Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»
Оценка 4.7

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
2 кл—3 кл
03.03.2018
Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»
Урок литературного чтения "Цветик-семицветик в руках у каждого из нас по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» с уроком ИЗО. Цель урока: Достичь осознания смысла сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», понимания детьми истинных человеческих ценностей (после прочтения и анализа произведения дети изготавливают цветок, на котором пишут свои желания). На уроке ИЗО выполняют индивидуальный рисунок в зависимости от своих желаний
Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами урока самопознания.docx
Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания  ТЕМА: : Цветик­семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик­ семицветик»)    (2­ой урок по теме) Нам жизнь дана на добрые дела. Цель: Достичь осознания  смысла сказки В. Катаева «Цветик­семицветик», понимания  детьми истинных человеческих ценностей. Планируемые  результаты: Предметные:  Анализировать  текст с точки зрения жанра.  Определить    идею сказки  русского писателя В.П.Катаева “Цветик­семицветик”;  Нахождение  примет  волшебной сказки в сказке В. Катаева в сравнении с  народными сказками. Метапредметные:  Развитие устной и письменной речи учащихся.  Развивать умение  работать с текстом, выбирать нужный отрывок для чтения.  Развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения;   Развивать фантазию, наблюдательность; воспитывать чувство ответственности,  сострадания, умение принимать ответственные решения. УУД: Личностные: – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств  человека, отраженных в художественном тексте; – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту  литературных произведений; – умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных  произведений; Регулятивные: ­ принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с  приложениями учебника; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; Познавательные: ­ читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника; Коммуникативные ­ реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках. Оборудование: Учебник «Литературное  чтение»,    портрет В.П.Катаева, музыка для  релаксации, интерактивная  доска (презентация). 1.Организационный момент. 2.    Актуализация знаний: Учитель:­ Перед вами «бегущая строка». Расшифруйте пословицу.  (слайд) КЛТЖИЗНЬ ПРСДАНАХТВНАЩВЦДОБРЫЕПВЙДЕЛА   Учитель: ­ Эта пословица будет являться эпиграфом, то есть путеводной нитью всего  нашего урока. Вспомните, с творчеством, какого писателя, мы познакомились на прошлом уроке?  (Валентина Петровича Катаева) Валентин   Петрович   Катаев,   русский   писатель,   разработал   тему   ценности   человеческих поступков. Большое место в творчестве писателя занимают сказки. Они о трудолюбии, скромности,   доброте   и   многих   прекрасных   качествах,   украшающих   человека.   За плодотворный литературный труд награждён Золотой Звездой Героя социалистического труда Во   время   Великой   отечественной   войны   Валентин   Катаев   был   на   фронте   в   качестве военного корреспондента, сам участвовал в боевых сражениях. Главная идея его многих произведений – это героизм людей, которые защищали Родину. Увидев безмерное людское горе,   написал   немало   рассказов   и   повестей,   где   показал   трагедию   войны,   её противоестественность.    Учитель:  ­ Как называется его произведение, которое мы прочитали? («Цветик­ семицветик»)  Учитель:­Вы правы, это тема нашего урока.   Сформулируйте    цель урока,  для этого  дополните предложение. (слайд) Ознакомление с творчеством ­­­– , работа над ­­­­– сказки ­­­– умение делать ­­­– ,  чему­­­– ­­­­­. Дети:­ Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки  “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка.  3.Работа над жанром.   Беседа с учащимися.   Учитель: ­ С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках? (рассказ,  басня, стихотворение, сказка)  Учитель:  ­ Чем сказка отличается от других жанров? Дети:   ­ Сказка ­ один из самых популярных жанров устного народного творчества. В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло. Учитель:­ Подумайте,  почему писатель назвал “Цветик­семицветик” сказкой? Что в ней  сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? (кластер на доске) Мозговой штурм.                                                     Сказка «Цветик­семицветик» волшебница            волшебный           волшебство         чудо­исцеление                                      цветок                                                больного мальчика (3 группы получают задания:1гр.­волшебные помощники, 2гр.­волшебные предметы, 3гр.­ волшебные слова­ заклинания) Работа  по группам Сравни эту сказку с народной волшебной сказкой. Для этого заполни таблицу: впиши  ответы. Приметы волшебной сказки Народная волшебная сказка В.П.Катаев “Цветик –  семицветик” Волшебные помощники Волшебные предметы Волшебные слова­ заклинания Конь, корова, мышка, ёжик,  старичок, старушка Зеркало, гребешок,  скатерть­самобранка «Сивка­Бурка, вещий  каурка, встань передо  мной…» Учитель:­ Какое волшебное число встречается в сказке? Дети:­ Число 7! ­ 7 лепестков. ­ 7 желаний. ­ 7 медведей на северном полюсе.   Учитель:­Описание медведей характерно для авторской сказки,  в народной сказке мы такого не  встретим: (  первый ­  нервный, второй ­  злой, третий ­  в  берете,  четвёртый – потёртый, пятый – помятый, шестой – рябой, седьмой ­  самый  большой). Дополнительный материал:  Волшебное число 7, число 3 соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира (круг неба) – героев 3, события повторяются 3 раза. Число   4   соотносилось   с   квадратом   и   выражало   целостность   своего   земного   мира, ориентировало человека в мире, показывая ему 4 стороны света, 4 времени года. Число 7 родилось из суммы этих двух чисел, поэтому считалось выражением гармонии мира, которая основана на соединении двух миров – «своего» и «чужого» (волшебного).  4. Словарная работа. (Для работы используются карточки со словами и выражениями). а) Объясните значение выражений:  – по сторонам зевать;  – галдели, как попугаи;  – взяла досада.  По сторонам зевать, ворон считать – быть невнимательным,   галдели как попугаи – шумели,   взяла досада – огорчилась, расстроилась. б) Подбери близкие по смыслу слова: Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять –  …, смирные – ….   Растяпа – невнимательная,   велеть – приказывать,    превосходный – хороший,     симпатичный – красивый,   уродливый – некрасивый,    отнять – забрать,    смирные – спокойные. в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ?  Работа над близкими по значению словами мечта и желание.( составление кластера) Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что­то приятное, но оно не существует.  Желание­ влечение, стремление к осуществлению чего –нибудь, обладанию чем­нибудь .  5. Работа по содержанию сказки. ­ Как все начиналось? а). Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой). б).Сцена встречи девочки и старушки. Чтение диалога.  Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене? Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться. Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке.  Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки Задание: расположить  лепестки так, чтобы получился цветик­семицветик. Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?  Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.  Учащиеся разучивают эти волшебные слова.  Учитель: А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным  ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с  таблицей даётся каждому ученику). Лепесток              желание            чувство          разумное или нет  – На что был потрачен первый лепесток?  Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой.  Учитель: Какая неприятность случилась с Женей?  Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу.  Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему?  Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно,  когда теряешь любимую вещь.  Учитель: Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя  во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые­полярники,  первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов,  магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их  смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В  экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в  игру.  – Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила  выполнить у волшебного лепестка?  Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.  Учитель: Знала ли она что­либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило? Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при  сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла  замерзнуть или ее бы съели белые медведи. Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?  Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть Физминутка. Лети, лети, лепесток,                 (плавные движения руками) Через запад на восток,               (показывают правой рукой направления запад – восток) Через север, через юг,                (показывают левой рукой направления север – юг) Возвращайся, сделав круг.        (крутятся) Лишь коснёшься ты земли        (приседают) Быть по – моему вели!               (топают ногой) 6. Продолжение работы по содержанию текста.  Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?  Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно  спасает Женю.  Учитель: Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем. Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру? Дети: Женя обиделась, даже рассердилась. Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их позлить? Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее. Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира  осуществилось? Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла,  что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2­3 игрушки. Учитель: Разумное ли это желание? Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное. Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?  Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть,  а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя  играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное  желание. Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.  Ответ детей.  Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток? Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно  выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе  желание. Учитель: Обратимся к заполненной таблице  лепестки желание  чувство разумное или нет желтый красный синий зеленый вернуться домой радость склеить вазу облегчения попасть на полюс страха вернуться с полюса радости оранжевый иметь все игрушки испуг фиолетовый отправить игрушки облегчения голубой вернуть здоровье  радость разумное разумное глупое разумное глупое разумное разумное Учитель:– Сделаем вывод о желаниях девочки. Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых. Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого  выстраиваем модель – описание. 1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки 2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки? Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать  зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из­за разбитой  вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток. 7. Обобщающая беседа.   Учитель: Чему же учит эта сказка?  Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог. Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания,  сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего  желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому  осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика –  семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце,  чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом  попросят.  ПРОДОЛЖИ ВЫСКАЗЫВАНИЕ Самым счастливым является тот, кто… а)... радуется за себя, живёт своим счастьем; б)… радуется не только за себя одного, но и за других, живёт общим счастьем; в) … радуется за других, не думает о себе, живёт только общим счастьем.    ­ Вспомните пословицу, которая выражает основную мысль сказки.  (Жизнь дана да добрые дела)   ­ Какие дела можно назвать добрыми?  (На экране – иллюстрации, на которых дети совершают добрые поступки.)   ­ А  кто из вас делает добрые дела?    ­ Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.) Добрым быть совсем­совсем не просто,  Не зависит доброта от роста.  Доброта приносит людям радость  И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет,  Доброта от холода согреет.  Если доброта, как солнце, светит,  Радуются взрослые и дети  Звучит   фонограмма   песни   «Дорогою   добра».   Гостям   вручаются   открытки   с   аппликацией цветика­семицветика. Игра «Чаша добрых дел».        Учащиеся рассказывают о своих  добрых делах и на чашу весов кладут частицу своего  доброго сердца в виде красного сердечка. IV. Домашнее задание. Изготовить цветик­семицветик и написать на лепестках  желания ( можно цветок сделать на уроке технологии) Урок ИЗО Вид урока: рисование по теме Тип урока: урок открытия нового знания. Форма урока: интегрированный урок:  изо и литературного чтения Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа. Тема: Иллюстрирование на свободную  тему Цель: выполнить на листах иллюстрации   Планируемые результаты: Предметные: Способствовать   расширению   кругозора   учащихся       посредством   обобщения   знаний, полученных в процессе изучения   материала. Универсальные учебные действия: Регулятивные: в совместной деятельности с учителем и учащимися принимать учебную задачу,   сохранять   ее   в   течение   всего   урока,   выполнять   под   руководством   учителя   в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность или неудовлетворенность своей работой на уроке. Познавательные УУД: Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала,   формировать   умение   выполнять   иллюстрации   к   народным   сказкам   на самостоятельно   выбранные   сюжеты,   развивать   интерес   к   народному   сказочному творчеству,   графические   навыки   в   передаче   пропорций   сложных   по   форме   предметов, навыков композиционного решения рисунка. Коммуникативные УУД: способствовать развитию монологической речи, делать выводы.   Личностные: воспитывать   любовь   к       сказкам,   к       героям   сказок,   сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Основные понятия: иллюстратор, иллюстрация . Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир . Ресурсы: сказка «Цветик­семицветик » В. Катаева.   Оборудование для учащихся:   карандаши , ластик, гуашь, лист А4, цветик­семицветик с желаниями Ход урока I.Организация учащихся.Мотивация к учебной деятельности.  Проверка готовности  учащихся к уроку Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Будем изобразительное искусство изучать, Творчество и фантазию развивать. Дарить людям прекрасное! Только проявите старание, Внимание и прилежание. ­ Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны быть простой карандаш,  цветные  карандаши, ластик, лист бумаги. ( А­4) II.Актуализация знаний. Сейчас нам предстоит важная работа. Разобраться в чувствах и желаниях. Поможет нам в  этом группа ребят­ аналитиков желаний. Ребята раздадут вам квадратики из самокляещейся бумаги и помогут в дальнейшей работе. (Раздают  стикеры красного, желтого и синего цвета) III. Постановка темы и цели урока. Прогнозирование. ­ Кто догадался, кем  будем  сегодня на уроке? Ответы детей: наверное, будем художниками. ­ Верно. И непросто художниками, а художниками­ иллюстраторами. И работы ваши будут  сегодня зависеть от ваших желаний на лепестках цветика­семицветика. ­ Приступаем к анализу ваших чувств и желаний. Помогут нам в этом группа ребята­  аналитиков желаний. Итак, если на лепестках вашего цветика­семицветика есть желания  для СЕБЯ, то приклейте на эти лепестки стикеры красного цвета. Если желание ДЛЯ  СЕМЬИ, ДРУЗЕЙ­желтого, а если для ВСЕХ, то синего. (учащиеся клеят стикеры на лепестки   в зависимости от желаний) V.Актуализация знаний учащихся. ­Встаньте те ребята, у кого на лепестках стикеры только красного цвета, только желтого,  только синего цвета. Вы будете рисовать только этими цветами ( если у детей только желтые стикеры, то он  рисует только желтым цветом, если красного­красным, синего ­синим) ­А теперь встаньте те, у кого есть стикеры всех трех цветов ­ Какие это цвета  ? (желтый, синий, красный) ­ Это основные цвета ­ С этими цветами вы можете совершать любые чудеса, вы можете получить любой цвет  смешивая краски между собой. Подумайте,   какой сюжет вы можете изобразить, используя только те цвета, какими может сегодня работать каждый из вас. VI. Практическая работа.  Этапы выполнения рисунка. Композиция рисунка ­Рисование иллюстрации   начинается с выбора сюжета, расположения на листе бумаги  .  Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Все построение ведется тонкими, еле  заметными линиями с расчетом на последующее завершение рисунка в цвете. Перед выполнением самостоятельной работы обращается внимание учащихся на  последовательность работы, коллективное обсуждение этапов: размещение композиции на листе, где что расположено; прорисовка фигур ( если есть люди); прорисовка второго плана  прорисовка мелких деталей; уточнение рисунка первого плана; расставление акцентов; ­А теперь представьте, что вы волшебники и начнем волшебные превращения VII. Итог уроков. Рефлексия.  В ы с т а в к а работ учащихся Заключительное слово  учителя. ­Ребята,  посмотрите внимательно на получившиеся работы. Что  можете сказать? ­Кому  проще сегодня было выполнить поставленную перед вами задачу? Почему? ­­Наш урок прошел недаром. Он научил вас ответственно, разумно подходить к своим  поступкам и желаниям. А это все нам удалось благодаря замечательному человеку Валентину Петровичу Катаеву и его сказке «Цветик­семицветик» .

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО с элементами самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»

Интегрированный урок литературного чтения  и ИЗО с элементами  самопознания :Цветик-семицветик в руках у каждого из нас (по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018