Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
6 кл
23.04.2018
Цели:
1. Учить работать с текстом, находить выразительные детали, средства художественной выразительности в литературе и живописи, проверить степень освоения текста данного произведения в единстве формы и содержания.
2. Познакомить учащихся с понятием «книжная иллюстрация», с иллюстрациями русских художников к повести; помочь провести параллель между текстом и произведениями живописцев; расширять словарный запас учащихся.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент: организация учащихся в начале урока.
2. Мотивация учащихся: Звучит пьеса П.И. Чайковского «Декабрь. Святки». На фоне музыки учитель литературы читает отрывок, используя презентацию, отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…месяц один только заглядывал в них (в окна) украдкою…»
- Из какого произведения эти строчки?
Художники иллюстрируют повесть.doc
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м
классе по теме "Художники иллюстрируют повесть
"Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"
Цели:
1. Учить работать с текстом, находить выразительные детали, средства художественной выразительности
в литературе и живописи, проверить степень освоения текста данного произведения в единстве формы
и содержания.
2. Познакомить учащихся с понятием «книжная иллюстрация», с иллюстрациями русских художников к
повести; помочь провести параллель между текстом и произведениями живописцев; расширять
словарный запас учащихся.
1. Орг. момент: организация учащихся в начале урока.
ХОД УРОКА
2. Мотивация учащихся: Звучит пьеса П.И. Чайковского «Декабрь. Святки». На фоне музыки учитель
литературы читает отрывок, используя презентацию, отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед
Рождеством»:
«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц
величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…месяц один только заглядывал в них (в
окна) украдкою…»
Из какого произведения эти строчки?
Кто автор произведения?
(Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
С этим произведением и его экранизацией мы уже знакомились обзорно в 5 классе на уроке внеклассного
чтения. Сегодня мы познакомимся поближе с ярким и образным словом Н.В.Гоголя.
Как вы думаете, какой из видов искусства, наряду с литературой, способен передать яркую образность героев,
переживания автора?
(Живопись)
Так о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
(о связи живописи с художественным произведением)
Действительно, картины, которые рисовали художники к гоголевским произведениям, позволяют лучше
раскрыть характеры и образы героев, лучше понять выразительность и своеобразие гоголевского языка,
увидеть, в чём заключается самобытность повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». На сегодняшнем
интегрированном уроке вы имеете возможность узнать много нового и интересного, а также
продемонстрировать ранее приобретённые знания.
Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?
(будем учиться работать с текстом;
проявлять свою читательскую наблюдательность;
развивать умение видеть и чувствовать картину, написанную к произведению литературы; понимать образы и
характеры, не только читая текст, но и сопоставляя его с иллюстрациями русских художников)
3. Изучение нового материала.
Учитель литературы рассказывает, используя презентацию, учащиеся записывают в тетрадь.
«Ночь перед Рождеством» 1 из ярких повестей книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все
повести, входящие в эту книгу, повести из украинской жизни – проникнуты мягким, добрым юмором. Литературное сообщество того времени и широкая читательская публика восторженно встретили эту книгу,
вышедшую в 1831 году. Их автор обитал тогда в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в
Царском Селе.
Было молодому и враз ставшему известным Гоголю 22 года. Многие критики и литературоведы посвоему
высказывались об этом произведении.
Запись в тетрадь:
Критик – это тот, кто подвергает разбору и оценке чьё – либо действие.
Одним из самых крупных критиков 19го века является В.Г.Белинский (18111848), который жил и работал
практически в те же годы, что и Н.В.Гоголь.
Учитель ИЗО:
Великий русский критик В.Г.Белинский отмечал, что «Ночь перед Рождеством есть целая
полная картинадомашней жизни народа, его маленьких радостей, словом тут вся поэзия его жизни » (слайд из
презентации).
4. Лексическая работа по тексту повести:
Учитель литературы: Невозможно представить себе картину жизни народа, не познакомившись с языком
народа, который является одним из самых живых явлений культуры.
Действительно, во время чтения повести вам встретилось немало непривычных слов, толкование которых автор
дал в сносках. Эти сноски являются как бы продолжением повести, замечанием автора, разговором с читателем,
незнакомым с традициями и обычаями родной Гоголю Украины.
Задание № 1
На парту (2 человека) или каждому раздаются распечатанные заранее материалы для словарной работы.
Учащиеся должны сопоставить словаукраинизмы и их лексическое значение.
КАВУН АРБУЗ
КУХОЛЬ ГЛИНЯНАЯ КРУЖКА
ЦИБУЛЯ – ЛУК
ПАРУБОК – ПАРЕНЬ
ЛЮЛЬКА – ТРУБКА ДЛЯ КУРЕНИЯ
КУТЬЯ – КАША ИЗ ПШЕНИЦЫ С МЁДОМ
ГАРУС – ХЛОПЧАТОБУМАЖНАЯ ТКАНЬ, ПОХОЖАЯ НА ШЕРСТЯНУЮ
КАПОТ – ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА ШИРОКОГО ПОКРОЯ
КАПЕЛЮХИ – ШАПКА С УШАМИ
ТАРАТАЙКА ПОВОЗКА
ЛАДУНКА – СУМКА КАВАЛЕРИСТА
ПАЛЯНИЦА – НЕБОЛЬШОЙ ПЛОСКИЙ ХЛЕБ
ГАЛУШКИ – КУСОЧКИ ТЕСТА, СВАРЕННЫЕ В ВОДЕ ИЛИ В МОЛОКЕ
ГОЛОВА – ВЫБОРНАЯ ДОЛЖНОСТЬ НА УКРАИНЕ 1820 ВЕКА
ЧЕРЕВИКИ – БАШМАКИ
ЩЕДРОВКИ – ПЕСНИ, КОТОРЫЕ РАСПЕВАЛА МОЛОДЁЖЬ НАКАНУНЕ НОВОГО ГОДА
ШМАК – ЛАКОМЫЙ КУСОК
КОВЗАТЬСЯ – КАТАТЬСЯ, СКОЛЬЗИТЬ ПО ЛЬДУ
ЯРЬ – БЛЕСТЯЩАЯ БЕЛАЯ КРАСКА БАКАН – БАГРЯНАЯ КРАСКА
Учитель литературы: Сделаем вывод.
По каким признакам мы узнаём, что действие происходит на Украине?
(употребление украинизмов, а также описание украинских обычаев, традиций, одежды и т.д.)
Какие традиции и обычаи украинцев описывает Гоголь в своей повести?
(колядование, переодевание в праздничные наряды, массовые гуляния, национальные блюда, рождественские
угощения)
С какой целью Гоголь использует в произведении большое количество украинской лексики?
(Задача писателя – как можно точнее передать обстановку, в которой происходит действие повести. Декорации,
поступки и характеры героев писатель создаёт с помощью художественного слова)
5. Работа с иллюстрациями и презентацией:
Учитель ИЗО:
В.Г.Белинский скажет позже: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат
живыми краскамидействительности. Видишь и слышишь их».
Учащиеся записывают высказывание в тетрадь.
Сегодня на уроке мы постараемся доказать эту мысль русского критика. Ведь
Поэзия народной жизни, воплощённая в гоголевской повести, привлекала многие поколения читателей и нашла
отклик в многочисленных иллюстрациях, которые создавались не одним поколением художников, начиная с 70х
годов 19 века вплоть до конца 20го столетия.
Нужно сказать, ребята, что книга – это синтез искусств. В ее создании участвуют: писатель или поэт, художник
иллюстратор, полиграфист.
Более подробно на уроке вы познакомитесь с работой художникаиллюстратора. Это художники, которые
создают рисунки в ваших книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти рисунки от простых картинок и почему они
называются книжная иллюстрация.
Вопервых, рисунки в книгах непосредственно связаны с текстом книги. Вовторых, все рисунки для книг
выполняются графическими материалами, например такими, как цветные карандаши, пастельные мелки,
гуашевые краски. Потом эти рисунки надо напечатать в книге с помощью типографской краски. А это очень
сложно.
Внимательно рассмотрите иллюстрацию М.С.Родионова «Оксана и кузнец Вакула», написанную на один из
эпизодов повести «Ночь перед Рождеством». Обратите внимание на изображение художником портретной
характеристики 2ух главных героев.
После подобной установки внимания учащихся показывается слайд презентации с изображением иллюстрации
М.С.Родионов «Оксана и кузнец Вакула». 1952 г.
Учитель ИЗО продолжает: Михаил Семёнович Родионов (18851956)всегда проявлял большой интерес к
русской классической литературе и иллюстрировал произведения А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,
И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова.
Учитель литературы: Какие слова из повести созвучны рисунку художника? Найдите и прочитайте по тексту.
Текст раздаётся заранее.
(«По выходе отца своего она долго ещё принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках
зеркалом и не могла налюбоваться собою…..»)
Как нарисована внешность героини автором повести и кузнецом Вакулой?
(Гоголь: «…свежее, живое, в детской юности лицо с блестящими чёрными очами и невыразимо приятной
усмешкой, прожигавшей душу…») (Вакула: «Чудная девка! И хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит
себя вслух…»)
Как характеризует свою наружность сама Оксана?
(«Разве чёрные брови и очи мои, продолжала красавица, не выпуская зеркала, так хороши, что уже равных им
нет на свете? Что туту хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные
косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я
вижу теперь, что я совсем не хороша! – И, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: Нет,
хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною
мой муж!.... »)
Почему «во всём почти свете и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что
про неё»?
(она была красива, но капризна и неприступна, «парубки гонялись за неё толпами», избалованна)
Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? (Царицу из «Сказки о мёртвой царевне…»)
Учитель ИЗО: Какие черты портрета Оксаны художник сумел передать на иллюстрации? Выберите
правильный ответ (34качества) из предложенных вариантов, сложите карточки со словамиответами и
запишите их в тетрадь. Учитель раздаёт отпечатанные заранее словахарактеристики.
(красота, гордость, скромность, доброта, самолюбование, глупость, грубость, кокетство, капризность,
избалованнось, высокомерие)
Каким предстаёт на рисунке Вакула? (робкий, влюблённый, сильный, упрямый, смелый, красивый, усталый,
самонадеянный) выбрать верный вариант, записать получившуюся характеристику в тетрадь.
Учитель литературы: Какой образ Вакулы рисует в повести Гоголь?
Соответствует ли он образу Вакулы –кузнеца на иллюстрации?
Учитель ИЗО делает Вывод: Нет сомнения,что создавая рисунок, запечатлевший Вакулу и Оксану, художник
собрал воедино рассредоточенные по всей повести черты внешности и характера героев. Иллюстрация помогает
глубже понять сущность героев и их характер.
И достигается это благодаря мастерскому использованию средств художественной выразительности в
живописи.
Вспомните и назовите известные вам средства художественной выразительности в живописи.
(цвет, рисунок и композиция)
С.М.Харламов «Село Диканька в ночь перед Рождеством». 1990 г.
Учитель литературы: Важную роль в повести Гоголя играют картины природы. Писатель то и дело прерывает
повествование о героях и событиях
Предрождественской ночи и даёт прекрасные пейзажные зарисовки. Ночная Диканька накануне Рождества так
хороша, что у героев повести, и у самого рассказчика она вызывает чувство восторга: «…ночь – чудо!», «Чудно
блещет месяц!», «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! »
Учитель ИЗО: Эта особенность гоголевского произведения вызвала отклик в иллюстрациях Сергея
Михайловича Харламова (родился в 1942 г.), на которых запечатлены картины ночной Диканьки.
Как вы думаете, какой вид изобразительного искусства использовался при создании этой картины? (графика).
Воссоздавая пейзажный колорит повести, художник прибегает к графическому рисунку в технике гравюры.
Учитель литературы: Найдите описание рождественской ночи в тексте повести, которое больше всего
подходит к иллюстрации Харламова.
(«Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался
хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни
зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки
и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь »)
Вспомните известные вам средства художественной выразительности в литературе.
(метафора, эпитет, олицетворение)
Какие средства художественной выразительности особенно удачно использует Гоголь, описывая
рождественский пейзаж?
(метафора: «снег загорелся широким серебряным полем»
Эпитет: «хрустальными звёздами»
Олицетворение: «смеющаяся ночь», «снег загорелся», «может внушить ночь», «месяц вылетел» и др.)
Какова роль средств художественной выразительности в данной словесной картине?
(они помогают образно представить картину рождественской ночи во всём её великолепии)
Учитель ИЗО: Что является средствами художественной выразительности в графике? (линия, пятно, точка,
штрих)
Вывод делает учитель литературы: Заметьте, что картины природы в повести Гоголя даны в движении (мороз
крепчал мороз теплел, нет ни души – толпы народа и т.д.). Зимняя картина ночи дополняется фантастическими
событиями.
Приведите примеры таких необыкновенных событий и происшествий.
(Когда, например, чёрт украл месяц и «вдруг по всему миру сделалось…темно…». Через некоторое время чёрт,
увидев Чуба с кумом, «начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега», и «поднялась метель»).
Учитель ИЗО: Рассматривая пейзаж художника, мы невольно дополняем его литературными подробностями,
таким образом, создаётся довольно целостная картина художественнолитературного произведения.
6. Заключение.
Учитель ИЗО:
Какая из рассмотренных иллюстраций произвела на вас большее впечатление и почему?
Что нового вы узнали сегодня из живописи?
(что такое иллюстрация, графика, вспомнили средства художественной выразительности в живописи)
Учитель литературы: Что нового вы узнали на уроке по литературе?
(Узнали о том, что иллюстрации прекрасно дополняют характеристику героев произведения, помогают лучше
понять их мысли и чувства, отметили мастерство Гоголя при употреблении различных средств художественной
выразительности)
Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о повести по своей тетради.
Согласны ли вы с мнением критика? (возвращаемся к слайду с высказыванием критика)
7. Итоги, дом. задание, оценки:
1. Нарисовать свою иллюстрацию к любому эпизоду повести «Ночь перед Рождеством» (эту часть
домашнего задания оценивает учитель по ИЗО)
2. Оформить творчески мини сочинение (на отдельном листе бумаги) по плану, который записан на
предыдущем уроке в тетрадь.
План
1. Название изображённого эпизода.
2. Краткая характеристика героев, изображённых на иллюстрации.
3. Что лучше всего мне удалось изобразить.
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"
Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.