Рынок является одним из важных социальных институтов экономической сферы жизнедеятельности общества.
В обыденном понимании – это место встречи продавца и покупателя, место торговли. Но на экзамене необходимо применить научное понимание рынка, поэтому запомните следующее определение:
Рынок — экономические отношения производителей и потребителей, возникающие в результате обмена товаров и услуг на деньги и наоборот.
Существует множество видов рынков:
По географическому положению: местный (расположен в городе или деревне), региональный (в области, крае, республике), национальный (в стране) и мировой рынки.
По характеру продаж: оптовый (торговля партиями товара) и розничный (торговля поштучно) рынки.
По назначению объектов купли - продажи: рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок труда, потребительский рынок и др.
По соответствию действующим законам: легальный и нелегальный (теневой, чёрный) рынки.
По типу конкуренции: чистый рынок, монополистический рынок и др.
Как и любой другой социальный институт рынок выполняет функции:
Информирующая — рынок информирует производителя о товарах и услугах, пользующихся спросом, а потребителя о качестве товара и его ассортименте.
Посредническая — рынок является местом встречи производителя и потребителя и выступает посредником отношений между ними.
Регулирующая — рынок влияет на количество, качество, ассортимент производства и потребления, следовательно, регулирует спрос и предложение.
Ценообразующая — цена устанавливается в результате соотношения спроса и предложения.
Стимулирующая — рынок стимулирует производителей внедрять новые технологии в производство и повышать качество товаров и услуг, так как товар низкого качества в условиях конкуренции не будет продан. Тем самым рынок способствует расширению ассортимента товаров и услуг.
Координирующая — проблема ограниченности ресурсов побуждает производителей снижать затраты на производство экономических благ, но производить их в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей людей и получения прибыли.
Санирующая — оздоровление рынка путём ликвидации убыточных предприятий.
Для развития рыночного хозяйства необходима инфраструктура, которая организует движение товарных и денежных потоков, а также обеспечивает необходимой информацией участников рынка.
Инфраструктуру рынка составляют такие рыночные институты, как биржи (товарная, фондовая, труда), транспортная и информационная сети, средства коммуникаций, страховые компании, суды и т. д.
Также необходимым условием существования рыночных отношений является конкуренция, оказывающая влияние на обмен.
Конкуренция — это соперничество между субъектами рынка (производителями или потребителями) за лучшие условия купли-продажи товаров и услуг.
Значение конкуренции: 1) она стимулирует производителей создавать качественную продукцию и в ассортименте; 2) конкуренция необходима для того чтобы потребитель мог сделать рациональный выбор из множества товаров и принять решение купить или не купить. Конкуренция бывает совершенной (чистой), монополистической и несовершенной.
На рынке совершенной конкуренции продаются однотипные (идентичные) товары и услуги. В нём много крупных, средних и мелких производителей, а также много покупателей. Все участники данного рынка обладают одинаковой информацией о цене и качестве товара. Цена формируется под воздействием спроса и предложения, поэтому ни производитель, ни потребитель не могут навязывать выгодные для себя условия торговли. Еще одной характерной чертой рынка совершенной конкуренции является отсутствие барьеров для входа конкурентов на рынок и выхода из неё. Примерами рынка совершенной конкуренции является рынок сельскохозяйственной продукции, рынок иностранной валюты, фондовая биржа.
На рынке монополистической конкуренции много фирм и индивидуальных предпринимателей, торгующих разными изделиями, удовлетворяющими одну потребность. Например, рынок детской одежды. Данный вид схож с чистой конкуренцией. Разница в том, что здесь немного меньше конкурентов и каждый производитель предлагает свои цены продажи товара. Но такая свобода ценообразования ограничена тем, что на рынке достаточно конкуренции, а также открыт вход для новых конкурентов.
Видами несовершенной конкуренции являются олигополия, монополия и монопсония.
Признаком олигополии является наличие нескольких крупных фирм, поделивших рынок и конкурирующих между собой (автомобильный рынок). Между олигополистами возникают ценовые войны, когда каждая фирма стремится установить цены ниже, чем у конкурентов. Такая гонка порой приводит к банкротству фирмы, поэтому некоторые олигополисты вступают в тайные сговоры, создают альянсы с конкурентами.
Признаком монополии является то, что на рынке один продавец уникального товара. У монополиста нет конкурентов и он устанавливает цены по своему желанию. К примеру, если в вашем городе существует только одна компания автострахования, то это монополия.
Интересным видом несовершенной конкуренции является монопсония, когда на рынке несколько продавцов, но покупатель один. Примером монопсонии является рынок военной техники и оружия или рынок космического оборудования, единственным покупателем которого является государство.
Основой функционирования рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Этими элементами регулируется поведение производителей и потребителей в условиях конкурентного рынка. Рассмотрим каким образом.
Спрос исходит от потребителя и выражается в востребованности конкретного товара на определённом рыночном сегменте. По сути спрос является реакцией потребителей на цену или моду, которая выражается в их готовности купить конкретный товар у конкретного продавца и за конкретную цену.
Существуют ценовые и неценовые факторы спроса. К неценовым относятся доходы потребителей, мода и вкусы, численность потребителей на рынке, сезонность, традиции местности, ожидания снижения или повышения цен. Кроме того, потребители, прежде чем купить товар, оценивают цены на товары - комплементы (кеды-шнурки) и товары - субституты (рис-гречка, чай-кофе).
Предложение исходит от производителя и определяется, как его возможность и готовность продать конкретный товар конкретному покупателю по конкретной цене.
Здесь также существуют ценовые и неценовые факторы. К последним относятся цены на сырье, технологии производства, налоги и пошлины, количество конкурентов на рынке, ожидания снижения или повышения цен.
Цена – это количество денег, определяющие стоимость товара или услуги. Информация об изменении цены позволяет производителю наращивать или сокращать производство. Цена формируется спросом на товар и не может устанавливаться по воле конкретного производителя или государства. В реальности, на один и тот же товар устанавливаются две цены: спроса и предложения.
Цена спроса – это максимум денег, по которой покупатель соглашается купить товар.
А цена предложения – это минимум денег, по которой продавец соглашается продать товар.
Продавец и покупатель путём торгов приходят к равновесной цене, которая устраивает обоих и заключают сделку купли - продажи. Теорию равновесной цены сформулировал Альфред Маршалл — англ. экономист, внёсший существенный вклад в развитие экономической науки. Он говорил о том, что рыночное равновесие устанавливается при равных объёмах спроса и предложения.
А. Маршалл сформулировал закон спроса и предложения, согласно которому чем выше цена, тем ниже спрос и выше предложение и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос и ниже предложение. Величину спроса и предложения можно определить измерив уровень продаж конкретного товара на всём сегменте рынка.
Адам Смит — шотл. экономист, в своей работе впервые применил понятие «невидимой руки рынка», превратившееся в популярную метафору. Что означает данная фраза? А то, что отдельный производитель товаров и услуг, имеющий целью получение прибыли от своей деятельности, одновременно создаёт общественные блага, без которых невозможно удовлетворение человеческих потребностей. Таким образом, все производители в совокупности, стремящиеся к собственной выгоде, «невидимой рукой рынка» направлены на интересы всего общества.
Одной из функций государства в рыночной экономике является защита рынка от монополии и стимулирование конкуренции, потому что монополисты завышают цены, а это противоречит интересам потребителя. Поэтому среди направлений внутренней политики государства есть и антимонопольная. К её мерам относятся:
издание антимонопольных законов, например, в некоторых государствах устанавливается юридическая ответственность руководителей фирм за монополизацию рынка;
учреждение специальных антимонопольных служб, например, в нашей стране создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ);
осуществление поддержки малого и среднего бизнеса, упрощение процедуры их регистрации, оказание материальной помощи (субсидирование);
контроль цен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.