Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)
Оценка 4.8

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
8 кл
05.06.2017
Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)
разработка урока по географии в 8 классе по теме «Образование почв, их механический и химический состав», в ходе которого продемонстрируем, каким образом можно организовать деятельность обучающихся по решению одной и той же проблемной жизненной ситуации, чтобы вывести их на урочный проект, или простое решение проблемы. Цель урока: выяснить условия почвообразования и научить обучающихся определять механический и химический состав почв.
открытый урок.doc
Тема «Образование почв их механический и химический состав» Цель урока: выяснить условия почвообразования и научить определять механический и химический состав почв. Задачи урока: 1) образовательные:    изучить особенности почвообразовательного процесса; определить механический и химический состав почв; выявить значение почвы в природе и жизни каждого человека. 2) развивающие:   совершенствование умений проводить сравнения, составлять характеристику объектов по разным источникам информации,  анализировать результаты эксперимента, фактический материал, на этой основе делать выводы и выстраивать прогнозы; отработка приемов и способов действий. 3) воспитательные:  совершенствовать умение общаться и взаимодействовать с другими людьми, владеть письменной и устной речью, понимать других,  договариваться, сотрудничать. Оборудование и реактивы: воронка, фильтровальная бумага, пробирка, почва, стакан с дистиллированной водой, чистый стакан,   универсальная индикаторная бумага, держатель, спички, предметное стекло, спиртовка, цифровая лаборатория «Архимед», три стакана с  разными типами почв (стаканы пронумерованы), четвертый стакан наполнен водой, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, пипетка, влажные бумажные салфетки Деятельность обучающихся Слушают Время 1 мин. Этапы урока  1. Целеполагание 1.1. Актуализация  темы, мотивация к изучению нового  материала Деятельность учителя Читает пример проблемной жизненной ситуации: Как – то одним летним вечером я возвращалась с дачи моей подруги,  которая находится в районе ТЭЦ­2 и называется «Суходолье»,  в  маршрутке и услышала разговор двух бабушек – дачниц. Одна из них  жаловалась, что никак не может вырастить у себя на участке клубнику. «Уж я ее и удобряю, и вовремя поливаю, и сорняки пропалываю, и  рыхлю землю, вовремя пересаживаю, ­ сокрушалась она, ­ а урожая  нет». Другая старушка держала в руках полную корзину крупных  ароматных ягод и хвасталась подруге, что везет своим внучатам  лакомство. 1 Высказывают предположения и  приходят к мысли (или  самостоятельно, или с помощью  учителя) о том, что дело в почве и ее  особенностях Почва и ее особенности Обучающихся открывают тетради,  записывают число и тему урока. Предполагаемые ответы (алгоритм  разрешения проблемной ситуации): 1) Из чего состоит почва? 2) Как происходит образование почвы? 3) Как можно изучить свойства почвы? Записывают алгоритм разрешения  проблемной ситуации. 1 мин. 1 мин. 1 мин. 3.1.Вспомните, что такое почва? (Определенные знания о почвах обучающиеся  уже получили при  изучении природоведения, ботаники, зоологии, географии.  Следовательно, мы вправе ожидать  данный ответ). Почва – это верхний плодородный  слой Земли. 1.2. Определение  темы урока У меня сразу возник вопрос, который я адресую и вам: почему в одном дачном кооперативе , при одинаковом уходе у одной бабушки  клубника на даче плодоносит, а у другой нет? Что является предметом изучения на уроке? Формулируем тему урока: «Образование почв их механический и  химический состав» Откройте тетради, запишите число и тему урока. На какие вопросы необходимо найти ответ и сто нужно сделать, чтобы  разрешить проблемную ситуацию?  Фиксирует на доске ответы обучающихся. В тетради запишите алгоритм разрешения проблемной ситуации. 2. Составление  плана изучения  темы (алгоритма  разрешения  проблемной  ситуации) 3. Изучение  нового материала 3.1. Актуализация  понятия «Почва» 2 10  мин. 3.2. Работа по  первому пункту  алгоритма  разрешения  проблемной  ситуации 3.2. Отвечаем на первый вопрос разрешения алгоритма проблемной  ситуации: из чего состоит почва? Механический состав почвы можно изучить в полевых условиях на  ощупь, при помощи скатывания влажной почвы ­ предлагаю провести  этот простой эксперимент. (подготовлена инструкция, на бумажном носителе и на слайде) Инструкция 1. Перед вами на столе три стакана с разными типами почв (стаканы  пронумерованы), четвертый стакан наполнен водой, фарфоровая  чашка, стеклянная палочка, пипетка, влажные бумажные салфетки. 2. Возьмите небольшое количество почвы (примерно половину чайной  ложки) из стакана №1 и положите в фарфоровую чашку.  3. При помощи пипетки добавьте в фарфоровую чашку с почвой  немного воды и перемешайте при помощи стеклянной палочки  содержимое чашки. 4. Возьмите комочек смоченной почвы из чашки, положите на ладонь,  попробуйте из почвы раскатать жгут. Что получается? Ощущаются ли песчинки на ощупь? На слайде показано, как называется такой тип почвы? Обучающие слушают и проверяют  наличие оборудования на рабочем  столе. Обучающиеся под руководством  учителя проводят эксперимент (следуя инструкции) Жгут не раскатывается, почва  рассыпается. Ощущаются. Песчаная. 3 Подводя итог: если на ощупь ощущаются песчинки, которые видны  невооруженным глазом, на ладони не остается глинистых частиц,  комочек не скатывается в шарик, рассыпается. Перед вами песчаная  почва. 5. Возьмите небольшой (примерно 1∙1∙1 см) комочек почвы из стакана №2 и положите в фарфоровую чашку. 6. При помощи пипетки добавьте в фарфоровую чашку с почвой  немного воды и перемешайте при помощи стеклянной палочки  содержимое чашки. 7. Возьмите комочек смоченной почвы из чашки, положите на ладонь,  попробуйте из почвы раскатать шнур. Легко ли почва впитывает воду. Прилипает ли почва к рукам, пачкает их? Раскатывается ли почва в шнур? Сверните шнур вокруг пальца кольцом, лопается ли кольцо? Обращает внимание на слайд и подытоживает: почва плохо впитывает  воду, влажная почва сильно мажется, комочек почвы можно раскатать  в шнур, свернуть вокруг пальца, кольцо не лопается. Как называется такая почва? Обращает внимание на слайд: какие можно выделить почвы по  механическому составу? Обучающиеся выполняют задание по  инструкции учителя Нет. Да. Раскатывается. Нет. Глинистая. Супесчаные и суглинистые. 4 3.3 Учитель химии Предлагаю определить тип почвы в стакане №3. После проведения опыта, определить тип почвы вы сможете при  помощи инструкции на вашем рабочем столе. Инструкция Характеристика супесчаной почвы: ощущаются песчинки, которые  также видны невооруженным глазом, влажная почва немного мажется,  на ладони оставляет пылевато – глинистые частицы, плохо скатывается в трещиноватый шнур, кольцо сделать невозможно. Характеристика суглинистой почвы: песчинки едва прощупываются,  влажная почва мажется, хорошо раскатывается, но кольцо получается  с трещинами. Назовите тип почвы, объясните свой выбор. Обучающиеся проводят опыт и  определяют тип почвы. Почва супесчаная, потому что  ощущаются песчинки, которые также  видны невооруженным глазом, влажная почва немного мажется, на ладони  оставляет пылевато – глинистые  частицы, плохо скатывается в  трещиноватый шнур, кольцо сделать  невозможно. Песчаные, супесчаные, суглинистые,  глинистые.   Вывод: как классифицируют почвы по механическому составу? Подытоживая, почва могут быть глинистыми, суглинистыми или  песчаными по соотношению содержания в них песка и глины. Запишите в тетрадях получавшийся вывод (схематично).  почвы                                ↓ По механическому составу ↓        ↓ глинистые суглинистые супесчаные песчаные                     ↓ 5 почва Факторы  образования  почв 6 Приложение Инструкционная карточка №2 Цель: Определение веществ, входящих в состав почвы Оборудование и реактивы: воронка, фильтровальная бумага, пробирка, почва, стакан с водой, чистый стакан,  универсальная индикаторная бумага, держатель, спички, предметное стекло, спиртовка. Ход работы: Получение почвенной вытяжки и опыты с ней 1. Приготовьте бумажный фильтр. Для этого, сверните его  пополам и еще раз пополам. Отогните одну сторону так, чтобы получился конверт. Смочите фильтр водой и поместите его в воронку. Воронку поставьте в чистый стакан. 2. В пробирку пометите почву (2­3 см). Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхните 1­2 мин. 3. При фильтровании наливайте жидкость на фильтр. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор) 4. Несколько капель почвенного раствора поместите на предметное стекло, и нагрейте ее на пламени спиртовки до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните. 5. С помощью универсального индикатора определите среду раствора. Для этого край индикаторной бумаги поместите в пробирку. По окрашиванию индикаторной бумаги определите рН среду раствора (рН меньше 7, среда кислая – в растворе присутствуют  ионы  H+; рН больше 7 – среда щелочная, в растворе присутствуют ионы ОН­. Если количество этих ионов примерно равно, среда нейтральная рН=7)   7 Приложение №2 1. Устройство спиртовки Инструкция по работе со спиртовкой Спиртовка состоит из сосуда (резервуара), в которой налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском и колпачка. 2. Работа со спиртовкой 2.1  Снимите колпачок со спиртовки и поставьте его на стол. 2.2  Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть полностью закрыто, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде. 2.3  Зажгите спиртовку горящей спичкой. Нельзя зажигать ее от другой горящей спиртовки, это может вызвать пожар. 2.4  Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком. Приложение №3 Предпочтения растений к рН среде почвы рН среда почвы Дикорастущие растения – индикаторы среды почвы Культурные растения, предпочитающие почва разные типы рН среды почвы Ацидофилы  (рН3,0­7,0)   Крайние   ацидофилы (рН 3 – 4,5)   Умеренные ацидофилы (рН 4,5 ­6)   8   плаун   сплюснутый,   сфагнум,   плаун   булавовидный.   Плаун годичный,   ожика волосистая,   пушица   влагалищная,   подбел многолистный,   кошачьи   лапки.   Белоус, щучка дернистая   черника, брусника, багульник, калужница болотная,   сушеница,   толокнянка,   фиалка собачья,   вейник наземный   сердечник   луговой,  Картофель, щавель  папоротник мужской, ветреница лютичная, медуница, зеленчук, горец змеинный, иван­ да­марья,   кисличка   заячья,   колокольчик крапиволистный, колокольчик широколистный,   осока   волосистая,   осока ранняя, смородина черная, малина.    ива козья  Томат   редька,   горох,   брюква,   репа,   редис,   клубника, тыква, крыжовник, яблоня, малина, смородина земляника,   ревень,      сныть   европейская,   лисохвост   луговой, клевер горный, клевер луговой, мыльнянка лекарственная,  мятлик  луговой,  борщевик сибирский, цикорий  вишня, шиповник, облепиха  Мать – и – мачеха, люцерна серповидная, осока мохнатая, лядвенец рогатый, гусиная лапка  лук,   салат,   шпинат,   петрушка,   сельдерей, огурец, морковь, свекла. фасоль, бобы. чеснок, капуста. черешня. слива    Слабые   ацидофилы (рН 5­6,7)  Ацидофильно нейтральные (рН­4,5­7) Нейтрофильные  (рН 6­7,8)   Околонейтральные (рН 6­7,3 )  Нейтрально­ 9 базофильные   (рН   6,7­ 7,8)   бузина   бородавчатая, бересклет бородавчатый   вяз   шершавый,  лещина  Базофильные   (рН   7,8­ 9,0) 10

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)

Интегрированный урок по географии в 8 классе (география+химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017