ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ГРАМОТЕИ»
( ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ )
7- 8 КЛАССЫ
Цели: развивать познавательный интерес к русскому языку; расширять общий кругозор учащихся; обогащать речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить; воспитывать способность к работе в команде, терпимость к разным точкам зрения.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово учителя.
Добрый день, уважаемые преподаватели, гости. Сегодня любители и знатоки русского языка собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашей игре обязательно выиграет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, полученными на уроках русского языка и литературы. Наша игра поможет вам найти на каждой станции много чудесного и таинственного, что прячется за словом «русский язык».
Представление команд.
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В «Грамотеи» будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомненья нет, -
Сегодня будет дружба владычицей побед.
1 команда. И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
2 команда. И соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острей,
И наша дружба крепнет с ней!
На музыку песни «Улыбка» В.Шаинского участники исполняют песню.
Любит игры наш дружный класс,
Вот начнется состязание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что не говори.
Нам доверено с тобой провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, русский язык,
Ты могуч, русский язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
Представление жюри. Ответное слово председателя жюри.
О юный друг! Мы встрече нашей рады.
Здесь ждут тебя победы и награды.
Ты спорь, ищи и не робей,
Свои уменья покажи скорей.
Ты не ропщи, а оживись
И русской речи поклонись.
Пусть знания тебя влекут
И в мир прекрасного зовут.
СТАНЦИЯ 1 «ФОЛЬКЛОРНАЯ».
Слово учителя. Игра «Что это?»
Его проглатывают, упорно не желая с кем-нибудь говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко. За него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ( Ответ. Язык)
Продолжить пословицы и поговорки. Объяснить значение указанной пословицы.
Вопросы 1-ой команде ( «Юные филологи»)
1.Языком не спеши, а делом…(не ленись).
2.Язык мой - …(враг мой).
3.Слово молвит - …(соловей поет).
Вопросы 2- ой команде ( «Знатоки русского языка»).
1.Языком болтай, а рукам воли…( не давай).
2.Язык до …( Киева) доведет.
3.Слово не…(воробей): вылетит – не поймаешь.
СТАНЦИЯ 2 «СИНТАКСИЧЕСКАЯ».
Слово учителя. Ребята, вы ,наверное, помните крылатую фразу « Казнить нельзя помиловать» и понимаете, какую роль в ней играет запятая. От того, где поставят этот маленький крючочек, зависит жизнь человека. Ваша задача будет не столь сложна и ответственна. Вам надо расставить знаки препинания в предложении.
На карточке написано предложение, но без знаков препинания: «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей».( М.Ю.Лермонтов)
СТАНЦИЯ 3 «УДАРЕНИЕ – УДАЛЕНИЕ».
Слово учителя. Еще в 4 веке известный филолог Диомед назвал ударение «душой речи». Правильная постановка ударения – признак культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит показателем уровня речевой культуры. Ваша задача – расставить ударение в предложенных словах.
Августовский, договор, документ, завидно, звонишь, зубчатый, каталог, квартал, километр, крапива, красивее, кухонный, маркетинг, менеджмент, творог, украинский, ходатайствовать.
СТАНЦИЯ 4 «ПОЛИГЛОТ».
Слово учителя. Кто такой полиглот? Как будет по-испански « бой быков»? – Правильно, коррида. Переведите данные слова , выбрав ответы из предложенных на выбор:
1. «Крестословица» по-английски
2. «Мальчик» по-французски
3. «Запад» по-немецки
4. «Созвучие» по-итальянски
5. «Ледяная гора» по-шведски
6. «Книга» по-гречески
7. «Чтение» по-арабски
8. «Испытание» по-латыни
9. «Кот» по-украински
10. «Источник» по-исландски
а) айсберг; е) вест;
б) библия; ж) кит;
в) экзамен; з) гейзер;
г) кроссворд; и) коран;
д) гарсон; к) аккорд.
Ответы: 1г; 2 д; 3 е; 4 к; 5а; 6 б; 7и; 8в; 9 ж; 10 и.
СТАНЦИЯ 5 « СЛОВА В ЗЕРКАЛЕ».
Если вы читали сказку о королевстве кривых зеркал, то, наверное, помните, как Оля в зеркале превратилась в Яло, Анидаг в Гадину, а Нуш-рок в Коршуна.
Есть такие слова. Которые не теряют смысла и при чтении их справа налево. Например, сев и вес. Вам надо придумать и записать, как можно больше пар таких «зеркальных» слов.
СТАНЦИЯ 6 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»
Для того, чтобы справиться с заданием, необходимо знать названия нот, составляющих всем известную гамму. Ничему не удивляться, стараться быстро думать. Победит тот, кто наберет больше количество очков.
Итак, начали.
- Животное, растение, птица, в названиях которых есть нота «до» ( буль-
дог, подорожник, удод);
- пресмыкающееся, птица и овощ, в названиях которых есть нота «ре»(черепаха, тетерев, гречиха);
- птица, рыба, плодовое дерево, в названиях которых есть нота «ми» (фламинго, минога, миндаль);
- растение, в названии которого есть нота «соль» и нота «фа» (фасоль);
- млекопитающее, рыба, в названиях которых есть нота «ля» (косуля, стерлядь);
-птица, плодовое дерево и полевой цветок, в названиях которых есть нота «си» (синица, персик, василек).
Учитель. Пока команды работают, несколько вопросов для зрителей.
1. В названиях каких литературных произведений встречается имя числительное? ( А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».А.П.Чехов « 3 сестры»,А.Дюма «3 мушкетера» и др.
2. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост? ( длинна-я, высока-я, низка-я)
3. Как написать мышеловка пятью буквами? ( кошка)
4. В каком глаголе 100 отрицаний? (стонет)
5. Какая змея бывает наречием? (уж)
6. На какой вопрос нельзя ответить: «Да»?( Ты спишь?)
7. Какое слово имеет пять «о»? (опять)
8. В названии какого европейского государства есть три «я2?( Авс- три- я)
9. На какое дерево садится ворона во время дождя? ( на мокрое)
10. Какой год продолжается всего один день? (новый)
11. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
12. В каких лесах не водится дичь? (в строительных)
СТАНЦИЯ 7 «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»
Команды по очереди отвечают на вопросы. Если не знают ответа на поставленный вопрос, говорят: «Дальше…»
Вопросы 1- й команде:
1. Как в литературоведении называется преувеличение (гипербола)?
2. К какой части речи относится слово «оба»?
3. Как называются слова с противоположным лексическим значением? (антонимы)
4. Форма глагола, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)
5. К какому разряду относятся местоимения мой, твой, свой, наш, ваш? (притяжательные)
6. Сколько слов в словосочетании «сногсшибательная новость»? (2)
7. К какой языковой единице принадлежит выражение «Язык без костей» (фразеологизм)
8. Звуки, которые можно проверить, называются…(проверяемые )
9. О чем напоминают прилагательные: оловянный, стеклянный, деревянный? ( пишутся с –нн- )
10. Объясните значение фразеологического оборота «Поймать на горячем» (поймали на преступлении)
Вопросы 2- й команде:
1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)
2. Какой частью речи является слово «любимым» в словосочетании « с любимыми не расставайтесь»? (существительное)
3. К какому пласту лексики относятся слова «перст», «очи», «уста»? (архаизмы)
4. Словосочетание «друг другу» пишется с дефисом или без? (без дефиса)
5. Сколько звуков в слове «дочь»? (3)
6. Пятая буква русского алфавита? ( д )
7. Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)
8. Назовите все члены предложения. (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)
9. Существительные изменяются по родам. Да или нет? (нет)
10. Объясните значение фразеологического оборота «Делить шкуру неубитого медведя» (распоряжаться недостигнутым)
СТАНЦИЯ 8 « СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ»
Замените словосочетания прилагательным с приставкой.
Задание 1- й команде:
1. Относящийся ко времени перед восходом солнца (предрассветный)
2. Не имеющий определенной формы (бесформенный)
3. Очень некрасивый, уродливый (безобразный)
4. Не дающий результата, напрасный (безрезультатный)
Задание 2- команде:
1. Лишенный смысла (бессмысленный)
2. Находящийся за пределами школы (внешкольный)
3. Никогда не умирающий (бессмертный)
4. Расположенный у берега, вдоль берега (прибрежный)
Подведение итогов жюри.
Награждение.
Учитель. Поздравляем победителей игры. Благодарим команды за интересную игру, а болельщиков за помощь командам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.