Интеллектуальная игра как средство развития творческих способностей
Оценка 4.8

Интеллектуальная игра как средство развития творческих способностей

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
воспитательная работа +2
1 кл
04.04.2023
Интеллектуальная игра как средство развития творческих способностей
Методологический очерк с учётом опыта применения в ГБОУ СОШ школа №8 "Музыка"
Голик - Интеллектуальная игра 2.docx

 

 

 

ГБОУ СОШ школа №8 "Музыка

 

 

 

Интеллектуальная игра как средство развития творческих способностей.

 

 

 

Воспитатель: Голик Наталия Сергеевна


 

Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка. В условиях современной школы проблема интеллектуального развития учащихся приобретает доминирующее значение.

В соответствии с концепцией федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), выпускник начальной школы должен быть самостоятельным, любознательным ребенком, активно познающим мир, проявляющим исследовательский интерес, а главное, умеющим учиться. Эти умения и качества развиваются у школьника в урочной и во внеурочной деятельности.

ФГОС НОО большое внимание уделяют внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня. В нашей школе эта деятельность организуется в группе продленного дня до 19:00. Задача воспитателя состоит в организации самоподготовки обучающихся, их продуктивной свободной деятельности, в удовлетворении потребности детей в интеллектуальном, культурном, нравственном и духовном развитии. С 19:00 до 22:00 в пришкольном интернате воспитатели продолжают осуществлять процесс воспитания детей. Воспитатели ГПД контролируют посещение муз. самоподготовки, приучают детей к порядку, соблюдению режима и ежедневной личной гигиене. В свободное время воспитатели организуют досуг детей: в часы общения проводят беседы, викторины, приучают детей к чтению художественной литературы; организуют прогулки на свежем воздухе. Очень полезно приучать детей 1-го класса к настольным играм, а детей 3-го и 4-го классов знакомить с игрой в шашки и шахматы.

Игровая деятельность является одной из важнейших форм воспитания, особенно младших школьников. Обучение и воспитание в игровой форме дает хорошие результаты в развитии творческих способностей и интеллекта детей, делает интереснее и ярче их досуг. Прослеживается связь между группой продленного дня и интернатом в нашей школе. То есть идет непрерывный процесс воспитания детей. При этом должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществляться индивидуальный подход к детям.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает воспитателя к постоянному поиску путей обновления образовательно-воспитательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно- педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала обучающихся.

Организация интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся – одно из важнейших направлений воспитательной работы. Развивая интеллектуальные способности, педагог может дать ребенку мощный толчок для познания окружающего мира. Ведь известно, что личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.

В словаре С. И. Ожегова под интеллектом понимается мыслительная способность, умственное начало у человека. Развитию интеллекта, активизации мыслительной деятельности обучающихся, развитию креативности мышления, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные интеллектуальные игры.  Для педагога игра выступает не только как метод увлекательного времяпрепровождения с ребенком, но и как метод (Н. Ф. Виноградова) и форма обучения (Г. В. Аквилева, З. А. Клепинина). Система игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей, разрабатывалась в трудах отечественных и зарубежных исследователей – Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Г. П. Антоновой, Л. А. Венгер, Е. В. Заики, Б. П. Никитина и других. По мнению П. И. Пидкасистого и Ж. С. Хайдарова, игра – специально организованная деятельность, в которой игроки, добровольно включаясь, следуя общей игровой задаче, исходя из одинаковых начальных условий, действуя идентичными средствами, соблюдая одни и те же правила, добиваются определенных результатов, по которым оценивается личный или общий успех.

Для детей интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию. Игровые действия школьников, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции, логические задания, направленные на развитие познавательных процессов (логического мышления, внимания, воображения), а также таких качеств личности, как наблюдательность, внимательность, аккуратность. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

В своей работе воспитатель использует следующие виды интеллектуальных игр:

1.      Предметные (настольно-печатные игры, шашки, шахматы, домино, лото, спички, «Морской бой», судоку, крестики-нолики и т.д.).

2.      Словесные (загадки, ребусы, шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы, кроссворды, викторины, головоломки, логические задачи, игры по учебным предметам, «Ассоциации», «Эрудит», «Города» и т.д.).

3.      Командные (интеллектуальные эстафеты, турниры, игра «Что? Где? Когда?», «Интеллектуальный КВН», «Своя игра», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Счастливый случай», игры-путешествия и т.д.).

Представленные игры развивают у обучающихся не только интеллектуальные способности, но и, например, предметные игры - зрительное восприятие, память, внимание, ориентировку в пространстве, мелкую моторику. Словесные игры также способствуют развитию словесно-логического мышления, расширяют кругозор, закрепляют знания по учебным предметам. Командные игры развивают у школьников коммуникативные навыки, креативность мышления, учат играть по правилам, считаться с мнением окружающих, адекватно реагировать на успехи и поражения.

Основная цель педагога - последовательно руководить процессом игровой деятельности у каждого ребенка и коллектива в целом, так как игра, как форма детской самостоятельности, в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом и заключается ее педагогическая ценность.

Рекомендации по организации и использованию интеллектуальных игр:

1.      Учет возрастных особенностей, обучающихся – необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников (это период позитивных изменений и преобразований). Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

2.      Учет индивидуально-дифференцированного подхода – следует использовать разные задания по степени сложности, чтобы каждый школьник мог проявить свои интеллектуальные способности.

3.      Учет правильной организации времени – необходимо давать детям достаточно времени на размышления.

4.      Учет разнообразия форм работы – возможности индивидуального, парного, группового участия школьников (так детям будет легче выстроить логику рассуждения, поделить радость успеха).

5.      Учет систематичности проведения игр – успех в интеллектуальных играх достигается при постоянстве их проведении (для этого можно использовать специальный график).

6.      Учет поддержки интереса к играм – использование элементов занимательности и соревновательности, ярких и красивых игровых атрибутов.

7.      Учет дисциплины и порядка – в интеллектуальных играх должны быть установлены правила.

8.      Учет разумного руководства – воспитатель должен умело регулировать ход игры (активный участник игры).

9.      Учет «механизма рефлексии» – в конце каждой игры необходимо подведение итогов, поощрение игроков (эффективная похвала, вручение призов).

Таким образом, применение воспитателем игр во внеурочной деятельности обучающихся стимулирует развитие всех сфер их личности – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной. Опыт многолетней работы показал, что использование интеллектуальных игр в организации деятельности группы продленного дня помогает не только скрасить досуг школьникам, но и развить их умственные и коммуникативные способности, расширить словарный запас, стать более активными, внимательными, сообразительными и творческими.


 

ГБОУ СОШ школа №8 "Музыка

ГБОУ СОШ школа №8 "Музыка

Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка

Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка

Клепинина). Система игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей, разрабатывалась в трудах отечественных и зарубежных исследователей –

Клепинина). Система игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей, разрабатывалась в трудах отечественных и зарубежных исследователей –

Учет возрастных особенностей, обучающихся – необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников (это период позитивных изменений и преобразований)

Учет возрастных особенностей, обучающихся – необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников (это период позитивных изменений и преобразований)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2023