Цели урока: Познавательные: определить причины и оценить значение принятия христианства для Руси, сформировать представление о личности князя Владимира. Проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром.
Развивающие: развивать широкий спектр аналитических умений: умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, развивать умения ведения дискуссии, личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей; развивать умения анализировать текст исторического источника.
Ценностные (воспитательные):воспитывать толерантность у обучающихся, чувства уважения к прошлому своей страны, уметь оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны.Методы и технологии: Репродуктивный; работа в группах; наглядно-иллюстративный; частичного поиска; технология саморазвивающегося обучения с элементами проектной деятельности; коммуникативное обучение на основе сотрудничества; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, компьютер, тексты, «Летопись временных лет».
Открытый интегрированный урок русского языка и ОПК , 8 В класс. Тема урока:Владимир
Красное Солнышко?! Крещение Руси.
Методы и технологии: Репродуктивный; работа в группах; наглядноиллюстративный; частичного
поиска; технология саморазвивающегося обучения с элементами проектной деятельности;
коммуникативное обучение на основе сотрудничества; проблемнопоисковое обучение на основе
работы с первоисточниками.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, компьютер, тексты,
«Летопись временных лет».
Цели урока: Познавательные: определить причины и оценить значение принятия христианства для
Руси, сформировать представление о личности князя Владимира. Проанализировать особенности
процесса выбора веры князем Владимиром. Развивающие: развивать широкий спектр аналитических
умений: умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и
обобщать данные, сопоставлять факты, развивать умения ведения дискуссии, личностных оценок и
суждений; способствовать развитию творческих способностей; развивать умения анализировать текст
исторического источника.Ценностные
чувства уважения к прошлому своей страны, уметь оценивать происходящие события с точки зрения их
значения для дальнейшей судьбы нашей страны.
I.Орг.момент. Эмоционально психологический настрой (слайд №
(воспитательные):воспитывать толерантность у обучающихся,
1) Звучит колокольный звон
.
Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт. И ни одна ещё стихия Не победила твой народ. Из
тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, И князь Владимир в
ней. Звонят на Руси колокола. Колокольный звон возрождает Россию, со своими традициями и
многострадальной историей.
(слайд №
2) Тема урока:
О чем мы будем говорить? (О Крещении Руси, о князе Владимире)
А почему стоит два знака? Сегодня мы совершим путешествие во времени.Мы вернёмся на 1000 лет
назад к нашим предкам в Древнюю святую Русь.
(слайд№3) Н.М. Карамзин писал: «История предков всегда лыбопытна для того , кто достоин иметь
Отечество»
Найдите в этом высказывании ключевые слова (история , достоинство, Отечество) Что значит иметь
Отечество? Как вы понимаете фразу «достоин иметь Отечество» ?
II Актуализация знаний. Он начал с наведения порядка на Руси Железною рукой громил болгар,
поляков. Отправил он из Киева варягов, И в веру христианскую он русичей крестил.
О каком князе идёт речь?
( крещение Руси)
А что является самым значимым событием в княжестве Владимира?
У вас на столах лежат листки , это « летопись» урока. Вспомним, что такое летопись?(Летописьэтозапись исторических событий по годам). Вот и мы будем записывать самые важные события нашего
урока, составляя свою летопись. О князе Владимире сохранилось немало документов, но мы
обратимся с вами к «Повести временных лет» : отрывок из летописи:
«И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жёны» ; Она
же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа Ярополка».Владимир же собрал воинов многих,
пришёл к Полоцку, и убил Рогволда и сыновей его, и дочь его взял в жёны» Как вы можете оценить
поступок князя Владимира? (плохой) Какие его личные качества проявились в этом поступке?
(мстительность, жестокость) В русских народных сказанияхбылинах –Владимир именуется « ласковым
князем», Красное Солнышко. Русская православная церковь причислила князя Владимира
Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. –Какое наблюдается противоречие
при сравнении справочных и летописных сведений? (В летописи Владимир описан как жестокий
человек , а в народе о нём осталась добрая память)
III Целеполагание. Формулировка проблемного вопроса.
Почему несмотря на такие низкие
память?
Принятие христианства на Руси
явление закономерное или «прихоть» Владимира?
,жестокие поступки,
князь Владимир оставил о себе добрую
Итак, в ходе ожесточённых междоусобных войн,в980 году великим князем киевским стал Владимир.
Князь понимал,что опираясь только на военную силу, трудно сохранить власть в своих руках, а
государство единым.А что ещё нужно для укрепления государства и его процветания?(единая
религия, духовное сплочение людей, объединение народа на основе веры ) А каких религиозных
взглядов придерживались восточные славяне? (языческих) Что такое язычество?Каких богов
почитали славяне?(Перун,Сварог,Мокошь,Велес) Каковы преимущества единой религии перед
язычеством? (государственное объединение на новой духовной основе, укрепление власти
князя,приобщение Руси к новым духовным ,культурным ценностям) Какие религии исповедовали в
государствахсоседях Руси?(ислам,иудаизм,римская христианская церковь,христианская церковь
Византии ) Владимир мог выбрать любую религию, но остановился на православном христианстве.
Почему? (СЛАЙД).На этот вопрос вам поможет ответить фрагмент из летописи.
Работа в группах. Каждая группа выясняет, почему Владимир отверг религии соседей, кроме
христианства.
Ислам В год 6494(986)Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты , князь, мудр и смыслен, а
закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера
ваша?» Они же ответили: «Веруем Богу,и учит нас Магомет так: совершать обрезание не есть
свинины, не пить вина,зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому
по семидесяти красивых жён, и изберёт одну из них красивейшую, и возложит на неё красоту всех; та
и будет ему женой . Но вот, что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о
питье, напротив. сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть»
Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы,посланные папой,и
Западная церковь.
обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша,а вера ваша не
похожа на веру нашу, так как наша вера свет; кланяемся мы Богу, сотворившего небо и землю, звёзды
и месяц и всё, что дышит. А ваша богипросто дерево». Владимир же спросил их: «В чём заповедь
ваша?» И ответили они: «Пост по силе: « если кто пьёт или ест, то всё это во славу Божию», как
сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не
приняли этого» .Иудаизм
Пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча
тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога
Авраамова, Исаакового и Иаковля». И спросил Владимир : «Что у вас за закон?».Они же ответили:
«Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу» Он же спросил: «А где земля ваша?».
Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?».И ответили: «Разгневался Бог на
отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал
христианам».Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?
Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же
хотите?» . Фрагмент из фильма «Сказание о Крещении Руси» Почему же Владимир отказался от
язычества и выбрал именно православие?
IV Дискуссия.
V Рефлексия.
Итак, князь Владимир увидел в христианстве силу, которая поможет удерживать под своей властью
все славянские земли .Христианству важны нравственные нормы. Оно укрепляло семью и общество.
Главное в христианстве не богатство и власть, а совершенствование души. Князь Владимир оставил о
себе добрую память. Он отказался от первобытного язычества, крестил Русь в православное
христианство. Способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой
христианской культуры.
Домашнее задание: Подумайте над смыслом из стихотворения Велимира Хлебникова Туда, где дух
отчизны вымер И где неверия пустыня, Идите грозно, как Владимир, Или с дружиною «Добрыня»
Я поздравляю вас с Великим христианским праздником Крещения и благодарю за работу. В
Крещенскую полночь лица светлей: Вскрывается небо и звёзды трепещут так близко, Что верится,
будто никто из возможных людей Не сделает больно тебе ни сегодня, ни присно.