Интеллектуальная игра «Конституция – основной закон страны»
Цель: привлечь внимание и повысить интерес школьников к основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.
Задачи:
1. Содействовать воспитанию уважения к ценностям и социальным нормам, отражённым в Конституции РФ.
2. Воспитывать у детей чувство патриотизма.
3. Развивать кругозор, познавательный интерес учащихся.
Ход мероприятия.
Ведущий. Здравствуйте, друзья! Уважаемые гости! Мы начинаем нашу интеллектуальную игру «Конституция – основной закон страны»
Под звуки песни «Вперёд Россия», девочки исполняют танец с флажками России.
1 ученик. Права, свободы
человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
2 ученик. Мы честь отчизны
охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
3 ученик. Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У
нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Ведущий. В нашей стране каждый год отмечается День конституции. Об этом празднике мы сегодня и поговорим, узнаем, насколько хорошо вы знаете государственные символы, их историю, а также свои права и обязанности на интеллектуальной игре «Конституция – основной закон страны».
Послушайте внимательно условия игры: за каждое правильное выполненное задание участники будут получать флажок. Команда, которая соберет наибольшее количество флажков, станет победителем.
Итак, мы начинаем!
1 этап. Деление на команды.
«Разрезанная открытка». Берутся три разных открытки большого формата. Каждая из них разрезается на шесть частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
2 этап. «У людей есть право!» Что такое Конституция? (Вставить пропущенные слова, даты)
Главный международный документ, в котором записаны права детей, называется «Конвенция ______ ребенка». Она была принята в ______г. Генеральной ассамблеей ООН и вступила в силу в ______г.
3 этап. «Права литературных героев» Ребята, а вы любите сказки? Сказки – прекрасный учебник жизни. А.С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом. И сейчас на примере сказок мы с вами выявим, какие же права были нарушены.
А) Какие права человека были нарушены героями сказок?
· 1.Баба-Яга - (часто в сказках покушается на жизнь детей)
· 2.Карлсон – (шумит, шалит, нарушает общественный порядок)
3.Волк, который ворвался к козлятам (неприкосновенность жилища, покушение на жизнь)
4.Мачеха, не пустившая золушку на бал (право на отдых)
5. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность).
Б) Отгадай сказку (блиц-опрос)
1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
6. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
8. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
9. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
10. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
11. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
12. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
13. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
14. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
15. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
16. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
17. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
18. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
19. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
20. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
4 этап. А) «Знаешь ли ты государственные праздники?» Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника Отечества В. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября
6. День народного единства Е. 7 января
7. День Конституции РФ Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 декабря
Б) Собери пословицы – 5 баллов
1. глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
2. если народ един, он не победим.
3. для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
4. родня земля и в горсти мила.
5. человек без Родины, что соловей без песни.
В) Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству
(8 баллов)
(флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
О |
Н |
С |
Т |
И |
Т |
Я |
К |
С |
Ф |
Л |
А |
У |
Ц |
Г |
Е |
Р |
Б |
Г |
Я |
И |
Р |
П |
Г |
С |
Е |
Л |
С |
Е |
Р |
И |
О |
Р |
И |
Т |
З |
О |
М |
Н |
А |
Ц |
О |
И |
Д |
Е |
Н |
Т |
И |
Л |
5. Конкурс капитанов. Капитаны встают на одну линию, зачитывается вопрос, кто первый догадывается, звонит в колокольчик, если отвечает правильно делает шаг в перёд.
Вопросы:
· Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
· Что такое герб? (эмблема государства).
· Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
· Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
· Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
· Что такое гимн? (торжественная песня).
· Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
· Символом чего является белый цвет флага? (чистота).
· Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).
· Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).
· Что означает слово «герб»? (наследство).
· Старинное русское название флага? (стяг).
· Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
· Кто является главой Российского государства? (президент).
· Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).
· Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
· Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
· Назовите денежную единицу России. (Рубль).
· Назовите растение – символ России. (Береза).
· Назовите столицу России. (Москва).
· Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).
· Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
· Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
· Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).
· Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).
6 этап. «Работаем с Конституцией!» Из слова КОНСТИТУЦИЯ составить как можно больше слов.
Подведение итогов.
Сегодня вы замечательно потрудились. Узнали много нового, полезного. Теперь вы знаете, какими правами обладает ребенок в нашей стране. Но…мы , кажется , упустили один момент. Говоря о правах, мы забыли сказать о том, что наряду с правами существуют обязанности, о которых не должен забывать каждый гражданин нашей страны, в том числе ребенок. Обратимся к ст.20. Обязанности ребенка.
В ней говорится, что каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство РК, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы РФ, заботиться о родителях, сохранять историческое и культурное наследие, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом, будьте патриотами!
Приложение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.