«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Интеллектуальная игра
по пьесе - сказке
А.Н.Островского «Снегурочка»
Правила игры:
Викторина состоит из 3-х этапов соревнования, в ходе которых из 9 участников в финал выйдут 3. За каждый правильный ответ участнику вручается визитка. Если участник затрудняется ответить или ответ неверен, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать дополнительный этап соревнования. Перед началом соревнования учащимся предлагается выбрать группу, в которой они хотят состязаться:
- у 1 группы самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить лишь на 2 вопроса. Выбрав 1 группу, участник подвергает себя наибольшему риску: он не имеет права на ошибку.
- во 2 группе участник отвечает на 3 вопроса, для него допустима 1 неточность в ответе.
- в 3 группе участник отвечает на 4 вопроса, но имеет право ошибаться дважды.
Финальное состязание определит победителя.
Судит состязание комиссия.
ТРЕТЬЯ ГРУППА
Вопросы и задания:
1. –Ваше детство прошло в глухой чаще леса в тереме отца Мороза. Вашими друзьями были лишь лесные зверюшки. Наконец вам наскучило одиночество, вас потянуло к людям. Хочется спросить вас, используя слова Мороза:
«А что манит тебя покинуть терем // Родительский и что у берендеев // Завидного нашла?»
(«Людские песни» - Пролог , явл.3)
2. – В пьесе-сказке автор вложил в уста вашей героини замечательные слова: «…все, что есть на свете дорогого,// Живёт в одном лишь слове. Это слово…» Продолжите фразу.
(«Это слово-любовь» -Д.4, явл.3)
3. –Итак, по вашим словам, самое дорогое на свете для человека – любовь. А как дорого влюблённый Мизгирь оценил вашу любовь? Сколько он готов за неё заплатить?
(«Снегурочка, у острова Гурмыза,
Где тёплое бушующее море
На камни скал прибрежных хлещет пену,
Пускаются без страха водолазы
Отважные искать по дну морскому
Приточной добычи. Я пытался,
Удачи ждал; давал большую цену
За жемчугом проворных водолазов.
И вынес мне один зерно такое,
Какого нет в коронах у царей,
Ни у цариц в широких ожерельях.
Купить его нельзя. Полцарства стоит
Жемчужинка. Сменяться? Вещи равной
Не подберёшь. Ценой ему равна,
Снегурочка, одна любовь твоя.
Сменяемся, возьми бесценный жемчуг,
А мне любовь отдай». – Д.3, явл.3)
4. –любовь – прекрасное чувство, но именно любовь сделала вас уязвимой для солнца. Грозный бог Ярило всё-таки погубил вас, растопил своими горячими лучами, и вы покинули сей мир, будучи совсем юной. Сколько же вам было лет от роду?
(«15 лет: …Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье –
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось солнце.
Теперь, с её чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось» - Д.4, явл.4)
ВТОРАЯ ГРУППА
Вопросы и задания:
- «Пригоженьким – хорошеньким» пастушком называют вас девушки-берендейки. Они не жалеют для вас ни ласк, ни поцелуев. Ваши пленительные песни всех приводят в восторг, они заставляют оттаять даже холодную сердцем Снегурочку. Помните: «..и слушаешь, и таешь…»? Итак, ваш персонаж – это … (Лель)
1. – В пьесе вы говорите о себе в третьем лице:
«Не пашет он, не сеет с малолетства
На солнышке валяется; лелеет
Весна его, и ветерок ласкает.
И нежится пастух на вольной воле.
В уме одно: …»
Что же у вас на уме? ( «…девичья ласка, только // думаешь о ней» - Д.3, явл.2)
2. –Певцом любви именует вас царь Берендей. А кто был вашим учителем в любви? Кто обучил вас песням?
( «..Не мне,
Великий царь, а Солнцу подобает
Такая честь. Лелеяло измлада
Оно меня – учило песни петь;
Его тепло в речах моих, и слушать
Охотятся девицы речи Леля.
И теплится в лице румянцем смуглым,
И светится весенней сладкой негой
Из глаз моих». – Д.2, явл.5)
3. – Много ли было претенденток на вашу любовь?
( Три:Снегурочка, Прекрасная Елена, Купава)
ПЕРВАЯ ГРУППА
Вопросы и задания:
-Вам досталась самая значительная роль. Вы и глава государства, и художник, и мастеровой. Конечно, вы … (Царь Берендей)
1. –Ваше величество, согласно сюжету пьесы, вы собственноручно выполнили роспись дворца. Два скомороха, наблюдавшие за вашей работой, долго и упорно спорят о том, что вы изобразили в нижней части столба (колонны): коровью ногу или пёсью. Что же на самом деле изображено у подножия дворцовой колонны? («Ни пёсья, ни коровья// а крепкая нога гнедого тура» - Д.2, явл.1)
2. –В одной из сцен вы прочли скоморохам очень интересную лекцию по искусствоведению, рассказав подробно о том, как должны быть расписаны царские палаты. Итак, какой орнамент должен украшать потолок, стены и столбы в царском дворце?
(«Палатное письмо имеет смысл.
Небесными кругами украшают
Подписчики в палатах потолки
Высокие; в простенках пишут
Утеху глазу – лазоревы цветы
Меж травами зелёными; а турьи
Могучие и жилистые ноги
На притолках дверных, припечных трубах,
Подножиях прямых столбов, на коих
Покоится тяжёлых матиц груз.
В преддвериях, чтоб гости веселее
Вступали в дом, писцы живописуют
Таких, как вы, шутов и дураков» - Д.2, явл.1)
ФИНАЛ
- С какими персонажами славянской мифологии мы встречаемся в пьесе «Снегурочка»?
- Какие русские народные обряды нашли отражение в пьесе «Снегурочка»?
- В чём сходство и различие сюжетов русской народной сказки про «Снегурочку» и «весенней сказки» Островского?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.