Интегрированный урок русского языка и ОПК «Владимир-Красное Солнышко?! Крещение Руси»

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Познавательные: определить причины и оценить значение принятия христианства для Руси, сформировать представление о личности князя Владимира. Проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром. Развивающие: развивать широкий спектр аналитических умений: умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, развивать умения ведения дискуссии, личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей; развивать умения анализировать текст исторического источника. Ценностные (воспитательные):воспитывать толерантность у обучающихся, чувства уважения к прошлому своей страны, уметь оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны.Методы и технологии: Репродуктивный; работа в группах; наглядно-иллюстративный; частичного поиска; технология саморазвивающегося обучения с элементами проектной деятельности; коммуникативное обучение на основе сотрудничества; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками. Оборудование урока: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, компьютер, тексты, «Летопись временных лет».
Иконка файла материала конспект.docx
Открытый интегрированный урок русского языка и ОПК , 8 В класс. Тема урока:Владимир­ Красное Солнышко?! Крещение Руси.  Методы и технологии: Репродуктивный; работа в группах; наглядно­иллюстративный; частичного  поиска; технология саморазвивающегося обучения с элементами проектной деятельности;  коммуникативное обучение на основе сотрудничества; проблемно­поисковое обучение на основе  работы с первоисточниками. Оборудование урока: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, компьютер, тексты,  «Летопись временных лет».  Цели урока: Познавательные: определить причины и оценить значение принятия христианства для  Руси, сформировать представление о личности князя Владимира. Проанализировать особенности  процесса выбора веры князем Владимиром. Развивающие: развивать широкий спектр аналитических  умений: умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и  обобщать данные, сопоставлять факты, развивать умения ведения дискуссии, личностных оценок и  суждений; способствовать развитию творческих способностей; развивать умения анализировать текст исторического источника.Ценностные чувства уважения к прошлому своей страны, уметь оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны.  I.Орг.момент. Эмоционально­ психологический настрой (слайд №     (воспитательные):воспитывать толерантность у обучающихся,          1)      Звучит колокольный звон     .      Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия Не победила твой народ. Из  тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, И князь Владимир в  ней. Звонят на Руси колокола. Колокольный звон возрождает Россию, со своими традициями и  многострадальной историей.  (слайд №       2)    Тема урока: О чем мы будем говорить? (О Крещении Руси, о князе Владимире)  ­А почему стоит два знака? Сегодня мы совершим путешествие во времени.Мы вернёмся на 1000 лет  назад к нашим предкам в Древнюю святую Русь.  (слайд№3) Н.М. Карамзин писал: «История предков всегда лыбопытна для того , кто достоин иметь  Отечество»  Найдите в этом высказывании ключевые слова (история , достоинство, Отечество) ­Что значит иметь  Отечество? ­Как вы понимаете фразу «достоин иметь Отечество» ?  II Актуализация знаний. Он начал с наведения порядка на Руси Железною рукой громил болгар,  поляков. Отправил он из Киева варягов, И в веру христианскую он русичей крестил.  О каком князе идёт речь?   (     крещение Руси)          А что является самым значимым событием в княжестве Владимира?  У вас на столах лежат листки , это « летопись» урока. Вспомним, что такое летопись?(Летопись­этозапись исторических событий по годам). Вот и мы будем записывать самые важные события нашего  урока, составляя свою летопись. О князе Владимире сохранилось немало документов, но мы  обратимся с вами к «Повести временных лет» : отрывок из летописи: «И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жёны» ; Она  же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка».Владимир же собрал воинов многих,  пришёл к Полоцку, и убил Рогволда и сыновей его, и дочь его взял в жёны» ­Как вы можете оценить  поступок князя Владимира? (плохой) ­Какие его личные качества проявились в этом поступке?  (мстительность, жестокость) В русских народных сказаниях­былинах –Владимир именуется « ласковым князем», Красное Солнышко. Русская православная церковь причислила князя Владимира  Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. –Какое наблюдается противоречие при сравнении справочных и летописных сведений? (В летописи Владимир описан как жестокий  человек , а в народе о нём осталась добрая память)  III Целеполагание. Формулировка проблемного вопроса.  Почему несмотря на такие низкие   память?      Принятие христианства на Руси­       явление закономерное или «прихоть» Владимира?     ,жестокие поступки,       князь Владимир оставил о себе добрую  Итак, в ходе ожесточённых междоусобных войн,в980 году великим князем киевским стал Владимир.  Князь понимал,что опираясь только на военную силу, трудно сохранить власть в своих руках, а  государство единым.А что ещё нужно для укрепления государства и его процветания?(единая  религия, духовное сплочение людей, объединение народа на основе веры ) А каких религиозных  взглядов придерживались восточные славяне? (языческих) Что такое язычество?Каких богов  почитали славяне?(Перун,Сварог,Мокошь,Велес) ­Каковы преимущества единой религии перед  язычеством? (государственное объединение на новой духовной основе, укрепление власти  князя,приобщение Руси к новым духовным ,культурным ценностям) ­Какие религии исповедовали в  государствах­соседях Руси?(ислам,иудаизм,римская христианская церковь,христианская церковь  Византии ) Владимир мог выбрать любую религию, но остановился на православном христианстве.  Почему? (СЛАЙД).На этот вопрос вам поможет ответить фрагмент из летописи.  Работа в группах. Каждая группа выясняет, почему Владимир отверг религии соседей, кроме  христианства.  Ислам В год 6494(986)Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты , князь, мудр и смыслен, а  закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера  ваша?» Они же ответили: «Веруем Богу,и учит нас Магомет так: совершать обрезание не есть  свинины, не пить вина,зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому  по семидесяти красивых жён, и изберёт одну из них красивейшую, и возложит на неё красоту всех; та  и будет ему женой . Но вот, что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о  питье, напротив. сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть»    Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы,посланные папой,и  Западная церковь.   обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша,а вера ваша не  похожа на веру нашу, так как наша вера­ свет; кланяемся мы Богу, сотворившего небо и землю, звёзды  и месяц и всё, что дышит. А ваша боги­просто дерево». Владимир же спросил их: «В чём заповедь  ваша?» И ответили они: «Пост по силе: « если кто пьёт или ест, то всё это во славу Божию», ­как  сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не  приняли этого» .Иудаизм     Пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча  тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога  Авраамова, Исаакового и Иаковля». И спросил Владимир : «Что у вас за закон?».Они же ответили:  «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу» Он же спросил: «А где земля ваша?».  Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?».И ответили: «Разгневался Бог на  отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал  христианам».Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?  Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же  хотите?» . Фрагмент из фильма «Сказание о Крещении Руси» Почему же Владимир отказался от  язычества и выбрал именно православие?      IV Дискуссия. V Рефлексия. Итак, князь Владимир увидел в христианстве силу, которая поможет удерживать под своей властью  все славянские земли .Христианству важны нравственные нормы. Оно укрепляло семью и общество.  Главное в христианстве не богатство и власть, а совершенствование души. Князь Владимир оставил о  себе добрую память. Он отказался от первобытного язычества, крестил Русь в православное  христианство. Способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой  христианской культуры.  Домашнее задание: Подумайте над смыслом из стихотворения Велимира Хлебникова Туда, где дух  отчизны вымер И где неверия пустыня, Идите грозно, как Владимир, Или с дружиною «Добрыня»  Я поздравляю вас с Великим христианским праздником Крещения и благодарю за работу. В  Крещенскую полночь лица светлей: Вскрывается небо­ и звёзды трепещут так близко, Что верится,  будто никто из возможных людей Не сделает больно тебе ни сегодня, ни присно.