Публикация является частью публикации:
эпиграф
«Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы».
М.В.Ломоносов
Интегрированный урок по химии «Углеводы».10 класс.
КОУ ВО «Школа №1» Филиал №8
Подготовил: учитель биологии, химии, географии
Гвоздкова Анжелика Петровна
Цель:
научиться делать выводы о природе неизвестного вещества на основании теоретических знаний и проведенного эксперимента.
Задачи:
1. Образовательные: совершенствовать знания о связи между строением и свойствами органических соединений на примере глюкозы, познакомиться с физическими свойствами углеводов, изучить свойства и применение глюкозы.
2.Воспитательные: совершенствовать интеллектуальные умения (анализ, прогнозирование, умение устанавливать причинно-следственные связи), соответствующие возможностям, способностям, потребностям обучающихся и ориентировать учеников на их личностное развитие.
3.Развивающие: продолжить развитие навыков исследовательской деятельности через постановку проблемы, выдвижения гипотезы и её проверке; создать условия для развития умений наблюдать и объяснять химические явления, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор,
выставка “Углеводы в нашей жизни” (готовится заранее творческой группой учащихся). Выставка включает в себя фрукты и овощи, красиво разложенные на плетеных из дерева вазах и подносах, хлеб, сахарницу с кусочками сахара, баночку мёда, пакеты соков из магазина, объемную модель молекулы Д Н К и т.п.
Глюкоза
Единственный
источник энергии
на Земле (кроме ядерной) – это Солнце.
Аккумуляция этой энергии происходит в процессе фотосинтеза в клетках растений:
6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 + 6О2 ↑
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Углеводы – органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода, причем водород и кислород входят в соотношении (2 : 1) как в воде, отсюда и название.На основе этой аналогии русский химик
К. Шмидт в 1844 г. предложил термин углевода (углерод и вода), а общая формула углеводов Сn(Н2О)m
История названия
Первые представители класса по составу отвечали общей формуле
Cn(H2O)m
то есть : n C * m H2O
КЛАССИФИКАЦИЯ УГЛЕВОДОВ
МОНОСАХАРИДЫ — углеводы, которые не гидролизуются. В зависимости от числа атомов углерода подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы.
ДИСАХАРИДЫ – углеводы, которые гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов.
ПОЛИСАХАРИДЫ — высокомолекулярные соединения — углеводы, которые гидролизуются с образованием множества молекул моносахаридов.
Углеводы
Моносахариды
Дисахариды
Полисахариды
Глюкоза
Фруктоза
Галактоза
Сахароза
Лактоза
Мальтоза
Крахмал
Гликоген
Клетчатка
Сравнение физических свойств углеводов разных классов
|
|
|
|
1. Формула | |||
2. Группа | |||
3. Агрегатное состояние | |||
4. Цвет | |||
5. Запах | |||
6. Растворимость в воде |
|
|
|
|
1. Формула: | С 6Н 12О6 | С12Н22О11 | (С6Н10О5)n |
2. Группа: | моно | ди | поли |
3. Агрегатное состояние: | Твердое | ||
4. Цвет: | Бесцветна. | Бесцветен. | |
5. Запах | - | ||
6. Растворимость в воде | Хорошо. | Хорошо растворяется в горячей воде. | Не растворяется в холодной воде; |
Лабораторный опыт.
Цель:
изучить свойства углеводов на примере глюкозы, крахмала. Научится проводить качественные реакции.
Задачи:
развить познавательный интерес к предмету;
дисциплинированность;
четко следовать инструкции;
соблюдать правила техники безопасности;
грамотно оформлять свои наблюдения и выводы;
Оборудование и реактивы:
Уравнения реакций
1.Окисление гидроксидом
3.Реакция «серебряного зеркала»:
СH2OH(CHOH)4-COH + Ag2O t.NH3→ СH2OH(CHOH)4-COOH + 2Ag↓
или
СH2OH(CHOH)4-COH + 2[Ag(NH3)2]OH → СH2OH(CHOH)4-COONH4 + 2Ag↓+ 3NH3 + H2O
СH2OH(CHOH)4-COOH - глюконовая кислота
Спиртовое брожение:
C6H12O6 → 2CH3–CH2OH + 2CO2 ↑
Молочнокислое брожение:
С6Н12О6 → СН3— СН — СООН
│
ОН
Специфические свойства
Специфические свойства
Маслянокислое брожение:
С6Н12О6 → C3 H7 COOH +2 H2 ↑ +2CO 2 ↑
Таблица 2.Содержание углеводов на 100г. продуктов.
| картофель | свекла | яблоки | виноград | |
Глюкоза | 2,6 | 0,6 | 0.3 | 2.0 | 7.8 |
Фруктоза | 1,6 | 0.1 | 0.1 | 5.5 | 7.7 |
Сахароза | 0,4 | 0.6 | 8.6 | 1.5 | 0.5 |
Клетчатка | 1,0 | 1.0 | 0.9 | 0.6 | - |
Крахмал | 0,1 | 16.0 | 0.1 | 0.8 | 0.6 |
Пектин | 0,6 | 0.4 | 1.1 | 1.0 |
Глюкоза –
Один из ключевых продуктов обмена веществ, обеспечивающих живые клетки энергией (в процессах дыхания, брожения, гликолиза);
Служит исходным продуктом биосинтеза многих веществ;
У человека и животных постоянный уровень глюкоза в крови поддерживается путем синтеза и распада гликогена;
В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови и в небольших количествах во всех клетках.
Глюкоза –
В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма.
Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови.
Глюкоза –
Химическая энергия питательных веществ, поступающих в организм, заключена в ковалентных связях между атомами.
В глюкозе количество потенциальной энергии составляет 2800 кДж на 1 моль (то есть на 180 грамм).
Биологическое значение углеводов:
1. Структурная;
2. Защитная;
3. Пластическая;
4. Энергетическая;
5. Осморегуляторная;
6. Рецепторная
• структурную (углеводы принимают участие в построение клеточных стенок, рибоза и дезоксирибоза — компоненты нуклеиновых кислот).
• защитную функцию (образование вязких секретов, компонентов противосвертывающих систем и др.),
рецепторную (находятся в составе различного рода рецепторов клеточных стенок),
• запасающую (являются резервными углеводами растений и животных).
• энергетическую функция (при полном расщеплении 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии).
Нахождение углеводов в природе
Углеводы входят в состав клеток и тканей всех растительных и животных. На долю углеводов приходится около 80% сухого вещества растений и около 20% животных.
Рибоза и дезоксирибоза
в качестве структурного фрагмента входят в состав нуклеиновых кислот – ДНК и РНК, входят в структуру гена.
Углеводы
Агар-агар (из морских водорослей) применяют в кондитерской промышленности.
Торт «Птичье молоко» и желе.
Крахмал
В пищевой промышленности крахмал используется для получения глюкозы и патоки,
в текстильной — для обработки тканей.
Целлюлоза и хитин
Строительный материал растительных клеток (каркас для оболочек клеток).
Хитин образует наружный скелет ракообразных, насекомых, паукообразных.
:
К углеводам относится вещество, молекулярная формула которого:
A) C6H12O;
Б) C6H6O;
В) C12H22O11;
Г) C6H14O.
3. Какое из перечисленных веществ не является углеводом?
А) С12Н22O11;
Б) С6H12O6;
В) (С6Н10O5 ) n ;
Г) С2Н5O H.
5. Дисахаридом является углевод, название которого:
А) крахмал;
Б) сахароза;
В) глюкоза;
Г) целлюлоза.
6. Как альдегид и как спирт глюкоза взаимодействует с веществом, формула которого:
А) H2SO4;
Б) Н2;
В) Сu(ОН)2;
Г) КОН.
8. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:
А) Cu(OH)2;
Б) FeCl3;
В) I2(раствор) ;
Г) CuO.
9. Вещества с помощью которых осуществляется реакция фотосинтеза:
А) CO; Д) гемоглобин;Б) CO2; Е) хлорофилл; В) O2; Ж) C2H5OH; Г) H2O; З) C6H12O6.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.