Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев. "Листья". 6-й класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
26.03.2018
Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев. "Листья". 6-й класс
Цели:
1. Обучить анализу пейзажного стихотворения в единстве формы и содержания.
2. Отработать приёмы анализа стихотворной формы: определение размера, рифмы, строфики.
3. Продолжить работу над средствами выразительности поэтической речи.
4. Ввести понятие философской лирики. Определить Ф. И. Тютчева как поэта-философа.
5. Обогатить внутренний мир шестиклассников путём приобщения к ценностям русской классики
Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев..doc
Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев.
"Листья". 6-й класс
Цели:
1. Обучить анализу пейзажного стихотворения в единстве формы и содержания.
2. Отработать приёмы анализа стихотворной формы: определение размера, рифмы, строфики.
3. Продолжить работу над средствами выразительности поэтической речи.
4. Ввести понятие философской лирики. Определить Ф. И. Тютчева как поэтафилософа.
5. Обогатить внутренний мир шестиклассников путём приобщения к ценностям русской классики.
1. Беседа по домашнему заданию.
Стихотворение какого поэта анализировали мы на предыдущем уроке?
ХОД УРОКА
А.А. Фет “Ель рукавом мне тропинку завесила…”.
Чтение стихотворения наизусть.
Кто лирический герой стихотворения?
Как поэт передаёт в пейзажном стихотворении состояние лирического героя?
Как менялось настроение на протяжении стихотворения?
Связано ли настроение героя с состоянием природы?
2. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением об осени, написанным уже другим поэтом XIX века –
Федором Ивановичем Тютчевым. Это стихотворение “ Листья”.
Чтение учителем.
Кто является героем стихотворения, чей голос мы слышим? Похоже ли на стихотворение А.А. Фета?
Встречались ли нам раньше стихотворения, где бы героем выступал неодушевлённый предмет, но поэт наделял
бы его способностью переживания? (М.Ю. Лермонтов “Парус”)
На какие смысловые отрезки, повашему, можно разделить это стихотворение?
Как правило, поэты делят стихотворения на строфы, придавая каждому отрезку завершенность. Почему это
стихотворение не разделено на строфы?
Индивидуальные задания:
1. Подумайте, почему поэт употребил глагол “торчат” по отношению к соснам и елям? Почему он не употребил,
например, глагол “стоят”? Поясните своё понимание авторского словоупотребления.
2. Подберите синоним к слову “тощая”, употреблённому Тютчевым. Считаете ли вы выбор поэта удачным? Что,
повашему, хотел подчеркнуть автор выбранным эпитетом?
3. Определите размер стихотворения, его рифму. Способствует ли выбранный размер созданию образа листьев
как “лёгкого племени”?
Фронтальная беседа – коллективный анализ стихотворения с составлением таблицы.
Композиция
1 строфа.
Динамичность (глаголы)
Образность
Звукопись
Торчат, спят, не желтеет
Тощая зелень, как
Ссссзчсзшсс Противопоставление сосен
и елей листьям.
2 строфа. Листья летом.
3 строфа. Перемены с
приходом осени.
Цветём, блестим, гостим,
играли, купались
Отпели, отцвели,
побледнели, ушли, висеть,
желтеть, не лучше ль…
улететь
иглы ежа, не свежа
щзжжсж
Лёгкое племя, краткое
время +
олицетворения.
Ллммлмррлл
мр
Олицетворения, даром
висеть.
Пттпцвцвблшл
чтлт
4 строфа. Мечта о полёте. Сорвите, сорвите, умчите,
ждать не хотим, летите,
летим
Буйные ветры, с
докучных ветвей +
олицетворения.
Оуеесоеесое
соиесоуеес…
далее ассонанс
Итак, в чём же своеобразие каждой части?
Противопоставляя себе сосны и ели, листья говорят о них как о лишенных жизненных сил. Повтор (ввек)
подчёркивает неизменность, однообразие такого существования.
Какую нагрузку несут средства образной выразительности?
Какими приёмами звукописи пользуется поэт? (Аллитерация шипящих и свистящих). Стоит ли завидовать
вечной их зелени? Видимо, поэтому образ сосен и елей больше не возникнет в художественном пространстве
стихотворения.
Ответ учащихся по заданиям 1 и 2.
Вторая часть стихотворения погружает нас в тот мир, который воспринимается листьями как подлинная жизнь.
Что противопоставляется вечной зелени сосен и елей? Антитеза ввек – краткое время усиливает
намеченное противопоставление.
Меняется ли звуковой строй этой части? В этом отрезке текста обилие сонорных согласных, и данная
аллитерация позволяет подчеркнуть одухотворённость, гармоничность краткой, но яркой жизни. Самое
“шумное” слово – “сучьях” как раз и обозначает тот мир, который не живёт, если не украшен мимолетной
красотой листьев. Не случайно именно здесь так много олицетворений (гостим, играли, купались).
Какие глагольные формы использованы в этом фрагменте? Употребление глаголов сначала в настоящем, а
затем в прошедшем времени подчёркивает мимолётность, быстротечность жизни листьев. Лишь определив себя
как “лёгкое племя”, они осознают, что их “краткое время” уже прошло (глаголы в пр. вр.)
Третья часть наименее богата по своему образному строю. Исчезает мелодичность предыдущей части, все
глаголы либо в пр. вр., либо в инфинитиве. Нет ярких эпитетов, даже олицетворения несут значение угасания,
безжизненности. Сам синтаксис предложения, повествующего о наступившей осени, беден: это бессоюзное
предложение, состоящее из четырёх нераспространённых частей. Но именно в этой части встречается нам
единственное вопросительное предложение. В нём и звучит самое эмоционально нагруженное
слово. Какое? (Даром) Если сейчас “висеть даром”, то что же было недаром? Были в красе – не только
красовались, но и делали мир красивее, несли радость. Обратим внимание на фразу “луга
побледнели”. Конкретизирует ли она время? Важно ли это? Пора золотой осени прошла, уже нет осенней
пышности, впереди лишь умирание.
А следующая фраза – уже не вопрос, хотя вопросительная интонация допустима. Почему? Выбор уже сделан.
Чем существенно отличается последняя часть стихотворения?
В этой части исключительно восклицательные предложения, обилие повторов, она явно отличается от
остальных уже тем, что начинается с патетического “О”, задающего иное звучание. Удивительно соединяется
аллитерация “с” с преобладающим звучанием гласных. Что этим достигается? Полёт, свобода, свист ветра. Почему же листья так стремятся улететь с ветром? Для них неприемлемо скучное, бессмысленное
существование. Только в этой части вновь после описания лета возникает глагол в форме первого лица на
стоящего времени.
Что этим достигается? Это вновь действие самих листьев, а значит – жизнь.
Ответ ученика по вопросу 3.
Можно ли утверждать, что это стихотворение исключительно о природе?
Нет, оно об отношении к жизни, о том, что можно назвать подлинной жизнью. Такие вопросы называют
философскими. Значит, стихотворение не только пейзажное, но и философское. Ф.И. Тютчев вошёл в
литературу именно как поэтфилософ.
Как же поэт отвечает на вопрос о подлинных ценностях жизни? Ничто не бывает напрасно. Краткая жизнь,
если она яркая, несущая в мир радость, ценнее бесцветного вечного существования. По сути, человеческая
жизнь тоже быстротечна, так чему же учит нас стихотворение “Листья”? Не думать о том, как коротка жизнь,
а стремиться наполнить её светом, не мириться с серостью каждого дня, а стремиться принести в мир красоту, а
значит – добро.
Домашнее задание: выучить наизусть, попытаться проанализировать самостоятельно по образцу любимое
стихотворение о природе.
Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев. "Листья". 6-й класс
Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев. "Листья". 6-й класс
Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев. "Листья". 6-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.