Интеллектуальная игра «На лесенке у книжных полок»
Оценка 4.6

Интеллектуальная игра «На лесенке у книжных полок»

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
русская литература
5 кл—11 кл +1
24.08.2021
Интеллектуальная игра «На лесенке у книжных полок»
Предлагаю сценарий внеурочного мероприятия по литературе для учащихся 5 -7 классов и их родителей: интеллектуальная игра из цикла «На лесенке у книжных полок»… Участвуют 4 семейные команды: «Волхвы», «Друзья Руслана и Людмилы», «Братство влюбленных в Пушкина», «Дружная семейка». Символом нашей игры будет лесенка-стремянка. Чем выше ступенька, тем серьезнее и интереснее задания.
На лесенке у книжных полок.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая деятельность

Интеллектуальная игра «На лесенке у книжных полок»

 

 

 

 

 

 

 

 

  Автор:

Ревенко Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения Руднянская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Пушкина Руднянского муниципального района Волгоградской области  

 

 

 

 

Методический комментарий

 

Руднянская школа... Удивительный мир... Мир открытий и познаний...

Мир творчества...

Так хочется, чтобы ученики, выходя из  стен родной школы, могли произнести именно такие слова.

Наш педагогический коллектив все усилия направляет на то, чтобы было именно так. Поэтому в нашей школе  можно не только учиться с увлечением, но  и познавать, и делать свои первые открытия, и творить вместе с родителями на внеурочных мероприятиях по литературе. Особое внимание педагоги уделяют проблеме  приобщения к книге.

          В «Нобелевской лекции», рассуждая о преступлениях, совершаемых  против литературы, замечательный поэт Иосиф Бродский говорил: «Наиболее тяжким является пренебрежение книгами, их «нечтение». За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это всей своей историей». Сегодня бьют тревогу российские ученые, социологи детского чтения, педагоги. Общее падение интереса к чтению ставит одну из важнейших задач: возвращение чтению статуса развивающего и творческого вида деятельности. Гарантом творческого чтения может и должен быть учитель литературы, который на материале лучших художественных произведений подводит учащихся к осознанию чтения как удивительного творческого процесса, ничем не заменимого явления культуры, в котором таится ключ, превращающий скучное движение «яблока по блюдечку» в сказочное чудо. Ведь  воспитать потребность в книге – это и путь к достижению более высокой цели: духовно-нравственному воспитанию школьников, «подсевших» на информационные технологии,  «зависших» в Интернете.

Индивидуально с учащимися провели анкетирование. На вопрос «Что для вас чтение?» многие ответил, что чтение – это удовольствие, успокоение, приятное времяпровождение, приобретенный опыт для решения своих проблем.  Кроме того, респонденты написали, что читающий человек интересен в общении, у него богатый лексикон и яркое мышление. Среди причин снижения интереса к книгам ребята назвали учебные нагрузки, Интернет, компьютерные игры. Больше всего обеспокоила фраза одного из подростков: «Читать стало немодным». Он привел весомый, на его взгляд, аргумент: «Не хочу быть «ботаником».

Результаты анкетирования о многом заставили задуматься. Мы решили  объявить апрель месячником чтения «Скажи книге «Да!». В школьной библиотеке оформили стенды, подготовили интересные мероприятия с учащимися: «Библиодесант» ( для 5 классов), «Библиогастроли» (зрелищная библиотечная  программа для 7 классов).

В целях возрождения традиций семейного чтения организовали  праздник «Папа, мама, я – читающая семья». Шестиклассники стали активными участниками акции «Библиосад».

Провели ток-шоу «Самая интересная девушка – читающая девушка». Волонтеры подготовили  акцию «Время читать», распространив буклеты среди жителей нашего поселка.

В процессе приобщения к чтению, формирования мотивации к чтению очень важное место занимает семья.  На помощь приходит Пушкин, он наш главный помощник в борьбе за читателя.

       Предлагаю сценарий внеурочного мероприятия по литературе для учащихся 5 -7 классов и их родителей: интеллектуальная игра из цикла «На лесенке у книжных полок»… Участвуют 4 семейные команды: «Волхвы»,  «Друзья Руслана и Людмилы», «Братство влюбленных в Пушкина», «Дружная семейка».

Символом нашей  игры   будет лесенка-стремянка. Чем выше ступенька, тем серьезнее и интереснее задания. Форма занятий интересна еще и своей необычностью. Это и  литературно-музыкальная композиция, и игра в дартс.

 Оформление:

Зал оформлен в духе литературного салона 19 века. На стенах портреты Пушкина, цитаты на берестяных свитках:

«Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный…»

А.Плещеев

Это имя – знакомое с детства –

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

П.Антокольский

 стилизованный заголовок,

 выставка книг Пушкина, презентация, иллюстрации к произведениям

А С.Пушкина, выполненные уч-ся.

 

Планируемые результаты.

Личностные:

способствовать развитию информационной и духовной культуры личности растущего человека через приобщение к поэзии А.П.Пушкина;

помочь учащимся и родителям осознать ценность чтения (и семейного, в частности), воспитывать  устойчивую потребность в чтении через  традиции семейного чтения;

уметь работать в команде.

Метапредметные:

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность и оценивать ее;

уметь работать с разными источниками информации.

 

Предметные:

уметь осмысленно читать и адекватно воспринимать текст пушкинских произведений;

формулировать собственное отношение к литературному наследию поэта, подкреплять его аргументами.

Участники:

учащиеся 5 -7 классов, родители , старшеклассники. В качестве домашнего задания участникам было предложено подготовить  рассказы о том, какую роль в жизни их семьи играет поэт, составить  рекламу любимого  членами семьи произведения  Пушкина. Также был предложен  список произведений А.С.Пушкина, которые необходимо прочитать.

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

Ход мероприятия

Учитель:

Добрый день!  Мы рады приветствовать истинных любителей поэзии А.С.Пушкина, чье имя вот уже 70 лет носит с гордостью наша школа. Какое счастье, что у нас есть Пушкин, который помогает нам и нашим детям жить, чувствовать.  И в 21 веке он   также любим и почитаем: святыни гениальности и духа незыблемы.

В минуты радости, тоски или печали

Он рядом, он со мной.

Утешит, усладит пленительной строфой

И позовет в неведомые дали.

Сегодня  семейные команды – участники литературной игры - продемонстрируют, насколько близко им творчество поэта. Ступенька за ступенькой они  будут  подниматься к вершинам Мудрости, Красоты, Знаний.

Итак, начинаем нашу игру.

(Представление команд и приглашение их на сцену.  Объявление  состава жюри, в которое входят библиотекарь районной детской библиотеки, старшеклассники, сдающие ЕГЭ по литературе).

 Учитель

Игру начинаем с проверки домашнего задания. Команды рассказывают, как состоялось их знакомство с поэтом и какую роль играет он  в жизни семьи?

1 команда «Волхвы»

Сын

Эх, зря я эту книжку взял. Не люблю читать стихи.

Дочь

Так не брал бы. (Берет в руки книгу и читает) А.С.Пушкин. Странно, как можно не любить Пушкина?

 

Звучит «Колыбельная» А.Гречанинова. Девочка читает строки из стихотворения поэта.

 Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье…

                     Выходит мама.

Знакомые строки. Я тоже учила их наизусть.

Папа

Дорогие мои! Ушам своим не верю! Пушкин! А знаете ли вы, что поэт помог мне сказать слова любви вашей маме? И я ему бесконечно благодарен за это.

Звучит тихая мелодия, на фоне которой  члены первой команды читают строки.

Папа

Что такое для нас Пушкин? Как объяснить то ощущение тонкой печали и незабываемого восторга, когда берешь в руки томик его стихов, когда видишь перед собой прекрасное лицо обреченного на короткую жизнь человека? Отрадно, что он стал для нашей семьи вечной любовью. Каждый в свой час открыл для себя своего Пушкина, а открыв, ревниво бережет его в глубине души.

Мама                                    

 Что Пушкин для меня?

 Средь дней однообразных вереницы

 Он для меня  как дивная жар-птица,

 Как дар волшебный счастья и добра.

Дочь

Мой Пушкин – море красоты,

Волшебных грез очарованье.

Он факел на моем пути,

Несущий свет, добро и состраданье.

Сын

Теперь я понимаю, почему вам так дорог русский поэт. Отныне я в вашей команде и очень рад, что еще на одного почитателя таланта Пушкина стало больше.

Папа

Семейные чтения стали для нас хорошей традицией. Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении – это чудо!

Мама

Вновь вернуться в мир детства – это чудо!

Дочь

Создать добрую атмосферу в семье  - и это чудо!

Сын

Читайте Пушкина! Любите Пушкина!

Выступление сопровождается презентацией «Что Пушкин для меня?»

Выступление  команды «Дружная семейка»

Сказочник

Друзья! Вы, наверное, удивились, увидев  в этом зале настоящую колыбель,  а в ней прекрасного младенца.  Закройте глаза, потом по моей команде откройте.

Дети выполняют команды сказочника, в роли которого выступает папа. Когда дети открыли глаза, они увидели женщину, раскачивающую  колыбель. (Роль исполняет мама ученика) Звучит тихая музыка, мама читает отрывок из сказки «Медведиха» А.С.Пушкина.

Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила бурая медведиха

Со милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

Села медведиха под белой березою;

Стали медвежата промеж собой играть,

По муравушке валятися,

Боротися, кувыркатися.

Мама

Так состоялось мое знакомство с поэтом. Конечно, об этом мне рассказала моя мама, но именно эти строки «убаюкивали» меня. И именно их  первыми прочитала я своей дочке. А когда ей исполнилось пять лет, она знала не только о детстве поэта, но и читала наизусть его стихи. Мой муж тоже очень любит произведения Пушкина.

Папа:

Мы считаем, что любовь к поэзии великого поэта объединяет нас и делает наш союз еще крепче.

Дочь:

Спасибо Пушкину!

Выступление 3 команды «Друзья Руслана и Людмилы»

Инсценирование (русская печь,  на печи мальчик. Бабушка сидит на скамье и прядет пряжу)

П.И.Чайковский «Метель»

Мама

Мчатся тучи, вьются тучи…За окном злится вьюга. Пригоршнями бросает снег в окна, стучится в дверь.

 

Звук метели усиливается.

 

Мальчик

Бабушка, мне страшно.

Бабушка

Ну, что ты, голубчик, успокойся. Хочешь, я расскажу тебе сказку?

Мальчик                                        

Только сядь поближе.

Бабушка рассказывает отрывок из сказки « Руслан и Людмила» Пушкина.

Выходит папа мальчика.

Так в пятилетнем возрасте вошел в мою жизнь Пушкин, чтобы поселиться в ней навсегда.

Мама

Книги гениального поэта занимают почетное место в нашем доме. (Фотография книжного шкафа, три полки которого заняты книгами  А.С.Пушкина). Мы с удовольствием перечитываем любимые страницы, соревнуемся, кто больше знает наизусть, составляем, а потом всей семьей разгадываем кроссворды по  произведения поэта.(Фото) Эта любовь навсегда.

Выступление 4 команды «Братство влюбленных в Пушкина» (выходит с группой поддержки)

Папа

Благословен и день, и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

В зал входят 3 танцевальные пары: мальчики в  костюмах лицеистов, девочки в бальных платьях. Каждая пара несет подсвечник с зажженной свечой и ставят их к портрету Пушкина. Звучит  «Полонез» В.Моцарта. Ребята исполняют танец.

Мама

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт.

Сын

Души сокрытое богатство

Под стаей листопадных дней

В России существует  братство

Влюбленных в Пушкина людей.

Дочь

В нашей семье очень любят произведения великого поэта. Часто вечерами мы все вместе читаем его стихи, размышляем о том, что он значит для каждого из нас. «Маленький стройный арапчонок, полный страсти» и великий поэт, гений русской литературы  стал  нашим другом и наставником.

Папа

Открываю томик одинокий –

Томик в переплете полинялом.

Мама

Человек писал вот эти строки.

Я не знаю, для кого писал он,

Сын

Пусть он думал и писал иначе,

И в столетьях мы не повстречались,

Дочь

Если я от этих строчек плачу,

Значит, мне они предназначались.

Учитель:

Это было первое задание, с которым семейные команды справились успешно. С первой ступеньки нашей лесенки-стремянки мы шагнули на вторую. (Устанавливается флажок под звуки фанфар).

Учитель

Когда речь идет о делах «давно минувших дней», есть опасность заблудиться. Чтобы этого не случилось, вы заранее подготовились: узнали, что в старину главным оружием были лук и стрелы. Они-то нам сегодня и пригодятся. Правда, я предлагаю заменить лук и стрелы дротиками дартса. Вы уже обратили внимание, что на выставке «Про старину стародавнюю» висит этот незамысловатый предмет.

Мишень для дротиков тоже необычная. В ее съемных секторах написаны разные слова: имена героев, предметы, непонятные слова, отрывки из  произведений А.С.Пушкина, представлены иллюстрации к произведениям поэта.

Игровая задача: метнуть дротик, снять листок с заданием, выполнить его.

 Представитель 1 группы метает дротик.

Задание: определить, какую роль в жизни маленького Пушкина сыграл носовой платок.

Ответ:

Маленький Саша был небрежен и то и дело терял носовые платки. Его мама Надежда Осиповна прикалывала их к курточке и заставляла провинившегося выходить к гостям с таким украшением.

 

Представитель 2 команды метает дротик, снимает лист  с изображением увядшей розы. И получает задание, какой эпизод из жизни будущего поэта связан с этим цветком.

Ответ

Розу  показали лицеистам  и предложили написать стихотворение. Юный Пушкин великолепно справился с заданием.

 Дротик метает представитель  3 команды. Открывается карточка с цифрой 14. Что значит эта цифра?

Ответ:

Это номер комнаты, в которой жил Пушкин-лицеист.

(На экране – комната)

Дротик метает представитель  4команды. Задание – герои какого произведения А.С.Пушкина изображены на иллюстрации? (Иллюстрации высвечиваются на экране)

(На экране – герои повести «Дубровский» – Маша Троекурова и Владимир Дубровский)

Учитель:

Итак, друзья, вы замечательно справились с заданием.  Поднимаемся на вторую ступеньку. (Устанавливается флажок под звуки фанфар). Продолжаем нашу встречу с  А.С.Пушкиным.

В лицее Пушкин приобрел много друзей, которые, следуя традиции, наградили друг друга прозвищами. Задание командам -  отгадать носителей этих прозвищ.

Появляются 4 старшеклассника.

1

Разрешите представиться? «Тося».

2

А я «Медведь». Меня так прозвали за то, что я одновременно отчаянный и какой-то флегматичный.

3

А меня за высокий рост прозвали «Большой Жано». А еще «Французом»за отличное знание французского языка и  «Егозой» за веселость и подвижность.

4

«Виля», «Кюхля». Долговязый и неуклюжий, я был предметом постоянных насмешек товарищей. Но меня и побаивались, характер у меня необузданный.

Так кто же прячется за этими прозвищами?

Команды  отвечают, на экране проецируются портреты  Дельвига, Данзаса, Пущина и Кюхельбеккера.

Учитель

Мы шагнули вверх еще на одну ступеньку. (На ступеньку устанавливается флажок) Чем выше мы поднимаемся, тем ближе к поэту, который приготовил нам  подарок. Что мы обычно делаем с подарками?   Искренне радуемся, потом берем в руки все реже и реже. В конце концов прячем в ящик. Но этот подарок особенный, это книги великого Пушкина. Ваша задача – представить рекламу вашей любимой книги, чтением которой вы наслаждаетесь в кругу семьи.

Дети вместе с родителями рекламируют книги Пушкина.  (Домашнее задание).

Учитель

Еще одна ступенька и следующее задание. «Диалоги с текстом. Реконструкция эпизода по слову».

1 команда

Ступа

2 команда

Невод

3 команда

Буря

4 команда

Мороз.

Учитель (устанавливает флажок на следующую ступеньку

С каждой ступенькой задания усложняются. Сейчас вы будете создавать образ слова, или по-другому ассоциации. Чтобы возникли ассоциации, нужно воображение. Вообразить – значит увидеть в буквах и услышать в звучании слова картину. В данном случае вам нужно вообразить, увидеть за пушкинским словом картины древней Руси. А поможет вам в этом знаменитая «Песнь о вещем Олеге», с которой вы знакомились дома. 

Каждая команда попробует создать образ слова, которое  «подстрелит» в дартс.  Итак, я раздаю свитки с таблицей. Обратите внимание – в них 3 графы. Каждый из вас заполнит в графе «Значение по словарю» объяснение своих слов. А затем создадите свой образ слова, свою ассоциацию.

Команды по очереди метают дротик, снимают листок со словом.

1 команда: кудесник, бранное поле

2 команда: броня, хазары

3 команда: Перун, рок

4 команда: отрада, ретивый

                          (см. Приложение №1)

 

 Пока команды выполняют задание, учитель работает с  болельщиками.

Под музыку «Полонеза» М.Глинки в зал входят старшеклассницы, исполняющие  роль мамы и дочери.

Мама:

Видишь в углу прелестную пару?

Дочь:

Где, где, маменька?

Мама:

Да вот там, в углу. Это гусарский полковник, красавец Бурмин, а рядом с ним Марья Гавриловна Р.

Учитель:

Вопрос. О героях какого произведения А.С.Пушкина говорят мать и дочь? (Повесть «Метель»)

Учитель:

Вопрос второй. Кто из героев Пушкина

когда был не в духе, насвистывал «Гром победы раздавайся»? (Троекуров)

…делал змея из географической карты? (Петр Гринев)

…имел шапку-невидимку? (Черномор, а затем шапкой завладела Людмила)

Вопрос третий. В каких произведениях Пушкина изображены эти картины природы? Учащиеся читают строки из произведений.

1.Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(«Зимний вечер»)

2.Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря;

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют»

             («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.Веселой толпою

С глубокого дна

Мы ночью всплываем,

Нас греет луна.

      («Русалка»)

Учитель благодарит зрителей-болельщиков  за активное участие в викторине и предоставляет слово командам. Листы с ответами демонстрируются с использованием  документ-камеры, таким образом, ответы видны не только членам жюри, но и зрителям. Флажок под звуки фанфар устанавливается на следующую ступеньку.

Учитель: Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша игра. Приоткрыв занавес в прошлое, вы прикоснулись сердцем, душой, мыслями к истинно русскому явлению нашей культуры, имя которого Пушкин. Что бы вы, уважаемые участники, сказали бы на прощанье?

Слово участникам игры.

На экране появляется иллюстрация к  произведению «Песнь о вещем Олеге»  - сцена пира.

Учитель:

Перед вами картина пира. Обычно на пиру что-то говорят, как вы сейчас.

Мы ведь тоже на пиру, только на литературном, и каждый из вас немного вкусил от пиршества пушкинского слова и мысли. А теперь послушаем, что же скажет наше уважаемое жюри.

        Выступление жюри, подведение итогов, награждение, вручение символических сувениров – золотая рыбка, изготовленных членами школьного кружка «Мой Пушкин».

 Учитель:

Удивительно:  годы бегут, множество событий и лиц исчезают в пугающей бездне забвения, стираются со страниц истории целые народы и города, погребенные под толстым слоем вулканического пепла.  Уходит многое. Но Он остается на корабле современности.

Чем дольше жизнь,

Тем Пушкин мне родней,

Милей, дороже, ближе и понятней.

Быть русской, как и он,

Читать его стихи.

Что может быть

И слаще и приятней?

Пушкин ушел… Но ненадолго, не насовсем. Ведь он  с нами всегда, ежедневно: в минуты радости и грусти, веселья и печали… Вот он – такой родной и близкий – в фойе нашей школы. Смотрит на нас пристально и словно говорит: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал».

Одного этого – пробуждения лучшего, что есть в человеке - достаточно.   Спасибо за участие. До новых встреч на ступеньках лестницы!

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

                       


 Приложение №1

 

    Слово

  Значение по словарю

Образ слова (ассоциация)

1

Кудесник

Колдун, чародей

Старый человек с посохом и длинной седой бородой

2

Бранное поле

Место битвы, сражения

Поле, усеянное погибшими, оружием

3

Броня

Металлическая одежда

Надежность, сила

4

Хазары

Древний кочевой народ Нижнего Поволжья и северного Причерноморья

Беспорядочное скопление людей в одежде, напоминающей халат, и с кривыми саблями в руках

5

Перун

Бог войны, покровитель князя

Гром и молния

6

Рок

Несчастливая судьба

Скорбь, слезы

7

Отрада

Удовольствие, радость

Счастливая улыбка на лице

8

Ретивый

Быстрый

Конь, ветер (в ушах свистит)

 

                       

 

 

 

 

 

                                       Литература:

 

1.     Б.С.Мейлах. Жизнь А.С.Пушкина. Л., «Художественная литература», 1974

2.     Календарь «Знаменательные даты – 2009», М., Либерия-Бибинформ, 2008

3.     Журнал-сборник «Учимся, читаем, играем». №3 2011г.

4.     Отрывки из сочинений учащихся 9 класса


Игровая деятельность Интеллектуальная игра «На лесенке у книжных полок»

Игровая деятельность Интеллектуальная игра «На лесенке у книжных полок»

Методический комментарий Руднянская школа

Методический комментарий Руднянская школа

Среди причин снижения интереса к книгам ребята назвали учебные нагрузки,

Среди причин снижения интереса к книгам ребята назвали учебные нагрузки,

Зал оформлен в духе литературного салона 19 века

Зал оформлен в духе литературного салона 19 века

Участники: учащиеся 5 -7 классов, родители , старшеклассники

Участники: учащиеся 5 -7 классов, родители , старшеклассники

Ход мероприятия Учитель: Добрый день!

Ход мероприятия Учитель: Добрый день!

Звучит «Колыбельная» А.Гречанинова

Звучит «Колыбельная» А.Гречанинова

Теперь я понимаю, почему вам так дорог русский поэт

Теперь я понимаю, почему вам так дорог русский поэт

Стали медвежата промеж собой играть,

Стали медвежата промеж собой играть,

Только сядь поближе. Бабушка рассказывает отрывок из сказки «

Только сядь поближе. Бабушка рассказывает отрывок из сказки «

Души сокрытое богатство Под стаей листопадных дней

Души сокрытое богатство Под стаей листопадных дней

Вы уже обратили внимание, что на выставке «Про старину стародавнюю» висит этот незамысловатый предмет

Вы уже обратили внимание, что на выставке «Про старину стародавнюю» висит этот незамысловатый предмет

На экране – герои повести «Дубровский» –

На экране – герои повести «Дубровский» –

В конце концов прячем в ящик. Но этот подарок особенный, это книги великого

В конце концов прячем в ящик. Но этот подарок особенный, это книги великого

Перун, рок 4 команда: отрада, ретивый (см

Перун, рок 4 команда: отрада, ретивый (см

Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря;

Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря;

Учитель: Удивительно: годы бегут, множество событий и лиц исчезают в пугающей бездне забвения, стираются со страниц истории целые народы и города, погребенные под толстым слоем…

Учитель: Удивительно: годы бегут, множество событий и лиц исчезают в пугающей бездне забвения, стираются со страниц истории целые народы и города, погребенные под толстым слоем…

Интеллектуальная игра «На лесенке у книжных полок»

Интеллектуальная игра «На лесенке у книжных полок»

Приложение №1 №

Приложение №1 №

Литература: 1. Б.С.Мейлах

Литература: 1. Б.С.Мейлах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2021