Тема: Структура педагогического общения
Цель: описать структуру педагогического общения
План:
1. Определить понятие педагогического общения
2. Выделить структуру педагогического общения.
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, в рамках педагогического процесса.
В структуре педагогического общения можно выделить следующие этапы:
1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с классом, группой в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с классом, группой.
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
Рассмотрим особенности выделенных этапов общения.
Первый этап – опережающая стадия педагогического общения. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
a) педагогическим целям и задачам;
b) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе;
c) творческой индивидуальности самого педагога;
d) индивидуальным особенностям учащихся;
e) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Методическая и содержательная структура урока должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения. «Учение — это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», – отмечал В. А. Сухомлинский.
Второй этап – начальный период общения. Для него характерна организация непосредственного взаимодействия с классом, начало контакта с ним, который во многом определяет успешность дальнейшего развития содержательного, процессуально-деятельностного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.
Важнейшими элементами этого этапа являются:
a) конкретизация спланированной модели общения;
b) уточнение условий и структуры предстоящего общения;
c) осуществление изначальной стадии непосредственного общения. Учитель с первых мгновений урока уточняет общее настроение класса и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов обучения и воспитания.
Учитель выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить класс, создать заинтересовать учащихся, вовлечь их в активную познавательную деятельность, ощутить эмоциональное единство?
Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Третий этап – управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватными и способствовать эффективной совместной работе учителя и учащихся. Следовательно, кроме дидактических и методических требований к уроку (внеклассному занятию и т.д.), существует ряд социальнопсихологических требований к ней:
v Становление психологического контакта с классом для передачи информации, формирования знаний и умений и ее личностного восприятия учащимися.
v Разработка психологически обоснованной структуры урока, т.е. использование элементов беседы, эвристических вопросов, проблемных ситуаций, ситуаций размышления и т.п., наличие определенной логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала. Оптимальное сочетание таких приемов обеспечивает психологический контакт, а следовательно, реальное включение учащихся в процесс познания.
v Создание обстановки коллективного поиска и совместной творческой деятельности, что особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения, которому необходимы как никакому другому коммуникативные компоненты.
v Управление познавательной деятельностью учащихся. Стиль общения снимает психологический барьер возраста и опыта, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
v Единство делового и личностного аспектов, обеспечивающее не только информационный строй урока, но и самовыражение личности педагога. Оно придает уроку мировоззренческую направленность, повышает эффективность любого вида учебной работы
v Целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и учащихся, которая обеспечивает их настрой на общение с учителем и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, повышает позитивную мотивацию обучения, создает для учащихся ситуацию успеха Таким образом, целесообразно организованное педагогическое общение выполняет не только функции устойчивой коммуникации, но и способствует формированию у учащихся направленности и мировоззренческих позиций.
Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с классом. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
Таким образом, мы определили, что педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, в рамках педагогического процесса. Выделили следующие этапы, в структуре педагогического общения: Прогностический этап; Начальный период общения; Управление общением в развивающемся педагогическом процессе; Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.