Интеллектуальная игра Что?Где?Когда?
Оценка 4.7

Интеллектуальная игра Что?Где?Когда?

Оценка 4.7
doc
23.02.2023
Интеллектуальная игра Что?Где?Когда?
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!.doc

 

 

 

 

 

Интеллектуальная игра

Что? 
Где?
Когда?

 

 

 

 


                              на тему:

 

 

 

 

«Берегите Землю!
                 Берегите…»

 

 

 

 

 

 


 

Цели мероприятия:

 

·      Расширение и углубление знаний учащихся по гео­графии и химии.

·      Создание условий для развития логического мышле­ния учащихся.

·      Совершенствование методики «мозгового штурма».

·      Развитие коммуникативных способностей учащихся.

·      Использование материала игры для экологического воспитания учащихся.

 

 

Правила игры:

 

1. За две-три недели до мероприятия учителя химии и истории совместно формируют команды из учащихся параллельных 9-х, 10-х и 11-х классов, предлагают список литературы, с которой ученики могут ознако­миться в библиотеке школы.

2. Правила интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» сход­ны с правилами одноименной телеигры.

3. В игре участвуют все команды.

4. Каждой команде предлагается по 6 – 7  вопросов. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

5. Кроме того, одна из команд должна ответить на «из черного ящика». Ассистент ведущего выносит ящик, в котором находится предмет, являющийся ответом на вопрос.

6. В тайм-аутах между играми болельщики показывают номера художественной самодеятельности или весе­лые рекламные паузы.

 

Оформление зала

 

·        На заднем плане сцены, прикреплен плакат «Берегите Землю! Берегите…».

·        В зрительном зале за столами размещаются участники команд по 6 человек.

·        Презентация на экологическую тему сопровождающая ведущих.


Ведущий1. Мудрецы прошлого не раз! писали о семи чудесах света. Они востор­гались их сверхъестественными размерами и величием... Но сегодня мы с вами обра­тим внимание не на рукотворные колос­сы, а на чудо из чудес — нашу Землю, которую в апреле 1961 г. окинул взором русский космонавт Ю.А. Гагарин. Именно он впервые заметил то, как она прекрасна. Наша планета и теперь еще продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные за­гадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Говоря о Земле, мы сегодня будем иметь в виду в основном ее биосферу или живую природу.

 

Аэродромы, пирсы и перроны,

леса без птиц и земли без воды...

Все меньше — окружающей природы.

Все больше — окружающей среды.

 

Ведущий 2. Всего несколько строк из стихотворения Р.Рождественского, но в них отражена самая суть нашей игры. Все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребля­ем электричество, для вырабатывания ко­торого существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, ко­торые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием...

 

Ведущий 1. А заводы и фабрики, отравляющие воздух, почву и воду, а ог­ромные мегаполисы с их бедами... Чем все это может обернуться для нас и для по­следующих поколений?

 

Первый блок вопросов

 

«Металлы и проблемы
 окружающей среды»

 

1. Назовите антропогенные ис­точники свинца. (Промышленные и бытовые сточные воды, выбросы автотранспорта, производство фотоматериалов, спичек, красок, аккумуляторов.)

2.   Каковы токсические дейст­вия свинца? (Свинец сильный яд. Захватывается белками эритроци­тов и поступает в плазму крови. Поражает печень, почки. Накапли­вается в костях. Угнетает генети­ческий аппарат клетки. Поража­ет слизистую полость рта, десны).

3.       Назовите антропогенные ис­точники калия. {Выбросы авто­транспорта.)

4.       К чему приводит повышение концентрации калия выше нор­мы? (К нарушению углеводного, жирового, белкового обмена, сни­жению иммунитета, к усилению двигательной активности, наруше­нию сердечно-сосудистой деятель­ности.)

5.        Каково токсическое дейст­вие цинка? (Конкурирует с кальци­ем в качестве его аналога, понижа­ет его содержание в костях, нару­шает усвоение фосфора, вызывает ломкость костей.)

6.        Что вызывает ванадий, попа­дая в виде пыли в легкие челове­ка? (Пневмосклероз, кожные высы­пания.)

7.Что происходит с организмом человека при хроническом
воздействии соединений молиб
дена? (Ослабевает его иммунная защита, изменяется состав крови, возникают болезни органов пищеварения (гастрит, холецистит), седечно-сосудистой системы, снижается емкость легких.)

 

Ведущий 2.

У всех людей одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим, не скупясь.

 

Обсуждение про­блемы загрязнения окружающей среды металлами показывает, что этот вид загрязнения наиболее опасен для биологических объек­тов. Металлы проявляют двойст­венную роль в природной среде в зависимости от концентрации. Завышенное и заниженное содер­жание их в организме вызывает различные болезни.

 

Ведущий 1. Я думаю, что экологические про­блемы, наверное, были всегда. Но рань­ше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав Мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу ле­бедей, бобров и иных пород промыслово­го зверя... Как видим, пресловутый эко­логический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.

Петр I своим указом от 1718 г. предпи­сывал «преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (не­смотря на предупреждение закона), нака­зывать батогами и посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.

 

Ведущий 2. А вот следующий указ Петра от 1719 г. В нем царь высказал озабоченность по иному поводу: «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...» Строго? Но в неко­торых странах просвещенной Европы того времени, например за незаконную рубку леса, палач отсекал руку обличенному преступнику. «О времена, о нравы!» Дол­гое время строгость закона торжествова­ла. И экосистема планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл ско­рее не закон, а слабая техническая осна­щенность тогдашнего человечества.

 

Ведущий 1. Но вот наступил век научно-техничес­кого прогресса. Возможностей у тех, кто искренне печется о природе, о ее чисто­те, стало неизмеримо больше. Начали даже возникать движения, поставившие своей целью защиту природы... На деле все вышло иначе. В бесконечной гонке за комфортом, удобствами жизни человече­ство, кажется, совсем потеряло голову. Подумайте, чего стоят природе одни лишь средства коммуникации и сообщения... Вся планета опутана электрическими про­водами, железными дорогами, автотрас­сами, она, кажется, гудит как гигантский трансформатор. Моря и реки — не исклю­чение. По ним взад-вперед движутся тан­керы, рудовозы и гигантские лайнеры типа «Титаник». А если все это терпит ава­рии: тонет, взрывается, идет под откос... Не забудьте, что мы успели перерыть не­дра земли и отравить воздух и воду...

 

Второй блок вопросов

«Экология города»

1. В Московском Кремле с пер­вой половины XVI в. до 1830-х гг. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуа­рами. В этот же период наблюдал­ся высокий уровень детской смерт­ности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объ­ясните причины этих явлений. (Свинец, растворенный в водопро­водной воде, способен вызывать от­равления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.)

2.  Почему лишайники называ­ют «индикаторами чистоты возду­ха»? (Лишайники очень чувстви­тельны к составу воздуха, а город не может похвастаться чистотой воздуха из-за большого количества выхлопных газов, поэтому лишай­ники широко распространены в при­роде, но почти не встречаются в городах.)

3.  Какие растения способству­ют очищению воздуха в городе? (Тополя и вязы.)

4. Не секрет, что сегодня водо­проводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав? (Водопроводную во­ду отстаивать нужно обязатель­но, независимо от того, будете ли вы ее кипятить или нет. При от­стаивании водопроводной воды в осадок выпадают нерастворимые частицы и улетучивается часть хлора.)

6.   Почему нельзя сжигать му­сор? (При сгорании пластмасс вы­деляются ядовитые вещества.)

7.   Охарактеризуйте экологиче­скую обстановку в нашем городе. Что лично вы можете сделать для сохранения и улучшения природ­ной среды?

 

Ведущий 2.

Я — любитель природы,

Ей служу что есть сил.

Чистый и прозрачный воздух

Нам, друзья, необходим.

Чистыми должны быть воды

Океанов, морей, рек.

И об этом должен помнить

Каждый умный человек.

 

 

Ведущий 1. Примерно сто лет назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогео­химии, предостерегал нас от этой беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и ее богат­ствам, то результат может быть один — полное самоуничтожение человека. Уче­ный говорил, что источник зла лежит в нашем эгоизме, который упорно не же­лает ничего видеть дальше своего носа.

 

Ведущий 2. Возьмем лишь один объект антропо­генного воздействия — воздух. Человек месяц способен прожить без пищи, неде­лю без воды, а вот без воздуха — всего минуты... Выражение «необходим как воз­дух» возникло не случайно. За последние 25—30 лет транспорт и промышленность съели столько атмосферного кислорода, сколько его не израсходовало человечест­во за все время своего существования. Зато в атмосферу выбрасывается отрава: сера, азот, цинк, калий и другие, в том числе откровенно ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно выбра­сывается 5 млрд т, что может привести к потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные последствия такой катастро­фы трудно себе даже вообразить. В то же время леса — «легкие» плане­ты — вырубаются. Каждый кубометр до­бытой древесины — это почти полтонны не извлеченной из воздуха углекислоты...

 

Ведущий 1. Картина удручающая. Приве­денные факты тревожат. Но они слишком абстрактны. От них можно отмахнуться и забыть.

 

Весна! Ручьи не умолкают:  

Потоки в буйстве — там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку

Чего, чего тут только нет: 

Объедки, старые мочалки,  

Обрывки книжек и газет...

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

—   Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной...

И снова — горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах — черные болячки —

Беда, куда ни погляди...

И разъяснил мне егерь мрачно:

—   А что? Кислотные дожди...

... Лес плакал точно в непогоду

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

—   Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой —

Шибали запахи волной.

Не море — сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы —

Ее созданье — Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься...

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

 

Ведущий 2. Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует.

 

Вопросы третьего блока

«Экология дома»

 

1. Что с экологической точки зрения лучше иметь на кухне: вы­тяжку   или воздухоочиститель? (Воздухоочиститель,     так    как фильтр поглощает вредные вещест­ва. А при вентиляции вредные веще­ства, образующиеся при сгорании га­за и при приготовлении пищи, попа­дают в атмосферу и загрязняют ее )

2.   Можно  ли   использовать кондиционер как средСТВ0 очист­ки воздуха в помещении? (Нет так как кондиционер регулирует лишь температуру воздуха, но не изменяет его химический состав )

3. Полезно ли в быту использо­вать освежители воздуха? (Примепять их нужно осторожно, потому что у некоторых людей возможны, аллергические реакции.)

4.Какое растение более других способствует очищению воздуха в помещении?(Хлорофитум.)

5.С чем связана болезнь «синдром больного здания»? (С загряз­нением воздуха внутри жилого по­мещения.)

6.Чем является табачный дым в жилых помещениях? (Безуслов­но фактором канцерогенной опас­ности.)

 

 

 

       

Ведущий 2. Немного о растениях…

Наверное, каждый человек, у которого дома есть комнатные растения, скажет, что с ними и дышится легче. Многие причиной этому считают то, что растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Однако мало кто задумывается, что комнатные растения еще и очищают воздух с феноменальной эффективностью.

Им тоже приходится выживать, поэтому они чутко улавливают изменения в состоянии среды и приспосабливаются к ним. А создавая благоприятные условия существования для себя, цветы заботятся и о нас. Вредные элементы они уничтожают разными способами. Некоторые вещества связываются цитоплазмой растительных клеток и становятся неактивными. Другие подвергаются превращениям в растениях, после чего включаются в метаболизм растительных клеток и используются для нужд растения. Третьи, например серосодержащие соединения, выделяются корневыми системами в почву. В результате воздух в комнате станет в среднем на 40 процентов чище, чем там, где растений нет (при одинаковом объеме и качестве уборки помещения).

Рекордсменом по эффективности очистки воздуха является хлорофитум. Он даже превосходит многие специально созданданые для этой цели технические устройства.

Например, для поглощения формальдегида, выделяемого теплоизоляцией из некоторых синтетических материалов, в квартире средней величины, согласно расчетам,  потребуется примерно 10 хлорофитумов.

Ненамного уступают хлорофитуму по эффективности очистки воздуха такие растения, как плющ, спатифиллум и алоэ.

          Кроме того, большое влияние на самочувствие человека оказывает количество отрицательных ионов в воздухе, которое, кстати, быстро уменьшается, когда в комнате работает телевизор или компьютер. И опять на помощь приходят растения. Это  хвойные (кипарис, туя, криптомерия), а также цереусы и кротоны. Их можно вырастить дома из семян, обеспечив в квартире целебный микроклимат, поскольку они обладают еще и фитонцидными свойствами.

          Впрочем, любое растение, расположенное в комнате, увеличивает влажность воздуха. Кроме того, многие комнатные растения обладают фитонцидными (бактерицидными) свойствами. В помещении, где находятся, например, цитрусовые, розмарин, мирт, инжир, хлорофитум, герань, в воздухе содержится значительно меньше микробов. К тому же герань еще и дезодорирует воздух, что особенно полезно для помещений с застоявшимся, затхлым воздухом. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартиpax, поглощают аспарагусы.

 


Вопросы четвертого блока

«Нефтехимия и проблемы экологии»

1. Какой   тяжелый   металл сбрасывается в почву и воду при производстве нефтепродуктов? (Свинец.)

2.   Какой оксид образуется при сгорании нефтепродуктов, содержащих серу? (Оксид серы (VI) который служит причиной возникно­вения кислотных осадков.)

3. Почему «черное золото» – нефть может принести большую беду   человечеству   и   планете? (Нефть, попавшая в воду, — бедст­вие глобального масштаба, затра­гивающее всю экосистему в целом).

5.      Каков состав имеют выхлоп­ные газы от бензиновых и дизель­ных двигателей? (СО2, оксиды серы (VI), водород, кислород.)

6. К чему может привести уве­личение концентрации углекислого газа в атмосфере? (К интенсивному осаждению на дне океана карбонатов кальция и магния, к
снижению фотосинтеза.)

7.       Какими веществами загряз­няют воздух автомашины? (Угар­ный газ, оксиды серы и азота, аль­дегиды, углеводороды, аэрозоль свинца, соединения мышьяка)

 

Ведущий 1.

Я — любитель природы

И хочу у вас узнать:

Может быть, автомобили

Нам пора в музей отдать?

Сдать пора в металлолом?

Ведь от них и пыль, и дым,

Газ угарный, вредный.

Новый транспорт нужен нам —

Чистый и безвредный.

 

 

 

Вопрос пятого блока

 

Вопрос из черного ящика

 

В ящике находится вещество, несправедливо обиженное, ибо нашу планету правильнее бы было назвать его «именем». Что в черном ящике? ( Вода, так как 70 % поверхности Земли покрыто океанами, морями, реками и озерами.)

 

 

Вопросы шестого блока

 

«Экология и здоровье человека»

 

1. Какую биологическую роль выполняет марганец в организме человека? (Марганец необходим для формирования соединительной ткани и костей, роста организма, функции центральной нервной сис­темы и эндокринных желез. Недо­статок марганца отрицательно сказывается на развитии костей. Содержание марганца в организме человека — 10 процентов.)

2.   В каких процессах участвует медь в организме человека? процессах кроветворения.)

3.   Почему, даже зная о вреде нитратов и нитритов, люди ис­пользуют их при производстве сельскохозяйственной продукции и в пищевой промышленности? (Нитритные добавки это способ подкрашивания, консервирования, улучшения мясопродуктов. Главная цель добавок убить возбудителя ботулизма, вырабатывающего ток­син, смертельный для человека в ни­чтожных дозах.)

4.   Почему лучше употреблять консервы в стеклянной таре? (При хранении банки окисляются, и в продукты поступают свинец и дру­гие окислы металлов.)

5.   Может ли сахар вызвать диа­бет, кариес зубов, ожирение? (Вреден не сахар, а то количество, которое мы употребляем. Нужно употреблять больше фруктов, что­бы глюкоза поступала в организм, она необходима для строительства клеток и тканей тела, а продукты с высокой концентрацией сахара ограничивать в своем рационе, есть их редко, по праздникам )

6.   Почему фермеры применя­ют пестициды? (Ядохимикаты ис­пользуются для борьбы с вредителя­ми сельскохозяйственных культур.)

 

 

Ведущий 1

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе —

Но со знаньем и умом.

 

 

Ведущий 2

 

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь

палки.

Подумайте, а что нас дальше

ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять,

Она, как мы, такая же — живая!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается

в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою...

Большие дяди, взрослые

мужчины,

Храните речку светлую мою.

Э. Огнецвет

 

Ведущий 1. Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего за дело надо взяться науч­ным работникам, инженерам и ученым. Необходимо повсеместно взамен старых производственных технологий создавать и внедрять новые, более чистые, работаю­щие по замкнутому циклу. Если появятся мощные заводы, способные перерабаты­вать миллионы и миллионы тонн нако­пившихся отходов, и альтернативные «бездымные» источники энергии, то все еще можно поправить...

Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам... Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем?

 

Ведущий 2. Выбросы газа, свалки быто­вого мусора, дымящий автотранспорт... Все это до боли знакомо и все несет ги­бель нам и природе... Неужели мы с вами совершенно бессильны перед ли­цом напасти?

Да, многое из того, что мы видели сво­ими глазами в нашем городе, на его ули­цах и в парках, зависит от нас и нашего с вами поведения. Давайте не будем сей­час переваливать вину один на другого. До добра это не доведет. Лучше вспом­ним о себе: а не бросал ли я сам бумаж­ки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и безза­щитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать во­круг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои дурные привычки и наклонности: лень, неряш­ливость, грубость, нетерпеливость, неже­лание потрудиться на общее благо, то всем станет жить свободнее и веселее. Что же конкретно может сделать каждый школьник? Поэт М.Дудин взывает:

 

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, —

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите...

 

Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева.


на тему :

на тему :

Расширение и углубление знаний учащихся по гео­графии и химии

Расширение и углубление знаний учащихся по гео­графии и химии

Ведущий1. Мудрецы прошлого не раз! писали о семи чудесах света

Ведущий1. Мудрецы прошлого не раз! писали о семи чудесах света

К чему приводит повышение концентрации калия выше нор­ мы? (К нарушению углеводного, жирового, белкового обмена, сни­жению иммунитета, к усилению двигательной активности, наруше­нию сердечно-сосудистой деятель­ ности

К чему приводит повышение концентрации калия выше нор­ мы? (К нарушению углеводного, жирового, белкового обмена, сни­жению иммунитета, к усилению двигательной активности, наруше­нию сердечно-сосудистой деятель­ ности

О времена, о нравы!» Дол­ гое время строгость закона торжествова­ ла

О времена, о нравы!» Дол­ гое время строгость закона торжествова­ ла

Ведущий 2. Я — любитель природы,

Ведущий 2. Я — любитель природы,

По берегам озер и рек, И сокрушается

По берегам озер и рек, И сокрушается

Волна чудовищных мутаций Грозит планету затопить

Волна чудовищных мутаций Грозит планету затопить

Ведущий 2. Немного о растениях…

Ведущий 2. Немного о растениях…

Вопросы четвертого блока 1

Вопросы четвертого блока 1

Вопрос пятого блока В ящике находится вещество, несправедливо обиженное, ибо нашу планету правильнее бы было назвать его «именем»

Вопрос пятого блока В ящике находится вещество, несправедливо обиженное, ибо нашу планету правильнее бы было назвать его «именем»

Ведущий 1 Без природы в мире людям

Ведущий 1 Без природы в мире людям

Ведущий 1. Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего за дело надо взяться науч­ ным работникам, инженерам и ученым

Ведущий 1. Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего за дело надо взяться науч­ ным работникам, инженерам и ученым
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2023