Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Оценка 4.8

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
история +1
10 кл
18.05.2017
Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Интегрированный урок-семинар по литературе и истории "Пореформенная Россия 19 в. и поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - - это интерактивный проект, позволяющий выяснить причины неудач крестьянской реформы 1861 г. и закономерности развития революционных настроений в обществе через историко-философское осмысление поэмы-эпопеи. Характер эпохи в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» раскрывается в контексте исследования позиции автора: счастье – в служении народу.
план урока.doc
Тема урока: Пореформенная Россия 19 в. и поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Цели: 1. образовательные:            Дать характеристику пореформенной России 19 в., выяснить причины неудач крестьянской реформы и закономерность развития революционных настроений в обществе.       Выяснить, как раскрывается характер эпохи в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; выразить в историко­философском аспекте позицию автора: счастье – в служении народу.         Показать на примере поэмы Некрасова «отношения искусства и действительности». 2. развивающие:             Совершенствование умения видеть в художественном произведении воплощённую эпоху, определять через художественное        своеобразие поэмы философские открытия автора.              Развитие художественного и логического мышления  в работе с поэтическим текстом и историческими первоисточниками. 3. воспитательные:             Создать   необходимый   эмоциональный   настрой,   помочь   ученикам   почувствовать   социальную   трагедию   крестьянства.   Раскрыть актуальность поэмы, обозначив связь эпохи Некрасова и сегодняшнего времени (русское общество в переломный момент истории).  Тип урока: интегрированный урок­семинар литературы и истории   Принципы: наглядности, доступности, прочности, системности, научности Методы: наглядно­иллюстративный, проблемный, частичнопоисковый Виды учебной деятельности: аналитическая работа с текстом, сообщения на основе опережающего домашн. задания, проблемный диалог. Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества (работа в поисковых группах) Межпредметная область: история, литература, обществознание               Наша жизнь во всех её фазах –   неисчерпаемый источник для наблюдателя и живописца.               Это будет эпопея современной крестьянской жизни.                                                                                                                                                         Н. Некрасов В художественном произведении нет ничего произвольного и  случайного, но всё необходимо вытекает из его идей.                                                                                В. Белинский                Искусство относится к жизни, как вино к винограду,  сказал один из мыслителей, и он был совершенно прав,  указывая этим на то, что искусство берёт свой материал из жизни, но даёт сверх этого материала нечто такое, что в  свойствах самого материала ещё не содержится                                                Лев Выготский («Психология искусства») Вступительное слово учителя    :       Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически   ограблены   миллионы   крестьян.   В   это   тяжкое   время,   не   теряя   надежды   на   лучшее   будущее,   поэт   занялся   всесторонним художественным исследованием народной жизни. Автор стремился к достоверности – уж очень много реальных фактов нашло отражение в поэме.  Наша задача – выяснить принципы изображения поэтом действительности, ведь жизненный материал подвергается  творческому   переосмыслению,  в основе которого убеждения, мировоззрение  писателя.  Нас будет интересовать творческий  процесс художника – от источника, эмпирического факта и события к художественному образу и сюжету.  Некрасов говорил о поэме как об эпопее. Словарь: э. ­ художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. События эпохи имеют общенациональное и общечеловеческое значение. В основе поэмы  эпопеи – народное миросозерцание. Эпопейный мир отдалён от автора и с виду независим от него. Строящий этот мир поэт оставлен как бы за кулисами.   Здесь   лирическое   начало   равноправно   соседствует   с   эпическим,   автор­повествователь   как   бы   отделяется   от   странников­ правдоискателей, обретает большую активность, давая читателю возможность узнать и увидеть то, что осталось за пределами наблюдений и понимания мужиков. Ощущая свою поэтическую деятельность как форму участия в освободительной борьбе, Некрасов в последних главах усиливает лирическое начало.   1 учебная ситуация. «Пореформенная Россия 19 в.» Сообщение ученика на основе презентации  2   учебная ситуация Черты эпохи в поэме и способы их художественного воплощения.  Поисково­аналитическая работа с текстом с опорой на вопросы семинара.  Заполнение таблицы.  Какие проблемы, широко обсуждавшиеся в публицистике 1860­х гг., поднял Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?      Как в поэме показаны настроения людей того времени?  Результаты реформы. Образы «счастливых» крестьян; способы их художественного воплощения  Как в поэме раскрывается понятие «счастье»? Идея произведения как выражение авторского понимания счастья.. История Черты эпохи Источники Эпизод поэмы Цитата Литература Вывод Художественые особенности и их роль в тексте Массовые крестьянские бунты.   Пробуждение народного сознания. Разорение крестьянства   Все   включились   в   обсуждение Манифеста.   Сходки   кипели   по большим   сёлам.   Шумели   до хрипоты,   разъясняя   друг   другу   Дискуссии   в новую   жизнь. дворянстве.   На   объявление Манифеста   19   февраля   1861   г. крестьянство ответило небывалым по силе и массовости взрывом   возмущений:   в   1861 году   бунтами   было   охвачено около   двух   тысяч   имений.   В целом же на протяжении 1861­65 гг.   крестьянским   движением было охвачено 45 губерний, т.е. 96%   всей   Европейской   России, на   которую   распространялось действие   Манифеста.   Причина недовольства   заключалась   в тяжёлом   положении   народа, оставшегося   после   реформы разорённым и нищим Правительству удалось подавить народные но крестьянская масса еще долго не успокаивалась. бунты,     Пролог Диалог помещиком   …заспорили,   кому   живётся весело, вольготно на Руси… с одним   концом   по   барину, другим по мужику Должно   быть,   взбутовалося В избытке благодарности  Селенье где­нибудь… Сказочный зачин т язык Пролога Образ и мотив дороги Приём путешествия как способ   охватить   всю Русь   (эпопея   народной жизни)   Общество   выходит   из   спячки. Двинувшиеся  в путь некрасовские странники   не   традиционные странники­богомольцы. С подлинно   мужицким   стремлением докопаться до истины, до корня, до правды   они   отправляются   в   путь, бесконечно варьируя, углубляя   и повторяя   один   вопрос:   кто счастлив   на   Руси?   Они   –   символ всей тронувшейся с места, ждущей перемен  пореформенной  народной Руси.   Спорят   мужики   ­   спорит Русь.                  Невесело Глядеть, как изменилося Лицо твоё, несчастная Родная сторона!  («Помещик») Портрет   героя,   речевая характеристика Весенний пейзаж глазами  крестьян:   образ земли, лишённый жизни   История   Якима   –   типична   для многих   крестьян,   это   трагическая закономерность эпохи   История   жизни Якима   Нагого очень   проста   и трагична.   Он когда­то   жил   в Питере, но разорился,   попал в   тюрьму.   После этого  возвратился в   деревню,   на свою   родину,   и принялся за   нечеловечески тяжёлую работу. Гл. «Счастливые»: они, вот Вырождение помещичьей Руси голод пьянство результаты реформы.   «Последыш» седые,   разные   Нос клювом, как у ястреба, Усы     длинные И   глаза: ­ Один   здоровый   светится, А   левый     мутный, пасмурный ­ Песни   «Солёная» и «Голодная» (гл. «Пир   на   весь мир»)    Гл. «Пьяная ночь» Умны крестьяне русские, Одно нехорошо, Что пьют до одурения…   В   70­е   гг.   массовый   голод становится   одной   из   самых животрепещущих проблем русской жизни. В   течение   всех   пореформенных лет   в   печати   дебатировался вопрос   об   усиливавшемся пьянстве крестьян. Это был один из   аргументов   крепостников против реформы, которая будто бы была в этом виновата. Либералы:  бедность   народная есть следствие пьянства. Рев. демократы: у крестьян нет др.   выхода,   как   затопить   свою тоску в вине; пьянство – зло, но для   устранения   его   нужно изменить   условия   быта   низших классов. Рекрутчина Гл. «Крестьянка» Русь помещичья Тоска по прошлой жизни Гл. «Помещик» Рассказ   героини   о   своей судьбе Встреча с помещиком Духовенство Проблема   д.   была   одной   из самых актуальных в нач. 60­х гг. Его   бедственное   положение вызвало   широчайший   отклик тогдашней   печати.   Главным требованием защитников сословия   стало   назначение жалованья священнику. Дискуссия   о   духовном   его назначении   –   одна   из   первых     Гл. «Поп» Какой ценой поповичем Священство покупается, Да лучше помолчим! Монолог   попа   пронизан авторским   пониманием проблемы Портретная характеристика Утятина Карикатурный   облик     : Неспособность помещиков управлять   страной   –   приговор Некрасова действительности     связь с современностью   не видят Помещики   положительных изменений Духовенство   тоже   недовольно реформой   и   живёт   трудно. Ироничное   отношение   крестьян   к «породе жеребячьей» Среди   духовенства   было   немало честных, образованных людей Женская доля Гл. «Крестьянка   пореформенных дискуссий. Песни   Тимофеевны выражение души начало)   Матрёны как     женской (фольклорное Польский вопрос. Гл. «Помещик»     его Отношение императора Николая I   к   Польше   как   нельзя   лучше характеризует речь, произнесенная во время поездки по   Польше   в   1835   г.   и обращенная   к   депутатам Варшавы:   "Я   ...   объявляю   вам, что   при   малейшем   волнении   ­ разгромлю ваш город, уничтожу Варшаву,   и   уж,   конечно,   не   я выстрою ее снова".  Революционное народничество. революционного сознания.   Рост Народные заступники:  История   Ермилы Гирина, Песни Добросклонова Легенда   о   двух великих грешниках Гриши                               Куда Ни едешь, попадаются Одни крестьяне пьяные, Акцизные чиновники, Поляки пере6сыльные, Да глупые посредники… Чахотка и Сибирь.     помещика…   В   пренебрежительно   звучащей реплике голос русского   помещика­«патриота», глубоко удовлетворённого расправой с восставшими.        Песня   как   выражение народного   сознания   как приём типизации, художественного обобщения. Приём композиционного сопоставления:   Яков примерный ­ Кудеяр Кризис   не   преодолён   Народная нравственность   оправдывает   гнев против угнетателей и даже насилие над   ними.   Это   праведный   гнев: счастье   народное   может   быть достигнуто   лишь   в   результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково   село”.   Пробуждение народного достоинства Общий вывод: Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличением   помещичьей власти. Счастье – в служении народу. Избавить народ от страданий можно только с помощью «силы несокркушимой».   Домашнее задание: Эссе «Моё видение проблемы народного счастья на современном этапе российской истории» Приложения Польский вопрос Безусловно,   такая   политика   царской   администрации   вызывала   брожения   в   среде   поляков,   лозунги восстановления политической самостоятельности, создания своего национального государства. Во Франции, в   среде   польских   эмигрантов,   возникла   партия   "белых",   состоявшая,   в   основном,   из   представителей аристократии. "Белые" провозгласили лозунг "Польша от моря до моря", что означало, что в состав будущей Польши вошли бы и исконные русские территории.   Придя к власти, Александр II дал понять, что он будет продолжать в Польше политику своего отца и пресечет всякие стремления поляков к национальной независимости. Так, во время посещения Польши в мае 1856 г. в речи, обращенной к депутации поляков, он сказал: "Я желаю, чтобы порядок, установленный моим отцом, не был изменен нисколько. " Pas de reveries! (Никаких мечтаний, господа!)". В польской прессе было запрещено   писать   об   освобождении   крестьян,   так   как   подготавливающаяся   в   России   реформа   не распространялась на Царство Польское. В канун крестьянской реформы 1861 года общее недовольство в Польше пронизывало все слои общества. Учитывая это, император пошел на некоторые уступки: разрешил эмигрантам вернуться в Польшу, основал в Варшаве   медико­хирургическую   академию   и   Земледельческое   общество,   ставшее   вскоре   своего   рода политическим клубом. Однако недовольство среди поляков усиливалось. В ночь на 23 января 1863 г. началось восстание в Польше. Но единого выступления не получилось из­за разногласий   среди   руководства.   Члены   образовавшейся   накануне   восстания   партии   "красных"   хотя   и ратовали за республиканские лозунги и во многом шли навстречу требованиям крестьян, но также мечтали о восстановлении Польши "от моря до моря" в границах 1772 г.   Единое восстание распалось на ряд очагов и к осени 1863 г. было в основном подавлено. В Польше фактически установилось диктаторское правление. Акцизный чиновник Акцизом назывался косвенный налог на некоторые товары широкого потребления, например, табак, вино,  сахар. Акцизные чиновники контролировали поступление такого рода налогов в казну. Должность считалась  не престижной, в литературе о ней говорится с иронией, да и представители акцизного дела выведены людьми мелкими, незначительными.

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Интегрированный урок литературы и истории по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2017