Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс
Оценка 4.8

Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка +1
7 кл
23.04.2018
Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс
Цели и задачи: Образовательные • Познакомить учащихся с поэтическими и музыкальными произведениями. • Учить приемам наблюдения над текстом и осознанного выразительного чтения. Воспитательные • Показать красоту и емкость слова и музыки. • Раскрыть единство различных видов искусства. Развивающие • Совершенствовать и расширять метапредметные компетенции учащихся. • Познакомить с терминами “литературный образ” и “музыкальный образ”. Дидактические задачи: • помочь осознанию роли и значения слова как главного средства создания художественного образа и музыкального; • способствовать расширению читательского опыта учащихся; • воспитать через эмоциональное восприятие литературного и музыкального произведений эстетический вкус у учащихся; • развить навык работы со словом в его фонетическом и семантическом богатстве. Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, тексты стихотворений, аудиозаписи, тетради.
Союз волшебных звуков, чувств и дум.doc
Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс Цели и задачи: Образовательные  Познакомить учащихся с поэтическими и музыкальными произведениями.  Учить приемам наблюдения над текстом и осознанного выразительного чтения. Воспитательные  Показать красоту и емкость слова и музыки.  Раскрыть единство различных видов искусства. Развивающие  Совершенствовать и расширять метапредметные компетенции учащихся.  Познакомить с терминами “литературный образ” и “музыкальный образ”. Дидактические задачи:     помочь осознанию роли и значения слова как главного средства создания художественного образа и  музыкального; способствовать расширению читательского опыта учащихся; воспитать через эмоциональное восприятие литературного и музыкального произведений эстетический  вкус у учащихся; развить навык работы со словом в его фонетическом и семантическом богатстве. Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, тексты  стихотворений, аудиозаписи, тетради. Методические приемы: беседа с классом, работа учащихся в группах, исследование текста, выразительное  чтение, слушание музыкальных фрагментов, комментарии учителя. Опорные понятия урок: лирика, эпитеты, метафора, авторское видение, настроение лирического произведения,  музыкальный образ. Слово учителя: Музыка и литература переплетены так крепко, что представить одно без другого просто  невозможно. Произносим имя Александра Пушкина и рядом всегда музыка Петра Ильича Чайковского. Когда  читаем стихи, то обязательно используем термины, которые нам знакомы по урокам музыки: созвучие, гармония,  интонация ... “Описывать — дело живописи, поэзия также может себя считать в этом отношении счастливой по сравнению с  музыкой, ее область не так ограничена, как моя. Но зато моя простирается гораздо дальше в иные сферы, и на  мои владения не так­то легко посягнуть. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия.  Музыка должна высекать огонь из души человеческой.  Музыка ­ народная потребность”. Людвиг Ван Бетховен.  Давайте послушаем музыку П. И. Чайковского и познакомимся с теми стихами, которые нам предстоит сегодня  анализировать. Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает своё задание. Тексты стихотворений после просмотра презентации выводятся на доску. Александр Блок Алесь Звонак Я никогда не понимал Искусства музыки священной, Мир ярких звуков, трепетных созвучий, Ты, к сожаленью, не подвластен мне, А ныне слух мой различал В ней чей­то голос сокровенный. Я полюбил в ней ту мечту И те души моей волненья, Что всю былую красоту Волной приносят из забвенья. Под звуки прошлое встает И близким кажется и ясным: То для меня мечта поет, То веет таинством прекрасным. Беседа с классом. 1 группа. Но слух твоей мелодией зовущей Заворожен в звенящей тишине... Пусть не дано мне гроз и грез Будить полетом пальцев вдохновенных, Чтоб им внимали, не стирая слез,­ Зато всем сердцем, каждой нитью нерва, Накалом чувств, дыханье затая, В напеве ветра, в шуме старой вербы, В ликующих раскатах соловья Тебя я слышу, принимаю, верю, — Мелодия  земного бытия! • Если бы авторы не включили бы в свои стихотворения слово “музыка”, то по каким признакам вы бы поняли, что  они описывают? • Какой образ создает каждый из авторов? • Каково настроение этих стихотворений? Что его создаёт? Настроение ­ Полюбил красоту мечта поет веет прекрасным Слух  заворожен дыханье затая принимаю,  верю 2 группа ­ Можно ли понять по тексту отношение к музыке? Как нам помогают в этом сами авторы? ­ Найдите, какие слова используют авторы, чтобы создать образ музыки? ­ Глаголы меняют свою форму. Почему? ­ Что делает стихотворения торжественными, но нисколько не трагичными. ­ А как в стихотворениях поэтов музыка “звучит”? 3 группа Прочитайте еще раз стихи и выделите в них средства художественной изобразительности. Назовите  слова, которые помогают поэтам, словно художнику, создать яркую картину? • Внимательно прочитайте стихотворения и выделите в них звуковые средства художественной  изобразительности. • Найдите в произведениях другие средства изобразительности. • Каковы особенности звуковой организации каждой части стихотворений? 4 группа • Какие образы встречаются в каждом из приведенных стихотворений? • Какой из лирических героев более открыт для мира, а какой более замкнут? • Что необходимо знать, чтобы “искусство раздвинуло рамки обыденного, первичного восприятия? Вывод (записать в тетради) “Поэзия – высокий род искусства, по­своему заключает в себе элементы всех других искусств. Истинный поэт  влагает в своё слово нераздельно с его внутренним смыслом и музыкальные звуки, и краски, и пластические  формы” В.Соловьёв. Домашнее задание. Написать сочинение “Тот, у кого нет музыки в душе, того не тронут сладкие созвучья...”  (В.Шекспир) Два стихотворения – два взгляда на музыку, два неповторимых героя. С каким героем интереснее? Какой из  героев ближе и понятнее? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. А что для нас с вами музыка? Мир грез  или реальность? Она уводит от проблем или сопровождает и даёт силы? Вслед за Платоном хочется  воскликнуть: “Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения;  музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым... Ее можно назвать  воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.”

Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс

Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018