на тему:
· Расширение и углубление знаний учащихся по географии и химии.
· Создание условий для развития логического мышления учащихся.
· Совершенствование методики «мозгового штурма».
· Развитие коммуникативных способностей учащихся.
· Использование материала игры для экологического воспитания учащихся.
1. За две-три недели до мероприятия учителя химии и истории совместно формируют команды из учащихся параллельных 9-х, 10-х и 11-х классов, предлагают список литературы, с которой ученики могут ознакомиться в библиотеке школы.
2. Правила интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» сходны с правилами одноименной телеигры.
3. В игре участвуют все команды.
4. Каждой команде предлагается по 6 – 7 вопросов. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
5. Кроме того, одна из команд должна ответить на «из черного ящика». Ассистент ведущего выносит ящик, в котором находится предмет, являющийся ответом на вопрос.
6. В тайм-аутах между играми болельщики показывают номера художественной самодеятельности или веселые рекламные паузы.
· На заднем плане сцены, прикреплен плакат «Берегите Землю! Берегите…».
· В зрительном зале за столами размещаются участники команд по 6 человек.
· Презентация на экологическую тему сопровождающая ведущих.
Ведущий1. Мудрецы прошлого не раз! писали о семи чудесах света. Они восторгались их сверхъестественными размерами и величием... Но сегодня мы с вами обратим внимание не на рукотворные колоссы, а на чудо из чудес — нашу Землю, которую в апреле 1961 г. окинул взором русский космонавт Ю.А. Гагарин. Именно он впервые заметил то, как она прекрасна. Наша планета и теперь еще продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Говоря о Земле, мы сегодня будем иметь в виду в основном ее биосферу или живую природу.
Аэродромы, пирсы и перроны,
леса без птиц и земли без воды...
Все меньше — окружающей природы.
Все больше — окружающей среды.
Ведущий 2. Всего несколько строк из стихотворения Р.Рождественского, но в них отражена самая суть нашей игры. Все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электричество, для вырабатывания которого существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием...
Ведущий 1. А заводы и фабрики, отравляющие воздух, почву и воду, а огромные мегаполисы с их бедами... Чем все это может обернуться для нас и для последующих поколений?
Первый блок вопросов
1. Назовите антропогенные источники свинца. (Промышленные и бытовые сточные воды, выбросы автотранспорта, производство фотоматериалов, спичек, красок, аккумуляторов.)
2. Каковы токсические действия свинца? (Свинец — сильный яд. Захватывается белками эритроцитов и поступает в плазму крови. Поражает печень, почки. Накапливается в костях. Угнетает генетический аппарат клетки. Поражает слизистую полость рта, десны).
3. Назовите антропогенные источники калия. {Выбросы автотранспорта.)
4. К чему приводит повышение концентрации калия выше нормы? (К нарушению углеводного, жирового, белкового обмена, снижению иммунитета, к усилению двигательной активности, нарушению сердечно-сосудистой деятельности.)
5. Каково токсическое действие цинка? (Конкурирует с кальцием в качестве его аналога, понижает его содержание в костях, нарушает усвоение фосфора, вызывает ломкость костей.)
6. Что вызывает ванадий, попадая в виде пыли в легкие человека? (Пневмосклероз, кожные высыпания.)
7.Что происходит с организмом человека при хроническом
воздействии соединений молибдена? (Ослабевает его иммунная защита, изменяется состав крови, возникают болезни органов пищеварения (гастрит, холецистит), седечно-сосудистой системы, снижается емкость легких.)
Ведущий 2.
У всех людей одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы безумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.
Обсуждение проблемы загрязнения окружающей среды металлами показывает, что этот вид загрязнения наиболее опасен для биологических объектов. Металлы проявляют двойственную роль в природной среде в зависимости от концентрации. Завышенное и заниженное содержание их в организме вызывает различные болезни.
Ведущий 1. Я думаю, что экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав Мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя... Как видим, пресловутый экологический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.
Петр I своим указом от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.
Ведущий 2. А вот следующий указ Петра от 1719 г. В нем царь высказал озабоченность по иному поводу: «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...» Строго? Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например за незаконную рубку леса, палач отсекал руку обличенному преступнику. «О времена, о нравы!» Долгое время строгость закона торжествовала. И экосистема планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.
Ведущий 1. Но вот наступил век научно-технического прогресса. Возможностей у тех, кто искренне печется о природе, о ее чистоте, стало неизмеримо больше. Начали даже возникать движения, поставившие своей целью защиту природы... На деле все вышло иначе. В бесконечной гонке за комфортом, удобствами жизни человечество, кажется, совсем потеряло голову. Подумайте, чего стоят природе одни лишь средства коммуникации и сообщения... Вся планета опутана электрическими проводами, железными дорогами, автотрассами, она, кажется, гудит как гигантский трансформатор. Моря и реки — не исключение. По ним взад-вперед движутся танкеры, рудовозы и гигантские лайнеры типа «Титаник». А если все это терпит аварии: тонет, взрывается, идет под откос... Не забудьте, что мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду...
Второй блок вопросов
1. В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 1830-х гг. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений. (Свинец, растворенный в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.)
2. Почему лишайники называют «индикаторами чистоты воздуха»? (Лишайники очень чувствительны к составу воздуха, а город не может похвастаться чистотой воздуха из-за большого количества выхлопных газов, поэтому лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах.)
3. Какие растения способствуют очищению воздуха в городе? (Тополя и вязы.)
4. Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав? (Водопроводную воду отстаивать нужно обязательно, независимо от того, будете ли вы ее кипятить или нет. При отстаивании водопроводной воды в осадок выпадают нерастворимые частицы и улетучивается часть хлора.)
6. Почему нельзя сжигать мусор? (При сгорании пластмасс выделяются ядовитые вещества.)
7. Охарактеризуйте экологическую обстановку в нашем городе. Что лично вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды?
Ведущий 2.
Я — любитель природы,
Ей служу что есть сил.
Чистый и прозрачный воздух
Нам, друзья, необходим.
Чистыми должны быть воды
Океанов, морей, рек.
И об этом должен помнить
Каждый умный человек.
Ведущий 1. Примерно сто лет назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерегал нас от этой беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и ее богатствам, то результат может быть один — полное самоуничтожение человека. Ученый говорил, что источник зла лежит в нашем эгоизме, который упорно не желает ничего видеть дальше своего носа.
Ведущий 2. Возьмем лишь один объект антропогенного воздействия — воздух. Человек месяц способен прожить без пищи, неделю без воды, а вот без воздуха — всего минуты... Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. За последние 25—30 лет транспорт и промышленность съели столько атмосферного кислорода, сколько его не израсходовало человечество за все время своего существования. Зато в атмосферу выбрасывается отрава: сера, азот, цинк, калий и другие, в том числе откровенно ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно выбрасывается 5 млрд т, что может привести к потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные последствия такой катастрофы трудно себе даже вообразить. В то же время леса — «легкие» планеты — вырубаются. Каждый кубометр добытой древесины — это почти полтонны не извлеченной из воздуха углекислоты...
Ведущий 1. Картина удручающая. Приведенные факты тревожат. Но они слишком абстрактны. От них можно отмахнуться и забыть.
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве — там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
— Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова — горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах — черные болячки —
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно:
— А что? Кислотные дожди...
... Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
— Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой —
Шибали запахи волной.
Не море — сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы —
Ее созданье — Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься...
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ведущий 2. Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует.
Вопросы третьего блока
1. Что с экологической точки зрения лучше иметь на кухне: вытяжку или воздухоочиститель? (Воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют ее )
2. Можно ли использовать кондиционер как средСТВ0 очистки воздуха в помещении? (Нет так как кондиционер регулирует лишь температуру воздуха, но не изменяет его химический состав )
3. Полезно ли в быту использовать освежители воздуха? (Примепять их нужно осторожно, потому что у некоторых людей возможны, аллергические реакции.)
4.Какое растение более других способствует очищению воздуха в помещении?(Хлорофитум.)
5.С чем связана болезнь «синдром больного здания»? (С загрязнением воздуха внутри жилого помещения.)
6.Чем является табачный дым в жилых помещениях? (Безусловно фактором канцерогенной опасности.)
Ведущий 2. Немного о растениях…
Наверное, каждый человек, у которого дома есть комнатные растения, скажет, что с ними и дышится легче. Многие причиной этому считают то, что растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Однако мало кто задумывается, что комнатные растения еще и очищают воздух с феноменальной эффективностью.
Им тоже приходится выживать, поэтому они чутко улавливают изменения в состоянии среды и приспосабливаются к ним. А создавая благоприятные условия существования для себя, цветы заботятся и о нас. Вредные элементы они уничтожают разными способами. Некоторые вещества связываются цитоплазмой растительных клеток и становятся неактивными. Другие подвергаются превращениям в растениях, после чего включаются в метаболизм растительных клеток и используются для нужд растения. Третьи, например серосодержащие соединения, выделяются корневыми системами в почву. В результате воздух в комнате станет в среднем на 40 процентов чище, чем там, где растений нет (при одинаковом объеме и качестве уборки помещения).
Рекордсменом по эффективности очистки воздуха является хлорофитум. Он даже превосходит многие специально созданданые для этой цели технические устройства.
Например, для поглощения формальдегида, выделяемого теплоизоляцией из некоторых синтетических материалов, в квартире средней величины, согласно расчетам, потребуется примерно 10 хлорофитумов.
Ненамного уступают хлорофитуму по эффективности очистки воздуха такие растения, как плющ, спатифиллум и алоэ.
Кроме того, большое влияние на самочувствие человека оказывает количество отрицательных ионов в воздухе, которое, кстати, быстро уменьшается, когда в комнате работает телевизор или компьютер. И опять на помощь приходят растения. Это хвойные (кипарис, туя, криптомерия), а также цереусы и кротоны. Их можно вырастить дома из семян, обеспечив в квартире целебный микроклимат, поскольку они обладают еще и фитонцидными свойствами.
Впрочем, любое растение, расположенное в комнате, увеличивает влажность воздуха. Кроме того, многие комнатные растения обладают фитонцидными (бактерицидными) свойствами. В помещении, где находятся, например, цитрусовые, розмарин, мирт, инжир, хлорофитум, герань, в воздухе содержится значительно меньше микробов. К тому же герань еще и дезодорирует воздух, что особенно полезно для помещений с застоявшимся, затхлым воздухом. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартиpax, поглощают аспарагусы.
Вопросы четвертого блока
1. Какой тяжелый металл сбрасывается в почву и воду при производстве нефтепродуктов? (Свинец.)
2. Какой оксид образуется при сгорании нефтепродуктов, содержащих серу? (Оксид серы (VI) который служит причиной возникновения кислотных осадков.)
3. Почему «черное золото» – нефть может принести большую беду человечеству и планете? (Нефть, попавшая в воду, — бедствие глобального масштаба, затрагивающее всю экосистему в целом).
5. Каков состав имеют выхлопные газы от бензиновых и дизельных двигателей? (СО2, оксиды серы (VI), водород, кислород.)
6. К чему может привести увеличение концентрации
углекислого газа в атмосфере? (К интенсивному осаждению на дне океана карбонатов
кальция и магния, к
снижению фотосинтеза.)
7. Какими веществами загрязняют воздух автомашины? (Угарный газ, оксиды серы и азота, альдегиды, углеводороды, аэрозоль свинца, соединения мышьяка)
Ведущий 1.
Я — любитель природы
И хочу у вас узнать:
Может быть, автомобили
Нам пора в музей отдать?
Сдать пора в металлолом?
Ведь от них и пыль, и дым,
Газ угарный, вредный.
Новый транспорт нужен нам —
Чистый и безвредный.
Вопрос пятого блока
В ящике находится вещество, несправедливо обиженное, ибо нашу планету правильнее бы было назвать его «именем». Что в черном ящике? ( Вода, так как 70 % поверхности Земли покрыто океанами, морями, реками и озерами.)
Вопросы шестого блока
1. Какую биологическую роль выполняет марганец в организме человека? (Марганец необходим для формирования соединительной ткани и костей, роста организма, функции центральной нервной системы и эндокринных желез. Недостаток марганца отрицательно сказывается на развитии костей. Содержание марганца в организме человека — 10 процентов.)
2. В каких процессах участвует медь в организме человека? (В процессах кроветворения.)
3. Почему, даже зная о вреде нитратов и нитритов, люди используют их при производстве сельскохозяйственной продукции и в пищевой промышленности? (Нитритные добавки — это способ подкрашивания, консервирования, улучшения мясопродуктов. Главная цель добавок — убить возбудителя ботулизма, вырабатывающего токсин, смертельный для человека в ничтожных дозах.)
4. Почему лучше употреблять консервы в стеклянной таре? (При хранении банки окисляются, и в продукты поступают свинец и другие окислы металлов.)
5. Может ли сахар вызвать диабет, кариес зубов, ожирение? (Вреден не сахар, а то количество, которое мы употребляем. Нужно употреблять больше фруктов, чтобы глюкоза поступала в организм, она необходима для строительства клеток и тканей тела, а продукты с высокой концентрацией сахара ограничивать в своем рационе, есть их редко, по праздникам )
6. Почему фермеры применяют пестициды? (Ядохимикаты используются для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.)
Ведущий 1
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе —
Но со знаньем и умом.
Ведущий 2
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь
палки.
Подумайте, а что нас дальше
ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять,
Она, как мы, такая же — живая!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается
в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою...
Большие дяди, взрослые
мужчины,
Храните речку светлую мою.
Э. Огнецвет
Ведущий 1. Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего за дело надо взяться научным работникам, инженерам и ученым. Необходимо повсеместно взамен старых производственных технологий создавать и внедрять новые, более чистые, работающие по замкнутому циклу. Если появятся мощные заводы, способные перерабатывать миллионы и миллионы тонн накопившихся отходов, и альтернативные «бездымные» источники энергии, то все еще можно поправить...
Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам... Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем?
Ведущий 2. Выбросы газа, свалки бытового мусора, дымящий автотранспорт... Все это до боли знакомо и все несет гибель нам и природе... Неужели мы с вами совершенно бессильны перед лицом напасти?
Да, многое из того, что мы видели своими глазами в нашем городе, на его улицах и в парках, зависит от нас и нашего с вами поведения. Давайте не будем сейчас переваливать вину один на другого. До добра это не доведет. Лучше вспомним о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои дурные привычки и наклонности: лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо, то всем станет жить свободнее и веселее. Что же конкретно может сделать каждый школьник? Поэт М.Дудин взывает:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, —
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите...
Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.