Урок внеклассного чтения по рассказу А.П. Чехова "Пересолил"
Оценка 4.6

Урок внеклассного чтения по рассказу А.П. Чехова "Пересолил"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл—11 кл +1
22.04.2022
Урок внеклассного чтения по рассказу А.П. Чехова "Пересолил"
Урок позволяет обучающимся выявить особенности интерпретации литературного произведения средствами анимации.
Урок по рассказу Пересолил.doc

Тема урока: «Особенности жанра юмористического рассказа А.П. Чехова «Пересолил».

Цели:

1.     Дать понятие жанра «юмористический рассказ»

2.     Научить различать особенности юмористического стиля:

(лексические особенности, синтаксические особенности, роль детали, роль диалога, герои – портрет, говорящая фамилия, портрет, поступки).

Задачи:

  • Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.
  • Метапредметные:
    • Познавательные: умение анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.
    • Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие родины.
    • Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.
    • Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Оборудование: портрет Чехова, доска с кроссвордом, компьютер, проектор, карточки с заданиями для групповой работы, доступ в Интернет для просмотра м/ф по ссылке https://youtu.be/VhAvqG0cewU

Ход урока

1.     Проверка домашнего задания.

2. Решение кроссворда по прочитанным рассказам

1. Подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию. (Псевдоним.)

2. Один из псевдонимов писателя Чехова. (Чехонте.)

3. Мягкий, добродушный смех в художественном произведении. (Юмор.)

4. Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах. (Несоответствие.)

5. Название одного их журналов, в которых печатались юмористические рассказы Чехова. («Осколки».)

6. Именно с этим животным ассоциировалась у героя одного из чеховских рассказов фамилия акцизного, умеющего по телеграфу заговаривать зубную боль. (Лошадь.)

7. Фамилия генерала, который в этом рассказе страдал от зубной боли. (Булдеев.)

8. Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик.)

9. Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.)

2.     Разгадав кроссворд по горизонтали, по вертикали получим название чеховского рассказа, о котором мы будем говорить сегодня на уроке. («Пересолил».)

3.     Актуализация опорных знаний.

 - О чём, по-вашему мнению, может вообще идти речь в рассказе под названием «Пересолил»? (Возможно, будет рассказываться о том, как “один мужчина или мальчик варил суп или кашу и положил туда много соли — пересолил”.

- Выясним, о чём же на самом деле в нем идёт речь, совпадёт ли содержание произведения с возникшими в связи с его названием читательскими ожиданиями.

1.     Каково ваше впечатление о рассказе «Пересолил»?

2.     Когда вы рассмеялись? (в конце) Почему? Можно ли сказать, что рассказ показался необычным, “удивил”,  “было смешно”, “было интересно”.

3.     С чего начинается рассказ? Как ведет себя главный герой? Почему? Чего он боится? Какой способ он выбрал для того, чтобы спастись от воображаемой опасности?

4.     Совпали ли наши ожидания концовки рассказа, с тем, что придумал автор? Прочитайте этот эпизод рассказа.

4. Работа по группам.

(7–10 минут ученики работают с текстом рассказа, отвечая на предложенные вопросы и фиксируя результаты поисковой деятельности в своих тетрадях, а представители первой группы — и на доске).

Задание 1 группе:

Составьте план рассказа. Какая из частей рассказа оказалась самой большой по объёму? Как вы это можете объяснить?

1. Прибытие землемера на станцию Гнилушки

2. Встреча с возницей

3. Описание зимних сумерек

4. Страх

5. Вранье

6. Пересолил!

7. Финал

Задание 2 группе

Найдите в рассказе пейзаж, прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера.

Задание 3 и 4 группе

Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

Задание 5 группе

Найдите в рассказе монолог землемера. Подготовьте его выразительное чтение. Какой знак препинания в конце предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

5. Просмотр мультфильма и обсуждение итогов работы

Обсуждение плана, представленного первой группой

Самая большая по объёму часть — пятая, и хотя в ней землемер Смирнов выполняет только одно действие — врёт, но это враньё всё нарастает и нарастает до невероятных размеров. Мы понимаем, что долго так продолжаться не может: скоро должна наступить неожиданная развязка. И действительно, землемер так запугал своим враньём возницу, что тот, бросив и телегу, и лошадёнку, на четвереньках побежал в чащу леса. Поистине, перестарался — пересолил!

Беседа

Сюжет. Обращаясь к сюжетному плану, выясняем: можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по-другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.

Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан.

1. Как каждый раз реагирует на процесс троганья телеги с места землемер? (если первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чув­ство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”).

2. Какой пункт плана пропущен в м/ф? Чем это можно объяснить?

Пейзаж. Вторая группа учащихся начинает с выразительного чтения пейзажа, на фоне которого разворачиваются события рассказа. Говоря о впечатлении, которое производит описание природы, ребята отмечают такие образы, как “тёмная, замёрзшая равнина”, “холодная осенняя заря”, “темнеющий воздух”, “какие-то бугры”. Мрачный пейзаж рождает у землемера чувство недоверия и страха; в голове Смирнова возникает мысль, что на него могут напасть и ограбить. На этом фоне и возница вызывает опасения: “морда у него зверская, подозрительная”.

Просмотр начала м/ф

1.     Меняется ли что-нибудь в нашем восприятии начала рассказа в м/ф, в котором нет пейзажа?

2.     Как меняет восприятие рассказа отсутствие пейзажа в м/ф?

- Проведите стилистический эксперимент: замените “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? (Изменилось бы не только настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах).

Юмористические детали в рассказе. (Фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Подводя итоги работы третьей группы, ещё раз обращаем внимание учеников на главную особенность жанра юмористического рассказа:

Можно ли этот рассказ отнести к юмористическим? Почему? Какими средствами создает Чехов юмористическое настроение? Найдите слова и выражения, которые создают веселую окраску? Где можно было бы закончить рассказ?

Главная особенность жанра юмористического рассказа: писатель-юморист использует юмористические детали как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше таких деталей, тем смешнее оказывается произведение.

 - Какими средствами создается комическое, т.е. смешное впечатление о герое, сравните портреты персонажей в рассказе и в м/ф.

Языковые особенности чеховского рассказа. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака землемера неодинакова.

В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например:

 “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера:

“Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…”

 

И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается.

1. Как создается комическое в монологе землемера в эпизоде мультфильма? (Многоточий нет). Как изображается в м/ф страх землемера?

Слово учителя

Главная задача чеховского юмористического рассказа, которую оно выполняет, — зафиксировать внимание читателей на абсурдности, анекдотичности ситуации, в которой герои чеховского рассказа оказались по своей вине.

Завершая этот урок, можно сказать, что мы познакомились с интерпретацией (представлением) литературного текста в другом виде искусства – мультипликационном фильме. И ваше домашнее задание будет носить творческий характер

1. Составить рассказ о путешествии со станции Гнилушки до деревни Девкино от лица Клима

2.                  Описать свое впечатление от знакомства с м/ф по рассказу Чехова «Пересолил»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах  М., "Наука", 1984

2.     Бороздунова Л.В. Постижение особенностей жанра: Рассказ А.П. Чехова «Пересолил» в 5-м классе // Литература. Приложение к газете "Первое сентября". 2007. № 08.

3.     Долинин К.А. Интерпретация текста. — М.: Просвещение, 1985.

4.     Есин А. Б. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов и понятий. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 1995.

5.     Коровина В. Я. Читаем, думаем, смотрим. Вопросы и задания по литературе. 6 класс. – М.: Просвещение, 2012.


6.     Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: «Особенности жанра юмористического рассказа

Тема урока: «Особенности жанра юмористического рассказа

Юмор.) 4. Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах

Юмор.) 4. Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах

Совпали ли наши ожидания концовки рассказа, с тем, что придумал автор?

Совпали ли наши ожидания концовки рассказа, с тем, что придумал автор?

Смирнов выполняет только одно действие — врёт, но это враньё всё нарастает и нарастает до невероятных размеров

Смирнов выполняет только одно действие — врёт, но это враньё всё нарастает и нарастает до невероятных размеров

Как меняет восприятие рассказа отсутствие пейзажа в м/ф? -

Как меняет восприятие рассказа отсутствие пейзажа в м/ф? -

Главная особенность жанра юмористического рассказа: писатель-юморист использует юмористические детали как приём создания комического эффекта в произведении

Главная особенность жанра юмористического рассказа: писатель-юморист использует юмористические детали как приём создания комического эффекта в произведении

Слово учителя Главная задача чеховского юмористического рассказа, которую оно выполняет, — зафиксировать внимание читателей на абсурдности, анекдотичности ситуации, в которой герои чеховского рассказа оказались по…

Слово учителя Главная задача чеховского юмористического рассказа, которую оно выполняет, — зафиксировать внимание читателей на абсурдности, анекдотичности ситуации, в которой герои чеховского рассказа оказались по…

Первое сентября". 2007. № 08. 2

Первое сентября". 2007. № 08. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2022