Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)
Оценка 4.6

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
7 кл
22.01.2018
Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)
ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ (Обобщающий урок по теме « Географическая карта»).Детям дается опережающее задание по литературным произведениям «Хо́ждение за три моря» А.Никитина,романа - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, Джонатана Свифта « Путешествия Гулливера» Г. Адамова «Тайна двух океанов». По этим произведения дети выполняю практическую работу, географический диктант.
Обобщающий урок по теме « Географическая карта».doc
ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ В  ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ  (Обобщающий урок по теме « Географическая карта») Интегрированный урок география­история­литература (Урок­практикум) Цель урока: Привести в систему знания и умения по теме «Географическая карта» Задачи : Образовательные:  повторить   основные   понятия,   применить   знания   по   определению географических координат, формировать умения работы с контурной картой. Развивающие:  развивать   познавательный   интерес   к   географии,   литературе;   развивать воображение,   речь,   расширять   кругозор   учащихся;   раскрыть   значимость   знаний   о географических координатах для практической жизни людей. Воспитательные: содействовать в ходе урока реализации следующих мировоззренческих идей: познаваемость   мира   и   его   закономерности;   прививать   навыки   коммуникативного   общения; совершенствовать навыки работы при работе с картой; воспитывать любовь к книге, потребность в чтении. Оборудование:  физическая   карта   полушарий;   атлас   6   класс;  набор   контурных   карт; мультимедийный   проектор;  набор   цветных   карандашей;   выставка  книг   о   путешествиях   и приключениях: А. Никитин « Хождение за три моря»; Д.Дефо«Робин   Крузо»;   Д.Свифт   «Путешествия   Гулливера»  Л.Буссенар  «Похитители бриллиантов» ;  Ж.Верн « Дети капитана Гранта», « 20 тысяч лье под водой», « Таинственный остров» «Пять недель на воздушном шаре»; Г. Адамов «Тайна двух океанов» ; В. Каверина «Два капитана».  I. Организационный момент  Задачи этапа: 1.Обеспечить   нормальную   внешнюю   обстановку   для   работы   на   уроке; 2.Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. II. Актуализация знаний и умений   Задачи этапа:  1.Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для выполнения практической работы.  2.Создать   условия   для   выявления   школьниками   индивидуальных   способов   закрепления изученного материала по теме «Географическая карта». 3.Организация   деятельности   учащихся   по   отработке   изученных   действий   посредством   их применения в изменённых ситуациях.  Задание: определить, географические координаты крайних точек Африки(1чел. у доски).  Проверка (слайд№2)  Отгадайте, о чем идет речь?     (  фронтальная работа с классом)  Лист бумаги похож на чертеж. С океанами и материками. Он на нашу планету похож, Где есть города и страны. (План и карта) Земля вращается и шар, Который я держу в руках. (Глобус)   Я иду по линиям на север и на юг. И сойти с маршрута они мне не дадут. Пересекают линии земные полюса – Тонкая­притонкая на карте полоса. (Меридиан)  По экватору идти – долгая дорога. Я пойду по тропику –просто срежу путь, Но меня быстрее оказался кто­то: Смог полярным кругом землю обогнуть. (Параллели)  Нам остается припомнить немного. Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Точки на карте сразу найдутся. (Географические координаты) Вывод:   таким   образом,   географические   понятия   в   загадках   нам   помогут   выполнить практическую работу.  III. Основная часть. Практическая работа. Нам под ответственность дана И вся Земля, и вся страна, Страна возможностей гигантских, Страна просторов океанских, Страна Семеновых­Тяньшанских, Бергов, Пржевальских, Воейковых, Шокальских, Страна, в которой быть, друзья, Плохим географом нельзя! Ю. Ефремов                          Сегодня на уроке мы будем определять географические координаты необычных объектов:   из   литературных   произведений   .   В   литературе   немало   примеров   путешествий, приключений. Любой писатель имеет право на художественной вымысел. Но где проходит она, грань, невидимая грань между правдой и вымыслом? Порой, правда и вымысел бывают очень тесно   переплетены,    Кроме   того,   в   связанных   между   собой   романах   существует   множество расхождений Многое о чем писали авторы – вымышлено, но есть и описание того, что было на самом деле. реальным   «подгонка» датах, дат к в             событиям. Все свои действия мы будем наносить на контурную карту.  Первое знаменитое произведение «Х жение за три моря» оо Рассказ ученика ( опережающее задание)  А.Никитина  Как мы помним, в  XV веке русские купцы вели оживленную торговлю со странами Востока. Для заморской торговли в 1466 году  из Твери отправились купцы, среди которых был Афанасий Никитин  (слайд№3).  В   Нижнем   Новгороде   они   присоединились   к   каравану   посольства, ездившего к великому князю московскому Ивану III, и вместе с ним поплыли вниз по Волге. Близ Астрахани на караван напал татарский хан Касим и захватил судно, на котором находился весь товар  Афанасия Никитина. Возвращаться было рискованно: товары Никитин набрал в долг, а поэтому на родине его ждала долговая тюрьма. Он решил продолжать путешествие. Никитин сел на шуйское судно и поплыл к берегам Индостана, а там отправился в глубь страны. Около трех лет провел Никитин в Индии. Все отчетливее стал он ощущать тоску по родине. В его дневнике появляются такие патриотические строки о России: «В сем мире нет страны, подобной ей,   хотя  бояре  Русской   земли   не  добры.  Но  да  устроится   Русская   земля  и  да   будет  в  ней справедливость!»   Истосковавшись   по   родине,   в   начале   1472   года   Никитин   отправляется   в обратный   путь.   На  небольшом   судне   он   достиг   берегов   Африки,   затем   с  караваном   купцов добрался до берегов Черного моря. Отсюда он доплыл до Крыма и, встретившись с земляками — русскими купцами, направился домой, но вблизи Смоленска в 1472 году умер от болезни. Его записи сберегли и доставили в Москву шедшие вместе с ним купцы. Три моря — Каспийское, Индийское и Черное — прошел Афанасий Никитин, много народов увидел, но лучше своей земли так и не нашел. «... На этом свете нет страны, подобной Руси...» — писал он в своей книге. А.Никитин первым из русских правдиво описал Индию         В путешествии А.Никитин вел дневник и оставил потомкам описание путешествия, которое моря». называется «Хождение три за         Задание:(дает учитель)  1.Нанесем на контурную карту основные точки из этого путешествия: (слайд№3) г. Тверь ( 56 с.ш. 35 в.д.) г. Астрахань( 46 с.ш. 48 в.д.) г. Смоленск ( 54 с.ш. 32.в.д.) 2.Подпишем моря   Один  из  самых известных  романов  Даниеля  Дефо  «Приключение  Робинзона Крузо». Рассказ ученика( опережающее задание)       Полное название романа  ­ «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»  За время своей жизни на острове он столкнулся с различными трудностями и опасностями как природного   происхождения,   так   и   исходящими   от   дикарей.   Все   события   записаны   в   виде дневника   и   создают   реалистичную   картину   псевдодокументального   произведения.   Вероятнее всего,   роман   написан   под   влиянием   реальной   истории,   произошедшей   с   Александром Селькирком, который провёл на необитаемом острове в Тихом океане четыре года (слайд№4)   (сегодня   этот   остров   в   составе   архипелага   Хуана   Фернандеса  (слайд№5)назван   в   честь литературного героя Дефо). Не всем известно, что история  о жизни Робинзона Крузо  превратилась в литературную эпопею, состоящую из трёх частей.  Во второй части (1720), названной «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» и принятой публикой гораздо более прохладно,  герой в очередной раз отправляется в скитания: посещает свой любимый остров, совершает кругосветное путешествие, в конце которого оказывается в далекой и загадочной России.  Третья   часть   эпопеи,   носящая   название   «Серьёзные   размышления   в   течение   жизни   и удивительные   приключения   Робинзона   Крузо,   включающие   его   видения   ангельского   мира» (1721), не является в полной мере художественным произведением, а скорее представляет  собой эссе на социально­философские и религиозные темы.   Задание: 1.Нанесем на контурную карту  два объекта. Это остров Робинзона Крузо (слайд №5) и город Йорк в Англии  53 с. ш. 1 з. д. (слайд №6).  Джонатан Свифт « Путешествия Гулливера» Рассказ ученика( опережающее задание) Много   недель   и   месяцев   плыла   «Антилопа»   по   Южному   океану.   Дули   попутные   ветры. Путешествие   было   удачное.   Но   вот   однажды,   при   переходе   в   Восточную   Индию,   корабль настигла страшная буря. Ветер и волны погнали его неизвестно  куда. Двенадцать матросов умерли от усталости и голода. Остальные едва передвигали ноги. Корабль бросало из стороны в сторону, как ореховую скорлупку. В одну тёмную, бурную ночь ветер понёс «Антилопу» прямо на острую скалу. Матросы заметили это слишком поздно. Корабль ударился об утёс и разбился в щепки. Только Гулливеру и пяти матросам удалось спастись в шлюпке. Гулливер прожил дома недолго. Не успел он хорошенько отдохнуть, как его снова потянуло в плавание.   «должно быть, уж таков я по природе,­ думал он.­ Беспокойная жизнь морского бродяги мне больше по сердцу, чем мирное житьё моих сухопутных друзей». Одним словом, через два месяца после   своего   возвращения   на   родину   он   уже   снова   числился   врачом   корабле   «Адвенчер», отправлявшемся в дальнее плавание под командой капитана Джона Николса. 20 июня 1702 года «Адвенчер» вышел в открытое море. Ветер был попутный. Корабль шёл на всех парусах до самого мыса Доброй Надежды. Здесь капитан приказал бросить якорь и запастись свежей водой. «   Адвенчер»    (слайд   №7­8). зазимовал   у   мыса   Доброй   Надежды   Двадцать дней корабль гнало на восток. Вся команда измучилась и мечтала только о том, чтобы этот ураган наконец утих. Задание: 1.Нанесем на контурную карту  и найдем координаты этого объекта: Мыс Доброй Надежды (34 ю. ш. 18.в.д.)   Рассказ ученика( опережающее задание)  «Похитители бриллиантов»  ­  самое знаменитое произведение Луи Буссенара, автора классических приключенческих романов и неутомимого путешественника, рассказывает о трех   французах,   отправившихся   на   поиски   сокровищ   в   Южную   Африку   во   времена "алмазной лихорадки". На пути перед ними раскинула свои воды величайшая река  ( слайд №9 в/ ф «Амазонка») Задание: 1.Нанесем р.Амазонку на контурную карту. Рассказ ученика( опережающее задание  Произведение Жюля Верна..  « Дети капитана Гранта», « 20 тысяч лье под водой», « Таинственный остров» «Пять недель на воздушном шаре».  26   июня   1864   г.   экипаж   яхты   «Дункан»,   принадлежащей   лорду   Эдуарду   Гленарвану, виднейшему члену Королевского яхт­клуба Темзы и богатому шотландскому землевладельцу, вылавливает в Ирландском море акулу, в животе которой находит бутылку с запиской на трех языках: английском, немецком и французском (слайд№10­11). Начнем с английского документа. В этом документе строки и слова были расположены следующим образом: …..   62   …………………   Bri   …………….   gow   sink   ………………………………………   stra ………….. aland ……………………………. ……….. skipp … Gr ………………………… ……………………………  that   monit   …   of   long   and   …………………………………..   ssistance …………………… lost Второй клочок бумаги был попорчен сильнее, чем первый. На нем сохранились лишь немногие бессвязные слова, расположенные в следующем порядке: 7   Iuni   …………………   Glas   …………………   zwei   ……..   atrosen   ……………………….   graus ……………………… bringt .. ihnen — Это написано по­немецки, — воскликнул Джон Манглс, взглянув на бумагу. — Прочтем теперь французский документ, — сказал Гленарван, — нам это будет нетрудно, так как мы все знаем этот язык. Вот точное воспроизведение третьего документа: трех (trois) … ачтовое (ats) ……. тания (tannia) ……………… гония (gonie) ….. южный (austral) ……………………………. дости (abor) …контин (contin) . пл (pl) ….. жесток (cruel) . инд (indi) ………………… брош (jete) ….. долго (ongit) . и 37ь11'………………… шир (lat) — Тут есть цифры! — воскликнула Элен. — Смотрите, господа! Смотрите! — Итак, решено! Я соединю обрывки этих слов и фраз и дополню пробелы теми обрывками слов, смысл которых ясен, а затем мы сравним и обсудим. Гленарван тотчас же взялся за перо и через несколько минут подал своим друзьям бумагу, где было написано следующее: 7 июня 1862 трехмачтовое судно «Британия» Глазго потерпело крушение ………………. гони южн берег  …………………………. два матроса  Капитан  Гр ……………………….. дости  …. контин ……. пл ………….. жесток инд брошен этот документ ……………… долготы и 37ь11' широты …………….. Окажите им помощь погибнут  И вот 25 августа на поиски капитана Гранта выходит яхта «Дункан»  из Глазго. Г. Глазго ( 55 с.ш. 4 з.д.) Достоверно было известно, что капитан Грант вышел  30 мая 1862 г. на своем судне из порта Кальяо,   который   расположен   рядом   со   столицей   Перу   —   городом   Лима.   Определите географические координаты Лимы.  Г. Лима ( 12.ю.ш. 76 з.д )        Определите географические координаты Панамского канала и скажите, сколько лишних, градусов   широты   пришлось   пройти   «Дункану»,   огибая   Южную   Америку,   чтобы   достичь   ее западного побережья на 37° ю. ш.  Панамский канал (9.с.ш.79.з.д.) Только   15   августа   1914   года   по   Панамскому   каналу   прошел   первый   океанский   пароход: закончилось  труднейшее  строительство  этой водной магистрали,  связавшей через  Панамский перешеек Атлантический и Тихий океаны. Поэтому « Дункану» пришлось совершать плавание вдоль берегов Южной Америки к Маггеланову проливу(слайд№12). «Между тем «Дункан» с изумительной быстротой несся по пути Веспуччи и Магеллана.  15 сентября он пересек тропик Козерога и взял курс к знаменитому проливу. Несколько раз едва заметной полоской на горизонте показывались низкие  берега Патагонии. До них было больше десяти миль, и Паганель, даже глядя в свою знаменитую подзорную трубу, мог получить об американском побережье лишь весьма неясное представление.   25 сентября «Дункан» был уже у Магелланова пролива и уверенно вошел в него. Пароходы, направляющиеся в Тихий океан, обычно предпочитают этот путь. Точная длина Магелланова пролива составляет всего триста семьдесят шесть миль. Он настолько глубок, что по нему даже у самых. берегов могут проходить суда большого водоизмещения. По берегам много источников пресной воды, рек, изобилующих рыбой, лесов, богатых дичью, сколько угодно легкодоступных мест для стоянок.   Задание: 1.Нанесем Магелланов пролив  53.ю.ш. 70 з.д. Долгие   приключения   ожидали   отважных   путешественников   с   яхты   «   Дункан»   для   спасения капитана Гранта. Они прошли вдоль всей 37 параллели. Поднявшись на борт яхты «Дункан» после своего спасения, капитан Грант помог восстановить полный текст записи, найденной в бутылке. В ней сообщались следующие координаты крушения его судна: 37° ю. ш., 153° з. д. Определите по карте, где следовало вести поиски капитана.     Только обрывок слова abor, ввел в заблуждение проницательного географа. Паганель упорно видел в нем корень глагола aborder (причаливать), между тем как это было частью французского названия острова Марии­Терезы, где и нашли приют потерпевшие кораблекрушение на острове Табор. Правда, этой ошибки трудно было избежать, раз на всех корабельных картах «Дункана» этот     Марии­Терезы. названием   значился острова   остров     под   — Все равно! — восклицал Паганель и в отчаянии рвал на себе волосы.— Я не должен был забывать об этом двойном названии! Это непростительная ошибка, заблуждение, недостойное секретаря Географического общества! Я опозорен!  О.Табор (риф  Марии­Терезы)  18   марта,   через   одиннадцать   дней   после   того,   как   «Дункан»   отплыл   от   острова   Табор,   показались   берега   Америки,   а   на   следующий   день   яхта   бросила   якорь   в   бухте. Она вернулась сюда после пятимесячного плавания, во время которого, строго придерживаясь тридцать   седьмой   параллели,   обошла   вокруг   всего   земного   шара.   Участники   этой достопамятной,   не   имевшей   прецедента   в   летописях   английского   Клуба   путешественников экспедиции побывали в Чили, в пампах, в Аргентинской республике, в Атлантическом океане, на островах Тристан­да­Кунья, в Индийском океане на острове Амстердам, в Австралии,  (слайд №13­14)  ,   на   острове   Табор   в   Тихом  океане(слайд   №15).И   усилия   путешественников увенчалисьуспехом:  они возвращали на родину моряков, потерпевших крушение на «Британии».  Задание: 1.Нанесем  на к/к  о.Тристан­да­ Кунья ( 37 ю.ш.12.з.д.) и  Амстердам ( 37.ю.ш. 77.в.д.). Рассказ ученика( опережающее задание)  Ж.Верн «Таинственный остров»         В книге повествуется о событиях, происходящих на вымышленном острове, где остановился капитан Немо на своей подводной лодке «Наутилус». Основными персонажами являются пятеро американцев, которые оказываются на необитаемом острове в Южном полушарии.    Герои   романа   Ж.   Верна   «Пять   недель   на   воздушном   шаре»   поднялись   в   воздух   с   острова Занзибар (6° ю. ш.; 39° в. д.).  Задание: 1.Укажите эту точку на карте ( слайд 16).                                          Микропауза  при утомлении глаз:   Крепко зажмурить глаза на 3­5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6­8 раз. Быстро моргать в течение 10­12 секунд. открыть глаза, отдыхать 10­12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20­30 секунд.  Рассказ ученика ( опережающее задание)  Г. Адамова «Тайна двух океанов»  «Перед ними стеной метра в два вышины тянулась сложенная из огромных плит терраса. Словно зачарованные, закинув головы, они не сводили глаз с нескольких гигантских статуй. Они стояли на удлиненных торсах, без ног, с едва намеченными под грудью руками, примитивные и мощные, безмолвные и грозные, и пристально глядели вперед, в безмолвное пространство океанам Иван Степанович; если мы не на простой подводной горе, то что же это за остров? Это остров Рапа­Нуи.Таинственный, загадочный остров, доставляющий массу хлопот и мучений географам, этнографам и историкам  всего цивилизованного мира. Слыхал ли ты что­нибудь об этом острове? Рапа­Нуи... Нет,— признался Павлик,— первый раз слышу, Гм.. Нечего сказать, хорош! Но, может быть, ты знаешь его под именем Вайгу, как его иногда называют? Нет, Иван Степанович,— смутился Павлик,—и Вайгу не знаю. Не   понимаю.   Абсолютно   не   понимаю,   чему   вас   только   учили...   Не­знать   ничего   и   даже   не слышать об острове Рапа­Нуи, или Вайгу, это чудовищно!» Догадываетесь   ли   вы,   какой   остров   послужил   прообразом   Рапа­Нуй,   или   Вайгу?   И   каковы координаты  подлодки  «Пионер»,  которая доставила  героев   романа Г.  Адамова  «Тайна   двух океанов» на этот остров? Задание : 1.Найдите этот остров на географической карте. Как он называется? ( о. Пасхи в Тихом океане 27 ю.ш. 109 з.д. слайд№17­18).  Рассказ учителя: Следующая   точка   на   карте   пусть   пока   не   воспета   в   литературных   произведениях­   но   нам жителям Приморского края известна­это о.Путятин. Вопрос: 1.Какие ассоциации которые у вас возникают при этом слове? Да , действительно это частица, жемчужина нашего края –Приморского. Задание: 1.Нанесем  на к/к  о.Путятин по его координатам( слайд№19­20). Один  из самых  живописных  островов Залива  Петра Великого  ­ остров Путятина, известный имением "Родное" Алексея Старцева, внука декабриста Николая Бестужева. Этот талантливый предприниматель вырастил на острове замечательные фруктовые сады, построил фарфоровый завод,   продукция   которого   была   известна   во   всем   мире,   разбил   табачные   и   шелковичные плантации, создал конезавод. На острове Путятина расположены памятники природы, военно­ исторические объекты, остров также известен озером лотосов, удивительными скалами, обилием грибов   и   лекарственных   растений.   Озеро   Гусиное   —   природное   озеро,   где   растет   в   начале августа занесенный в Красную книгу России лотос Комарова. Самое интересное, что цветут лотосы   всего   один   месяц   ­   в   августе.   Остров   Путятина   привлекателен   для   туристов необыкновенными пейзажами, чистым морем, удивительным подводным миром. Спокойствие, которое таит этот остров возле своих берегов, призывает к уединению . Задание:  1. Давайте мы попробуем себя в роли писателя. Дома сочините (по желанию) стихотворение, а может сказку об этом таинственном месте у берегов Приморского края. Вывод по уроку: Итак, где же вымысел, а где, правда  в литературных произведениях? Понятно, что в настоящей литературе   есть   и   то,   и   другое.   И   даже   в   фантастике   и   сказках,   где   собственно   всё   ­ художественный   вымысел.   Совершая   путешествие   с   героями   произведений,   мы   побывали   в необычных уголках Земли. IV.Рефлексия 1.Какое из произведений вам особенно запомнилось. Почему? 2..Для чего нужно уметь  определять географические координаты? 3.Можно ли определить местонахождения точки только по одному значению координаты? V.Домашнее задание: (по желанию) 1.Подобрать   сведения,   привести   примеры   о   необходимости   определения   географических координат, где это применимо. 2.Сочините   стихотворение,   а   может   сказку  об   одном    таинственном   на   ваш  взгляд   месте   у берегов Приморского края.

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)

Интегрированный урок география-история-литература( 7 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018