Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс
Оценка 5

Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
26.03.2018
Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс
Цель урока: • познакомить с личностью современного писателя Сергея Махотина и его творчеством; • помочь понять, что творческие личности очень часто совершают великие открытия; • развитие читательской компетенции Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Выяснение первичного читательского восприятия рассказа. - Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения. С каким рассказом Вы познакомились дома? (Рассказом Сергея Махотина “Боря Лаптевых”). Понравился ли он Вам? Что больше всего? Сформулируйте цели урока.
Анализ рассказа Сергея Махотина.doc
Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс Цель урока:    познакомить с личностью современного писателя Сергея Махотина и его творчеством; помочь понять, что творческие личности очень часто совершают великие открытия; развитие читательской компетенции I. Организационный момент. Ход урока II. Вступительное слово учителя. Выяснение первичного читательского восприятия рассказа. ­ Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения. С каким рассказом Вы познакомились дома? (Рассказом  Сергея Махотина “Боря Лаптевых”). Понравился ли он Вам? Что больше всего? Сформулируйте цели урока. III. Анализ рассказа. Слайды №1,2 ­ Перед вами на слайде море. Как оно называется? (Море Лаптевых). ­ А рядом название рассказа, о котором мы будем говорить, “Боря Лаптевых”. И, наверное, у вас возникла  ассоциация с названием моря. Но об этом мы поговорим позже. ­ А теперь всё внимание на презентацию о Сергее Махотине, авторе нашего рассказа. (Выступление подготовившегося ученика). Следует слайд 3. Учащиеся получают задание слушать, тезировать. ­ Что произвело впечатление, запомнилось? ­ Кто являются героями рассказа? (Ученик 6 класса, Боря Лаптевых, Ваш ровесник, учитель географии Юрьич,  учитель литературы Лидия Яковлевна, внесюжетный персонаж­дядя Матвей). ­ Опишите Борю. Каким Вы его себе представляете? (Словесное рисование). Опишите его (следуют разные  ответы учеников). ­ Как к нему относятся сверстники и взрослые? ­ Отличается он чем – то от вас, его ровесников? (нет). ­ Но в действительности все мы разные. Чем ­ то ведь Боря отличается от вас? ( С одной стороны, самый  невзрачный, с другой, необыкновенный фантазёр). ­ Есть ли среди Вас фантазёры? (Да, есть). ­ О чём Вы фантазируете? ­ О фантазёрах вы читали в детстве, слышали о них, видели, общаетесь и общались, ведь без этого детство  скучное. ­ И вот мы сегодня будем говорить о том, что такое фантазия, какую роль она играет в жизни человека. ­ Что могло побудить Борю, героя рассказа, к такой неуёмной, ничем неистребимой фантазии? (хотел обратить  на себя внимание рассказом о знаменитом дяде, якобы открывшем Море Лаптевых; традиции семейного чтения).  Подсказку вы найдете на первой странице рассказа. ­ Верно. Книга играет огромную роль не только в школе, но и в семье, и в жизни вообще. Традиция семейного  чтения оказала большое влияние на мальчика. ­ Так кто же в семье Бори пристрастил его к чтению? (Отец). ­ Но отец и сын, несмотря на общий круг чтения, люди разные. ­ Каков отец Бори? Что можно о нём сказать? (Грубоватый, в общении может иногда сорваться, не сдержан,  применяет физическую силу). ­ В каком эпизоде можно найти этому подтверждение? ( В сцене неудавшегося побега). ­ О чём фантазирует Боря? ­ Для чего ему это было нужно? (Чтобы самоутвердиться не только в собственных глазах, но и в глазах  сверстников, а также учителей). ­ Как на уроке географии проявилась его фантазия? Подтвердите свою мысль словами текста. ­ Чем был так огорошен учитель? (Тем, что море Лаптевых, оказывается, названо не в честь братьев Лаптевых,  исследователей 18 века, а в честь дяди Матвея, который сидел в тюрьме сейчас, в 21 веке). ­ Что Вы знаете о Лаптевых? Как было открыто море? Когда? (Сообщение ученика) Слайд №4 ­ Почему фантазия Бори вызвала недовольство учителя географии? (Учитель географии молодой, не любит  учеников – фантазёров, пытается открыть глаза на правду). Но в то же время он старается не навредить  ученику, “ не потерять....”. ­ Как Юрьич пытается вернуть Борю в реальность? (Приготовил особый урок об открытии моря Лаптевых.) ­ Как он воспринял прочитанное в Бориной тетради? ­ Почему ушёл со школы? ­ В рассказе есть и другой учитель. ­ Что Вы скажете об учителе литературы, Лидии Яковлевне? Чем отличается восприятие рассказов и сочинений  Бори у учителя географии и литературы? (Для учителя географии ­ ложь, для учителя литературы –  творчество). IV. Психологический практикум. ­ Представьте себя на месте Бори Лаптева, когда его не понимают родители, не замечают одноклассники и  учителя относятся по – разному. Что бы вы сделали в данной ситуации, как поступили? Какие чувства Вы  испытывали бы на месте Бори Лаптева? (Одиночество, ненужность, тоску, скрытую злобу). ­ А как поступил Боря? ­ Такие дети, как Боря, могут замкнуться, стать агрессивными, обращать на себя внимание отклоняющимся  поведением. А Боря поступает иначе: фантазирует. Ему тяжело психологически. ­ Как можно помочь таким детям, как Боря, не чувствовать себя изгоем. Назовите, чем конкретно каждый из Вас  может помочь. Напишите ответы на стикерах на ваших столах. (Ребята в течение 1 минуты выполняют задание.  Помощники собирают стикеры и распределяют их по характеру ответа. Например, сделать ответственным за  классную стенгазету, создать и вести сайт класса, быть помощником­организатором внеклассных мероприятий,  помочь публиковать свои работы и другие. Можно это задание оформить в виде письма ­ поддержки в адрес  Бори). V. Заключительный этап. ­ Заканчивая урок, я хочу прочитать концовку рассказа, где говорится о том, что Боря “предпринял ещё одну  попытку добраться до моря Лаптевых. И вновь неудачную...” ­ Попытайтесь ответить в рамках нашей беседы о фантазёрах на вопрос: “Какую идею пытался донести до нас  писатель в этом рассказе?” (Такие люди, как Боря Лаптевых, совершали в жизни великие открытия, указывали  путь в неизведанное, что всегда манило, а также становились исследователями неизведанного. Автор рассказа  даёт читателю намёк, что фантазия Бори превратит его в человека, способного на открытия, как и его  однофамильцы, Лаптевы. И читатель верит, что когда­то фантазия Бори поможет ему в чём­то великом). VI. Домашнее задание. ­ Автор рассказа ничего нам не сообщил о дальнейшей судьбе Бори, предполагая, что вы это сделаете за него.  Кем и каким стал Боря Лаптевых, напишете вы, продолжив рассказ. Это и есть ваше домашнее задание.

Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс

Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс

Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс

Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс

Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс

Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018