Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.
Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новые знания для создания своего метода интеллект-карт.
интеллект-карты.docx
«Интеллект карта»
Выполнила:
Шагалова М.В.
Учитель начальных классов,
города Сарапула, Удмуртской республики 2018
1. Тезаурус по курсу
Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность
действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих
достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях
образовательного процесса (В.А.Сластенин).
Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к
конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с
высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм
организации обучения (Т.В. Машарова).
Педагогическая технология совокупность психологопедагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов,
воспитательных средств; она есть
организационнометодический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т.Лихачев).
приемов обучения,
Образовательная технология — система, включающая некоторое
представление планируемых результатов обучения, средства диагностики
текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора
оптимальной модели для данных конкретных условий (В. В. Гузеев)
По определению Н.В.
Смирновой, «образовательные технологии»
представляют собой определенную совокупность последовательных,
алгоритмизированных шагов по организации познавательного процесса».
Технология обучения – это законосообразная педагогическая
деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического
процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности,
надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы
обучения (В.В.Сериков).
Технология обучения системный метод проектирования, реализации,
оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения, а
также техническое оснащение этого процесса. (С.М.
Вишнякова)
Технология
обучения
процессов в конкретной обучающей системе,
приемов и способов педагогической
воспитания,
Г.Г.
обучения и развития личности.
Броневицкий, А.Н.
Томилин.)
совокупность психологопедагогических
научное описание
решению задач
Броневицкий,
деятельности по
( Г.А. Технология воспитания
это строго обоснована система
педагогических средств, форм, методов, их этапность, нацеленность на
решение конкретной воспитательной задачи. Каждое задание имеет
адекватную технологию воспитания. Изменение задания ведет к изменению
технологии. (А. С. Макаренко)
Технология воспитания— это система разработанных наукой и
отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной
деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными
словами, гарантированно результативно и качественно. (Модзалевский Л. И.)
Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность
действий, операций и процедур, определяющих специальный набор и
компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных
средств;
она есть организационнометодический инструментарий
педагогического процесса.
Образовательная технология
последовательных,
познавательного процесса.
это определенная совокупность
алгоритмизированных шагов по организации
–
Технология обучения системный метод проектирования, реализации,
оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения, а
также техническое оснащение этого процесса.
Технология воспитания— это строго обоснована система разработанных
наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур
воспитательной деятельности, это система педагогических средств, форм,
методов, их этапность, нацеленность на решение конкретной воспитательной
задачи.
2. Технология интеллекткарт
История появления интеллекткарт
Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой»
(1974). Тогдато технология интеллекткарт и стала быстро набирать
популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых
разнообразных интеллектуальных задач.
Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской
библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему
предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он
хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ,
могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о
том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться
правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не
существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он всетаки пошел в отдел
медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал
новые знания для создания своего метода интеллекткарт.
Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов.
Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное,
очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с
неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с
каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников
воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было
настоящего учения!»1
Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе
перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы
учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на
практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой
интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес,
как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать
информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке,
о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и
правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга
«Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллекткарт. В
его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга,
объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием
«мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.
Интеллекткарты стали успешно применяться во многих областях
интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали
появляться первые программы для их построения в электронном виде, что
открыло дополнительные возможности для корпоративного применения и
решения бизнесзадач. Творческие способности людей, применявших этот
метод, стали раскрываться сильнее, что неизбежно повысило их
результативность.
Интеллекткарты стали основным инструментом
выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том
числе теперь — и в России.
Интеллекткарты имеют следующие отличительные свойства:
наглядность привлекательность. своевременность запоминаемость
творчество возможность пересмотра.
Этапы составления интеллекткарт:
1этап определение объекта изучения (центрального образа интеллект
карты), подбор ассоциаций (запись любых слов, образов, символов,
пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты); 2 этап построение первичной интеллекткарты В центре листа
рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную
идею. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от
центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. На каждой
линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются
рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Для
большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы. По
возможности используется максимальное количество цветов;
3 этап «Реконструкция и ревизия»: повторный подбор свободных
ассоциаций пересмотр интеллекткарты проверка способности к
вспоминанию информации, содержащейся в интеллекткарте;
4 этап защита проекта.
Этапы составления интеллект – карты:
1.Кладем лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры
2.В центре картинкой или одним двумя словами обозначаем основное
понятие. Обводим это понятие в рамку.
3.От центра объекта рисуем цветным карандашом ветвиосновные,
связанные с ним понятия, свойства, ассоциации о каждом понятии
4.Рисуя интеллект – карту, применяем как можно больше цветов. Для
лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки,
картинки, ассоциации о каждом понятии.
5.От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек – развитие
ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация
направлений.
6.Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго,
третьего порядка соединяем с главными ветвями.
7.Разросшиеся ветви моно заключать в контуры, чтобы они не
смешивались с соседними ветвями.
8.Понятия разного порядка можно выделять разными цветами, в таком
случае карту читать будет легко.
9.Смысловые блоки можно отделить цветными линиями. Урок окружающего мира «Осень».
Плюсы и минусы интеллекткарт
Недостатки – нет взаимосвязанности со сроками.
Достоинства: • Мозг сначала фокусируется на ключевых направлениях
проекта. Это помогает расставить приоритеты. • Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы проекта. Заметны и
противоречия, помехи, накладки.
• Удобно помечать уже пройденные пути.
• Легко дополнять проект, дорисовывая новые ветви.
• На картах можно размещать неоднородные элементы: мегабайты
дружелюбно соседствуют с количеством людей.
"Интеллект-карты"
"Интеллект-карты"
"Интеллект-карты"
"Интеллект-карты"
"Интеллект-карты"
"Интеллект-карты"
"Интеллект-карты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.