Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»
Оценка 4.6

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
19.01.2017
Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»
Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»
Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе.docx
Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского» Цель урока: выяснить, почему Сергия Радонежского причислили к лику святых. Задачи урока: Предметные:                   ­ знакомство с новым литературным жанром «житие»;                  ­ расширение словарного запаса;                 ­ развитие навыков анализа чтения;                 ­ приобщение к духовно ­ нравственным ценностям своего народа;                 ­ формирование потребности в нравственном совершенствовании. Личностные:                 ­ развитие чувства преданности и любви к истории и культуре Родины;                 ­ осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как  благодарность, честность, бескорыстие, трудолюбие и милосердие. Метапредметные: ­ воспитание любви к родной истории, литературе и культуре; ­ принимать и сохранять учебную цель и задачи; ­ умение анализировать литературные источники; Оборудование: презентация, карточки с незнакомыми словами, большая энциклопедия,  учебники «Родная речь» авт.Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. Ход урока. 1. Введение в тему. На доске написано слово «ЖИТИЯ». Учитель: Сегодня мы приступим к знакомству с новым жанром литературы – житие.  Подумайте и предположите, о чем может повествовать житие. Предположения детей. СЛАЙД №2 ­ о жизни богатырей; ­ о жизни известных людей; ­ о жизни монахов; ­ о жизни несуществующих героев. После предположений обращаемся за толкованием слова к энциклопедии Житие   —   жанр церковной литературы,       исторических лиц, причисленных к лику святых   Учитель: Все ли слова этого определения вам понятны?  . СЛАЙД №3     в котором описывается жизнь и деяния  2. Работа над лексическим значением слов. Дети называют непонятные им слова. Учитель вешает на отдельных карточках эти слова  на доску в раздел «Словарь». СЛАЙД 4 СВЯТЫЕ    ДЕЯНИЯ     ЛИК Учитель предлагает записать значение слова «святые» в рабочую тетрадь. СЛАЙД 5 Святые – это реально живущие люди, свято чтившие сохранявшие на деле все  положения христианской веры. Это особенные люди, любящие Бога, имеющие  связь с Богом и людьми.  Учитель: Ребята, попробуйте, исходя из определения, дать толкование термина  «деяния». Ученики: Это: дела, поступки, действия. Учитель: Обсудите в парах , что такое «ЛИК».  Ученики: Это: лицо, вид, изображение, облик 3. Этап открытия новых знаний. Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкий 14 век, чтобы  познакомимся с человеком, который за свою праведную жизнь был возведен в лик  святых нашей Земли русской. Имя его – Сергий Радонежский.  СЛАЙД  6. Учитель: Кто­нибудь из вас слышал это имя? Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего путешествия? Ученики формулируют цель урока: выяснить, почему Сергий Радонежский был  причислен к лику святых.   СЛАЙД 7 Учитель: Давайте вспомним, что  «житие» ­ это жизнеописание. А кто занимался  жизнеописанием в те далёкие времена? Ученики: Монахи, потому что они были самыми образованными людьми. Учитель: Правильно. А что о жизни Сергия Радонежского нам поведал монах Епифаний Премудрый. СЛАЙД 8 4. Работа с текстом учебника. 1)      Комбинированное чтение  первой части на стр.25. Выяснение значения непонятных слов.  Эти слова на отдельных карточках появляются в разделе «Словарь» на доске.  СЛАЙД  9. ПРЕПОДОБНЫЙ    УГОДНИКИ    ОБЕТ    ИЕРЕЙ    ЗНАМЕНИЕ. Учитель: Попробуйте, пользуясь текстом, объяснить значения названных слов. Ученики:              Преподобный – праведный, святой. Знамение – знак, символ. Угодники – в христианстве название некоторых святых. Обет – обещание, обязательство. Иерей – священник в православной церкви. Учитель: Что вы узнали, запомнили, что вам показалось интересным или удивительным  из прочитанного?  СЛАЙД 10 Ученики:                 ­ я узнал о том, как звали родителей Сергия Радонежского;                   ­ какой обет дали родители;                 ­ что окрестили Варфоломея на сороковой день;                 ­ при рождении дали имя Варфоломей; ­ маленький Варфоломей в среду и в пятницу не брал грудь мамы и не пил  коровьего молока         без еды оставался весь день. 2) Самостоятельное жужжащее чтение второй части на стр. 26 ­27 до слов  «Однажды отец….».  Приготовиться ответить на вопросы (вопросы написаны на доске): 1. Как звали братьев Варфоломея? 2. Как складывалось обучение чтению  маленького Варфоломея? Как думаете,  почему? Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Были ли при чтении непонятные слова? Смогли ли вы дать им объяснение? Ученики: Это слово ОТРОК (подросток). СЛАЙД 11 Учитель: Книга, по которой учились читать – Псалтырь – была написана на  старославянском языке. Название буквы не всегда совпадало с произношением.  СЛАЙДЫ 12, 13 Учитель: А было ли у Варфоломея стремление учиться?  (Да, Варфоломей часто  молился Богу, говоря: «Господи, дай мне выучить грамоту эту, научи Ты меня и вразуми меня.») Ребята, рассмотрите иллюстрацию на стр. 26. Как вы её понимаете? Ученики: Дети называют автора и название картины: М. Нестеров «Видение отроку  Варфоломею».       ­ Судя по названию и изображению на картине, Варфоломею кто­то  привиделся…  Учитель: Правильно, ребята. Автор этой картины – Михаил Васильевич Нестеров.  СЛАЙД 14 Однажды отец послал Варфоломея искать лошадь. В поле под дубом он увидел старца,  удивительного и неизвестного, подобного ангелу, молящегося. Варфоломей смиренно  поклонился ему и стал ожидать, когда тот закончит молитву. Старец подозвал  Варфоломея к себе, поцеловал его во имя Христа и спросил «Что ищешь и чего хочешь,  чадо?»………. ­ Ребята, как думаете, о чём попросил Варфоломей? Да, ребята, мальчик сказал старцу: «Душа моя желает более всего знать грамоту. Я её не  могу одолеть». Старец дал тремя пальцами Варфоломею кусок святой просфоры со  словами: « О грамоте, чадо, не скорби, с сего дня Господь дарует тебе хорошее знание  грамоты, знание большее, чем у братьев твоих и чем у сверстников твоих». Отрок  поклонился старцу. Он был счастлив от такой встречи. Варфоломей пригласил старца в  дом своих родителей. 3) Самостоятельное чтение про себя стр.28 – 29 до слов «Этот ранее названный раб Божий…..». Цель: уметь рассказать, что произошло в жизни Варфоломея. Ученики:  Господь даровал Варфоломею знание грамоты.  Учитель: Как вы думаете, ребята, кем же был старец? (посланником Бога). Перед уходом  из дома родителей он сказал им: «И вот второе знамение вам и  предсказание – отрок Ваш будет велик перед Богом и людьми за свою добродетельную  жизнь». В то время (14 век) народ Руси был подавлен нашествием  и гнётом татаро­ монголов, которые собирали с людей дань. И от этого многие бояре обнищали. В том  числе и родители Варфоломея. Они решили выехать из деревни Ростовской и  переселились в город Радонеж. Братья Стефан и Пётр жили отдельно со своими  семьями. А Варфоломей был единственной опорой для своих родителей в годы их  болезненной старости.  4) Чтение вслух сильными учениками. Прочитайте об этом на стр.31 со слов  «Чудесный же юноша с радостью…..» до конца текста.  Обсуждение прочитанного. Учитель: О каком человеческом качестве Варфоломея говорят его поступки? (О любви  к ближним).                   Значения каких новых слов вы узнали? (Из словаря учебника: ПАНИХИДА и  ЛИТУРГИЯ). Что они обозначают? Ребята, хотите узнать, что же произошло после смерти родителей Варфоломея? Заранее подготовленный 1  ученик рассказывает о том, как Варфоломей решил  уйти в Радонежские леса, чтоб не поддаваться искушениям. СЛАЙД 15 Учитель: Ребята, как вы думаете, зачем Господь посылает своим избранным людям  испытания – иссушения, ведь преодолевать их очень трудно? Ученики: Бог закаляет человека.             2 ученик рассказывает о постриге Варфоломея под именем Сергий, о о  монашеской жизни, о  трудностях жизни в монастыре, о создании Троице­Сергиевой  Лавры. СЛАЙДЫ 16,17 Ученики  делают вывод, что Преподобный Сергий Радонежский совершал чудеса,  которые по церковным канонам являются обязательным условием причисления к лику  святых.             3 ученик рассказывает о роли Сергия Радонежского в подготовке к Куликовской  битве, о благословении Дмитрия Донского. СЛАЙДЫ 18,19,20 Этап подведения итога урока. Учитель: Давайте вспомним цель урока. Вспомним значение слова «святые» и  подтвердим фактами слова этого определения: СЛАЙДЫ 21,22 ­ это реально живущие люди…. СЛАЙД 23 ­ свято чтившие на деле…… СЛАЙД 24 ­ особенные люди …… СЛАЙД 25  Ученики доказывают фактами из жизни Сергия Радонежского.  Учитель: Достигли мы цели урока?  Ученики: Да, потому что мы смогли найти факты, которые объясняют, почему  Преподобного Сергия Радонежского причислили к лику святых. Учитель: Какими новыми словами пополнили вы свой словарный запас? Ученики повторяют все слова в словаре на доске и словаре учебника:  ПСАЛТЫРЬ, СВЯТЫЕ, ДЕЯНИЯ, ЛИК, ПРОСФОРА, ОТРОК, ПРЕПОДОБНЫЙ, УГОДНИКИ, ОБЕТ, ИЕРЕЙ,   ЗНАМЕНИЕ, ПАНИХИДА, ЛИТУРГИЯ Учитель: Остались ли у вас вопросы, на которые вы не получили ответа, а хотели бы  получить? Ученики: (все вопросы учащихся учитель записывает на отдельных карточках и  помещает на доске) СЛАЙД 26 ­ Я хотел бы узнать, кто решает, кому какое имя дать при постриге. ­ А я бы хотела узнать, почему надо крестить на сороковой день? ­ Мне интересно, почему именно среда и пятница – постные дни. ­ А кто решает, отнести к лику святых или нет? Учитель: Ребята, а зачем нам, людям 21 века, таким самоуверенным и мало верящим,  читать такого рода литературу – жития? Ответы детей. ВЫВОД: Примеры святых учат нас быть лучше. Существуют в мире ценности,  которым мы с вами должны следовать.

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»

Интегрированный урок литературного чтения и основ православной культуры в 4 классе. Тема урока «Житие преподобного Сергия Радонежского»
Скачать файл