Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века
Оценка 4.7

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Оценка 4.7
Лекции
doc
история
10 кл
04.05.2018
Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века
Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века.doc
Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII  века Класс: 10 Тема:  «Первая усобица на Руси. Русь во времена Владимира  Святославовича» Тип урока: урок­лекция Цель: Рассказать о первой усобице на Руси, познакомить с правлением  Владимира и рассказать о принятии христианства. Методы: устный, печатно­словесный. Приёмы: рассказ учителя, беседа, опрос, Литература и оборудование: История России. С древнейших времен до  конца XVII века. 10 класс, Карамзин Н.М «Об истории государства  Российского». Ход урока: 1. Организационный момент: Здравствуйте ребята! Урок мы начнём с проверки  домашнего задания. 2. Актуализация знаний: работа с терминами и конспектом. 3. Изучение нового материала: 1) Первая усобица на Руси 2) Начало правления князя Владимира. 3) Причины принятия христианства на Руси. 4) Крещение Руси. 5) Русская православная церковь. 6) Значение принятия христианства.   4. Рефлексия.  5. Подведение итогов. 1 6. Домашнее задание: учить записи в тетради, индивидуальное сообщение по  личности Ярослава Мудрого. Работа с терминами: 1. Как назывался объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани? – полюдье   2. Как называлось собрание жителей города и его окрестностей для решения  важных вопросов? ­ вече 3. Дайте определение погосту ­ место сбора дани. Установлены реформой  княгине Ольги. 4. Христианство ­ одно из трех мировых религий наряду с буддизмом и  исламом. Возникло в I в. В восточных провинциях Римской империи. 5. Междоусобица ­ несогласование, внутренний раздор, война между каким­  либо общественными, национальными группами в государстве. 6. Почему Святослава называли Александром Македонским Восточной  Европы?  Называть его стали так с лёгкой руки Николая Михайловича Карамзина. Он  прожил тоже недолгую жизнь и большую её часть провёл в военных походах,  стремясь присоединить к молодому древнерусскому государству всё новые и  новые земли. И конечно, ему, как и Александру, было просто некогда заниматься  внутренними делами Руси. Как знать, может быть, он, как и Александр  Македонский, мечтал создать государство, которому нет равных, в котором мирно уживаются разные народы. Похожа и судьба его завоеваний. ­ Вскоре после его  трагической смерти, многие из присоединённых земель откололись от Руси, и  также недолго просуществовала империя Александра (По­сути она стала  разваливать уже при его жизни) По словам советского историка академика  Б. А. Рыбакова, походы Святослава 965—968 годов «представляют собой как  бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг  от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и  Причерноморью до балканских земель Византии». 2 7. Опишите внешний облик Святослава? « умеренного роста, не слишком  высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло­синими глазами,  курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над  верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны  её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок,  широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел  он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она  была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние  его было белым и отличалось от одежды его приближённых только  заметной чистотой»  Святослав посадил своих сыновей наместниками в разные города. А как  складывались отношения между ними, мы узнаем на сегодняшнем уроке. «Первая усобица на Руси. Русь во времена Владимира Святославовича». 1)После гибели Святослава в Киеве власть взял юный Ярополк, окруженный отцовскими   воеводами.     Олег,   который     был   на   год   младше,   правил   в древлянской земле, самый младший – Владимир (Робичич), сын  Святослава от наложницы Малуши, сидел в Новгороде. После   смерти   отца   и   Олег,   и   Владимир   оказались   самостоятельными правителями   своих   земель.   Они   стали   центром   притяжения   сил,   которые хотели вновь добиться самостоятельности от Киева. Походы Игоря на Византию, великие завоевания Святослава выдвинули Русь на заметное место в Восточной Европе. Ярополк   зарекомендовал   себя   поначалу   как   представитель,   который стремился   закрепить   завоеванное   предшественниками.   С   малолетства оторванный   от   отца,   он   находился   под   влиянием   своей   бабки   христианки Ольги. Его женой стала гречанка­монахиня, которую Святослав захватил во время войны с Византией. Есть основания полагать, что Ярополк, слывший кротким   и   мягким   юношей,   либо   стал   христианином,   либо   склонился   к христианству,   чем   вызвал   недовольство   язычников­киевлян   и   особенно дружины. Все изменилось, пришла весть  из древлянских земель. По приказу княжившего там Олега, которому было 13 лет, в древлянских лесах был убит 3 во время охоты сын   Свенельда, Ярополкова воеводы. Можно думать, что древляне мстили ему за прежние обиды и взяли курс на отделение Киева. Через 2 года состоялся поход киевской рати во главе с Ярополком против древлян. Киевляне одолели древлян, те бежали за крепостные стены города Овруча, на мосту образовалась давка, в которой погиб Олег. Стремление отделиться высказал и Новгород. Получив весть о гибели брата, Владимир бежал к варягам. На его место Ярополк послал своего наместника. Русская земля была объединена. Владимиру не нравилась роль князя­изгоя, пробыв  2   года   на   чужбине,   он     нанял   отряд   варягов   и   выбил   наместника Ярополка из Новгорода. Позже собрал большую рать, состоявшую из  словен, кривичей, чуди и вместе с варягами двинулся на юг, повторяя путь Олега. Снова Новгород взял на себя инициативу объединения Руси, чтобы утвердить единую власть матери русских городов ­ Киева. Владимир овладел Полоцком, где   убил   княжившего   там   варяга   Рогволда,   который   во   время   усобицы перешел   на   сторону     Ярополка   и   его   сыновей,     дочь   Рогнеда   отказала Владимиру выйти за него замуж, сопроводив отказ унизительным намеком на низкое   происхождение   князя:   «   Не   хочу   разуть   сына   рабыни»   (разувание жениха невестой было свадебным обрядом у славян) после чего Владимир насильно взял в жены Рогнеду, она стала его первой женой. Её стали называть «Гориславой» Вскоре Владимир охладел к Рогнеде и поселил ее неподалеку от Киева, изредка навещал. В один из таких приездов она пыталась зарезать князя во время сна, но ей этого не удалось. Владимир хотел казнить Рогнеду, но пожалел ради сына Изяслава. После чего отправил их в ссылку в Полоцкую землю в город Изяславль.    Тем временем в Киеве положение Ярополка было не прочным. Дружина с недоверием относилась к князю, который покровительствовал христианам. В результате Ярополк не сумел собрать войска для борьбы  с братом и заперся за киевскими стенами. Ярополк бежал из города, а потом по совету своих бояр, перешедших на сторону Владимира, явился к нему на переговоры. Едва Ярополк   вошел  в   шатер   Владимира,  как   тут   же   поднят   был     мечи   двумя варягами.  Вопрос: дайте характеристику личности Владимира?!  2).Начало правления Владимира. 4 Владимир   Святославович   (980­1015).   Первая   междоусобная   война   за власть   между   сыновьями   Святослава   ­   Владимиром   и   Ярополком длилась   8   лет   (972­980).   Победа   Владимира   и   утверждение   его   на киевском престоле.  Он совершил успешные походы на вятичей (981,982), радимичей(984),   предпринял   попытку   реформирования   языческих культов(980), отвоевал у поляков Червеннские города в Юго­Западной Руси(981). Для борьбы с печенегами на южных границах Руси построил оборонительные   рубежи   (засеки   и   сторожевые   башни),   разгромил печенегов на р. Суле (992) Осуществил походы на Волжскую Болгарию (994­997) Языческая реформа 980 г. Уже с 980 г. Владимир стал единым правителем Руси, празднуя свою победу над Ярополком и отдавая должное поддержавшим его язычникам Севера и Киева,   он   поставил   на   холме   неподалеку   от   своего   дворца   статуи   всем наиболее   популярным   языческим   богам   во   главе   с   Перуном.   Его   дядя Добрыня был направлен наместником в Новгород и там поставил изображение Перуна. В первые годы правления он вел себя как необузданный и жестокий язычник. Он строго наказывал своих противников в Киеве, заставлял выйти замуж  жену убитого брата, которая ждала ребенка. Владимир понимал, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Ещё в 980г. Владимир попытался  приспособить язычество к потребностям государства.  Вопрос: Что такое язычество? Ответ ­ Язычество (от  церковнославянского языцы­ народы, иноземцы)­ обозначение  нехристианских политических религий. ­поклонение явлениям природы; ­культ предков; ­земледельческие культы. Языческие боги: Перун — главный бог, покровитель князя и дружины. Бог молний, грома Хорс — олицетворённое солнце 5 Даждьбог — солнечное божество. Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями  (ветром)  Симаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями,  возможно — вестник между небесным и земным мирами. Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества. Род – единый покровитель богов и творец мира. Чир ­ славянский бог охраны. Он охраняет права собственности ,домашнего  очага, охрана от «порчи», « нечистой силы».  Велес (Волос) – славянский бог богатства, покровитель домашнего скота,  торговцев, охотников, скотоводов. Все другие боги, духи, запрещались. Однако созданный Владимиром пантеон  богов не стал общегосударственным, люди разных племён продолжали  поклоняться своим богам.   Тем временем Владимир приступил к решению государственных задач. Он  восстановил единство Русской земли, потому что во время междоусобной  войны  радимичи и вятичи отказались подчиниться Киеву. Три года  потребовалось Владимиру, чтобы включить их в состав Руси. Как и отец, он посылал  своих многочисленных сыновей от разных жен в  качестве своих наместников в прежние племенные княжества. Старшего  Вышеслава, а после его смерти – Ярослава он направил в Новгород, Бориса – Ростов, Глеб ­ Муром. В древлянской земле ­ Святослав, а во Владимире на  Волыни, на границе с Польшей  и Венгрией ­ Всеволод. В Тмутараканском  княжестве, на Таманском полуострове правил ­ Мстислав. Святополку, сыну  убитого им брата он не дал в управление никакой отдельной земли. Хотя он и  усыновил его, не любил его и держал под присмотром. Продолжал Владимир и активную внешнюю политику. Вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но встретил мощное  сопротивление и заключил с болгарами мир. При Владимире обозначилось  новое направление  во внешней политики – западное: Русь вступила в борьбу с 6 новым славянским государством – Польшей.  Объектом раздора стали  пограничные территории ­ так называемая Червенская Русь с городами  Червенем, Перемышлем. Владимир организовал поход и завоевал эти земли  Руси. Создание оборонительной системы на Юге. Стремясь оградить южные  границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял  строительство на южных границах Руси мощной оборонительной системы  крепостей. Крепости имели два ряда валов и стен с башнями и полыми  резонаторами – специальными устройствами для того, чтобы услышать  подкоп под стены. На важных крепостях, прикрывавших броды через Днепр,  строились башни для сигнальных костров. Как только вдали над степью  появлялась дымка, а это означало, что на Русь движется конница печенегов,  на башне зажигались сигнальные огни. Такие сигналы быстро передавались от  одной башни к другой, и вскоре в Киеве уже знали о приближающейся  опасности. В южные города – крепости Владимир привлекал опытных воинов  со всей Руси. Нести оборонительную, пограничную службу он послал словен  ильменских, кривичей, вятичей.   Таким образом, в защите молодого государства приняли участие и народы  лесостепного юга, и жители удаленных лесных земель. Натиск печенегов был  остановлен. Он часто совещался со своими соратниками и дружиной об устройстве  страны, о ее законах, военных делах, устраивал дружинникам пиры. Однажды, услышав, что дружинники не довольны деревянными ложками, приказал  выковать для них ложки из серебра и заявил: « Серебром и золотом не найду  себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец с  дружиною доискались золота и серебра» 3).Предпосылки Крещения Руси. Следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии,  которая объединила бы всех жителей.  Карамзин Н.М., « Об истории государства Российского»           С этой целью Владимир отправляет 10 благоразумных мужей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству. 7 Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные;   в   земле   немецких   католиков   богослужение   с   обрядами,  но,  по словам   летописи,  без   всякого   величия   и   красоты;  наконец,   прибыли   в Константинополь. Да созерцают они славу бога нашего! – сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлечёнными,   приказал   вести   послов   в   Софийскую   церковь,   где   сам патриарх, облачённый в святительские ризы, совершал литургию.      Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан,  с  неуважением   о  католическом   и  с  восторгом   о  византийском, заключив словами: «Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной».          Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. «Когда бы закон греческий,   ­   сказали   они,   ­   не   был   лучше   других,   то   бабка   твоя,   Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его».    К 988г христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди бояр, горожан. Сказывались и традиции – ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Но еще сильно было на Руси язычество. И все­таки Владимир во второй половине 80­х гг.  X  в, стал осуществлять первые,   очень   осторожные   приступы   к   крещению.   Этого   требовала   вся обстановка как в самой Руси, так и в остальной Европе. Причины принятия Христианства: 1. Принятие   христианства   было   нужно   в   интересах   развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира. 2. Единобожие   соответствовало   сущности    единого   государства, одного великого князя. 3. Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль. 4. Христианство   способствовало   развитию   культуры   –   философия, богословская литература. 5. Социальное расслоение требовало новой идеологии, (все идет от Бога и  это давало некое примирение с действительностью) Великий князь решился быть христианином. 8 4).Крещение Владимира. В   987г.   в   войсках   византийского   императора   вспыхнул   бунт.   Просьба   к Владимиру о помощи. Византия в 987 г. потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начались мятежи. Именно в это время Владимир провел переговоры о крещении. Византийцы рассматривали крещение других народов,   как   средство   влияния   на   них.   Но   теперь   империя   сама   искала спасения. Владимир пообещал прислать в помощь войско. Но за это Византия должна крестить Русь так, чтобы это не ущемило ее престиж и независимость. Боле того, он потребовал, чтобы византийский император отдал ему в жены свою сестру Анну, что еще более возвысило бы авторитет русского  правителя и всего государства.   Византийцы приняли все условия. Туда отправился русский отряд, но как опасность   миновала,   греки   стали   отказываться   от   выполнения   договора   о браке Анны и Владимира. Владимир действовал решительно: большая русская рать двинулась в 988г. на центр византийских владений в Крыму ­Херсонес. Осада   города   продолжалась   несколько   месяцев.   Прибыла   записка   от херсонесского   священнослужителя   Анастаса.   В   ней   говорилось,   что   для взятия города, надо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Вскоре горожане сдались. 5).Крещение Руси. В 988г. Владимир принял крещение (в крещении Василий) и женился на  византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту.   Вернувшись, домой в Киев,  князь Владимир приказал опрокинуть языческих  идолов во главе с Перуном. Деревянную статую некогда всесильного бога  привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр. Язычники плакали, видя как убирают их кумира. На следующее утро  Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке, где над вошедшими в воду людьми греческие и херсонесские священники совершили обряд крещения. Новая религия стала распространяться по всей Руси, но не везде мирно.  Следом началось обращение в христианство других русских городов. Не все  проходило мирно, как в Киеве. В Новгороде, например, где языческая вера  была очень сильна, крещение проводил воевода Добрыня. Лишь после  ожесточенных стычек удалось усмирить восставших. С таким же трудом  вводилось христианство в земле вятичей и других землях. 9 В 996г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма  Руси – каменного собора Святой Богородицы.  На содержание князь дал  десятую часть своих доходов, поэтому она стала называться Десятинной. 6). Значение Крещения Руси: 1.Укрепило государство и власть князя – Появление Русской  православной церкви; 2.Повысило международный авторитет Руси ­ Смягчение нравов; 3.Способствовало приобщению Руси к византийской культуре ­  Укрепление княжеской власти. Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась  четкая церковная организация.                               10 Православное духовенство делится на два вида.  Черное духовенство  – это монахи,   которые   дают   обет   безбрачия   (целибат).   К   черному   духовенству относятся патриархи, митрополиты, епископы, иеромонахи, архимандриты. К белому   духовенству  принадлежат   те   священнослужители,   которые   обета безбрачия не давали, живут с супругами.  Со временем церковь стала высшим авторитетом  по семейным делам, она  призывала людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и  детям. Церковь влияла на усиление единства Руси. Выступала против  междоусобиц и выполняла роль миротворца в княжеских распрях. Появились  при церкви школы, библиотеки, там служили русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники­ иконописцы. Владимир   становится   более   терпимым,   щедрым,   милостивым,   помогал бедным   и   больным,   за   это   и   заслужил   любовь   и   славу   народа.   Церковь почитала его как русского ­ первокрестителя и объявила святым.   Рефлексия.  Вопрос: опираясь на текст учебника, определите, какое значение  принятия христианства оказало: 1) На экономическое развитие страны ­ Установление прочных торговых  связей с христианскими странами  2)  политическое развитие­Основа для объединения древнерусского  общества 3) На культурное развитие­Смягчение нравов; развитие образования,  архитектуры, иконописи. 4) На международную систему государства ­ Расширение  международных связей; повышение международного авторитета. 11 12

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века

Конспект урока по истории России с древнейших времен до конца XVII века
Скачать файл