Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка +1
7 кл
23.04.2018
Цели и задачи:
Образовательные
• Познакомить учащихся с поэтическими и музыкальными произведениями.
• Учить приемам наблюдения над текстом и осознанного выразительного чтения.
Воспитательные
• Показать красоту и емкость слова и музыки.
• Раскрыть единство различных видов искусства.
Развивающие
• Совершенствовать и расширять метапредметные компетенции учащихся.
• Познакомить с терминами “литературный образ” и “музыкальный образ”.
Дидактические задачи:
• помочь осознанию роли и значения слова как главного средства создания художественного образа и музыкального;
• способствовать расширению читательского опыта учащихся;
• воспитать через эмоциональное восприятие литературного и музыкального произведений эстетический вкус у учащихся;
• развить навык работы со словом в его фонетическом и семантическом богатстве.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, тексты стихотворений, аудиозаписи, тетради.
Союз волшебных звуков, чувств и дум.doc
Интегрированный урок литературы и музыки по теме
«Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс
Цели и задачи:
Образовательные
Познакомить учащихся с поэтическими и музыкальными произведениями.
Учить приемам наблюдения над текстом и осознанного выразительного чтения.
Воспитательные
Показать красоту и емкость слова и музыки.
Раскрыть единство различных видов искусства.
Развивающие
Совершенствовать и расширять метапредметные компетенции учащихся.
Познакомить с терминами “литературный образ” и “музыкальный образ”.
Дидактические задачи:
помочь осознанию роли и значения слова как главного средства создания художественного образа и
музыкального;
способствовать расширению читательского опыта учащихся;
воспитать через эмоциональное восприятие литературного и музыкального произведений эстетический
вкус у учащихся;
развить навык работы со словом в его фонетическом и семантическом богатстве.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, тексты
стихотворений, аудиозаписи, тетради.
Методические приемы: беседа с классом, работа учащихся в группах, исследование текста, выразительное
чтение, слушание музыкальных фрагментов, комментарии учителя.
Опорные понятия урок: лирика, эпитеты, метафора, авторское видение, настроение лирического произведения,
музыкальный образ.
Слово учителя: Музыка и литература переплетены так крепко, что представить одно без другого просто
невозможно. Произносим имя Александра Пушкина и рядом всегда музыка Петра Ильича Чайковского. Когда
читаем стихи, то обязательно используем термины, которые нам знакомы по урокам музыки: созвучие, гармония,
интонация ...
“Описывать — дело живописи, поэзия также может себя считать в этом отношении счастливой по сравнению с
музыкой, ее область не так ограничена, как моя. Но зато моя простирается гораздо дальше в иные сферы, и на
мои владения не такто легко посягнуть. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка народная потребность”. Людвиг Ван Бетховен.
Давайте послушаем музыку П. И. Чайковского и познакомимся с теми стихами, которые нам предстоит сегодня
анализировать.
Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает своё задание.
Тексты стихотворений после просмотра презентации выводятся на доску.
Александр Блок
Алесь Звонак
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
Мир ярких звуков, трепетных созвучий,
Ты, к сожаленью, не подвластен мне, А ныне слух мой различал
В ней чейто голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
Беседа с классом.
1 группа.
Но слух твоей мелодией зовущей
Заворожен в звенящей тишине...
Пусть не дано мне гроз и грез
Будить полетом пальцев вдохновенных,
Чтоб им внимали, не стирая слез,
Зато всем сердцем, каждой нитью нерва,
Накалом чувств, дыханье затая,
В напеве ветра, в шуме старой вербы,
В ликующих раскатах соловья
Тебя я слышу, принимаю, верю, — Мелодия
земного бытия!
• Если бы авторы не включили бы в свои стихотворения слово “музыка”, то по каким признакам вы бы поняли, что
они описывают?
• Какой образ создает каждый из авторов?
• Каково настроение этих стихотворений? Что его создаёт?
Настроение
Полюбил красоту
мечта поет
веет прекрасным
Слух
заворожен
дыханье затая
принимаю,
верю
2 группа Можно ли понять по тексту отношение к музыке? Как нам помогают в этом сами авторы?
Найдите, какие слова используют авторы, чтобы создать образ музыки?
Глаголы меняют свою форму. Почему?
Что делает стихотворения торжественными, но нисколько не трагичными.
А как в стихотворениях поэтов музыка “звучит”?
3 группа Прочитайте еще раз стихи и выделите в них средства художественной изобразительности. Назовите
слова, которые помогают поэтам, словно художнику, создать яркую картину?
• Внимательно прочитайте стихотворения и выделите в них звуковые средства художественной
изобразительности.
• Найдите в произведениях другие средства изобразительности.
• Каковы особенности звуковой организации каждой части стихотворений?
4 группа
• Какие образы встречаются в каждом из приведенных стихотворений?
• Какой из лирических героев более открыт для мира, а какой более замкнут?
• Что необходимо знать, чтобы “искусство раздвинуло рамки обыденного, первичного восприятия?
Вывод (записать в тетради) “Поэзия – высокий род искусства, посвоему заключает в себе элементы всех других искусств. Истинный поэт
влагает в своё слово нераздельно с его внутренним смыслом и музыкальные звуки, и краски, и пластические
формы” В.Соловьёв.
Домашнее задание. Написать сочинение “Тот, у кого нет музыки в душе, того не тронут сладкие созвучья...”
(В.Шекспир)
Два стихотворения – два взгляда на музыку, два неповторимых героя. С каким героем интереснее? Какой из
героев ближе и понятнее? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. А что для нас с вами музыка? Мир грез
или реальность? Она уводит от проблем или сопровождает и даёт силы? Вслед за Платоном хочется
воскликнуть: “Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения;
музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым... Ее можно назвать
воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.”
Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс
Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс
Интегрированный урок литературы и музыки по теме «Союз волшебных звуков, чувств и дум». 7-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.