Творчество М. Горького связано с его личным жизненным опытом Богатая событиями жизнь Алексея Максимовича Пешкова, будущего писателя Максима Горького, отразилась в автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Огромную ценность для изучения жизненного пути будущего писателя, для понимания процесса его духовного становления имеет повесть «Детство». Живость и достоверность изображаемого достигается тем, что картины, герои, события несут на себе печать детского восприятия.
История формирования и роста человеческой личности показана в ней на фоне русской действительности 70 - 80-х годов 19 века. Автор писал: «...и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек». Вместе с тем повесть проникнута мыслью о духовной силе народа, о «добром - человечьем», которое заложено в нем. Поэтому характеристика тех действующих лиц повести, с которыми сталкивается Алеша, как и анализ картин быта мещан, должны стать важным звеном урока. На каждом уроке следует также обращать внимание учащихся на психологию Алеши, показывать, как зреют его силы в непрестанном общении с настоящими людьми из народа и в борьбе с косностью, жестокостью людей, изуродованных тягой к собственности.
Автобиографичность «Детства» усиливает ее воспитательное значение, и от учителя зависит умелое использование ее эмоционального воздействия на детей.
А.М. Горький Детство.doc
А.М. Горький. "Детство",6 кл
Творчество М. Горького связано с его личным жизненным опытом Богатая событиями жизнь Алексея Максимовича Пешкова,
будущего писателя Максима Горького, отразилась в автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои
университеты».
Огромную ценность для изучения жизненного пути будущего писателя, для понимания процесса его духовного становления
имеет повесть «Детство». Живость и достоверность изображаемого достигается тем, что картины, герои, события несут на
себе печать детского восприятия.
История формирования и роста человеческой личности показана в ней на фоне русской действительности 70 80х годов 19
века. Автор писал: «...и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил...
простой русский человек». Вместе с тем повесть проникнута мыслью о духовной силе народа, о «добром человечьем»,
которое заложено в нем. Поэтому характеристика тех действующих лиц повести, с которыми сталкивается Алеша, как и
анализ картин быта мещан, должны стать важным звеном урока. На каждом уроке следует также обращать внимание учащихся
на психологию Алеши, показывать, как зреют его силы в непрестанном общении с настоящими людьми из народа и в борьбе с
косностью, жестокостью людей, изуродованных тягой к собственности.
Автобиографичность «Детства» усиливает ее воспитательное значение, и от учителя зависит умелое использование ее
эмоционального воздействия на детей.
На первом уроке необходимо прочитать с учащимися первую главу произведения, потом перейти к беседе об основной
проблематике повести борьбе «доброго человечьего» с миром косности и стяжательства. Чувство красоты мира,
открывающегося во время плавания на пароходе по Волге, сочетается с острым ощущением в нем враждебных сил. Уже здесь
дается завязка конфликта Алеши со старым миром.
Предлагаем основной круг вопросов и заданий, которые должны быть освещены на уроке: какие картины открываются перед
нами в первой главе? С какими героями они связаны? Чьими глазами мы смотрим на все происходящее в повести? Что и как
рассказал Горький о Волге, ее берегах и городах? Кто открывает перед мальчиком прекрасный мир?
Какое место в жизни Алеши заняла бабушка? Ответьте словами повести.
Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши?
Как об этом сказано в тексте? Прочитайте описание дома Кашириных. Найдите в этом описании эпитеты и сравнения и
определите их роль.
В заключение учитель говорит, что в этом доме, среди не понравившихся Алеше людей, и будет протекать тяжелое детство
мальчика.
Дома учащиеся читают вторую главу и отвечают на вопросы, предложенные в учебнике.
Второй урок посвящается раскрытию «свинцовых мерзостей» русской жизни в повести и уяснению характера деда Каширина.
Почти исчерпывающий материал для освещения этих вопросов дает вторая глава, в которой рисуются ужасающие картины
пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк изза собственности, извращающей человеческие
души.
Работу над темой начинаем с обсуждения вопроса: что поразило Алешу в доме Кашириных? Следует подробнее остановиться
на авторской характеристике обстановки в доме деда (первые три абзаца второй главы), найти слова и выражения, наиболее
точно характеризующие ее. Затем на конкретных примерах показать «взаимную вражду всех со всеми», которая отравляла и
взрослых, и детей. В центре внимания учащихся станут следующие эпизоды: ссора дядьев, сцена с наперстком, порка детей,
донос Саши на Алешу.
Наиболее полно нравы в доме деда переданы в сцене ссоры (она прочитывается). Обращаем внимание школьников на то, как
автор передает звероподобный облик дерущихся братьев, как ведут себя во время ссоры бабушка и дед и как это
характеризует каждого из них. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах
остановить сыновей. Светлым пятном на мрачном фоне жестокого быта выделяется бабушка, которая старается внести мир в
этот дом. Разговоры деда с бабушкой о необходимости раздела имущества покажут учащимся, что главной причиной вражды в семье
Кашириных была тяга к собственности, порождающая беспощадную жестокость. Учитель должен объяснить школьникам, что
вражду братьев обостряло непрочное положение мелких предприятий в эпоху развития капитализма.
Что особенно поразило Алешу в семье Кашириных? Обращается внимание на отношение в этом доме к женщинам и детям.
Анализируется сцена наказания, важная не только для изображения жестокости, с одной стороны, и покорности с другой.
Она интересна и тем, что показывает, как жестокость в свою очередь порождает такие не менее страшные и низменные
качества, как лицемерие и предательство. Приспособившись к миру насилия и лжи, стал доносчиком и подхалимом Саша дяди
Якова, рабски покорным и безвольным сын дяди Михаила. Выясняем: что рассказал Горький о детях Якова и Михаила?
Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких
эпизодах он наиболее полно проявляет себя?
Кто из героев особенно вызывает чувство сострадания и почему? Анализ эпизода с наперстком покажет, какое место
занимает Григорий в доме Кашириных, что судьба его это типичная судьба труженика в царской России. Бывший компаньон
деда, всю жизнь отдавший Кашириным, он теперь, полуслепой и больной, выносит издевательства даже детей.
Естественным продолжением беседы по этой теме явится обсуждение вопроса: кто был главным виновником той «обильной
жестокостью» жизни в доме Кашириных? Так учащиеся переходят к анализу образа Каширина. Следует подвести их к
пониманию всей сложности и противоречивости образа деда, хранителя собственнических устоев, жертве собственной
жадности и корыстолюбия, показать, почему жестокость и жадность стали преобладающими чертами его характера.
Выслушав мнение учащихся о том, какое чувство вызвало у них первое знакомство с дедом, переходим к анализу эпизодов, в
которых особенно ярко проявляется его характер. Выясняем его манеру разговаривать с людьми, отыскиваем в первой и
второй главах характерные для речи деда повелительные интонации.
Учащиеся продумывают ответы на вопросы: как изображена внешность Каширина? Чем отличается дед от своих сыновей,
Якова и Михаила? Как портретная характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях? Почему у
Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?
Осмыслив особенности характера деда, зачитываем и анализируем далее его рассказ о своем прошлом; обращаем внимание на
то, о чем и как рассказывает дед. Для восприятия содержания его рассказа могут быть предложены следующие вопросы:
Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости? Сопоставьте эти
картины с описанием Волги в произведениях Некрасова Н.А. и в картине Репина И.Е. «Бурлаки на Волге». Богатство
интонации, напевность и образность речи, близость ее к фольклору дают полное представление о народной основе характера
деда, богатстве его фантазии, тяге к прекрасному.
Каким увидел деда в этой беседе Алеша? Оказывается, дед может быть и ласковым, и сердечным, умеет интересно
рассказывать. Иной кажется Алеше и его наружность (сравнить с первоначальным портретом). Мальчик понял, что дед
выдвинулся благодаря своему уму.
Что же ожесточило деда? На анализе причин следует остановиться несколько подробнее. Испив до дна горькую чашу бурлака,
испытав унижения и побои, дед наконец выбился в люди, стал хозяином. Но жестокая мораль капитализма, погоня за
копейкой, постоянная боязнь лишиться красильни породила в нем дух собственника, озлобленность, недоверие к людям.
Каширин постепенно терял все лучшее, что было в нем от народа, противопоставив себя людям труда. Желательно зачитать
отдельные строки из тринадцатой главы, рассказывающие о дальнейшей судьбе деда, когда он, разорившись, теряет остатки
человеческого облика.
Дома учащиеся готовят выразительное чтение рассказа деда о своем прошлом, читают третью и четвертую главы и отвечают
на вопросы учебника.
На третьем уроке учитель приступит к работе над второй темой повести « яркое, здоровое и творческое» в русской жизни. В
центре внимания история формирования характера Алеши и образ Цыганка.
В начале урока выясняем, что говорится в третьей главе о жестоких нравах в доме Кашириных (злые «шутки» дядьев с
бывшим компаньоном деда, их отношение к Цыганку). Желательно, чтобы учащиеся высказали свое отношение к дядьям, дали
оценку поведению Григория: прав ли он, так терпеливо сносящий все обиды? Подытоживая беседу по первой теме, можно
спросить учащихся: каким авторским чувством пронизаны страницы повести, рассказывающие о быте и нравах в доме
Кашириных?
Работая над основной темой повести формированием характера Алеши Пешкова, надо помочь учащимся понять, почему
Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени». В дом Кашириных Алеша попал, когда ему было четыре года, но
впечатления иной жизни уже жили в нем. Он помнил дружную семью, отца Максима Савватеевича, умного, веселого и
талантливого человека, гордился сначала своей матерью, не похожей на окружающих людей. На всю жизнь запомнил Алеша и
«первые дни насыщения красотою» во время плавания на пароходе. Как первое впечатление от семьи Кашириных отразилось в чуткой душе и большом сердце мальчика? Выделяем те строки, в
которых говорится, что все не понравилось Алеше: и взрослые, и дети, и даже «бабушка както померкла», тягостные мысли
вызывали в нем и слова матери, которой он «мешает уйти из дома, где она не может жить». «Густая, пестрая, невыразимо
странная жизнь» в семье Кашириных воспринимается Алешей как«суровая сказка, хорошо рассказанная добрым,
номучительно правдивым гением». За эпитетами и сравнениями, которыми передает автор душевное состояние мальчика,
угадывается тонкая, поэтическая натура, человек добрых чувств, не мирящийся со злом.
Как изменился Алеша за дни «нездоровья»? Учитель поможет ребятам глубже понять те изменения, которые произошли в
Алеше с помощью более узких вопросов: как Горький передает состояние Алеши? Что нового появилось у мальчика в
отношении к людям?
Раскрываем происшедшие в Алеше изменения на материале седьмой главы. Учащиеся расскажут, как Алешу доводит до
бешенства жестокость уличных забав, как он испытывает стыд перед ослепшим мастером Григорием за то, что дед не кормит
его.
Другой источник, укреплявший Алешу на его пути, это общение с настоящими людьми из народа. Немалая роль в
нравственном возмужании Алеши принадлежит Цыганку, с образом которого связана вторая тема повести изображение того,
как «сквозь... пласт... скотской дряни прорастает яркое, здоровое и творческое». В Цыганке воплощены прекрасные
человеческие качества: необычайная доброта и человечность, трудолюбие, глубокая внутренняя порядочность, талантливость,
тяга к лучшему.
Образ Цыганка не вызывает особых затруднений у учащихся.
Учитель даст направление работе следующими вопросами:
Что узнал Алеша о прошлом Цыганка из рассказов бабушки? Опишите его портрет. Какое место занимал Цыганок в доме
деда? Как к нему относились окружающие? Какую характеристику ему дали дед и бабушка? Как вы понимаете выражение
«золотые руки»? В каких эпизодах показана одаренность, талантливость Цыганка? Расскажите о его забавах и выразительно
прочитайте сцену пляски (анализ этого эпизода можно провести с одновременным просмотром кинофрагмента). Каким видит
Алеша пляшущего Цыганка? Найдите в описании сравнения и определите их роль. Сумел ли художник Б. А. Дехтерёв в своем
рисунке передать характер Цыганка? Почему Алеша полюбил Цыганка «и удивлялся ему до немоты»? Какое влияние оказал
Цыганок на Алешу?
В заключение выясняем (или сообщаем), как погиб Цыганок, случайна ли его гибель.
Можно предложить учащимся в конце урока самостоятельно составить план к образу Цыганка.
Дома учащиеся читают четвертую главу и получают индивидуальные задания по сбору материала к образу бабушки.
Четвертый урок целиком посвящается анализу образа бабушки. Человек большого природного ума, яркого художественного
дарования и чуткой сердечной отзывчивости, Акулина Ивановна внушила внуку любовь к миру и людям, раскрыла глаза на
красоту природы, сроднила его с народным творчеством. По высокому строю своей души она на всю жизнь осталась для
Горького, по его словам, «другом, самым близким сердцу... самым понятным и дорогим человеком»; ее бескорыстная любовь к
миру обогатила Алешу, «насытив крепкой силой для трудной жизни». Первоначально Горький даже был намерен назвать
повесть «Бабушка».
Материал для наблюдений над образом учащиеся найдут в первой четвертой и седьмой главах. Формы работы могут быть
разными: беседа по вопросам или рассказ учителя.
Возможна и непосредственная самостоятельная работа учащихся над указанными главами, когда ученик сам уясняет смысл
текста и его художественную сторону, а затем о своих наблюдениях сообщает классу. В последнем случае необходимы
конкретные задания, которые можно индивидуализировать: первый ряд готовит наблюдения над первой главой, второй над
второй, третьей и седьмой главами, в центре внимания третьего ряда четвертая глава.
Вопросы и задания к первой главе могут быть следующими:
Опишите портрет бабушки. Какими средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие эпитеты
при этом преобладают? Назовите их. В чем проявляется талантливость бабушки? Как разговор бабушки с Алешей и отрывок
из ее сказки подтверждают слова Горького об особенностях ее речи? Какими словами выразил писатель чувство
благодарности своей бабушке? Для выразительного чтения можно рекомендовать портрет бабушки и ее разговор с внуком.
Чувство прекрасного, свойственное бабушке, делает ее непримиримой ко всему уродливому. Эту сторону ее характера
писатель раскрыл во второй, третьей и седьмой главах. Акулина Ивановна показана в них на фоне мрачного быта семьи
Кашириных. Зададим школьникам следующие вопросы: Какую роль играла бабушка в доме? В каких эпизодах переданы ее доброта, стремление внести в отношения между людьми
дух миролюбия? (Обратить внимание на форму обращения бабушки к разным людям). Как ее характеризует разговор с
Алешей о мастере Григории (седьмая глава)? Какова молитва бабушки? Какой показана Акулина Ивановна в праздничные
вечера? Какой представляется она Алеше во время пляски и какой запечатлел ее художник на рисунке? (Прочитать этот
эпизод выразительно, назвать слова, передающие красоту движений бабушки и богатство ее творческих сил).
В четвертой главе бабушка показана в момент опасности (всю главу желательно прочитать в классе). Рекомендуем для
подготовки к сообщению следующие вопросы:
Почему Алешу так поразила бабушка во время пожара? Какими глаголами передается быстрота ее движений? Как она
организует тушение пожара? Чем интересен эпизод с конем Шарапом? Какие строки из повести можно подписать под
рисунком Дехтерёва Б. А.? Как оценил силу бабушки дед? Какие строки из поэмы Некрасова Н. А. «Мороз, Красный нос»
вспоминаются при чтении этих страниц?
Подводя итоги, скажем о необыкновенной человечности бабушки, о ее любви к людям, умении в обстановке зла делать людям
добро, о ее вере в победу справедливости. В образе бабушки Горький воплотил все лучшее, что было свойственно простым
русским людям. Вместе с тем мудрость бабушки это мудрость патриархального народа, в ней выражена его покорность,
всепрощение. Бабушка примиряется даже с жестокостью, какую ей самой не раз приходилось испытывать со стороны деда,
находя оправдание вспышкам его гнева.
Завершит работу над образом составление плана.
Дома учащиеся читают повесть до конца и готовят ответы на вопросы учебника.
На последнем уроке выясняется роль квартиранта Хорошее Дело в жизни Алеши и говорится о вере писателя в творческие
силы народа и его будущее (главы пятая, восьмая, двенадцатая, тринадцатая).
Урок начинается с беседы о том, под влиянием каких людей и событий формировался характер Алеши. Следует кратко
повторить, какие впечатления вынес Пешков из жизни в доме Кашириных, чему учил его дед (дополнительный материал дает
пятая глава), какое влияние оказали на мальчика Цыганок и бабушка. Важно, чтобы учащиеся уяснили, как неосознанный
протест Алеши против насилия перерастает в осознанное сопротивление той несправедливости и жестокости, которую он
наблюдал вокруг себя, и какая роль в росте этого чувства принадлежит тем замечательным людям, с которыми сталкивала его
судьба.
Своим внутренним ростом и духовным обогащением Алеша обязан и постояльцу по прозвищу Хорошее Дело, который
покорил мальчика прямотой и правдивостью.
Выслушиваем ответы учащихся на вопросы учебника и углубляем их с помощью следующих вопросов:
Как вы думаете, кто такой Хорошее Дело? (Читается отрывок, в котором говорится о его таинственной и непонятной
деятельности). Почему Алеша подружился с Хорошим Делом и что ценил в этой дружбе? Учащимся предлагается привести
примеры дружеских бесед квартиранта с Алешей и зачитать наиболее яркие диалоги. Что роднит Алешу с Хорошим Делом?
Что в отношении взрослых к нему вызывало особенное возмущение Алеши? Как Алеша выражает свой протест против
несправедливости? Случаен ли он? Объясните, как вы понимаете слова: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из
бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране лучших людей ее».
Таковы были первые уроки суровой жизни, полученные Алешей в доме Кашириных. Несомненный интерес будет представлять
вопрос: есть ли в Алеше черты, позволяющие верить, что из этого мальчика может вырасти человек с большим сердцем?
Простые русские люди, умные, добрые, интересные, талантливые, укрепляли в Алеше благородные и светлые черты его
личности: правдивость и смелость, доброту и чуткость, стремление к знаниям, волю и трудолюбие (тринадцатая глава),
которые получили дальнейшее развитие во время скитаний «в людях» (рассматриваем заключительный рисунок к повести).
Следует сказать о воспитательном значении жизненного пути Алеши. Учитель может привести примеры тяжелого детства
многих людей в дореволюционной России, когда только благодаря огромной воле и энергии они смогли победить окружающее
зло и выйти на широкую дорогу жизни.
В заключение читаем двенадцатую главу, в которой выражена основная идея повести, и обсуждаем вопрос: чему учит нас
повесть?
Дома учащиеся подбирают материал к теме «Алеша в семье Кашириных».
Задача следующего урока, урока развития речи, привести знания учащихся по этой теме в строгую систему, то есть составить
план, выделить в каждом пункте самое главное, отработать переходы от одного пункта плана к другому, повторить приемы
цитирования (одна из форм пункты плана), продумать небольшое вступление и заключение к теме.
Примерный план I. Алеша Пешков центральный герой повести А. М. Горького «Детство».
II. Суровая школа жизни Алеши.
1. Дом «взаимной вражды всех со всеми».
2. Чужой среди «неумного племени».
3. Протест Алеши против «свинцовых мерзостей русской жизни».
4. Что дала Алеше дружба с Цыганком.
5. Друг на всю жизнь бабушка.
6. Роль квартиранта Хорошее Дело в духовном созревании Алеши.
7.
«Крепкая сила для трудной жизни».
III. Что мне нравится в Алеше.
Одиндва рассказа учащихся должны быть прослушаны в классе.
Дома учащиеся пишут сочинение.
Литература
1. Горький М. «Детство». Москва, Просвещение 1982 г.
2. Вайнберг И. Страницы большой жизни. Москва, 1980 г.
3. Горький в школе. Сборник статей под редакцией Голубкова В.В. Москва, 1960 г.
4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 6 – 7 классах. Киев, 1977 г.
5. Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Методические советы. Книга для учителя. Москва, Просвещение, 1995 г.
6. Снежевская М.А., Шевченко П.А., Курдюмова Т.Ф. и др. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии
«Родная литература». 6 класс. Москва, Просвещение, 1986 г.
А.М. Горький. "Детство",6 кл
А.М. Горький. "Детство",6 кл
А.М. Горький. "Детство",6 кл
А.М. Горький. "Детство",6 кл
А.М. Горький. "Детство",6 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.