Интегрированный урок литературы и ИЗО по повести Е.Д. Айпина "Я слушаю землю". 6-й класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
6 кл
23.04.2018
Цели урока:
• познакомить с творчеством Еремея Айпина, с содержанием отрывка из повести “Я слушаю землю”, формировать навыки самостоятельной работы с текстом, научить учащихся самостоятельно мыслить, определять главное, составлять вопросы, отвечать на них, свободно выражая свои мысли.
Задачи:
• постижение идейно-художественного своеобразия произведений Е. Айпина.
• воспитание бережного отношения к родной природе и умения передавать средствами изобразительного искусства свое отношение к ней.
• развитие творческого воображения и фантазии.
• Развитие умения анализировать окружающую действительность, повторение законов наблюдательной перспективы.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный урок-исследование с использованием приемов технологии развития критического мышления и ИКТ.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, словари, иллюстративный материал, презентация.
Я слушаю землю.doc
Интегрированный урок литературы и ИЗО по повести
Е.Д. Айпина "Я слушаю землю". 6-й класс
Цели урока:
познакомить с творчеством Еремея Айпина, с содержанием отрывка из повести “Я слушаю землю”,
формировать навыки самостоятельной работы с текстом, научить учащихся самостоятельно мыслить,
определять главное, составлять вопросы, отвечать на них, свободно выражая свои мысли.
Задачи:
постижение идейнохудожественного своеобразия произведений Е. Айпина.
воспитание бережного отношения к родной природе и умения передавать средствами изобразительного
искусства свое отношение к ней.
развитие творческого воображения и фантазии.
Развитие умения анализировать окружающую действительность, повторение законов наблюдательной
перспективы.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный урокисследование с использованием приемов технологии развития
критического мышления и ИКТ.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, словари, иллюстративный материал, презентация.
Технологическая карта урока
Вызов
Осмысление
мотивация учащихся на
работу.
* просмотр презентации об Айпине.
* работа с отрывками из повести “Я слушаю землю”
*управляемое чтение – размышление
*повторение законов наблюдательной перспективы.
*работа живописными приёмами с иллюстративным
материалом.
Рефлексия
рефлексивные
вопросы
У каждого из нас есть три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.
Е.Д. Айпин
I . Стадия “Вызов”
1) Вступительное слово учителя.
Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.
Здравствуйте те, у кого в душе непогода.
Сегодня у нас урокзнакомство. Пусть он принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми
чувствами.
Что такое знакомство?
(Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают чтото друг о друге)
Слайд 1 "Я слушаю землю" Мы предлагаем вам знакомство с той землей, на которой живем, а поможет нам в этом писатель Еремей
Данилович .Айпин и его повесть “Я слушаю землю”.
Слайд 2 Север – край белых ночей, суровых зимних вьюг, алых рассветных зорь, необозримых речных
просторов, природных богатств и удивительных людей.
Слайд 3. Один из этих удивительных людей – писатель Еремей Данилович Айпин, и он поможет нам найти свое
место в этом мире.
Слайд 4. А в конце урока мы ответим на вопрос, почему писатель утверждал, что
У каждого из нас есть три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.
2) Создание мотивации учащихся к изучению новой темы.
Еремей Данилович живет и работает в городе ХантыМансийске, но если бы он приехал к нам в гости, какие
вопросы вы хотели бы задать ему? (Составление вопросов)
Слайд 5 – вопросы:
Где он родился и провел свое детство?
Почему стал писателем?
О чем его произведения?
Еремей Данилович очень хотел бы сам встретиться с вами и рассказать о себе, но он очень занятой человек,
депутат окружной Думы ХМАО, и нашли мы информацию о нем в электронном учебнике литературы Югры.
Давайте познакомимся с этой информацией и сами ответим на вопросы, которые возникли у нас.
3) Изучение новой темы – биографическая справка о писателе.
Слайд 6. “Невысок, угловат, длинные волнистые волосы. Внимательный, неторопливый взгляд зорких глаз
таежного охотника. Голос тихий, говор размеренный, спокойный. Эмоции спрятаны гдето в недоступной
глубине, выдернуть их на поверхность не такто просто. Молчалив. Жесты сдержанны, не размашисты, не
резки”, так описал Еремея Айпина тюменский писатель Константин Лагунов.
Слайд 7. Родился он в семье потомственного охотника. Закончил восьмилетку, потом работал в Варьеганском
промысловоохотничьем хозяйстве, проявляя свои способности в рыбалке и охоте.
Слайд 8. Почему стал писателем? “Просто в детстве я слышал много сказок, преданий, охотничьих историй. Всё
запоминал, в голове складывались какието сюжеты. Хотелось выплеснуть все на бумагу. Я писал, и на душе
становилось легко. Любовь к литературной деятельности мне привил школьный учитель Александр Корнеев. Он
увидел во мне стремление писать и поддержал меня”.
Слайд 9
Слайд10
Слайд 11: Вернемся к нашим вопросам, ответим на них (Обсуждение вопросов)
II Стадия “Осмысление”.
1) Вслушайтесь в название повести “Я слушаю землю”.
Вопросы: Попробуйте сделать предположение, о чём может быть произведение с таким названием? Кто этот Я,
о котором рассказывает нам писатель?
2). Работа с фрагментами повести.
Слайд 12 “Я помню себя со дня своего рождения. Помню, как мама носила меня на руках. И дали мне имя
счастливое Роман. Так звали моего деда по отцу. А отдали мне его имя потому, чтобы я вырос таким же смелым,
сильным и добрым, каким был мой дед Роман. Чтобы мое сердце стало таким же трепетным и чутким к людской
печали и радости, каким было сердце деда...” Слайд 13. “Слушая тишину, я засыпаю и вижу, как солнце, опустившись за горизонт, открывает двери своего
удивительного домадворца... Солнце очень похоже на мою маму. Я сказал об этом папе, и он ответил: “Солнце –
это мама всех людей. Поэтому, наверное, все мамы похожи друг на друга”.
Слайд 14. “Я вспомнил слова матери, что у всего живого есть душа. Есть душа у человека. Есть душа у дерева, у
травиночки, у цветка. А все, у кого есть душа, чувствуют боль. Все люди – народы, все звери и птицы, деревья и
травы на земле живут. Всех земля держит. Всем дает жизнь священная земля. Не станет земли, не станет
жизни. Вот поэтому и надо помнить о ней до последнего мгновения”.
Слайд 15. “Когда мама случайно острием топора задевала землю, она быстро ровняла порез, закрывала его
щепками и хвоей. Я вспомнил, что так же делал и отец, если его топор нечаянно соскальзывал с дерева. И я
спросил маму, что все это значит.
Это рана на теле Земли, сказала мама. – Ни в коем случае нельзя оставлять раны на теле Земли. Больно ей.
Слайд 16. “Человек, связанный с родной землей, намного крепче. Такого человека не так просто сломать и
покорежить, у него корень прочный, далеко в землю уходит, крепко в земле сидит”, говорил Роману отец.
Слайд 1718. Вопросы на осмысление прочитанного:
Кто герой произведения?
О чем он мечтает?
Какое открытие сделал Роман?
С кем живет он, у кого учится?
Кому близок по душе Роман?
Слайд 19
3). Управляемое чтение – размышление
4). Рассуждение по поводу прочитанного.
Вопрос:
Почему повесть называется “Я слушаю землю”?
Почему писатель говорил:
Что понял мальчик?
Слайд 20. “Я знал с моего рождения, что в тайге каждая веточка, каждая иголочка, каждая травиночка – это
живое существо. Все они чувствуют тепло и холод, ласку и боль. У всех есть свое дыхание – жизнь”
5) Отношение художника к миру природы. Живопись неба и снега.
1. Беседа о жанре пейзажа. Просмотр Электронного учебника “Энциклопедия зарубежного искусства”.
(Репродукции и слайды (пейзажи П. Сезан, Коровин и др.)
2. Правила поведения при работе над пейзажем.
3. Практическая работа, в ходе которой решаются вопросы компоновки листа, навыки смешивания цвета,
повторение законов линейной и воздушной перспективы.
4. Оценивание работ учащихся.
III. Рефлексия.
Слайд 23. Вспомните чудесную сказку о Маленьком принце. У него была своя маленькая планета, и он был ее
настоящим хозяином, другом, помогал ей стать чище, красивее, заботился о ней, берег ее.
Планете Земля тоже нужны защитники. Наверное, уже не осталось таких мест, которые бы не осваивались
человеком. Разные машины, техника, нефтяные вышки забрались в самые укромные уголки. Прочь бегут лесные
звери, уплывают рыбы и уходит от этого человек. Земля обращается к нам:
Слайд 24. Вопрос: о чем она может просить нас? “Я в беде, я не в силах исправить то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц,
очистить от дыма и гари воздух. Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек. Я
могу погибнуть. Только вы сами, люди, можете меня спасти...”
Слайд25.
“Ты человек, и этим ты можешь гордиться
все земные заботы лежат у тебя на плечах”
Ю.Шесталов.
“Земные заботы”, заботы о Земле... Если мы возьмем их на себя, если каждый из нас будет человеком, если
каждый из нас научится слушать землю, как Е.Д.Айпин, то вашим детям достанется красота, которую вы
показали в своей картине. Красота, которую увидели наши фотографы и запечатлели ее в том виде, который мы
предлагаем вам посмотреть сейчас.
Слайды 2637.
Слайд 38. Почему писатель утверждал, что
У каждого из нас есть три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.
Слайд 39. В чем близок ему К.Паустовский:
“Человеку никак нельзя жить без Родины,
Как нельзя быть без сердца.
Использованная литература.
1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
2. Большая биографическая энциклопедия. 2009. “Айпин, Еремей Данилович”
3. Электронная библиотека ModernLib.Ru “Айпин Еремей Данилович”
4. Айпин Е. Я слушаю Землю. М., “Советская Россия”, 1990.
Интегрированный урок литературы и ИЗО по повести Е.Д. Айпина "Я слушаю землю". 6-й класс
Интегрированный урок литературы и ИЗО по повести Е.Д. Айпина "Я слушаю землю". 6-й класс
Интегрированный урок литературы и ИЗО по повести Е.Д. Айпина "Я слушаю землю". 6-й класс
Интегрированный урок литературы и ИЗО по повести Е.Д. Айпина "Я слушаю землю". 6-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.