Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"
Оценка 5

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история +1
10 кл
24.09.2018
Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"
Данный урок способствует обогащению речи обучающихся фразеологизмами, усвоению их значений и особенностей. В ходе выполнения разнообразных заданий обучающиеся делают вывод о роли фразеологизмов в речи. На уроке используется различный тренировочный материал, способствующий формированию универсальных учебных действий. Все эти задания помогают не только расширить, углубить знания обучающихся по теме «Русская фразеология», повторить необходимые сведения по грамматике, орфоэпии, орфографии, но и способствуют развитию умения делить совокупности объектов, явлений, процессов по какому – либо признаку или признакам на группы. Все этапы урока способствуют формированию и совершенствованию языковой, лингвистической, коммуникативной, культурологической компетенций.
Интег. урок Фразеология.doc
«ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И РУССКОГО ЯЗЫКА «ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЁТ». ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ» Цель: дать обучающимся знания, которые отражают связность отдельных частей мира как системы;   ­   научить   представить   мир   как   единое   целое,   в   котором   все   элементы взаимосвязаны; ­ помочь обучающимся научиться познавать, размышлять, анализировать, находить   новые   факты,   которые   подтверждают   или   углубляют   наблюдения,   выводы   в различных предметах. СЛАЙД №1 (ТЕМА УРОКА) Н.И. ­Сегодня у нас  необычный урок – урок русского языка и истории. Обратите внимание на его тему. Почему  говорится не про Москву или Санкт­Петербург, а про столицу Украины?  ИСТОРИКИ: Дело в том, что это выражение появилось во времена киевской Руси, когда именно Киев был столицей России. Историк Ключевский В.О. в своем "Курсе русской истории" указывает, что "эта народная поговорка значит не то, что неведома дорога к Киеву, а то, что везде всякий укажет вам туда дорогу, потому что по всем дорогам идут люди в Киев; она говорит то же, что средневековая западная поговорка: Все дороги ведут в Рим". ФИЛОЛОГИ: А ещё есть другое значение.  Первоначально фразеологизм "Язык до Киева доведёт" имел иное значение: "до кия доведёт", т.е. до палки, до побоев. Много будешь болтать лишнего – побьют. А потом фонетические изменения, искажения и стал "Киев". ­ Какая связь видится вам между культурой Древней Греции и фразеологией русского языка? СЛАЙД №2 ­ Окунёмся ещё раз в атмосферу Древней Греции и вспомним страницы славной истории, чтобы понять настоящее. Что вы знаете о Древней Греции? СЛАЙД №3 Какими   были   древние   греки?   Что   ценилось,   какие   человеческие   качества   считались самыми важными, достойными уважения? (Вопросы группе «ИСТОРИКИ») СЛАЙД №4, 5 (ПОСУДА, СПОРТ) ИСТОРИКИ:   Древние   греки   были   удивительно   талантливым   народом,   у   которого   есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый  раз, когда приходилось  решать какой­нибудь важный  государственный  вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими  «спорщиками».  По  преданию,  в  то  время  сложилось  утверждение:  «В  споре рождается   истина!»   Греки   отличались   трудолюбием   и   смелостью.   Среди   них   были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки. Н.М.  Путешествуя   по   Древней   Греции,   мы   отправимся   ещё   в   одно   увлекательное путешествие   по  стране,  которая  называется  Фразеология   –  это  удивительная   страна,  в которой много загадочного и интересного. Её жители нисколько не отличаются от нас с вами. Правда, они говорят загадками. Послушайте диалог жителей этой страны. Сценка. Ребята изображают ссору. Один кричит: ­ Я тебе покажу, где раки зимуют! 2­й:  ­Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет! К ним подходит дежурный, начинает их растаскивать. ­Да утихомирьтесь вы, учитесь в одном классе, а живёте, как кошка с собакой. На месте учителя я бы давно вам уже голову намылил.  ­1 ученик: ­Зачем нам головы мылить, я вчера свою мыл. ­2 ученик: ­ Да он говорит совсем о другом: значит, нас надо отругать. 1 ученик: ­ И почему ты такой умный!? 2 ученик: ­ Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не баклуши бью… Дежурный: ­УСПОКОЙТЕСЬ вы, горячие головы! 1­ый ученик, трогая голову: ­ Да ты что! У меня голова совсем не горячая!  Дежурный: ­А я вовсе и не имею в виду температуру твоей головы. 2 ученик: ­ Ну, а я­то человек с головой. 1­ый ученик: ­Совсем заучился! (крутит пальцем у виска) А я то, по­твоему, что, без головы? 2 ученик: ­Голова у тебя на нужном месте, только в ней ветер гуляет. 1 ученик: ­ Что­то ты загадками говоришь, голову сломаешь над ними.  Беседа с классом: Н.М.  ­   Какими   такими   загадками   говорят   ребята?   (употребляют   особые   выражения, сочетания слов) ­   Что   же   в   них   загадочного   и   необычного?   (их   надо   понимать   не   буквально,   они употребляются в переносном значении) ­Чтобы понимать интересный язык жителей страны Фразеология, надо его изучать. Давайте выполним несколько заданий, чтобы больше узнать фразеологизмов. СЛАЙД №6 (СОБРАТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ) ­ Задание 1 Соберите фразеологизмы: Водить,  заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть // голову, в переплёт, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, за нос. Объяснить их смысл. СЛАЙД №7 (ПРОВЕРКА) ­ Задание 2    СЛАЙД №8 На загадку дай отгадку 1. Его вешают, приходя в уныние (нос) 2. Его держат за зубами (язык) 3. Её набирают в рот, не желая говорить (вода) СЛАЙД №9 ­ Задание 3 (Работа в паре, задания на карточках) Закончить предложения фразеологизмами­сравнениями: 1. Новые дома растут в посёлке как (грибы после дождя) 2. Город он знает как (свои 5 пальцев) 3. Похожи они с братом как (две капли воды) 4. Что ему ни говори, ему всё как (с гуся вода) СЛАЙД №10 Задание 4 (Работа в паре, задания на карточках) Подобрать антонимические пары: Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, на ночь глядя, чуть свет, не покладая рук, сидеть, сложа руки, воспрянул духом, повесил нос, как кошка с собакой, душа в душу. СЛАЙД №11 (ПРОВЕРКА) Н.М. – Что же такое фразеологизмы? СЛАЙД №12  Н.И.  ­Вам интересно узнать, как появились фразеологизмы в нашем языке, какая у них история? Особое место среди памятников культуры Древней Греции занимают мифы. Мифы – это огромная сокровищница художественных образов и прекрасных произведений искусства. На их основе созданы многие произведения мировой живописи, музыки, поэзии… СЛАЙД №13 ­ В нашей повседневной жизни, КОТОРАЯ НИКАК НЕ СВЯЗАНА на первый взгляд с Древней Грецией, на самом деле достаточно много слов, выражений, взятых из мифов. Вы знакомы с книгой А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». СЛАЙД №14  Смысл многих фразеологизмов вам будет понятен, если вы прочитаете её. А сегодня нам помогут понять и разгадать такие фразеологизмы наши ИСТОРИКИ. Источником таких фразеологизмов   служит   как   раз   история   и   мифология.   Зная   причину   возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь. Античные фразеологизмы могут служить прекрасным эмоциональным камертоном, передавать чувства, эмоции, личное отношение, служить средством для тонкого намёка. У нас гости из прошлого. Давайте послушаем, о чем они хотят нам поведать.  Пандора: Я ­ самая красивая женщина, посланница Зевса. Он отправил меня на землю с подарком. Но только почему Прометей запретил мне строго­настрого его открывать? Как вы думаете, что может быть в моем ящике? Н.И. Вопрос историкам: Из какого мифа эта гостья? Как её зовут? Н.М.  Вопрос   филологам:   Какой   фразеологизм   заимствован   из   этого   мифа?   Назовите фразеологизм и его значение. СЛАЙД №15 (Ящик Пандоры) Девушка Афин:  Я жительница города Афин. По воле богов, меня и еще шестерых не знающих брака девушек и семерых юношей отправили к чудовищу на остров Крит. С нами вызвался ехать наш царевич Тесей. Дочь Миноса, Ариадна, дала ему острый меч и клубок ниток. Вот он. С помощью его мы нашли выход из лабиринта и были спасены! Н.И. Вопрос историкам: Из какого мифа к нам прибыла героиня?  Н.М. Вопрос филологам: Какое выражение взято из этого мифа? Каково его значение? СЛАЙД №16 (Нить Ариадны) СЛАЙД №17 Н.М.  Вопрос филологам: Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм. 1) Дед ставит на стол вазу, состоящую из двух частей: снаружи – хрустальный шар, внутри зелёного стекла – бокал с широким серебряным ободком. 2) Он круглолицый краснощёкий мальчик, зависший между матерью и отцом... 3) Дед­то учит, как олимпийский бог, – картинами мира. 4) Не говоря о том, что дед был рогом изобилия: он всё время мне что­нибудь открывал.  СЛАЙД №18 (рог изобилия) Н.И. Вопрос историкам: Какова история происхождения этого фразеологизма? СЛАЙД №19, 20 Н.М. Готовимся к ЕГЭ Задание А­23 Ребята,   темой   последнего   «погружения»   была   классификация.   Что   это   такое? (Классифицировать   ­ разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных общих признаков). Задание обеим группам: Классифицируйте данные фразеологизмы на четыре группы. Фразеологизмы Признак 1. Метать гром и молнии 2. Хоть трава не расти 3. Довести до белого каления 4. Ахиллесова пята 5. От горшка три вершка 6. Как свои пять пальцев 7. Как с гуся вода 8. Выйти из себя 9. И в ус не дует 10. Под горячую руку 11. Как две капли воды 12. Авгиевы конюшни 13. Устроить сцену 14. Убить двух зайцев 15. Заблудиться в трёх соснах 16. Моя хата с краю 17. Дамоклов меч 18. Семь пятниц на неделе 19. Махнуть рукой 20. Вне себя 21. Одна нога здесь, другая там 22. Рвать и метать 23. Сизифов труд 24. Сирота казанская 25. Бровью не шевельнуть 26. Стоять в стороне 27. Кричать во всю Ивановскую 28. Яблоко раздора Проверка (руководитель группы выходит к доске и записывает номера в 4 столбика) Н.М.    Задание   филологам:   Объяснить   по   какому   признаку   классифицировали   фразеологизмы,   то   есть   назвать   значения   2­х   групп   –   «быть   в   гневе»,   «не   обращать внимания». Н.И.   Задание историкам: Объяснить историческое происхождение фразеологизмов одной   группы   (ахиллесова   пята,   авгиевы   конюшни,   дамоклов   меч,   сизифов   труд,   сирота казанская, кричать во всю ивановскую, яблоко раздора)  СЛАЙД №21 (ПРОВЕРКА) Историки рассказывают происхождение фразеологизма (легенду) Филологи объясняют значение фразеологизма  СЛАЙДЫ ПО ПОРЯДКУ (№22, 23, 24, 25, 26, 27, 28) СЛАЙД №29­40 Задание всем «по цепочке»: Назвать фразеологизм по рисунку и объяснить его значение. Итоговое тестирование:            СЛАЙД №41 1. Верховным богом в Греции был(а)… А) Афина  Б) Зевс  В) Посейдон  Г) Гермес  2. Юная богиня красоты и любви  СЛАЙД №42    А) Гея  Б) Афродита  В) Амфора  Г) Артемида 3. Восход и закат солнца древние греки представляли себе как СЛАЙД №43    А) Богов, проезжающих по небу на колесницах  Б) Обычное явление природы  В) Борьбу света и тени  Г) Сигнал к началу дня и отхода ко сну  4. Трёхголового пса из царства Аида звали СЛАЙД №44   А) Пушок Б) Шарик В) Цербер  Г) Ктулху 5. Восстановите фразеологизм «… Ариадны»    СЛАЙД №45    А) Трос Б) Клубок В) Бечевка  Г) Нить 6. Фразеологизм – это … СЛАЙД №46    А)  Два слова, связанных грамматически Б) Несколько слов, связанных по смыслу В) Устойчивые обороты речи Г) Слово в переносном значении 7. Кануть в Лету – это значит … СЛАЙД №47    А) Забыть Б) Забыться В) Исчезнуть Г) Убежать 8. Кому из богов Древней Греции могут принадлежать эти предметы?  СЛАЙД №48    А)  Аресу Б)  Дионису В)  Аполлону Г) Посейдону СЛАЙД №49­51    ­   А   теперь   подведём   итог:   составим   СИНКВЕЙНЫ   со   словами   ФРАЗЕОЛОГИЗМ. МИФОЛОГИЯ. Историки со словом «мифология», филологи – со словом «фразеологизм». ­Мир необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное.  ­Что же вы сегодня узнали нового, чему научились, где можно применить эти знания, было ли интересно?  ­ Используя фразеологизмы, составьте четверостишие (рефлексия) СЛАЙД №52    Сегодня мы не стали бить баклуши,    Мы смело засучите рукава, И столько нового узнали,    Что пошла кругом голова.

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"

Интегрированный урок по русскому языку и истории на тему "Язык до Киева доведёт. Древняя Греция. Фразеология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2018