
Интегрированный урок  в 7 классе "Можно ли увидеть музыку?"
Интегрированный урок по музыке в 7 классе.docx

Интегрированный урок по музыке  в 7 классе

"Можно ли увидеть музыку?"


Цель: сформировать представление о музыке как об эстетическом и физическом явлении ознакомиться с уникальными свойствами и возможностями музыки 
Задачи:  -ознакомиться с историями о происхождением музыки;

-определить особенности восприятия звука человеком и неживой природой;

-изучить разные грани музыки как искусства;

-расширить знания при помощи видеоматериалов 

-узнать о свойствах звука и музыки;

-изучить разнообразие музыкальных жанров;

 -научиться слышать музыку в привычных звуках

Полученные результаты и выработанные компетенции:

 - умение быстро найти необходимую информацию по теме и вокруг неё;

 - умение креативно пользоваться добытой информацией в практических целях;

- усвоение конкретных знаний из области физики, истории, географии, а также расширенного курикулума;

 - умение конструировать «новые знания» на основе полученных знаний и их сегментов; - апгрейд интеллектуальных и коммуникационных способностей.

Монтажный лист урока.

Слайд на экране

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

 

Вступление уч. физики Хлопните в ладошки. Что вы слышите? А если вы поставите к уху ракушку?

Как говорил великий Фридрих Ницше: “Без музыки жизнь была бы ошибкой”.  Музыка пришла в нашу жизнь с самого рождения и прибывает с нами каждый миг, ведь даже шелест листвы - музыка природы. 

 Вступление уч. музыки Мы иногда называем музыку языком звуков. Иногда мелодия состоит из звуков, следующих один за другим. Иногда они звучат вместе, гармонично. Давайте поговорим сегодня о музыке. Что такое музыка? Можно ли представить свою жизнь без музыки, ведь Музыка – это важнейшая форма воспитания человеческой

души. Как сегодня назовём урок?

Звук

 

 

Шум

 

 

Дети формулируют цель урока:

Можно ли увидеть музыку?

3 минуты

 

звук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=165344406-68-72&n=21

 Камертон? Я интересен тем, что способен создавать резонанс

«По мнению мыслителей Востока, существует пять различных «опьянений»: опьянение красотой, молодостью и силой; затем – опьянение благосостоянием; третье – опьянение властью, приказами, силой управления; также существует четвёртое опьянение, это опьянение обучением, знанием. Но все эти четыре вида опьянения меркнут, подобно звёздам перед солнцем, в присутствии опьянения музыкой. Потому что оно затрагивает глубочайшие части человеческого существа. Музыка проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира. И красота музыки заключается в том, что она является как источником творения, так и средством поглощения его. Другими словами, музыкой был создан мир, и с помощью музыки он возвращается снова к источнику, создавшему его.»

 Хазрат Инайят Хан

 

Учитель физики. Ребята сейчас мы попытаемся увидеть музыку в жизни. Вашему вниманию предлагается сообщение по теме "Физика и музыка" (сопровождается мультимедийной презентацией). Слушаем очень внимательно после этого вам придётся ответить на тест.

Внимание тест

Вопрос 1. Звуковая волна - это... Ответ

1. волна, распространяющаяся в пространстве с частотой от 16 Гц до 20 кГц

Ответ2. волна, распространяющаяся в пространстве с частотой меньше 16 Гц

Ответ 3. волна, распространяющася с частотой больше 20 Гц  

Вопрос 2. Чем определяется высота тона?

Ответ 1. частотой колебаний

 Ответ 2. амплитудой колебаний

Ответ 3. частотой и амплитудой 
Вопрос 3.  Допиши предложение

Уч физики Включить проверку микрофона и увидеть какой звук имеет наибольшую высоту, тот громче. поднести камертон и обычный железный брусок. Камертон -издаёт чистый музыкальный звук, а молоток- шум.

Где мы можем увидеть музыку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч. музыки

 Ребята, а как вы думаете кто был первым изобретателем камертона? На этот вопрос провели теоретическое исследование__________

Вашему вниманию предлагается исследование по теме "Неповторимое многообразие звуков"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч. музыки. "Увидеть музыку в математике" довольно абстрактное понятие, т. е. мы её видим в своих представлениях. А можем ли мы её увидеть своими глазами?

Уч. физики Да с помощью колокольчика.

Влияние звука на песок. Фигуры Хладни (Эрнест Флоренс Фридрих Хладни  30 ноября 1756, — немецкий физик и исследователь метеоритов, основатель экспериментальной акустики, музыкант...)

Под воздействием звука, давления звуковых волн и вибраций, беспорядочная россыпь песка на листе стекла или другой пластине начинает выстраиваться в точные геометрические орнаменты. В зависимости от размеров и характеристик материала, из которого изготовлен колокол,   диапазон воспроизводимых частот располагается от 40 Гц до 50 кГц (возможно и более). Звуки таких же частот издаёт мула при молитве в мечети.Причем, форма рисунка напрямую зависит от частоты звука, чем выше частота, тем сложнее рисунок. Эти «звуковые орнаменты» впоследствии получили название «Рисунки Хладни» и сейчас мы их сможем в динамике наблюдать

УЧ. музыки. Представляете ребята а какие орнаменты в душе возникают у нас когда мы слышим колокольный звон? Вашему вниманию предлагается кинофильм  по теме: "Тайны звучания колокола" и выступление хора "Вечерний звон"

После просмотра дети фронтально отвечают на вопросы на сравнение механического звучания колокольного звона и звукового.

1)   Колокольный звон можно изобразить голосом. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола. Есть одна очень известная русская песня «Вечерний звон», в которой хор без единого инструмента смог показать звучание колоколов.  Прежде, чем мы послушаем этот хор, я хочу вам зачитать строки, которые сказал один человек об этой песне.

« … Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда – то полные сил и энергии, веселые, молодые. Теперь не слышен им вечерний звон, но мы помним о них, вспоминаем только лучшее – так уж принято на Руси!. )В.Осипов)   Ребята, поделитесь своими ощущениями, какие чувства вызвала у вас эта песня? 

2) А где ещё человек передаёт голосом такой звон - во время намаза в мечетях.

3) Где ещё мы можем увидеть музыку?

 

1-й ученик Звук представляет собой быстрый движение частиц воздуха или другой среды, который воспринимается нашим слухом. Источником звука может быть - струна, голосовые связи и др., которые приведя в движение, распространяют вокруг себя звуковые волны. В природе мы слышим множество звуков, однако не все они применяются в музыке. Звуки подразделяются на две большие группы - музыкальные и немузыкальные (Шумы). Человек живет в мире звуков. Звук - это то, что слышит ухо. Он доходит до нас от источника, в котором всегда есть что-то колеблющееся. Например, если звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется мембрана - легкий диск, закрепленный по его окружности. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука - это колеблющаяся струна, колеблющийся столб воздуха. Звук доходит до нас через воздух, который разделяет ухо и источник звука. Распространяющиеся колебания - это волна. Следовательно, звук распространяется в виде волн. Звук может также распространяться и в жидкой, и в твердой среде

2-й ученик.Каковы свойства звука? В физическом аспекте каждом звуковые человеческой речи свойственны следующие пять признаков: высота, сила, долгота, чистота, тембр. Высота зависит от частоты колебаний упругого тела, то есть от количества сжатий-разрежений воздуха за одну секунду (один сжатие-разрежение в секунду - это герц). Человеческое ухо воспринимает звук частотой от 16 (самый низкий звук) до 20 000 Гц. Диапазон колебаний в человеческом языке значительно меньше: у мужчин - 85-200 Гц, у женщин - 160-340 Гц (у женщин голосовые связки короче, и поэтому звук выше), у певцов - от 80 (самый низкий бас) до 1 300 (высшее сопрано) Гц. Высота звука в языке используется для формирования интонации высказывания, а также частично ударения. Ощущение звука создается только при определенных частотах колебаний в волне. Самый низкий звук, который слышит человек, имеет частоту 16 колебаний в секунду. Он извлекается органом. Абсолютный "нижний" рекорд мужского баса, поставленный в XVIII в. певцом Каспаром Феспером - 44 колебания в секунду. 80 колебаний в секунду - обычная нижняя нота хорошего баса и многих инструментов. В XVIII в. Моцарт восхищался певицей Лукрецией Аджуяри, которая брала "до" четвертой октавы - 2018 колебаний в секунду. Француженка Мадо Робен пела полным голосом "ре" четвертой октавы - 2300 колебаний в секунду. Звуки выше 2500 - 3000 колебаний в секунду в качестве самостоятельных музыкальных тонов не используются, потому что они слишком резки.

Вывод.

Музыку можно увидеть в физике.

 

3-й ученик.  Музыка считалась медициной духа. Имя ПИФАГОРА, великого древнегреческого ученого, знакомо всем. Однако не все знают, что научные интересы Пифагора затрагивали не только математику, физику, но и музыку. Однажды, размышляя над проблемами гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской медника, который склонился над наковальней с куском металла. Заметив различие в тонах между звуками, издаваемыми различными молоточками и другими инструментами при ударе о металл, и тщательно оценив гармонии и дисгармонии, получающиеся от комбинации этих звуков, Пифагор получил первый ключ к понятию музыкального интервала в диатонической шкале. Он вошёл в мастерскую и после тщательного осмотра инструментов и прикладывания в уме их веса вернулся в собственный дом, сконструировал балку, которая была прикреплена к стене, и приделал к ней через равные интервалы четыре струны, во всём одинаковые. К первой из них прикрепил вес в двенадцать фунтов, ко второй- в девять, к третей- в восемь, и к четвёртой- в шесть фунтов. Эти различные веса соответствовали весу молотков медника.

Ключ к гармоническому соотношению скрыт в знаменитом Пифагоровском тетрактисе, или пирамиде из точек. Тетрактис образован из первых четырёх чисел: 1, 2, 3, 4, которые в их пропорциях открывают интервалы октавы, диапенте и диатессарон. Хотя теория гармонических интервалов, изложенная выше, является правильной, молоточки, бьющие по металлу в описанной выше манере, не дают тех тонов, которые им приписываются. По всей вероятности, Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом (изобретение, состоящее из одной струны, натянутой между зажимами и снабженное подвижными ладами)... Пифагор рассматривал Вселенную как громаднейший монохорд с одной струной, прикрепленной верхним концом к абсолютному духу, а нижним – к абсолютной материи, то есть струна натянута между небом и землей. Греки также осознавали фундаментальное соотношение между отдельными сферами семи планет и семью священными гласными звуками. Первые небеса произносят священный гласный звук Α (Альфа), вторые небеса – священный звук Ε (Эпсилон), третьи – Η (Эта), четвертые Ι (Иота), пятые – Ο (Омикрон), шестые – Υ (Ипсилон) , седьмые небеса – священную гласную Ω (Омега). Когда семь небес поют вместе, они производят полную гармонию, которая восходит как вечная слава к трону Творца.

4-й ученик

Многие древние инструменты имеют семь струн, и, по преданию, Пифагор был тем, кто добавил восьмую струну к лире Терпандра. Семь струн всегда соотносились с семью органами человеческого тела и с семью планетами. Он разделил множественные части творений на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. В своём исследование терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций. Рассказывают о таком эпизоде: Эмпидокл, ученик Пифагора, быстро изменив модус музыкальной композиции, спас жизнь своему хозяину Анхиту, когда тому угрожал мечом сын человека, приговорённого Анхитом к публичному наказанию. Известно также, что Эскулап, греческий врач, лечил радикулит и другие болезни нервов громкой игрой на трубе перед пациентом.

Пифагор лечил многие болезни духа, души и тела, играя составленные им специальные композиции или же читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. В своём университете в Кротоне Пифагор начинал и кончал день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдух. В весеннее равноденствие Пифагор собирал своих учеников в круг, посреди которого стоял один из них, дирижируя хору и аккомпанируя на лире. Вероятно. пифагорейцы осознавали связь между семью греческими ладами и планетами Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны. Пифагорейцы верили, что все, что существует, имеет голос и что все создания вечно поют хвалу Создателю. Человек не смог удержать в себе эти мелодии, потому что его душа запуталась в иллюзии материального существования. Когда он освободит себя от низшего чувственного мира с его ограничениями чувственным восприятием, музыка сфер опять зазвучит, как в Золотой век. Даже сегодня военная музыка используется с впечатляющим эффектом во время войн и религиозная музыка, хотя она больше не развивается в соответствии с древней теорией, всё же очень сильно влияет на эмоции светских людей. (показать металофон).

 Вывод. музыку можно увидеть в математике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: музыка живёт внутри нас.

Музыку мы можем увидеть в душе.

 

влияние музыки

Уч. музыки

Чтобы разобраться какая музыка живёт внутри нас предлагаю выполнить следующее задание.

Задание: Определите, какое влияние оказывает музыка именно на Вас. Для этого попробуйте во время прослушивания разных стилей музыки прислушаться к себе, понять какие ощущения и эмоции вызывает у Вас данное произведение. Сопоставьте свои ощущения со снежинками на парте и наклейте их в таблицу.(для гостей)

Определить жанр и композитора на контроль знаний

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Для учащихся.

Учитель загадывает музыканта и образно описывает жанр.

 

 

Одним из самых известных исследователей структуры воды является японский ученый Масару Эмото. Его эксперименты направлены на то, чтобы доказать влияния на структуру воды человеческих мыслей, эмоций, музыки и т.д.. Чтобы увидеть, как выглядит записанная водой информация, Масару Эмото фотографирует воду, которую подвергли перед определенном информационном влиянию. Результаты исследований - впечатляющие. Выяснилось, что вода реагирует на все, что происходит вокруг - на бытовую технику, эмоции, слова, музыку и тому подобное. Вода, которой сказали «спасибо», имеет вид красивой снежинки. Структура воды, которая побывала в микроволновой печи, почти полностью разрушена. Подобным образом на воду влияет и мобильный телефон. Интересна также реакция воды на музыку - после того, как она «послушала» Баха, Моцарта, Бетховена, ее кристаллы приобрели красивой симметрии. А вот тяжелый рок воде «не понравился» - симметрия полностью отсутствует. Это неудивительно, считают ученые - ведь, в отличие от роковых концертов, на концертах классической музыки никогда не бывает вспышек агрессии. А агрессия, согласно исследованиям, вызывает серьезные изменения в структуре воды. И если такую воду пить, то она может вызывать агрессивные состояния даже в спокойных людей.

 

 

Рефлексия.

Рефлексия «Незаконченное предложение»

На бумажных колокольчиках предлагается дописать незаконченные предложнния:

1.                «Сегодня на уроке я понял(а), что…»

2.                «На уроке я открыл(а) для себя…»

3.                «Для меня этот урок…»

4.                «На уроке я убедился(ась) в том, что…»

5.                «Данный урок позволил мне…»

6.                «Урок оказал мне…»

7.                «Я увидел(а) на уроке…»

8.                «Я рад(а), что на уроке…»

9.                «Я ухожу с урока с чувством…»

10.           «Такой урок интересен тем, что…»

11.           «Я хотел(а) бы, чтобы такие уроки…»

 Преподаватель цитирует мудрые мысли учеников

 

 

 

Итог урока оценка учителя, комиссии, самооценка.


 

Интегрированный урок по музыке в 7 классе "Можно ли увидеть музыку?"

Интегрированный урок по музыке в 7 классе "Можно ли увидеть музыку?"

Как говорил великий Фридрих Ницше: “Без музыки жизнь была бы ошибкой”

Как говорил великий Фридрих Ницше: “Без музыки жизнь была бы ошибкой”

Камертон ? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей

Камертон ? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей

Камертон ? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей

Камертон ? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей

Камертон ? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей

Камертон ? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей

Камертон ? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей

Камертон ? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей

Камертон ? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей

Камертон ? Я интересен тем, что способен создавать резонанс «По мнению мыслителей

Хазрат Инайят Хан Учитель физики

Хазрат Инайят Хан Учитель физики

Гц до 50 кГц (возможно и более)

Гц до 50 кГц (возможно и более)

Любовь к краю родному, к отчему дому

Любовь к краю родному, к отчему дому

Одним из самых известных исследователей структуры воды является японский ученый

Одним из самых известных исследователей структуры воды является японский ученый
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024