Тема: «Интеллект - карта как фактор развития познавательных учебных действий младшего школьника».
Учитель начальных классов:
Воронина Ирина Георгиевна
2017 год
Введение
1.1 Интеллект - карта как фактор развития познавательных
учебных действий младшего школьника.
1.3 Способы применения интеллект – карт для развития
познавательных учебных действий.
Заключение
Список литературы.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена теоретическому и практическому анализу метода построения интеллект - карт как одного из эффективных способов обработки информации.
Поскольку в ходе реализации требований ФГОС в начальной школе на смену знаниевому подходу приходит системно - деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. Исходя из актуальности проблемы, я выбрала тему исследования «Интеллект - карта как способ развития познавательных учебных действий младшего школьника».
Актуальность данной работы заключается в использовании интеллект – карт для формирования умений эффективно добывать, обрабатывать , фиксировать и представлять информацию.
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Цель исследования:
показать что, метод построения интеллект-карт эффективен при изучении и обобщении материала на уроках начального звена, а так же помогает сделать процесс обучения младших школьников интереснее и занимательнее.
Объектом исследования является процесс построения интеллект-карт на уроках .
Предмет исследования – формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках с помощью интеллект карт.
Гипотеза: предположим, что использование интеллект-карт, как способа обработки информации, формирует познавательные учебные действия младших школьников на уроках.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть способ построения интеллект - карт;
3) изучить возможности применения интеллект - карт для достижения предметных результатов;
3) проанализировать возможность интеллект - карт для формирования познавательных учебных действий младших школьников;
4) реализовать метод построения интеллект-карт на уроках.
При решении поставленных задач использовались методы:
- поисковый,
- проектный,
- исследовательский,
- метод обобщения.
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.
Задача учителя вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше сказанных умений поможет метод интеллект - карт .
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления, универсальный инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария человеческого мозга и развить мыслительные способности, применимые в любой жизненной ситуации. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и осуществляет метод интеллект - карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект - карт позволяет:
· формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
· формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);
· улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;
· ускорять процесс обучения;
· учить учащихся решать проблемы.
Эффективность использования интеллект-карт :
· существенная экономия времени (как при восприятии нового материала, так и при повторении/запоминании уже знакомого);
· целостное и объемное понимание решаемых задач/проблем.
· активизация творческих и интеллектуальных способностей.
· получение удовольствия от работы с помощью интеллект - карт.
Интеллект – карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные– универсальные учебные действия:
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные;4) познавательные.
Познавательные универсальные учебные действия включают : способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Подробнее хочу остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.
Общеучебные универсальные действия:
· поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и других источников;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
· определение основной и второстепенной информации;
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
· моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
Логические универсальные действия
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
· синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
· установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
· построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
Постановка и решение проблемы:
· формулирование проблемы;
· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предметы - окружающий мир, литературное чтение, русский язык , математика и другие должны приучать детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовить их к освоению основ знаний в основной школе, формированию умения постоянно получать, анализировать, систематизировать и хранить приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Данные умения называются познавательными учебными действиями.
На уроках стараюсь чаще применять сравнительно новый метод успешного формирования познавательных учебных действий - метод интеллект - карт.
Адаптирование метода интеллект - карт в обучении младших школьников процесс длительный требующий немалых усилий, в первую очередь со стороны педагога. Внедрение метода интеллект – карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно.
На первом этапе интеллект карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.
Вторым этапом освоения метода интеллект-карт, должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся.
Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего учится, уметь находить информацию, размышлять над ней: анализировать, обобщать и систематизировать, а ещё уметь общаться, оценивать себя и других. Как же научить всему этому школьника и главное узнать, чему же на самом деле он научился, в каких видах деятельности и какого рода затруднения испытывал при обучении? Опыт работы показал, что применение технологии интеллект-карт эффективен уже на этапе начального обучения.
Составляя интеллект - карты учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.
Мыслительные карты можно составлять традиционным способом (цветные карандаши), с помощью презентации или специальной программы XMind.
Составление интеллект – карт можно использовать при повторении пройденного материала на уроках русского языка, окружающего мира и литературного чтения.
Данная работа позволяет решать несколько задач:
- для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
-для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Обучение составлению ИК походит постепенно:
1) использование интеллект – карты в виде памятки;
2) совместное составление интеллект - карт;
3) работа в группе, в паре;
4) индивидуальная работа .
Алгоритм построения интеллект-карт прост:
· готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;
· учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа);
· кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие);
· от центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации.
· от каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.
Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.
То есть интеллект-карта - это изображение информации в графическом виде. Строгих правил составления карты нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление было продуктивным – для этого интеллект – карты и были придуманы.
Говорят «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Вот несколько выполненных работ на уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения.
В качестве примера, предложена интеллект-карта, составленная по теме: « Речь » для учащихся 1 класса.
На заключительном уроке по данной теме дети получили чистые листы, приготовили фломастеры. Так как для них этот вид работ был новым, они работали по алгоритму. Работа проводилась под руководством учителя.
1 класс. Тема урока «Речь». ( обобщение).
1. Какой бывает речь? (2 блока) устная и письменная
2. Когда пользуемся устной речью? (говорим, слышим)
3. Когда пользуемся письменной речью? (видим, пишем, читаем)
4. Для чего нужна речь? (объективные связи : общение)
Основное понятие было записано в центре листа, а дальше ребята работали по памятке. Вот результат урока. (показ интеллект-карты «Речь»).
В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект - карт, Этот процесс сначала также будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.
Интеллект карта — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект карта - это хороший наглядный материал и инструмент, позволяющий:
· проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику.
· удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам
· позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты
· интеллект-карта - уникальный инструмент, совмещающий в себе средства обучения и диагностики.
1.2 . Способы применения интеллект – карт для развития познавательных учебных действий.
При переходе к новой модели образования (ФГОС) большой акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов. Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной деятельности. В связи с этим учитель в школе должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом ребенке жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Одно из первостепенных значений приобретает проблема формирования и развития познавательных универсальных действий.
Познавательные УУД
• использование знаково-символических средств
• действие моделирования
• широкий спектр логических действий и операций
• общие приемы решения задач
Пример построения интеллект - карты при изучении темы:
« Транспорт» в курсе «Окружающий мир» 2 класс. (УМК «Школа России», А. Плешаков).
1. Постановка цели урока.
2. Поиск необходимой информации из разных источников.
3. Анализ, выделение существенной информации из текстов разного вида. Выделение основного понятия.
4. Синтез ‒ построение интеллект-карты с использованием знаково-символических средств.
5. Установление объективных связей.
6. Самооценка интеллект-карты по заданным критериям.
Каждый этап урока ориентирует учащихся на определённую деятельность. Так, например, постановка цели урока ‒ построение интеллект-карты по теме « Транспорт», – ориентирует детей по двум направлениям:
· подбор графического образа к изучаемой теме (в соответствии с законами построения интеллект-карт)
· поиск информации о транспорте.
Поиск информации включает в себя работу школьников с учебно-методическим комплектом: учебником, атласом, иллюстрациями.
На следующем этапе в ходе анализа и обсуждения прочитанного, беседы и уточнений учащиеся под руководством учителя приходят к выводу о том, что всю информацию о транспорте можно разделить на три независимых блока и сгруппировать её по следующим признакам:
· вид ,
· принадлежность ,
· назначение.
Далее показываем, что содержание будет более полным, системным и запоминающимся, если его представить не в виде текста, а в виде интеллект-карты, используя графические средства. Для этого на следующем этапе переходим к синтезу ‒ построению интеллект-карт с использованием:
· знаково-символических средств ;
· установлению объективных связей между отдельными элементами карты.
Итак, графическая основа интеллект-карты готова, далее необходимо наполнить её предметным содержанием, что дети и делают, добавляя к главным ветвям столько ответвлений с отобранной информацией, сколько необходимо для раскрытия смысла ключевых слов, при этом стараются, чтобы ответвления не пересекались и не перепутывались
Выполнение такой работы требует от детей серьёзных логических операций: сравнения, анализа, классификации, группировки, синтеза.
Установление объективных связей ‒ логическое завершение работы не столько над интеллект - картой, сколько над тем массивом учебной информации, которую
Выполнение домашнего задания также можно предложить в виде интеллект – карты.
Вот один из вариантов детской работы по окружающему миру на тему «Лес» 4 класс (УМК «Школа России» А. Плешаков).
Центральный объект «лес». Поиск информации идет по темам, изученных в данном разделе, а так же из других источников. Графическая основа карты представлена пятью основными блоками:
Растения леса. Животные леса. Виды лесов. Охрана леса. Использование леса.
Следующий шаг в построении собрать и представить информацию для раскрытия каждого блока. В конце работы необходимо составить смысловые связи между каждой ветвью.
Использование интеллект - карт на уроках литературного чтения
Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш» 4 класс. (УМК «Школа России», В.Г. Горецкий.)
При работе с произведением планировали решить задачу создания образа героя рассказа Тараса, дать характеристику.
Были выделены ключевые слова. Они являются содержательной основой интеллект - карты:
Где жил? Чем занимался? Как относится к природе? Основные черты характера.
Работая с текстом, ученик выбирает ключевые слова для заполнения веток.
Такой способ повествования даёт возможность ребёнку глубже проанализировать авторский текст, осознать смысл прочитанного.
Ещё одна возможность - графика, которая позволяет школьнику отобразить личные эмоции – это использование цвета в оформлении интеллект - карты. Важно отметить, что интеллект-карта является хорошей опорой ребёнку при воспроизведении авторского текста, воссоздании сюжетных ситуаций и образов. Самое сложное в построении интеллект – карт – установление смысловых связей. Необходимо логически связать всю представленную информацию.
Так, рисуя интеллект-карту, ребёнок демонстрирует не только вышеуказанные умения, но и познавательные универсальные действия: анализ, сравнение, классификация, синтез, систематизация, обобщение, установление связей.
Сравнительный анализ использования интеллект – карт представлен в виде таблицы:
Познавательные УУД. |
Начальный этап эксперимента |
Заключительный этап эксперимента |
1. Поиск информации |
Информация предлагается учителем. Источник информации – учебник. |
Самостоятельный подбор информации. Источники информации: учебник, дополнительная литература, интернет. |
2. Построение речи |
Внимание направлено на запоминание,заучивание, воспроизведение |
Имеется опора для развития речи, легче запоминается материал, меньше трудностей при пересказе, рассказ логически связан. |
3. Цель чтения |
Текст прочитывается механически. |
Неоднократное прочтение текста,выделение опорных и ключевых слов и объектов, ведется поисковая работа, |
4. Деятельность по алгоритму |
Работа по плану, предложенному учителем. |
Самостоятельно составлен алгоритм рассуждения и доказательства. |
5. Моделирование |
Не понимание практической значимости,неправильное распределение материала, отсутствие логических связей. |
Использование знаков и символов в построении, установление логических связей, использование на уроках для работы. |
6. Установление логических связей |
|
Учатся анализировать, устанавливать связи между понятиями. |
Итак, можно с уверенностью сказать, что метод использования интеллект – карт на уроках является эффективным. Он помогает развивать память, мышление, воображение, творческие способности. Учит выделять главное, систематизировать, обобщать, анализировать.
Заключение.
Систематическое применение интеллект - карт позволяет развивать познавательные учебные действия, такие как:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации;
· применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Интеллект - карта также дает возможность осуществлять:
· анализ объектов с целью выделения признаков;
· синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих элементов;
· выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
· подведение под понятия, выведение следствий;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений.
Неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний учащихся по предмету, высокому качеству усвоенного материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в средней и старшей школе; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.
В результате систематической работы по созданию интеллект - карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка его индивидуальности и самобытности.
Использую метод интеллект - карт на уроках с целью:
· активизации творческих способностей обучающихся,
· организации групповой и индивидуальной деятельности при изучении нового материала, повторении и обобщении, и контроле знаний;
· развития интеллекта, пространственного , ассоциативного и логического мышления, уверенности в своих силах и способностях, познавательной активности.
Список литературы:
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php
3. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски [Электронный ресурс] URL: http://www.iatnlp.ru
4. Интеллект –карта как фактор развития познавательных учебных
действий младших школьников.
http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1996-2012-04-17-09-26-345
http://www.newtomorrow.ru/mind_maps.php
Информация взята с сайта
http://www.psychologos.ru/articles/view/intellekt-karta
5. С. Малова «Рисуем мысли»
http://www.gazeta-licey.ru/science/item/3302-рисуем-мысли
6. О методе интеллект-карт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского.
Схема построения интеллект -карт
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.