Интеллектуальная литературная игра "Самый умный"

  • doc
  • 30.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Интеллектуальная литературная игра Самый умный.doc

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

«САМЫЙ УМНЫЙ»

Цель:

-популяризация детской литературы.

Задачи: 

- расширить кругозор детей;

- воспитывать интерес к литературному творчеству;

-в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании литературных произведений.

Оборудование: ноутбук, проектор, сигнальные карточки с изображением сказочных героев, иллюстрации к сказкам, карточки с названием раунда, грамоты за участие, диплом победителя.

Ход мероприятия

I.Организационный момент

Слайд 1

Ведущий: Я приветствую зрителей и участников клуба «Самый умный». Да, да, не удивляйтесь – сегодня все желающие станут участниками интеллектуальной литературной игры «Самый умный». На игровой подиум выйдут все ребята, но по мере прохождения игры в ней останется только несколько участников, которые и поборются за почётное звание «Самый умный».

Вначале – несколько слов о правилах нашей игры.

Игра состоит из 5 раундов. В отборочном раунде участвуют все ребята. В первый раунд пройдут только те, кто правильно ответит на несколько моих вопросов. Таким образом, переходя из раунда в раунд, останется только один участник – «Самый умный». У всех вас в руках находиться сигнальные карточки. Если вы знаете правильный ответ поднимаете свою карточку с изображением сказочного героя.  Следить за ходом игры будет строгое жюри.

Хочу напомнить, что все вопросы, которые вы сегодня услышите – из области литературы. Итак, мы начинаем.

 

II.Основная часть.

ОТБОРОЧНЫЙ РАУНД.

 

1.                              С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).

2.                              Эта героиня пришла к нам из сказки Г.-Х. Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка).

3.                              В какой сказке действуют ожившие фрукты и овощи? («Приключения Чиполлино»).

4.                              Игрушка – главный герой книги и мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка).

5.                              С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла).

6.                              Назовите личный транспорт Бабы-Яги? – Ступа / Помело.

7.                              Как звали отца деревянного мальчика, героя известной сказки? – Папа Карло.

8.                              Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – Самобранка.

9.                              В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («Двенадцать месяцев»).

10.                          У этого героя на голове зелёный хохолок, подёргав за который можно вдоволь наплакаться. (Чиполлино.)

11.                          Как звали девочку-куклу, волосы которой были необычного голубого цвета? (Мальвина)

12.                          Героиня этой английской книжки побежала за белым кроликом, а оказалась в необычной стране (Алиса).

13.                          Эта героиня не выходила из дома без шапочки (Красная шапочка)

Ведущий: Сейчас жюри назовёт 6 участников сегодняшней игры. Я приглашаю их в центр нашего зала.

I РАУНД  - «ВСПОМИНАЙ-КА»

(6 участников)

Ведущий: Ребятам предстоит вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, вообразили, что вы в сказочной стране? Я задаю вопрос по очереди каждому участнику игры, если он не отвечает, ход переходит следующему игроку. Не забывайте, в игре останется только 5 участников.

Итак, какие слова надо произнести, чтобы:

§          Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?   (Сим, Сим, откройся!)

§          Сварить кашу в волшебном горшочке? ((Раз, два, три, горшочек, вари!)

§          Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

§          Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)

§          Какие слова говорила Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь», обращаясь к медведю? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)

§          Благодаря этим словам козлята отворяли дверь своей маме-козе (Козлятушки, ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка. Ваша мама пришла, молочка принесла.)

II РАУНД – «СКАЗОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

(5 участников)

Ведущий: Итак, осталось 5 участников. Я буду называть каждому участнику вопрос. Он должен на него ответить – отгадать сказочное животное, т. е. героя-животное из сказки (по 3 вопроса каждому)

§          Пудель Мальвины (Артемон)

§          Собака доктора Айболита (Авва)

§          Пёс дяди Фёдора (Шарик)

§          Черепаха, которая дала Буратино золотой ключик (Тортилла)

§          Курочка, которая снесла яичко (Ряба)

§          Друг Чебурашки (крокодил Гена)

§          Кот из деревни Простоквашино (Матроскин)

§          Ослик из сказки про Вини-Пуха (Иа-Иа)

§          Конёк- …(горбунок)

§          Слепой кот из сказки «Приключения Буратино» (Базилио)

§          Кошка, которая помогала бабке вытянуть репку (Мурка)

§          Крыса старухи Шапокляк (Лариска)

§          Подруга кота Базилио (лиса Алиса)

§          Кому попала стрела Ивана? (лягушке)

§          В кого превратился гадкий утёнок? (лебедя)

§          Кого встретила Красная шапочка в лесу? (волка)

§          В кого превратился братец Иванушка, выпив водицы из копытца? (в козлёнка)

§          От кого не удалось уйти Колобку? (от лисы)

Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас жюри объявит 4 участников, которые продолжат борьбу за звание «Самый умный».

III РАУНД – «ВЫБИРАЙ-КА»

(4 участника)

Слайды

Ведущий: Я предлагаю всем участникам обратить внимание на экран. В этом раунде каждому игроку нужно выбрать из предложенных вариантов правильные ответы на мои вопросы. Для этого каждый участник получает 4 карточки с буквами а, б, в, г.

Слайд 2 - 3

§          Какой персонаж произведения К.И. Чуковского был «умывальников начальник»?

а) Бибигон;

б) Айболит;

в) Бармалей;

г) Мойдодыр.

Слайд 4 - 5

§          Кто из указанных героев сказки «Приключения Буратино» является куклой из театра Карабаса-Барабаса?

а) Папа Карло;

б) Тортила;

в) Пьеро;

г) Дуремар.

Слайд 6 - 7

§          За какими цветами мачеха отправила в лес падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»?

а) ландышами;

б) тюльпанами;

в) подснежниками;

г) розами.

Слайд 8 - 9

 

§           Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка?

а) одно;

б) два;

в) три;

г) четыре.

Дополнительные задания

Слайд 10 - 11

 

§          За что Чиполлино посадили в тюрьму?

а) перешёл улицу на красный свет;

б) дёрнул Вишенку за косичку;

в) наступил на мозоль принцу Лимону;

г) рассказал плохой анекдот.

Слайд 12 - 13

§          Кого маленькая разбойница дала в помощь девочке Герде в сказке «Снежная королева»?

а) Жар-птицу;

б) северного оленя;

в) Сивку Бурку;

г) Конька-горбунка.

Слайд 14 - 15

§          Кого обманула лиса  в басне Крылова?

а) ворону;

б) стрекозу;

в) волка;

г) мартышку.

Слайд 16 - 17

§          Кто из персонажей стихотворения А.Л. Барто всё время вздыхал?

а) зайка;

б) мишка;

в) лошадка;

г) бычок.

IV РАУНД - ДЕТЕКТИВНЫЙ

(3 участника)

(звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса….)

Ведущий: Вы слышали когда-нибудь эту музыку? Она звучит в детективном фильме «Приключения ….». А вы знаете, что такое детектив? Это жанр литературы, в котором описываются разные преступления и то, как сыщики их раскрывают по самым незначительным деталям, по отпечаткам пальцев и т.д. Вот и сейчас я предлагаю нашим участникам побыть в роли детективов. Объявляю следующий раунд – детективный.

Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Ведь у каждого уважающего сыщика есть картотека, в которую он заносит приметы интересующих его людей. Такие приметы есть и у нас. Сейчас каждому участнику по очереди будут предложены приметы, по которым он должен будет определить героя и назвать произведение. Если участник отгадывает героя с первой подсказки он получает 5 баллов, если со 2-ой – 4 б., если с 3-ей – 3 б., с 4-ой – 2 б., с 5-ой – 1 б. Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры.

Слайд 18 - 19

 Подсказки:

1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

2. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.

3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.

Ответ: Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.

 

Слайд 20 - 21

Подсказки:

1.       Этот герой любит полакомится рыбкой.

2.      Этот герой достался в наследство одному бедному юноше, младшему брату, братья которого получили после смерти отца мельницу и осла.

3.       Нашему герою удалось обмануть короля, великана-людоеда.

4.       Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса.

5.      Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги.

Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.

Слайд 22 - 23

Подсказки:

1.                  Его голова набита опилками.

2.                  Он любит ходить на дни рождения своих друзей, в гости, а особенно по утрам.

3.                  Его увлечение - сочинять вопилки, пыхтелки и сопелки.

4.                  Его любимые блюда - варенье и мёд.

5.                  Самый большой его друг - Пятачок.

Ответ: Винни-Пух. «Винни-Пух и все, все, все» А. Милн.

V РАУНД - УГАДАЙ-КА

(2 участника)

Ведущий: Остались самые находчивые, и самые знающие участники. Они показали наилучшие результаты. И сейчас самый трудный раунд – финальная игра.

Я прочитаю каждому участник отрывок из литературного произведения, вы должны назвать произведение и его автора.

1. «— Бабушка, почему у вас такие большие руки?

— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие уши?

— Чтобы лучше слышать, дитя мое.» («Красная Шапочка». Шарль Перро)

Слайд 24

2. «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе». («Дюймовочка». Г.-Х. Андерсен.)

Слайд 25

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

3. «Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал». (Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

Слайд 26

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

III. Рефлексия.

1.Награждение победителя.

2. Итог урока.

 Ведущий: В заключение нашей игры я хочу напомнить нашим ребятам пословицы. Помните, как в народе говорят:

Учиться никогда не поздно.

Век живи – век учись.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Ведущий: А моя самая любимая пословица такая:

Книгу прочитал – умнее стал.

И действительно, почётное звание «Самый умный» в нашей интеллектуальной игре получил тот, кто много читает! Чтение – вот лучшее учение. Желаю всем остальным ребятам не огорчаться, а читать больше интересных книг!

Я к вам обращаюсь, милые дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

 

 

 


а   а  а   а

 

 

 

 

 

 

 

б   б  б   б

 

 

 

 

 

 

в   в   в   в

 

 

г   г   г   г