Сообщение: "Структура педагогического общения"
Оценка 4.7

Сообщение: "Структура педагогического общения"

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
30.11.2024
Сообщение: "Структура педагогического общения"
Цель: описать структуру педагогического общения План: 1. Определить понятие педагогического общения 2. Выделить структуру педагогического общения.
Батышева сообщение Структура педагогического общения.docx

Тема: Структура педагогического общения

Цель: описать структуру педагогического общения

План:

1.      Определить понятие педагогического общения

2.      Выделить структуру педагогического общения.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, в рамках педагогического процесса.

В структуре педагогического общения можно выделить следующие этапы:

1.      Прогностический этап: моделирование педагогом общения с классом, группой в процессе подготовки к педагогической деятельности.

2.       Начальный период общения: организация непосредственного общения с классом, группой.

3.      Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

4.      Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.

Рассмотрим особенности выделенных этапов общения.

Первый этап – опережающая стадия педагогического общения. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:

a)      педагогическим целям и задачам;

b)      общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в классе;

c)      творческой индивидуальности самого педагога;

d)      индивидуальным особенностям учащихся;

e)      предлагаемой системе методов обучения и воспитания.

Методическая и содержательная структура урока должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения. «Учение — это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», – отмечал В. А. Сухомлинский.

Второй этап – начальный период общения. Для него характерна организация непосредственного взаимодействия с классом, начало контакта с ним, который во многом определяет успешность дальнейшего развития содержательного, процессуально-деятельностного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.

Важнейшими элементами этого этапа являются:

a)      конкретизация спланированной модели общения;

b)      уточнение условий и структуры предстоящего общения;

c)      осуществление изначальной стадии непосредственного общения. Учитель с первых мгновений урока уточняет общее настроение класса и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов обучения и воспитания.

Учитель выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить класс, создать заинтересовать учащихся, вовлечь их в активную познавательную деятельность, ощутить эмоциональное единство?

Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.

Третий этап – управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватными и способствовать эффективной совместной работе учителя и учащихся. Следовательно, кроме дидактических и методических требований к уроку (внеклассному занятию и т.д.), существует ряд социальнопсихологических требований к ней:

v  Становление психологического контакта с классом для передачи информации, формирования знаний и умений и ее личностного восприятия учащимися.

v   Разработка психологически обоснованной структуры урока, т.е. использование элементов беседы, эвристических вопросов, проблемных ситуаций, ситуаций размышления и т.п., наличие определенной логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала. Оптимальное сочетание таких приемов обеспечивает психологический контакт, а следовательно, реальное включение учащихся в процесс познания.

v  Создание обстановки коллективного поиска и совместной творческой деятельности, что особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения, которому необходимы как никакому другому коммуникативные компоненты.

v  Управление познавательной деятельностью учащихся. Стиль общения снимает психологический барьер возраста и опыта, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

v  Единство делового и личностного аспектов, обеспечивающее не только информационный строй урока, но и самовыражение личности педагога. Оно придает уроку мировоззренческую направленность, повышает эффективность любого вида учебной работы

v  Целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и учащихся, которая обеспечивает их настрой на общение с учителем и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, повышает позитивную мотивацию обучения, создает для учащихся ситуацию успеха Таким образом, целесообразно организованное педагогическое общение выполняет не только функции устойчивой коммуникации, но и способствует формированию у учащихся направленности и мировоззренческих позиций.

Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с классом. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.

Таким образом, мы определили, что педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, в рамках педагогического процесса. Выделили следующие этапы, в структуре педагогического общения: Прогностический этап; Начальный период общения; Управление общением в развивающемся педагогическом процессе; Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.


 

Тема : Структура педагогического общения

Тема : Структура педагогического общения

Учитель с первых мгновений урока уточняет общее настроение класса и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов обучения и воспитания

Учитель с первых мгновений урока уточняет общее настроение класса и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов обучения и воспитания

На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу

На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2024