Цель урока:
- показать обеспечение целостного восприятия темы «Полевые цветы» средствами разных видов искусства;
- прививать любовь к творчеству поэтов, музыкантов, художников;
- воспитывать художественный вкус;
- развивать речь, выразительность чтения.
Оборудование: предметные картинки с полевыми цветами и садовыми, диск с песнями о полевых цветах, музыка Чайковского «Вальс цветов», краски, кисточки, альбомные листы, бархатная бумага и нитки для ниткописи.Эпиграф урока:
Не рвите цветы, не рвите!
Пусть будет нарядна земля.
А вместо букетов дарите:
Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!
Интегрированный урок по литературному чтению, музыке, изобразительному
искусству в 3 классе по теме: И.А. Бунин «Полевые цветы»
Эпиграф урока:
Не рвите цветы, не рвите!
Пусть будет нарядна земля.
А вместо букетов дарите:
Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!
Цель урока:
показать обеспечение целостного восприятия темы «Полевые цветы» средствами
разных видов искусства;
прививать любовь к творчеству поэтов, музыкантов, художников;
воспитывать художественный вкус;
развивать речь, выразительность чтения.
Оборудование: предметные картинки с полевыми цветами и садовыми, диск с песнями
о полевых цветах, музыка Чайковского «Вальс цветов», краски, кисточки, альбомные
листы, бархатная бумага и нитки для ниткописи.
Ход урока.
1. Цветы в поэзии. Знакомство с содержанием стихотворения Ивана Алексеевича
Бунина «Полевые цветы».
Работа по содержанию стихотворения по вопросам:
О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях? ( О тепличных цветах ).
Что мы узнаём о них? ( «Их привезли изза синих морей», «пышно цветут дорогие
цветы», «их не пугают метели холодные» )
Далее автор повествует о сёстрах и братьях «заморских цветов». Что это за цветы?
(Это полевые цветы)
Чем они отличаются от тепличных цветов? ( Выросли они «в зелени майских лесов и
лугов»; «вечных созвездий узор золотой»)
Какие из цветов милее «сердцу и взору» поэта? Почему?
Какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?
Что значит «их привезли изза синих морей»?
А как поэт называет цветы полевые?
А вы, какие любите цветы и почему?
Почему автора привлекают скромные полевые цветы? («сердцу и взору родные и
говорят эти цветы про давно позабытые светлые дни»)
2. Работа по предметным картинкам. Ниткопись.
Рассматривание предметных картинок с полевыми и садовыми цветами. Сравните их,
прав ли поэт?
Изобразите с помощью ниток на бархатной бумаге один из цветков.
3. Чтение стихов и разгадывание загадок о полевых цветах.
Дети получают карточки со стихами и загадками о полевых цветах и готовят
выразительное чтение этих стихов.
А. Толстой «Колокольчики мои»
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмноголубые?И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
С.Маршак «Ландыш»
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны
Загадки
Их видимоневидимо,
Не сосчитаешь их.
И кто их только выдумал,
Весёлых, голубых?
Должно быть оторвали
От неба лоскуток,
Чутьчуть поколдовали
И сделали цветок! (незабудка)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок
И остался стебелёк. (одуванчик)
Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет!
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит! (колокольчик)
Что вы чувствовали, когда слушали эти стихи и загадки? ( авторы показывают свою
любовь к этим простым, нежным цветам)
Ромашки, колокольчики, васильки, незабудки, одуванчики являются украшением полей.
4. Цветы в музыке.
Поэты свою любовь и восхищение выражают словом, а у композиторов это восхищение
выражено музыкой.
Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Есть немало, в том числе современных песен, о цветах. Слушание песни в исполнении
Ю. Антонова «Полевые цветы».
5. Конкурс на лучшее знание песен о цветах.
Участники мастеркласса поют песни о цветах. Выявляем победителя.
«Ландыши», «Миллион алых роз», «Жёлтые тюльпаны», «Незабудка», «Лаванда»
6. Цветы в изобразительной деятельности.
Творческая работа: нарисуйте любимый полевой цветок. Выставка работ.
7. Итог урока.На память участники получают в подарок цветок ромашки (картинку) – один из
наиболее распространённых и любимых цветов и как символ нового праздника Дня семьи,
любви и верности.