Интеллектуальная игра по литературе для учащихся 9-10 классов «Умники и Умницы», посвящённая биографии и творчеству А.С. Пушкина.
Разработала учитель
русского языка и литературы
МОУ «Лицей» г. Новотроицка
Чурилова Ольга Васильевна
Данная разработка предназначена для учащихся 9-10 классов.
Целью игры «Умники и умницы» является привитие любви к русской литературе и родному языку, развитие познавательного интереса учащихся, творческих способностей, чувства здоровой конкуренции, самостоятельности в работе с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами, воспитание командного духа.
Описание хода конкурса «Умники и умницы»
I этап:
Конкурс на лучшую стенную газету, посвящённую Дню Лицея.
Победители этого конкурса (первые три места) становятся первыми практиками, которые выходят на дорожки.
II этап:
Конкурс «Умники и умницы» состоит из четырёх туров.
После первого тура объявляется конкурс творческих работ. Ребятам было заранее предложено сочинить поэтическое произведение любого жанра на тему «Школьная дружба». Для представления работ отводится одна минута. Оценивается:
Первые три победителя выходят во II тур.
Перед III туром проводится простая жеребьёвка, в которой участвуют те команды, что ещё не представляли своих практиков. Отбираются только три практика. Чтобы определить очерёдность выбора дорожки, практикам предлагается предметный конкурс:
К IV туру приглашаются победители первых трёх туров. Победитель этого тура объявляется победителем всей игры.
Между турами задаются вопросы теоретикам, чтобы они могли проявить себя и стать практиками.
В конце игры подводят итоги, награждаются победители и среди практиков, и среди теоретиков.
Конкурс «Умники и умницы»
1 Ведущий: Добрый день, достопочтимый ареопаг.
2 Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги,
1 Ведущий: Добрый день, юные знатоки – Умники и Умницы!
2 Ведущий: На дворе – 19 октября, день совсем обычный. И всё-таки это особенный день – День Лицея. Можно добавить – Пушкинского. Но стоит ли? Для нас эти два слова неразделимы.
1 Ведущий: Не важно и другое: какой на дворе год и век, ибо во все времена «у каждого человека, у каждого из нас есть, может быть, должно быть СВОЁ 19 октября, хоть час от него, хоть минута».
2 Ведущий:
Я видел блеск свечей, я слышал скрипок вой,
Но мысль была чужда напевам бестолковым,
И тень забытая носилась предо мной
В своём величии суровом.
Курчавым мальчиком под сень иных садов
Вошёл он в первый раз, исполненный смущенья,
Он помнил этот день среди своих миров,
Среди невзгод и заточенья.
Я вижу: дремлет он при свете камелька,
Он только ветра свист да бури голос слышит.
Он плачет, он один…и жадная рука
Привет друзьям далеким пишет.
Увы! Где те друзья? Увы! Где тот поэт?
Невинной жертвою пал труп его кровавый.
Пируйте ж, юноши: его меж вами нет,
Он не смутит вас дерзкой славой.
(А.Н. Апухтин «Памяти Пушкина».
19 октября 1858 года)
1 Ведущий: Итак, начинаем наш конкурс. Вопросы к конкурсу составлены по определённому сценарию. Среди них есть простые и сложные; кому-то, возможно, повезёт больше, кому-то - меньше, это игра. Для участия в I туре приглашаются практики из трёх команд– победители в конкурсе стенных газет.
I тур
Куда бы нас ни бросила судьбина,
и счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское село.
1 вопрос:
Какое отношение к Лицею имеет гимн «Боже, царя храни!»?
Ответ:
Гимн был написан в 1816 году, к 19 октября, дню празднования Лицея, и был пропет на празднике лицеистами на мотив английского гимна «Good Save the Queen».
2 вопрос:
«19 октября 1936 года» - так называется последнее стихотворение А.С. Пушкина (далее – ст. А.С.П.), посвящённое Дню Лицея. В нём есть такие строки:
Вы помните, как наш Агамемнон
Из пленного Парижа к нам примчался?
Какой восторг тогда пред Ним раздался!
Как был велик, как был прекрасен Он,
Народов друг, спаситель их свободы?
Вы помните, как оживились вдруг
Сии сады, сии живые воды,
Где проводил он славный свой досуг!
И нет его – и Русь оставил Он,
Взнесенну Им над миром изумлённым.
О ком идёт речь? Отношение А.С.П. к этому человеку?
Ответ:
Это император Александр I. Отношение к нему у А.С.П. менялось с годами: в атмосфере подъёма 1812 г. – восторженное, в самые последние годы царствования А.С.П. мог уже говорить о нём с известной объективностью. Но чтобы там ни было, для А.С.П. он навсегда остался миротворцем Европы, низложителем Наполеона, основателем Лицея.
3 вопрос:
Какую цель преследовал Александр I, открывая Лицей? В чём принципиальное отличие его от других учебных заведений?
Ответ:
Лицей – высшее открытое учебное заведение; он был образован по личной инициативе Императора Александра I с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы». Принимались в Лицей «отличившиеся воспитанники дворянского происхождения» в возрасте от 10 до 12 лет. Курсов было установлено два: начальный и окончательный – каждый по три года. Лицей был размещён в заново отремонтированном четырёхэтажном флигеле Дворца, построенном в 1791 году по повелению Императрицы Екатерины II для своих внуков, детей Цесаревича Павла Петровича.
4 вопрос:
Удивительной школой был Лицей – второй такой Россия не знает. Основатель школы писал о ней: «Училище сие образовано, и устав его написан мною, но без самолюбия скажу, что оно соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты». Первый директор Лицея стремился воспитать кагорту «новых людей», которые впоследствии стали бы преобразователями России. Назовите образователя школы и его первого директора.
Ответ:
М.М. Сперанский и В.Ф. Малиновский.
5 вопрос:
Лицей представлял собой четырёхэтажное здание. Расскажите о расположении помещений по этажам.
Ответ:
В нижнем этаже помещалось хозуправление и квартиры инспектора, гувернёра и некоторых чиновников, служащих в Лицее.
Во втором – столовая, больница, аптека и конференц-зала с канцелярией.
В третьем – рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей со дворцом через хоры и придворной церкви.
В верхнем – дортуар.
(Из записок И. Пущина).
6 вопрос:
После окончания торжественной части, посвящённой Лицею, лицеистов повели обедать. Некто подошёл к лицеисту Мясоедову, опёрся на его плечо, чтобы он не вставал, и спросил:
-Карош суп?
Тот сконфузился, поперхнулся и пробормотал, задохнувшись:
-Oui, monsieur.
Все еле сдерживали смех, а потом долго дразнили его «monsieur». Почему?
Ответ:
Некто – императрица-мать, Мария Фёдоровна.
7 вопрос:
Это стихотворение 1817 года и письмо адресовано одному и тому же человеку:
Тебе, о Нестор Арзамаза,
В боях воспитанный Поэт,
Опасный для певцов сосед
На страшной высоте Парнаса…
«В письме Вашем Вы называли меня братом, но я не осмелился назвать Вас этим именем, слишком для меня лестным:
Я не совсем ещё рассудок потерял,
От рифм вакхических шатаясь на Парнасе.
Я знаю сам себя, хоть рад, хотя не рад.
Нет, нет, вы мне совсем не брат:
Вы…»
Закончите эту фразу, назвав адресата.
Ответ:
«Вы дядя мой и на Парнасе».
Адресат – дядя поэта В.Л. Пушкин.
8 вопрос:
Какой новый ритуал на выпуске Лицеистов задумал директор Егор Антонович Энгельгрдт? Позднее он будет повторяться во время всех выпусков.
Ответ:
Выпускников выстроили шеренгой. Лицейские дядьки приволокли на длинном шесте лицейский колокол, все эти годы скликавший их к обеду, прогулкам. Истопник Фёдор опустил колун на колокол, и тот разлетелся на множество осколков.
9 вопрос:
Энгельгардт приказал собрать эти чугунные осколки. Какова их дальнейшая судьба?
Ответ:
Энгельгардт приказал собрать чугунные осколки и обратился к выпускникам:
-Господа, в память Лицея я закажу выковать из них кольца. Звенья единственной цепи братства, навеки вас соединившего.
В центре этих чугунников – две руки, соединённые в пожатье. И это был не только знак прощания, но и символ верности.
II тур
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно процветал…
1 вопрос:
Скоро все лицеисты объявили себя «скотобратцами» и, как водится, наделили себя прозвищами. Приведите в соответствии с фамилии и прозвища лицеистов (фамилии написаны на зелёных полосках картона, прозвища – на красных).
Ответ:
М. Яковлев – Буффон
А. Горчаков – Князь
К. Данзак – Медведь
А. Пушкин – Смесь обезьяны с тигром
Н. Корсаков – Трубадур
И. Пущин – Иван Великий
А. Дельвиг – Тося
Малиновский – Казак
Вольховский – Суворочка
2 вопрос:
Интересно, а как выглядел Пушкин-лицеист? На портрете ему 10-12 лет. Мнения о наружность мальчика расходятся. Но вот как в 1814 году сам юноша напишет о себе во французском стихотворении «Mon portrait»:
«Мой стан со станом высоких,
Увы, не может равняться;
У меня свежий цвет лица;
Волосы у меня…, а голова курчава».
Какого цвета были волосы у Пушкина-юноши?
Ответ:
«…волосы мои белокуры».
3 вопрос:
Стихи, музыка были у всех на слуху, на устах. У Корсакова, у Яковлева были прекрасные голоса. О чьём голе скажет позднее одна из современниц: «Волшебный голос, певучий, чарующий», «Более гармоничного и приятного голоса я не слышала», «Это и впрямь была магия. Его речь делала пленительно прекрасным его лицо. От его голоса торжественные, холодные комнаты становились тёплыми, а пустые аллеи полными тайн.
Ответ:
Голос Пушкина. Он сам признавался:
Мараю два иль три куплета
И их вполголоса пою…
4 вопрос:
Распорядок дня в Лицее был строгим. Лицеисты жили на четвёртом этаже здания. Комнаты – небольшие узенькие кельи, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. И всё-таки некоторые приметы личности можно заметить. Перед вами три предмета, подобные тем, что могли быть в комнатах Николая Корсакова, Феди Матюшкина, Александра Пушкина: гитара, рисунок, на котором изображено море, и стопка книг. Скажите, какие предметы характеризуют пристрастия каждого из них?
Ответ:
В комнате Корсакова на кровати – гитара (у него был прекрасный голос). В комнате Матюшкина на конторке рисунок, мечта будущего мореплавателя. У Пушкина – несколько потрёпанных книг стопкой.
5 вопрос:
В 1814 году друзья отослали в модный тогда литературный журнал «Вестник Европы» стихотворение А.С.П., которое появилось в №13 под псевдонимом. Назовите это стихотворение и подпись, которая стояла под ним.
Ответ:
Послание «К другу-стихотворцу» было подписано «Александр Н.К.Ш.П. (согласные его фамилии в обратном порядке).
6 вопрос:
В 1830 году А.С.П. работал над завершением своего «Евгения Онегина». Ему вспомнился эпизод из лицейской жизни, который оказался пророческим, и поэт написал:
…весной при кликах лебединых
являться муза стала мне.
Что вспомнилось поэту?
Ответ:
Возможно, эпизод, описанный Я.И. Сабуровым, давним приятелем лицеистов, в статье «Царскосельский сад» (1830)»: «Лебеди пользовались у всех народов особенным почтением, им римляне и греки приписывали сверхъестественные свойства. Здешние (царскосельские) не отстали вдохновением от своих предков: недавно один, заметив на берегу толпу лицейских учеников, отделился с криком и воплем, как будто объятый духом пророчества, от стаи, плывшей по озеру, и трепещущий, безмолвный, пал к ногам А.С.П.».
7 вопрос:
(К участникам конкурса выходит девушка, одетая в духе XIX в.)
Обо мне А.С.П. вспоминал и через 15 лет после окончания Лицея, когда писал роман «Евгений Онегин»:
В те дни… в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь…
Вспомните моё имя.
Ответ:
Екатерина Бакунина, сестра лицейского друга.
8 вопрос:
Вокруг А.С.П. группировались лицеисты, увлекавшиеся литературой и сами сочинявшие. С первых дней пребывания в Лицее они выпускали рукописные журналы и сборники. И особенно интересным был один журнал, существовавший с 1813 года до конца 1816 года. Как он назывался?
Ответ:
«Лицейский мудрец».
9 вопрос:
Пушкин высоко ценил творчество этого писателя. В 181 году В.Л. Пушкин писал своему племяннику:
«Н.М. в начале Мая отправляется в Царское село. Люби его, слушай и почитай. Советы такого человека послужат к твоему добру и, может быть, к пользе нашей словесности. Мы от тебя многого ожидаем».
О каком писателе идёт речь?
Ответ:
О Н.М. Карамзине.
III тур
Простимся, братцы!
Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Храните, друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой…
1 вопрос:
Как выглядела форма лицеистов?
Ответ:
«Вначале нам сделали прекрасные синие мундиры из тонко сукна, и при них белые панталоны в обтяжку с ботфортами и треугольными шляпами, сверх того для будней синие форменные сюртуки с красными воротниками. Но с 1812 года всё это стало постепенно отпадать. Впоследствии хотя и восстановили синие сюртуки, но… казённое платье было так плохо и шилось на такие долгие сроки, что все, кому сколько-нибудь дозволяли средства, имели своё, прочие ж и дворцовую церковь являлись в заплатках».
(Из воспоминаний лицеиста, графа М.Л. Корфа).
2 вопрос:
Пущин и Горчаков, будучи лицеистами, дали друг другу клятву. Какую?
Ответ:
«Жить и умереть за Отечество».
3 вопрос:
Однажды лицеистам дали задание: сочинить стихотворение о восходе солнца. Мясоедов написал только одну строку, которая вызвала оживление среди лицеистов.
Кто-то (точно не известно, возможно, и А.С.П.) закончил:
И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать»
Воспроизведите ту строку, что сочинил Мясоедов.
Ответ
4 вопрос:
В Лицее поставили спектакль, посвящённый войне 1812 года. Действие происходило в имении помещика Доброва. На него нападает коварный Злодум, которого Добров побеждает с помощью крестьян. Крестьян-ополченцев играли лицеисты в вывернутых шинелях. Среди них на сцене был и сам сочинитель. Назовите автора пьесы и её последние название (первые варианты: «Ополчение», «Добрый помещик»).
Ответ:
Автором пьесы был гувернёр Иконников. Последнее название – «Роза без шипов».
5 вопрос:
В верхнем этаже инспектор Фролов выстроил лицеистов в три шеренги, чтобы вести на вечернюю молитву. Вдруг он заметил, Дельвига в очках.
-Это что? Выйти вперёд!
Дельвиг вышел, маршируя по-военному. Фролов, затопав ногами и указывая на очки, крикнул:
-Снять!
Что ответил Дельвиг?
Ответ:
-Дозвольте доложить, господин полковник. На ношение очков мне даровано высочайшее разрешение за компанию 1807 года. Я тогда находился в обозе отца.
Это было совершеннейшей ложью, но Фролов ограничился лишь замечанием.
6 вопрос:
Широко известный факт: любитель подшутить, А.С.П. пишет эпиграмму на Кюхельбекера:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно!
Вслед за ней – дуэль, на которую вызвал Пушкина Кюхля.
А какое событие предшествовало этой истории?
Ответ:
Из записок современника: «1818 год. Кюхельбекер хаживал к Жуковскому и отчасти надоедал ему своими стихами. Однажды Жуковский был зван куда-то на вечер и не явился. Когда его после спросили, отчего он не был, тот отвечал: «Я ещё накануне расстроил себе желудок, к тому же пришёл Кюхельбекер, и я остался дома».
7 вопрос:
В отношениях с педагогами А.С.П. всегда чувствовал к себе редкое уважение, чуткую доброту и постоянную заботу. Он хотел быть достойным их похвал, и уважения, и надежд. И, сойдя с лицейского порога, он гордо обращается к старшему другу, философу и мудрецу, участнику войны 1812 года с романтическим призывом. Вспомните и прочтите его.
Ответ:
Послание к Петру Яковлевичу Чаадаеву.
8 вопрос:
Однажды Жуковский, видя, как его собеседник записывает в книжку слова А.С.П., сказал ему: «Ты записываешь, что сказал Пушкин. И прекрасно делаешь. Когда ему было 18 лет, он думал, как тридцатилетний человек; ум его созрел гораздо раньше, чем характер. Это поражало нас с Вяземским, когда он был ещё в Лицее». Собеседник Жуковского впоследствии стал знаменитым русским писателем. Назовите его имя.
Ответ:
Н.В. Гоголь.
9 вопрос:
Лицеисты сочиняли стихи, пели, шутили, играли. Воспроизведите одну из любимых игр юных лицеистов, используя предметы, которые вас окружают.
Ответ:
Прыжки через стулья.
IV тур
Друзья! Прекрасен наш союз.
Он как душа неразделим и вечен…
1 вопрос:
По окончании Лицея шестеро выпускников были награждены медалями: двумя золотыми и четырьмя серебряными. Кто из друзей А.С.П. получил их?
Ответ:
Одну Большую золотую медаль - Вольховский, Малую золотую – Горчаков, одну из серебряных – Кюхельбекер.
2 вопрос:
Поистине для А.С.П. это был год Лицея! В разное время его навестили несколько друзей.
И ныне здесь, в забытой глуши,
В обитель пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я…
Назовите год, место этих встреч и лицейских друзей, навестивших поэта.
Ответ:
Это было в 1825 году, в Михайловском. Первым приехал Пущин, утром 11 января. А через три месяца, в апреле, приезжает Дельвиг и проводит у А.С.П. неделю. Наконец, в сентябре Горчаков, тогда секретарь русского посольства в Лондоне, оказывается в 18 верстах от Михайловского, и они тоже встречаются.
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил
…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней
Нам разный путь судьбой назначен строгой,
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой…
3 вопрос:
На день Лицея 19 октября 1825 года Пушкин напишет стихотворение, в котором будут и такие строки:
…Кого меж нами нет?
Он не пришёл, кудрявый наш певец,
с огнём в очах, с гитарой сладкогласной.
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашёл приют унылый
Сын Севера, бродя в краю чужом…
О ком идёт речь?
Ответ:
О Н. Корсакове, Трубадуре. Умер и похоронен во Флоренции.
4 вопрос:
Кому из друзей-лицеистов посвящены эти поэтические строки?
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный,
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лёд полуночных морей?
Счастливый путь!...
С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ответ:
Фёдору Матюшкину. Матюшко. Моряк, кругосветный путешественник, герой морских сражений, будущий адмирал. Есть на севере восточной Сибири Мыс Матюшкина. И это по его, Матюшкина мысли, первый памятник А.С.П. будет поставлен именно в Москве, на Тверской.
5 вопрос:
Из дневника А.С.П.: «15 октября 1827 года. Вчерашний день был для меня замечателен, это случилось на станции Залазы, между Новгородом и Псковом. Вдруг подъехали четыре тройки с фельдъегерем. Я вышел взглянуть на них. Один из арестантов стоял, опершись у колонны. К нему подошёл высокий, бледный и худой молодой человек с чёрною бородой, в фризовой шинели. …Мы пристально взглянули друг на друга, и я узнаю…»
Кого же узнал А.С.П.?
Ответ:
«…и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили. Фельдъегерь взял меня за руку с угрозами и ругательствами, – я его не слышал. Кюхельбекеру сделалось дурно. Жандармы дали ему воды, посадили в телегу и ускакали».
6 вопрос:
Прошу вас ответить на вопрос, который А.С.П. задавал в стихах 1825 года:
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придётся одному?
Ответ:
Этим одним станет Горчаков. Он будет жить долго (умрёт в 1883 году). Дольше всех лицеистов первого выпуска. Он достигнет высочайшей ступени на государственной лестнице, станет дипломатом, министром Внутренних Дел, государственным канцлером.
7 вопрос:
Летом 1831 года А.С.П. с женой находился в Царском Селе. Здесь поэт начал писать в совсем новом для себя роде – он писал сказку. Сказку о торжестве добра над злом, о волшебной энергии любви. В этой сказке любовь одолевает все преграды. Сказка напомнило другое произведение, начатое им здесь же, в последний год Лицея. Назовите оба произведения.
Ответ:
«Сказка о царе Салтане» и поэма «Руслан и Людмила».
8 вопрос:
В лицейском садике Царского Села есть памятник А.С.П. Он поставлен именно в том месте, о котором поэт писал:
Младых бесед оставив блеск и шум,
Я знал и труд, и вдохновенье,
И сладостно мне было жарких дум
Уединённое волненье.
Когда был заложен этот памятник и кто его автор?
Ответ:
Памятник был заложен 26 мая 1899 года, в столетнюю годовщину А.С.П. Автор – скульптор Ф.Ба
9 вопрос:
Энгельгардт, уйдя в 1822 году в отставку, писал Матюшкину о судьбе Лицея. О каких переменах сообщал он в своём послании?
Какова дальнейшая судьба Лицея?
Ответ:
«В нашем Лицее большие перемены: шпаги, домовые. Отпуски в город и вместо 50 воспитанников – 100 человек, из коих 50 казённых и 50 платящих по 2000 рублей в год. Спальни в верхнем коридоре уничтожаются, там будет большая общая казарма».
В 1822 году Лицей был передан из министерства народного просвещения в военное ведомство.
Вопросы теоретикам
1 вопрос:
Перед вступительным экзаменом в Лицей Василий Львович и А.С.П. встретили на лестнице дворца старого адмирала лет 80-ти, с Андреевской лентой через плечо. Он держал за руку двух мальчиков: одного постарше, румяного и весёлого, другого – помладше. Очевидно, это были его внуки. Назовите фамилию мальчиков.
Ответ:
Братья Пущины.
2 вопрос:
В свободное от занятий время Александр отправлялся в Царскосельский сад к озеру. Садился в лодку и подплывал к памятнику. Какое отношение имел он к А.С.П.?
Ответ:
Пирамидальный памятник героям войны с турками. В числе героев был генерал Ганнибал. А.С.П. знал, что это дядя его матери, генерал Иван Абрамович Ганнибал.
3 вопрос:
За свои шалости Пушкину приходилось иной раз терпеть и наказания. Так, за то, что А.С.П., Малиновский и Пущин как-то с помощью дядьки устроили тайную пирушку, на которой главным угощением был гоголь-моголь, куда входил и недозволенный ром. Какое наказание им последовало?
Ответ:
Всем троим пришлось стоять на коленях во время утренней молитвы, последние места в столовой, с которых лишь постепенно передвигались на места, более близкие к началу стола. А.С.П. шутил по этому поводу:
Блажен муж, иже
Сидит к каше ближе.
4 вопрос:
«Его сердце холодно и пусто, может быть, оно так пусто, как никогда не бывало юношеское сердце». Таков официальный отзыв о Пушкине-лицеисте, который дал один из руководителей и педагогов Лицея. Кто?
Ответ:
Е.А. Энгельгардт. Впоследствии он оценил А.С.П. и сделал, в частности, всё зависящее, чтобы отвести от А.С.П. грозу, закончившуюся ссылкой поэта на юг, под надзор к генералу Инзову.
5 вопрос:
Первый директор лицея, Малиновский, умирая, сказал Куницыну, спутав его с кем-то в бреду:
«Ваше превосходительство!
В вверенном мне вступительном учреждении есть главное…»
Продолжите эту фразу.
Ответ:
«…есть главное – нет духа раболепства».
6 вопрос:
Летом 1819 года А.С.П. увидел в родительской деревне крестьянок, спешащих на барщину с детьми на руках; пахаря, в полумгле весеннего вечера идущего за плугом на своей полочке после долгого дня работы на помещиков. На них… На Пушкиных… Он был потрясён и написал свою «Деревню». Как звали лицейского профессора, читавшего своим воспитанникам предмет «Естественное право» и раз и навсегда объяснившего, в чём это право заключается: человек родился здоровым и жить должен тоже по закону равенства и свободы?
Ответ:
А.П. Куницын.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.